Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Вопросы безопасности центрально-азиатского региона на современном этапе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Безопасность в регионе ЦА 10
1.1 Текущая ситуация и тенденции в регионе ЦА 10
1.2 Особенности функционирования системы обеспечения безопасности государств ЦА 16
Глава 2. Анализ проблем безопасности стран ЦА 29
2.1 Причины распространения экстремизма в странах Центральной Азии 29
2.2 Террористические угрозы в регионе ЦА 39
Глава 3. Влияние акторов в Центральной Азии на политику безопасности 51
3.1 Контекст двусторонних отношений США и России в регионе ЦА 51
3.2 Международное сотрудничество Китая в борьбе с терроризмом 62
Заключение 70
Список источников и литературы 74
Введение:
Актуальность работы. Центральная Азия традиционно считается местом противостояния великих держав. Именно так она рассматривалась еще в конце XIX века в российско-британской «Большой игре», и такое восприятие стало вновь актуальным после распада Советского Союза, который вывел среднеазиатские республики на международную арену как новые независимые государства.
Сегодня продолжает бытовать мнение, что этот регион является местом
для «игры мускулами» как для мировых, так и региональных держав. Вместе с тем такой подход небесспорен по двум причинам.
Во-первых, все мировые и региональные державы занимают там определенные ниши, в результате чего прямое соперничество между ними не является открыто конфронтационным.
Во-вторых, государства Центральной Азии отнюдь не пассивные акторы и во многих отношениях сами устанавливают правила игры. К тому же им отлично удается играть на противоречиях между внешними игроками.
Регион Центральной Азии в последнее время привлекает к себе все больше внимания. В данном регионе, система безопасности неразрывно связана с глобальной системой безопасности, а проблема «новых вызовов» стоит особенно остро. Основные угрозы национальной безопасности для центрально-азиатских стран носят транснациональный характер. Одновременно они имеют региональную специфику, которая присуща периодам развития государств и вызванная ограниченностью внутренних ресурсов. Завершение военно-политического противостояния «холодной войны» расширило круг измерения этого понятия и увеличило количество внутренних вооруженных конфликтов. В Центральной Азии, как правило, они носят этнорелигиозный характер, а иногда клановый, как это имело место в Таджикистане.
Помимо этого, международный терроризм, религиозный экстремизм и этнонациональный сепаратизм, организованная преступность, незаконный оборот наркотических средств и оружия, нелегальная миграция нашли благодатную почву на данной территории.
Проблема международного терроризма заслуживает отдельного рассмотрения: в центрально-азиатском регионе оперируют международные террористические организации или их подразделения, радикально настроенные исламские фундаменталисты, экстремистские группировки, что, вне всякого сомнения, вызывает обеспокоенность как государств региона, так и всего мирового сообщества. Территориальная близость Афганистана, который, несмотря на относительный «успех» операции антитеррористической коалиции, все еще остается «осиным гнездом» терроризма и наркобизнеса, также является дестабилизирующим фактором.
С политической точки зрения, а также ввиду богатых человеческих и природных ресурсов, в частности, энергоносителей, Центральная Азия представляет собой стратегически важный регион, где пересекаются интересы многих участников – будь то державы глобального значения, как Россия, Китай и США, будь то державы регионального значения, как Пакистан, Индия, Иран и др.
Цель работы – проследить логику возникающих вопросов и развития сотрудничества государств в борьбе с угрозами безопасности, рассмотреть действующие механизмы противодействия угрозам, проанализировать их функционирование, потенциал и перспективы дальнейшего развития через призму происходящих внутрирегиональных процессов.
Исходя из поставленной цели, в работе стояли следующие задачи:
• Охарактеризовать текущую ситуацию и тенденции в регионе ЦА;
• Выявить значимые особенности функционирования системы обеспечения безопасности государств ЦА;
• Определить причины распространения экстремизма в странах Центральной Азии;
• Раскрыть возникающие террористические угрозы в регионе ЦА;
• Проанализировать контекст двусторонних отношений США и России в регионе ЦА;
• Проанализировать аспект международного сотрудничества Китая в борьбе с терроризмом.
Объектом исследования работы выступает непосредственно безопасность в регионе Центральной Азии.
Предметом исследования работы являются проблемы безопасности региона на современном этапе, различные аспекты сотрудничества на государственном и межгосударственном уровне, а также особенности и факторы влияния внешних акторов в регионе Центральной Азии.
Степень изученности проблемы. Исследование стратегии, вопросов международных отношений стран в Центральной Азии, профилактика борьбы с экстремизмом и терроризмом, является весьма актуальным направлением научных исследований. В РФ данной проблематике посвящены работы Анненкова В.И. , Баева Л.В. , Егорова Е.Н. , Кортунова А.В. , так, например Мурзагалеев Р.И. , Сулейманов А.Р. ,в работе «Профилактика экстремизма в России и странах Центральной Азии», акцентировали внимание на проблеме религиозного экстремизма в России, Кыргызстане и Узбекистане, Фролова И.Ю. где он рассматривает проблемы в сфере межнациональных отношений Китая и др.
Современные процессы развития вопросов безопасности в регионе ЦА, а также политику различных стран в регионе достаточно плодотворно изучают ученые из стран ЦА, в частности Абишева М.А., где в исследовании впервые
Текст работы:
1. В силу географической близости к региону Ближнего Востока и Афганистану государства Центральной Азии сталкиваются с рядом серьезных угроз безопасности. К их числу можно отнести распространение радикального ислама, терроризма, наркоторговли, организованной преступности, сложности обеспечения контроля и безопасности границ и др. Большинство данных угроз носят трансграничный характер, и усилий государств региона только лишь на национальном уровне для преодоления данных вызовов явно не достаточно. Противостояние этим угрозам отвечает ключевым национальным интересам всех стран Центральной Азии.
2. Помимо внешних угроз стабильности государств региона существует ряд внутренних вызовов, с которыми страны Центральной Азии сталкиваются в разной степени, преодолеть которые окончательно, однако, пока не удается ни одной из них. К таким вызовам относятся неустойчивость политических институтов и проблема обеспечения преемственности политических курсов, угроза обострения этнических конфликтов, скромные темпы развития экономики и, как следствие, неспособность гарантировать занятость населения и высокие темпы трудовой эмиграции.
3. Каждая центральноазиатская республика принимает комплекс мер по противодействию экстремизму: усиление контроля на таможенных и паспортно-визовых по¬стах (границе); мониторинг и проверка деятельности религиозных структур; профилактическая работа в средствах массовой информа¬ции; укрепление государственных и общественных структур по борьбе с экстремизмом; усиление военно-профессионального потенциала стран.
Несмотря на все эти меры, которые предпринимаются стра¬нами в сфере противодействия экстремизму, их нельзя отнести к абсолютно эффективным. Экстремизм, как проблема наднацио¬нального уровня, выходит за рамки отдельных государств и легко адаптируется к их особенностям.
Международное сотрудничество стран Центральной Азии (как и всего постсоветского региона в целом) в вопросах про¬тиводействия экстремизму и терроризму обусловлено, общим историко-культурным развитием и близким восприятием экстремистских угроз, объективно существующей по¬требностью координации действий, имеющей первостепенное значение для наших стран, реальными возможностями согласования значимых проектов и мероприятий в общем деле. Перед лицом глобального экстремизма – единственный путь к международной и национальной безопасности ведёт через кон¬солидацию сил России и стран Центральной Азии.
4. Несмотря на предпринимаемые международным сообществом меры противодействия, уровень как глобальной, так и региональной террористической угрозы остается высоким. Отмечается стремление международных террористических организаций активно участвовать во внутренних конфликтах суверенных государств, что способствует постепенному размыванию границ между международным и внутренним терроризмом и усиливает их влияние на социально-политическую обстановку в других странах.
Среди факторов, оказывающих определяющее влияние на современные террористические угрозы для государств ЦА, остаются продвигаемая запрещенной террористической организацией «Исламское государство» идея создания «всемирного халифата», усиливающаяся информационно-пропагандистская и вербовочная деятельность других международных террористических организаций и религиозных экстремистских организаций в киберпространстве, ориентированная на дестабилизацию обстановки в конкретных странах, а также возвращение из «горячих точек» в страны происхождения террористов, имеющих опыт боевых действий и ориентированных на ведение подрывной работы на местах, включая страны Европы и государства СНГ.
Дополнительно формируются угрозы активизации террористической
деятельности против государств ЦА в связи с возвращением иностранных
боевиков-террористов в страны происхождения, а также значительным количеством последователей радикальных течений в исламе. Возвращающиеся рекруты, получившие навыки поддержания конспиративной связи, ведения диверсионно-террористической работы и опыт участия в боевых действиях, объединяются в бандгруппы, готовые к выполнению установок по совершению терактов.
5. Россия и США обеспокоены «чрезмерным присутствием» Китая в регионе, однако ни одна из них не готова бросить прямой вызов Пекину. Обе страны обеспокоены риском насильственного свержения режима и последующей нестабильности, однако выдвигают диаметрально противоположные решения: США видят выход в развитии гражданского общества, в то время как Россия считает его потенциальной угрозой. Даже в отношении исламского радикализма представления двух стран о том, что является плодородной почвой для радикализма, весьма различны, и их взгляды на то, как бороться с насильственным экстремизмом, диаметрально противоположны. Стоит отметить, что опасения двух стран перед «побочными последствиями» Афганистана так и не материализовались.
Среди многих тенденций исламского радикализма, выявленных и задокументированных, две непосредственно касаются России. Это «перемещение» северокавказского радикализма в Центральную Азию, и особенно в Казахстан, а также риск радикализма в сообществе мигрантов из
Центральной Азии. Режимам стран региона, озабоченным собственной стабильностью и безопасностью, российское восприятие угрозы ближе, чем
американское, что, конечно, помогает Москве укреплять каналы связи со
столицами центральноазиатских государств.
6. В настоящий момент первоочередной задачей внешней политики Китая в Центральной Азии, так же как и столетия назад, является «поддержание безопасности и стабильности на своих западных рубежах, или то, что сейчас называется борьбой против «трех зол» – международного терроризма, национального сепаратизма и религиозного экстремизма».
Стратегии мировых держав – в Центральной Азии имеют как общие, так и особенные черты. К общим трендам мы можем отнести в первую очередь экономическую политику. Все государства заинтересованы в выстраивании взаимовыгодных торгово-экономических отношений с регионом. США и Китай заинтересованы в Центральной Азии с точки зрения ее энергоресурсного потенциала. В то же время Россия и США рассматривают данную территорию и в качестве важного геополитического форпоста, где у каждой из сторон есть свои национальные интересы и приоритеты.
Китай на сегодняшний день отказывается от прямого военного присутствия в регионе, делая ставку на рычаги экономического воздействия, в первую очередь в рамках ШОС. В результате, как можно отметить, сегодня Центральноазиатский регион понимается как движущая сила, обеспечивающая «мирный подъем Китая».
Заключение:
Актуальность работы. Центральная Азия традиционно считается местом противостояния великих держав. Именно так она рассматривалась еще в конце XIX века в российско-британской «Большой игре», и такое восприятие стало вновь актуальным после распада Советского Союза, который вывел среднеазиатские республики на международную арену как новые независимые государства.
Сегодня продолжает бытовать мнение, что этот регион является местом
для «игры мускулами» как для мировых, так и региональных держав. Вместе с тем такой подход небесспорен по двум причинам.
Во-первых, все мировые и региональные державы занимают там определенные ниши, в результате чего прямое соперничество между ними не является открыто конфронтационным.
Во-вторых, государства Центральной Азии отнюдь не пассивные акторы и во многих отношениях сами устанавливают правила игры. К тому же им отлично удается играть на противоречиях между внешними игроками.
Регион Центральной Азии в последнее время привлекает к себе все больше внимания. В данном регионе, система безопасности неразрывно связана с глобальной системой безопасности, а проблема «новых вызовов» стоит особенно остро. Основные угрозы национальной безопасности для центрально-азиатских стран носят транснациональный характер. Одновременно они имеют региональную специфику, которая присуща периодам развития государств и вызванная ограниченностью внутренних ресурсов. Завершение военно-политического противостояния «холодной войны» расширило круг измерения этого понятия и увеличило количество внутренних вооруженных конфликтов. В Центральной Азии, как правило, они носят этнорелигиозный характер, а иногда клановый, как это имело место в Таджикистане.
Помимо этого, международный терроризм, религиозный экстремизм и этнонациональный сепаратизм, организованная преступность, незаконный оборот наркотических средств и оружия, нелегальная миграция нашли благодатную почву на данной территории.
Проблема международного терроризма заслуживает отдельного рассмотрения: в центрально-азиатском регионе оперируют международные террористические организации или их подразделения, радикально настроенные исламские фундаменталисты, экстремистские группировки, что, вне всякого сомнения, вызывает обеспокоенность как государств региона, так и всего мирового сообщества. Территориальная близость Афганистана, который, несмотря на относительный «успех» операции антитеррористической коалиции, все еще остается «осиным гнездом» терроризма и наркобизнеса, также является дестабилизирующим фактором.
С политической точки зрения, а также ввиду богатых человеческих и природных ресурсов, в частности, энергоносителей, Центральная Азия представляет собой стратегически важный регион, где пересекаются интересы многих участников – будь то державы глобального значения, как Россия, Китай и США, будь то державы регионального значения, как Пакистан, Индия, Иран и др.
Цель работы – проследить логику возникающих вопросов и развития сотрудничества государств в борьбе с угрозами безопасности, рассмотреть действующие механизмы противодействия угрозам, проанализировать их функционирование, потенциал и перспективы дальнейшего развития через призму происходящих внутрирегиональных процессов.
Исходя из поставленной цели, в работе стояли следующие задачи:
• Охарактеризовать текущую ситуацию и тенденции в регионе ЦА;
• Выявить значимые особенности функционирования системы обеспечения безопасности государств ЦА;
• Определить причины распространения экстремизма в странах Центральной Азии;
• Раскрыть возникающие террористические угрозы в регионе ЦА;
• Проанализировать контекст двусторонних отношений США и России в регионе ЦА;
• Проанализировать аспект международного сотрудничества Китая в борьбе с терроризмом.
Объектом исследования работы выступает непосредственно безопасность в регионе Центральной Азии.
Предметом исследования работы являются проблемы безопасности региона на современном этапе, различные аспекты сотрудничества на государственном и межгосударственном уровне, а также особенности и факторы влияния внешних акторов в регионе Центральной Азии.
Степень изученности проблемы. Исследование стратегии, вопросов международных отношений стран в Центральной Азии, профилактика борьбы с экстремизмом и терроризмом, является весьма актуальным направлением научных исследований. В РФ данной проблематике посвящены работы Анненкова В.И. , Баева Л.В. , Егорова Е.Н. , Кортунова А.В. , так, например Мурзагалеев Р.И. , Сулейманов А.Р. ,в работе «Профилактика экстремизма в России и странах Центральной Азии», акцентировали внимание на проблеме религиозного экстремизма в России, Кыргызстане и Узбекистане, Фролова И.Ю. где он рассматривает проблемы в сфере межнациональных отношений Китая и др.
Современные процессы развития вопросов безопасности в регионе ЦА, а также политику различных стран в регионе достаточно плодотворно изучают ученые из стран ЦА, в частности Абишева М.А., где в исследовании впервые
Список литературы:
Глава 1. Безопасность в регионе ЦА
1.1 Текущая ситуация и тенденции в регионе ЦА
Центральная Азия – это очень сложный и неоднозначный регион. В этом его уникальность, проблемы, риски и возможности. В целом, можно признать растущую роль, которую Центральная Азия играет в мировой политике. При этом роль эта трактуется несколько своеобразно: наделяемый ею регион предстает не как самостоятельный политический игрок, но как «поле сражения» или «шахматная доска» ведущих мировых держав. Такие обобщенные штампы не отражают ситуацию внутри региона и его меняющуюся роль в евразийской геополитике и геоэкономике.
Поскольку речь идет об очень идеологизированной сфере, всегда имели, и будут иметь место намеренные искажения и определенные передергивания используемых фактов и аргументации. Таким образом, в результате ангажированности к оценкам региональной ситуации и выработке рекомендаций представителями зарубежных политических элит могут приниматься неверные, а иногда и опасные, с точки зрения Центральной Азии, решения.
Обладая важным геостратегическим значением, огромными природными ресурсами, высоким транзитно-транспортным потенциалом, Центральная Азия является зоной пересечения интересов и устремлений внешних центров сил. При этом в новых геополитических реалиях их стратегические цели и подходы по ряду аспектов сотрудничества в регионе совпадают и не всегда находятся в состоянии конкуренции.
За последние года произошло несколько важных событий, которые будут определять будущее региона в долгосрочной перспективе.
Во-первых, набирает обороты торговая война между США и Китаем. Очевидно, чем сильнее будут противоречия между этими глобальными игроками, тем больше внимания китайское правительство будет уделять проекту ЭПШП, в рамках которого основную роль будет играть Центральная Азия. Для региона это будет означать рост инвестиций и введение новых инфраструктурных проектов.
Во-вторых, 1 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС , который призван регулировать функционирование общего таможенного пространства. Несмотря на скепсис некоторых аналитиков, евразийская интеграция углубляется, и за последние несколько лет проделана огромная работа, связанная с созданием и расширением нормативно-правовой базы ЕАЭС, разработкой правил общего экономического пространства, снятием барьеров на пути движения капитала, товаров, услуг, технологий и рабочей силы.
В-третьих, в 2018 г. состоялся визит Владимира Путина в Узбекистан , в ходе которого были подписаны десятки соглашений в области экономического, военно-технологического и научно-образовательного сотрудничества. Эта новый шаг не только в отношениях двух государств, но, возможно, и новая страница для всего региона. Рынок ЕАЭС (в частности, российский рынок) привлекателен для узбекских компаний, а Узбекистан интересен с точки зрения расширения экспорта российских технологий и образования. Углубление российско-узбекского сотрудничества позволит создать новую экономическую и политическую архитектуру Центральной Азии.
Охарактеризовать процессы, формирующие повестку дня для Центральной Азии на ближайшие пять лет, можно такими положениями – сочетание несочетаемого, средний класс, срединное государство и собственная идентичность.
1. В Центральной Азии формирование новых и углубление старых противоречий сопровождается появлением ранее неизвестных форм «сшивания» социального, экономического и политического пространства.
Действительно, с одной стороны, в Центральной Азии существует и продолжает углубляться разрыв по целому ряду направлений.
Во-первых, регион стремительно фрагментируется по уровню и качеству жизни. Экономическая активность и богатство концентрируется в крупнейших городах и отдельных районах, ориентированных на добычу сырья. При этом большая часть населения, проживает в районах с низким уровнем доходов и качеством жизни.
Во-вторых, в регионе существуют разнонаправленные демографические тенденции. Быстро растут мегаполисы (например, население Астаны за 30 лет выросло почти в 4 раза); традиционные аграрные районы, расположенные в долинах рек и плодородных оазисах, в которых еще не завершился демографический переход; новые промышленные центры, куда едут работать жители остальных регионов (например, крупнейшие центры нефтедобычи — Атырауская и Мангыстауская области). При этом в старых промышленных центрах и аграрных районах, преимущественно заселенных «европейцами», население сокращается.
В-третьих, темпы и характер урбанизации, которая продолжается в Центральной Азии, серьезно различаются в зависимости от местности. Здесь можно выделить индустриальные высокоурбанизированные районы, сформировавшиеся в советский период; постиндустриальные мегаполисы, испытавшие взрывной рост за последние 20 лет; а также обширные преимущественно аграрные районы, которые до сих пор не могут преодолеть последствия мощной волны дезурбанизации постсоветского периода. Кроме того, продолжается процесс этнической гомогенизации государств Центральной Азии — доля этнических меньшинств сокращается, а их представители постепенно вытесняются из политической и экономической жизни. Нельзя не отметить, что существует явная тенденция к усилению