Регионоведение/Экономика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Военно-техническое сотрудничество России и стран Латинской Америки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Основные аспекты военно-технического сотрудничества
стран Латинской Америки. 8

1.1 Военно-техническое сотрудничество как особый вид
международных отношений. 8

1.2 Характерные черты Латинской Америки и
военно-технического сотрудничества с ней. 27

2. Анализ военно-технического
сотрудничества России и стран Латинской Америки. 34

2.1 Политика и задачи России в
Латинской Америке. 34

2.2 Венесуэла и Куба, основа политики
Южной Америки России. 46

Заключение. 52

Список использованной литературы.. 55

 

  

Введение:

 

Сотрудничество России и Латинской Америки имеет
большую историю, в том числе в военно-промышленной сфере. После распада СССР
масштаб сотрудничества значительно сократился. В 1990-х гг. Россия предприняла
первые попытки расширить влияние на латиноамериканский рынок вооружений, а в
2000-х гг. — в полной мере восстановила свое присутствие  в данном сегменте. Это было обусловлено как
экономическими, так и политическими причинами.

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) с иностранными
государствами обладает уникальной особенностью — универсализмом воздействия на
внешнюю среду. Это интегративный инструмент продвижения политических и
экономических интересов страны, имеющий значение и для поддержания и развития
технологического потенциала государства-производителя.

ВТС относится к стратегическому партнерству. Покупка
военной продукции — только первый шаг, за которым следуют обучение и подготовка
специалистов, присутствие военных советников в вооруженных силах покупателя, а
также постпродажное обслуживание: закупка комплектующих и боеприпасов,
постройка инфраструктуры.

Весомым фактором, сдерживающим потенциал ВТС России в
Латинской Америке, служит противодействие со стороны США, которые угрожают
введением экономических и политических санкций в отношении государств,
сотрудничающих с РФ. Учитывая текущее неустойчивое социально-экономическое
положение региона, аналитики полагают, что такой шаг чреват дестабилизацией
ситуации. Сложившейся обстановкой в значительной мере объясняется стремление
платежеспособных стран региона закупать у российских поставщиков
преимущественно продукцию двойного назначения; исключение составляют Венесуэла,
Перу и Никарагуа.

Актуальность
работы
. В
2019 г. исполняется 18 лет со времени установления ВТС России  с 
Венесуэлой. В мае 2001 г. было подписано межправительственное
соглашение, в  соответствии с которым в
южноамериканскую страну поставлялись российские системы вооружений. Данное
соглашение усилило геополитическое присутствие РФ в регионе и расширило
экономическое сотрудничество между странами.

Целью работы является изучение
военно-технического сотрудничества России и стран Латинской Америки.

Задачи работы:

1.               
Рассмотреть военно-техническое сотрудничество как особый вид международных
отношений

2.               
Изучить характерные черты Латинской Америки и военно-технического
сотрудничества с ней

3.               
Провести анализ военно-технического сотрудничества России и стран Латинской
Америки

4.               
Изучить политику и задачи России в Латинской Америке

5.               
Проанализировать Венесуэлу и Кубу как основу политики Южной Америки России

Объектом работы выступает военно-техническое сотрудничество
России со странами Латинской Америки, их развитие в русле
российско-латиноамериканского политического и экономического взаимодействия.

Предметом исследования является процесс становлення военно-технического
сотрудничества России со странами Латинской Америки в исторической перспективе
и современном состоянии.

Методология исследования основывается на критерии научной объективности,
предполагающем достоверное воспроизведение реальности с применением принципа
историзма, конкретности, системности обоснованности выдвигаемых положений.
Принцип научной достоверности предусматривает опору на научные данные, на
использование исключительно научных выводов и положений. Принцип объективности
предполагает анализ всей совокупности фактов, учета специфики
торгово-экономических, культурных аспектов сотрудничества субъектов РФ со
странами Латинской Америки. 

Степень разработанности темы. Вопросы военно-технического сотрудничества России
с зарубежными странами рассматриваются в работах С.Бартенева, С.Благоволина,
В.Борисова, Г.Горностаева, А.Гурова, М.Дмитриева, А.Колесникова, В.Королева,
Б.Кузыка, В.Лященко, А.Михайлика, А.Пискунова, И.Пузина, Э.Стендера,
Р.Фарамазяна, В.Хорева, С.Чемезова и др.

Общие теоретические вопросы военно-экономического потенциала нашли
отражение в трудах Буневич К.Г., Давыдов В. М., Кокошин А. А., Кудров В.М.,
Левкин И.М., Максимов С.Н., Платонова И.Н., Бадрак В., Ревенко Л.С., Терновая
Л.О. и др.

Исследованию проблем глобализации посвящено большое количество работ
отечественных ученых, в том числе Сизоненко А. И., Ларина Ю.М. , Пономарева
Е.С., Хетагуров А., Шаховская Л.С., Матвеев В.В., Долматович И.А., Лобер В. Л.
и др.

Гипотезой работы является предположение о возрастающем и
противоречивом воздействии ВТС и динамично развивающейся глобализации мировой
общей и военной экономики России в сотрудничестве со странами Латинской Америки. 

Источниковая база работы. Решение поставленных в диссертации задач
обеспечено достаточным количеством источников, среди которых логично выделить
нормативно-законодательные акты, делопроизводственные документы,
публицистические источники, статистические данные.

Эмпирическую базу работы составляют: Концепция внешней политики Российской
Федерации, различные соглашения и декларации между РФ и странами Латинской
Америки, Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством
Боливарианской Республики Венесуэла, Соглашение между Правительством РФ и
Правительством ФР Бразилии о сотрудничестве в области мирного использования
атомной энергии, Совместное заявление по итогам официальных переговоров между Президентом
РФ В.В. Путиным и Президентом ФР Бразилии Л.И. Лулой да Силва  и другие.

Практическое значение работы состоит в том, что сформулированные в ней
основные положения, выводы, предложения и практические рекомендации могут быть
использованы: при формировании концептуальных основ государственной политики в
области ВТС с зарубежными государствами в условиях динамичного развития в мире
процессов глобализации;  в процессе
разработки и осуществления соответствующими органами исполнительной власти
конкретных мер, направленных на совершенствование механизма государственного
регулирования ВТС со странами Латинской Америки, повышение его эффективности;

Положения, выносимые на защиту:

— результаты анализа современного состояния ВТС России со странами
Латинской Америки, причины ослабления их военно-экономической безопасности;

— итоги исследования особенностей вхождения России в мировое хозяйство и их
влияние на активную и пассивную часть ВТС России со странами Латинской Америки;

— результаты анализа опыта развития внешних военно-экономических отношений
Латинской Америки и обоснование возможных направлений практического
использования этого опыта в соответствующей отечественной практике;

— характеристика основных форм, особенностей и перспектив развития ВТС
России со странами Латинской Америки;

— обоснование возможных направлений расширения, совершенствования форм и
механизма государственного управления ВТС в целях укрепления России в условиях
глобализации;

— авторская оценка роли ВТС в развитии отношений между Россией и Латинской
Америкой в условиях происходящей глобализации мировой военной экономики.

Работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.

Научная новизна. Развитие ВТС латиноамериканских стран и России вызывает
интерес у российских исследователей, что отражается в тематике научных
публикаций. Однако недостаточно проработанной остается тема влияния
политического и социально-экономического развития стран региона на их ВТС.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

После холодной войны Россия вышла из ближнего зарубежья и западного полушария,
чтобы сосредоточиться на проведении более плодотворной внутренней политики.

Современные стратегии военно-технического сотрудничества – прежде всего
экономические и маркетингово-политические. Развитие партнерства в сфере
военно-технического сотрудничества имеет долгосрочное стратегическое значение,
поскольку закупка вооружений влечет за собой потребность сотрудничества в
других областях, связанных с его использованием.

Однако за последние два десятилетия Россия вновь появилась в Латинской
Америке, особенно работая в нестабильных антиамериканских странах, связанных с
коммунистическими или социалистическими идеалами. Рост российской военной
активности на Кубе, в Никарагуа и Венесуэле не привлек значительного внимания
(за исключением недавнего случая с Венесуэлой), несмотря на многочисленные
угрозы, связанные с его присутствием и влиянием. Эти отношения должны вызывать
большую обеспокоенность, особенно в связи с тем, что в прошлом Москва
использовала нетрадиционную тактику ведения войны, которая одновременно бросает
вызов международным нормам и напрямую бросает вызов интересам США.

Отношения РФ со странами Латинской Америки после 1991г. носили сложный
характер. После распада СССР новому независимому государству РФ потребовалось
время для преодоления внутренних трудностей, и, соответственно, отношения с
латиноамериканским регионом были отодвинуты на задний план.

Однако, как было выявлено, после визитов Е.М. Примакова в Латинскую Америку
(1996-1997 гг) начинаются сдвиги, и уже после прихода В.В. Путина на пост
президента РФ начинается их активное развитие.

Автор пришел к выводу, что сотрудничество регионов РФ во всех плоскостях
наиболее развито с тремя странами Латинской Америки: Аргентиной, Венесуэлой,
Кубой, но наиболее активно проявилось в политических и экономических (включая
военно-технические) контактах с Венесуэлой, что было обусловлено потребностями
внешней политики правительства, возглавляемого У. Чавесом.

Проникновение России в начале 2000-х гг. на рынки стран Латинской Америки,
несмотря на первичность коммерческого фактора, имело значительную
геополитическую составляющую.

Активные попытки экспансии на рынки вооружений стран Латинской Америки
начались в конце 1990-х гг., но масштабным успехом увенчались несколько
позднее, с заключением крупных контрактов с Венесуэлой и Перу, а также
ограниченными закупками вооружений Бразилией, Мексикой, Эквадором, Аргентиной,
Колумбией, Уругваем, Боливией.

Существенным сдерживающим фактором для развития военно-технического
сотрудничества России со странами Латинской Америки неизменно выступает жесткое
отношение со стороны США, которые предполагают введение против государств
региона экономических и политических санкций на фоне в целом неблагополучного
социально-экономического положения у большинства из них, чреватых дестабилизацией
внутриполитической ситуации. В немалой степени этим объясняется то, что
номенклатура российских закупок платежеспособных стран региона преимущественно
ориентирована на системы двойного назначения (за исключением Венесуэлы, Перу и
Никарагуа).

С начала 2000-х гг. суммарный объем российских поставок вооружений странам
Латинской Америки составил около 14 млрд долл. , из которых поставки по линии
«Рособоронэкспорта» составили более 10 млрд долл. В настоящее время, по оценкам
ФСВТС, из совокупного портфеля заказов российского ОПК (более 50 млрд долл. в
2016 г.) на страны Латинской Америки приходятся около 1,5 млрд долл. Помимо
этого, «Рособоронэкспорт» участвует в тендерах или прорабатывает проекты
поставки авиатехники, вертолетов, средств ПВО и специальной автомобильной
техники в Аргентину, Бразилию, Колумбию, Мексику, Перу.

Однако современная динамика сотрудничества с Венесуэлой, в значительной
степени определяемая коммерческой составляющей и платежеспособностью, пока
демонстрирует затянувшуюся паузу.

Несмотря на заказ в 2015 г. партии из 12 истребителей Су-30 (на 480 млн
долл.), ввиду экономических вызовов дальнейшая перспектива роста венесуэльских
заказов весьма проблематична. Сохранение венесуэльского направления также будет
зависеть от стабильности нынешнего политического режима, поскольку оппозиция
ориентирована на США.

В современных условиях российская сторона считает основной целью поставок
вооружения и продукции двойного назначения, как бы парадоксально это ни
звучало, сохранение мира и стабильности в конкретной стране, регионе и мире в
целом.

Данная позиция основывается на понимании необходимости создания и
поддержания равновесия. Паритет в области вооружений способствует разрешению
конфликтных ситуаций ненасильственным (дипломатическим и политическим) путем.
Тем не менее, внешнеполитическая реальность показывает, что такого паритета
может оказаться недостаточно для предотвращения локального вооруженного
конфликта.

В стремлении к максимизации экономической выгоды участникам военно-технического
сотрудничества не следует забывать о необходимости сохранения всеобщего мира.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Основные
аспекты военно-технического сотрудничества стран Латинской Америки

1.1
Военно-техническое сотрудничество как особый вид международных отношений

Российская политика, нормы и институты в области экспорта вооружений
постоянно меняются с 1991 года. В марте 1992 года в Комитете по промышленности
и энергетике была создана рабочая группа по военно-техническому сотрудничеству
во главе с заместителем председателя В. Я. Витебским. Эта рабочая группа
состояла из представителей комитетов по международным делам; внешней торговли;
промышленности и энергетике; обороне и безопасности; планированию бюджета,
налог и цен. Государственные внешнеэкономические компании «Оборонэкспорт» и
«Спецвнештехника» (ранее — главные инженерные и ведомства) отвечали за выдачу
лицензий на поставки оружия. Это были автономные учреждения при Министерстве
внешних экономических связей (МИД). В соответствии с президентскими указами
была введена система лицензирования экспорта военной техники. В апреле 1992
года тогдашний президент Ельцин подписал указ о мерах по созданию экспортного
контроля в Российской Федерации. В мае 1992 года был подписан президентский
указ по МТК РФ с зарубежными странами. На него возложена регулирующая роль в
Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Это агентство
было поручено координировать двусторонние и многосторонние межправительственные
комиссии по ВТС, лицензировать продажу вооружений и военной техники,
произведенных иностранными государствами в третьих странах, при содействии
России, и утверждать документы о процедурах ВТС. Регулирующие функции были
также возложены на Министерство иностранных дел (МИД). Это министерство
контролирует соблюдение Россией международных обязательств и обеспечивает,
чтобы все участники ВТС уважали политические интересы Российской Федерации.

В августе 1992 года Министерство иностранных дел выдало новые лицензии на
военный экспорт. Было много государственных агентств, занимающихся экспортом
оружия, таких как главный департамент сотрудничества и сотрудничества МЧС,
Оборонэкспорт, Спецвнештехника, Воентех и Промэкспорт. Из-за присутствия многих
государственных учреждений в процессе принятия решений об экспорте оружия
возникли сложности. Для предотвращения дальнейшего ущерба в ноябре 1993 года
было создано единственное специализированное государственное учреждение
«Росвооружение» (Государственная корпорация по экспорту и импорту вооружений и
военной техники)[1].
Росвооружение работает под непосредственным руководством правительства России и
подотчетно президенту Российская Федерация. Его главная задача — заниматься
экспортом оружия и боевой техники на основе решений, принятых президентом или
правительством. В мае 1994 года был утвержден Статут о сертификации и
регистрации права предприятий на экспорт оружия, военной техники, работ и услуг
для военных нужд. Это привело к прямому контакту сертифицированных оборонных
предприятий с зарубежными странами, с которыми Россия была связана МТК. Военным
предприятиям было разрешено выставлять оружие и военную технику, получающие
разрешение на экспорт, подписывать контракты, раскрывать свои тактические и
технические характеристики, указывать примерную цену и, наконец, продавать
военную технику на основании должным образом полученных лицензий.

Согласно уставу, по запросу Государственного комитета оборонных предприятий
(Госкомоборонпром) Межведомственная комиссия по ВТС с иностранными
государствами должна была сертифицировать оборонные предприятия.
Госкомоборонпром должен был иметь необходимый комплект документов и мог
проводить выездные проверки предприятия. Копии заявления должны были получить
различные министерства и узловые агентства, такие как МИД, Министерство
обороны, Федеральная служба контрразведки, Министерство экономики,
Государственный таможенный комитет и Росвооружение. В состав аттестационной комиссии
Госкомоборонпрома вошли представители этих министерств и ведомств. Рекомендации
Госкомоборонпрома были в целом одобрены. На заключительных этапах Министерство
иностранных дел должно было оценить политические последствия сделки, если
таковая имела место.

В декабре 1994 года тогдашний президент Борис Ельцин подписал указ о том,
что Государственный комитет Российской Федерации по военно-технической политике
непосредственно подотчетен главе государства. Государственный комитет должен
был заняться разработкой федеральных программ и концептуальных подходов к ВТС,
проектов в рамках соответствующих межправительственных соглашений, программ с
зарубежными странами по совместной разработке и производству вооружения и
военной техники, а также участия в работе государственных комиссий и
международных организаций. Кроме того, на этот комитет была возложена
обязанность лицензировать проекты MTC и государственные оборонные заказы на
оборонный экспорт, включая компоненты и запасные части, с учетом внешнего долга
России, а также внешнего долга перед Россией. Госкомитет также должен был
контролировать соблюдение Россией различных международных договоров по ВТС. Это
новое агентство должно было координировать планирование НИОКР для поддержки и
развития экспортного потенциала оборонной промышленности, создавая тем самым
новые экспортные модели вооружений и модернизируя существующее вооружение и
оборонную технику. Совместная координация, реклама, маркетинг, заключение
договоров и участие в МТК с зарубежными странами, контроль за получением и
использованием валютной выручки от экспортных операций, установление цен на
основные средства защиты для экспорта и импорта, аудит внешнеэкономической
деятельности российских агентов МТК. Установление финансово-промышленных
отношений в оборонном комплексе России было задачей этого комитета. Комитет был
уполномочен приостановить действие лицензий, если участники внешнеэкономической
деятельности нарушили установленные процедуры МТК. Ему также было поручено
принимать иностранные делегации и отправлять делегации за границу для оказания
содействия МТК по согласованию с МИДом и МИДом. Эффективное управление
бюджетными ассигнованиями на программы МТК, реализация программ по вооружению,
ограничение утилизации и уничтожения оружия и боеприпасов и переоборудование
оборонной промышленности также входили в сферу его ответственности. Агентство
регулирующего управления под названием Государственный комитет было упразднено
в рамках реорганизации российского правительства в августе 1996 года, и его
функции были переданы Совету безопасности России. Без сомнения, Государственный
комитет пытался обеспечить строгий государственный контроль в области торговли
оружием и MTC.



[1] Бадрак В. Военно-техническое сотрудничество как
основная компонента военно-экономической безопасности Российской Федерации //
Государство и право. – 2016. — № 6. – С. 12-23. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы