Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Международные отношения

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Внешняя политика Чехии в 1990-е годы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ ЧЕХОСЛОВАКИИ В ПЕРИОД С 1950 ПО 1990 ГГ. 13
1.1. Особенности развития Чехословакии в 1950-1990 гг. 13
1.2. Разделение Чехословакии и его последствия 24
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЧЕХИИ В 1990-Е ГОДЫ 39
2.1. Внешнеполитический курс Чехии в 1993 – 1999-х гг. 39
2.2. Отношения Чехии с РФ в 1990-е годы 48
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЧЕХИИ 58
3.1. Влияние внешней политики Чехии, проводимой в 90-е годы на современное положение Чехии на международной арене 58
3.2. Перспектива развития чешско-российских международных отношений 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Одним из геополитических феноменов последнего десятилетия ХХ века в регионе Центральной и Восточной Европы был распад постсоциалистических федераций, возникновение новых независимых стран, формирование их государственности и разработка внешнеполитического курса. Составной частью этого процесса стал распад Чехословацкой Федеративной Республики (ЧСФР).
Так, после «бархатной революции» в Чехословакии была сформирована новая политическая система и на повестке дня встала проблема государственно-правового упорядочения отношений чешского и
словацкого народов.
Стоит сразу отметить, что в первые месяцы политических преобразований главный акцент делался на общегражданском и демократическом характере реформ, так это следовало из программных положений «Гражданского форума» в Чехии и «Общественности против насилия» в Словакии. Но демократизация политического режима объективно вела и к постановке вопроса о новых параметрах государственно-территориального устройства.
Преобразования 1989 года привели к изменению в положении национальных меньшинств страны. Последние получили гарантии свободного национально-культурного развития, защиты гражданских прав и
свобод. Следствием стремительного роста национального сознания среди населения многоэтнического федерации стала чрезвычайная привлекательность использования национальной идеи разнообразными силами и деятелями как средства распространения своей популярности и политического влияния.
На фоне углубления общеевропейских интеграционных процессов с начала 1990-х годов, распад целостного более чем 70-летнего федерального союза чехов и словаков выглядел деструктивным процессом. Но логика последующих событий показал, что в рамках независимых Чешской Республики (ЧР) и Словацкой Республики (СР) системные общественно-политические и социально-экономические преобразования происходили значительно быстрее, чем во время существования федеративного государства периода 1990-1992 годов.
Изменения в Чехии принесли с собой необходимость создания совершенно новой концепции внешней политики и внешнеполитической ориентации нового независимого государства.
Выбирая вектор внешнего развития, Чехия решила двигаться в сторону евроинтеграции и интеграции в НАТО. С этого момента отношения со странами, которые были участниками ЕС и НАТО были первоочередными. Отношения с остальными станами стали играть второстепенную роль. Среди второстепенных стран оказалась и Российская Федерация, которая и сама в этот момент переживала трансформационные процессы.
Стоит сказать, что характер отношений с основными международными игроками, в том числе с РФ, определенный Чехией в своей внешней политике в 90-е годы XX века оказывает влияние на развитие отношений на современном этапе. Выбранный Чехией вектор европейского развития на сегодняшний день сохраняется. В связи с этим, особую актуальность приобретает исследование особенностей развития Чехии как отдельного субъекта международных отношений, в том числе и ее внешнеполитического развития и влияния внешней политики Чехии, проводимой в 90-х годы XX века, на современное положение страны в мире.
Степень разработанности темы. Все существующие материалы по теме исследования можно разделить на три крупных блока.
Важно отметить отечественные исследования, в которых подробным образом анализируются особенности развития Чехословакии. В частности, В.Даньшина особое внимание уделяет вопросам экономических реформ, распада и внешней ориентации Чехословацкой республики. Краткая революционно-политическая история Чехословакии, понимание которой дает возможность проанализировать причины «бархатной революции» 1989 года, представлена в работе Н.В. Коровициной .
Следует отметить, что проблеме дезинтеграции Чехословакии посвящено внимание многих чешских ученых. Одним из самых известных современных исследователей, который уделил внимание событиям в Чехословакии данного периода, был чешский ученый Э. Стэнгер .
Указанные проблемы находятся в центре внимания Я.Рихлика , К.Водичкы . Данные авторы, прежде всего, анализируют ключевые факторы, которые привели к разделению Чехословакии, а также влияние этого события на дальнейшую судьбу чехов и словаков. Авторы рассматривали факт разделения Чехословакии с исторической и юридической точки зрения.
Также в рамках исследования особую значимость представляют работы отечественных исследователей, в которых подробно описана внешнеполитическая деятельности Чехии в 1990-е гг. XX века. В частности, Ю.А Щербакова анализирует существенные новые акценты во внешней политике Чехии, главными из которых являются вступление в апреле 1999 г. в НАТО, принятие в ЕС.
Тамарчина Н.А. в работе «Внешняя политика Чехии на пути к единой Европе» также представляет анализ направлений внешнеполитического курса Чешской республики в 1990-е гг. и выделяет существовавшие проблемы во внешней политике.
В иностранной историографии изучением вопросов чешской внешней политики занимался Коран М. в монографии «Чешская внешняя политика» . Среди приоритетных направлений он выделял интеграцию Чехии в ЕС и НАТО.
Проблему взаимоотношений между Чехией и РФ рассматривали такие авторы, как М.О. Копытина , В. Ланда . Исследование М.О. Копытиной посвящено вопросам торгово-экономических отношений между двумя странами. В.Ланда исследовал политическое взаимодействие Чехии и РФ в период с 1985 по 2003 год.
Кроме того, подробно разрабатывалась проблема взаимоотношений России и Чехии в 1990-х гг. чешский исследователь И. Вашичек в своей статье рассматривает основные направления сотрудничества, которые соответствуют стратегии развития России и Чехии, экономическим интересам государств, ориентированные на расширение двустороннего взаимодействия в различных сферах сотрудничества.
Таким образом, проанализировав труды чешских, зарубежных и российских ученых, мы можем сделать вывод, что проблема разделения Чехословакии, вопросы ее внешней политики в 90-е годы XX века, взаимоотношения с РФ исследованы в различных аспектах, которые дают нам возможность понять особенности общественно-политической жизни чехословацкого общества того времени и характер происходящих процессов.
Однако, ни в зарубежной, ни в отечественной науке не рассмотрено данное событие с политологической точки, в частности, как составной элемент демократического транзита, что отражает актуальность темы исследования.
Кроме того, несмотря на наличие значительное количество исследований по данной теме, важно отметить, что анализ внешнеполитической деятельности Чехии в 1990-е гг. носит в большей степени поверхностный характер. А вопрос влияния внешней политики Чехии в 90-е годы XX века на современное положение Чехии на международной арене практически не рассматривался в исследованиях, что также обуславливает актуальность данного исследования.
Объект исследования – Чехия как субъект международных отношений.
Предмет исследования – внешняя политика Чехии в 1990-е гг. XX века
Цель исследования – проанализировать основные направления внешней политики Чехии в 1990-е гг. XX века
Для достижения цели исследования, в работе были поставлены следующие задачи:
 изучить особенности развития Чехословакии в период с 1950 по 1990 гг.;
 рассмотреть разделение Чехословакии и его последствия;
 дать характеристику внешней политики Чехии в 1990-е годы;
 изучить внешнеполитический курс Чехии в 1993 – 1999-х гг. ;
 рассмотреть отношения Чехии с РФ в 1990-е годы;
 привести перспективы внешней политики Чехии;
 рассмотреть влияние внешней политики Чехии, проводимой в 90-е годы на современное положение Чехии на международной арене ;
 изучить перспективы развития чешско-российских международных отношений.
Хронологические рамки – в работе рассматриваются политические преобразования в Чехословакии в период с 1950 по 1992 гг. XX века, основные направления внешней политики Чехии в период с 1993 по 1999 гг., а также влияние выбранного Чехией курса развития на современные события, происходящие в 2018 году.
Территориальные рамки охватывают территорию бывшей Чехословакии, при этом в фокусе данного исследования оказывается Чехия.
Методология исследования представлена современными теоретическими и научными методами познания: метод дедукции, индукции, исторический анализ (проведено исследование вопроса в его исторической последовательности), сравнительный анализ (проведено сравнение эволюции подходов Чехии и РФ к развитию двухсторонних отношений), метод анализа и логического обобщения (проведен анализ вектора внешней политики Чехии в 90-е годы XX века, сделаны выводы), что наиболее соответствует тематике проведенного исследования.
Специальным методом исследования, примененным в работе, является метод сценариев (анализ возможных сценариев развития отношений между Чехией и Российской Федерацией).
При написании работы использован принцип историзма, объективности, всестороннего анализа проблемы, прогностический принцип, а также принцип исторической ретроспективы и перспективы. В работе использован системный подход.
Источниковедческий анализ. Для решения поставленных задач была привлечена различная историческая база. В частности, были изучены тексты Конституции Чехии (Чешской Республики) , принятой после распада Чехословакии, Концепция внешней политики Чешской Республики на 2003-2006 годы , Стратегия безопасности Чешской Республики за 2003 год , Концепция внешней политики Чешской Республики 2011 год , Концепция внешней политики Чешской Республики 2015 год .
Были рассмотрены материалы Национальной программы подготовки Чешской Республики к членству в Европейском союзе 1998 году и Европейское (ассоциативное) соглашение между Чешской Республикой и ЕС от 4 октября 1993 года .
С целью определения характера отношений между Чехией и РФ в 90-е годы XX века проанализированы материалы Договора о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Чешской Республикой , Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве , Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки и образования , Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений .
При написании дипломной работы также была привлечена информация о причинах и последствиях распада Чехословакии из статьи Стэнгера Э.К. «Распад Чехословакии как непредвиденное следствие бархатной» конституционной революции» . В частности, автор анализирует итоги «бархатной революции» и подчеркивает неизбежность разделения Чехословакии. Также при рассмотрении вопроса по разделу Чехословакии анализировались работы Андрейкина Ю. «Как расчленяли Чехословакию» , который также анализирует причины протестных настроений в стране и предпосылки разделения Чехословакии. Водичка К. в своей работе «Раздел Чехословакии – десять лет спустя» анализирует причины разделения Чехословакии и одной из главных причини разделения называет исторический фактор и адаптационный кризис при переходе к новому политическому строю и рыночной экономике. Эта работа стала важным материалом для исследования.
В процессе изучения внешней политики Чехии в 1993-1999 гг., исследовались материалы диссертации Тамарчиной Н.А. «Внешняя политика Чехии на пути к единой Европе» . В частности, автор анализирует основные направления внешнеполитического курса Чешской республики в 1990-е гг. и выделяет существовавшие проблемы во внешней политике. Кроме того, важным материалом для проведенного исследования стала работа И. Тарасова «Ориентиры внешней политики Чехии» . При работе над дипломом привлекалась информация монографии Отто Пика, Владимира Хандла «Чешская внешняя политика 1993-2004 гг.: достижения, проблемы и перспективы» . В монографии авторы обосновали важность для Чехии членства в международных организациях и сообществах.
В процессе работы анализировалась статья Файмона Н. «Путь Чешской Республики в Европейский Союз», в которой автор рассматривает этапы ведения переговоров о вхождения Чехии в ЕС . Кроме того, изучалась статья Габала И., Хельсуса Л. С. Шайна «Влияние членства в НАТО в Чешской Республике: изменение взглядов Чехии на безопасность, вооруженные силы и оборону», в которой рассматривались выгоды от вступления Чехией в НАТО .
При изучении отношений Чехии и РФ в 1990-е годы рассматривалась работа Трухачева В. «Чехия как партнер России» , в которой проанализировано противоречивое отношение Чехии к РФ
Также изучались материалы статьи Гопта Иво «Формирование внешнеполитической стратегии Чехии и Словакии по отношению к России в 1993 – 2015 гг.» . В работе проанализирована современная внешняя политика Чехии по отношению к РФ и рассмотрены предпосылки сегодняшней политики, вытекающие из событий 90-х гг. XX века.
Данное исследование достаточно обеспечено источниками, что позволяет делать достоверные выводы по анализируемым процессам и явлениям.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые проведен комплексный анализ влияния внешней политики Чехии, проводимой в 90-е годы XX века, на современное положение Чехии на международной арене, а также влияние выбранного вектора развития на современный характер отношений между Чехией и РФ. Проанализированы причины текущего состояния отношений с учетом ранее возникших предпосылок.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в работе проведен анализ особенностей внешней политики Чехии, а также ее влияние на развитие отношений с Россией исторической ретроспективе и перспективе.
Полученные в ходе комплексного анализа выводы, могут быть использованы для получения системного представления об особенностях внешней политики Чехии в 90-е годы XX века. А также для применения образовательными учреждениями в целях подготовки учебных курсов и научно-исследовательскими организациями как база для дальнейшего анализа вопросов внешней политики Чехии и ее взаимоотношений с ЕС, НАТО и РФ.
Структура работы. Представленный проект состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованных источников.
В первой главе изучены особенности развития Чехословакии в период с 1950 по 1990 гг. Во второй главе проведено исследование внешнеполитического курса Чехии в 1993 – 1999-х гг., в том числе и в отношении РФ. В третьей главе рассмотрено влияние внешней политики Чехии, проводимой в 90-е годы на современное положение Чехии на международной арене и на ее отношения с Россией

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В конце XX века в мире произошли изменения, которые поменяли расстановку сил на мировой арене. События в Чехословакии была одним из таких. Так, в стране в 1989 году произошла «Бархатной революции», которая привела к выходу страны из-под влияния СССР. Распад СССР, ликвидация ОВД и прекращение существования самого социалистического лагеря дала возможность Чехословакии избавиться от зависимости. В дальнейшем в результате «Бархатного развода» сформировалось два независимых государства – Чехия и Словакия. Это событие принесло политические и общественные изменения, а также необходимость создать совершенно новую концепцию внешней политики и внешнеполитической ориентации.
1. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в Чехословакии в 50-е – 90-е годы XX века основную роль в политическом процессе играла КПЧ. Чешский народ был недоволен ситуацией в своей стране и требовал от правительства проведения политических и экономических реформ. Вначале 1968 г. в Чехословакии возникли студенческие волнения, и развернулось движение за реформы. В историю это событие вошло под названием «Пражская весна», которая стала причиной ввода в Чехословакию войск Организации Варшавского договора.
Несмотря на подавление оппозиции, к концу 1970-х гг. была создана политическая партия «Хартия 77», ставшая легально действующей оппозиционной группой и возглавившая в 1989 году «бархатную революцию». В результате «бархатной революции» Коммунистическая партия Чехословакии утратила свою главенствующую роль, а к руководству страной пришли новые люди. В 1990 году было сформировано новое государство, которое получило название Чешской и Словацкой Федеративной Республики. А в 1992 г. было принято соглашение о разделении Чехословакии на два государства – Чехию и Словакию.
2. Мирное, конституционно-договорное прекращения чехословацкой федерации в 1992 году сыграло важную роль в завершении переходного периода и преобразовании Чехии и Словакии в стандартные европейские государства. То есть, как показывает чехословацкая практика, дезинтеграция может иметь положительные последствия и даже способствовать процессам демократизации.
Отказавшись от федерации, ведущие политические силы и их лидеры, руководство Чешской Республики открыли себе путь для реализации собственного видения процесса реформирования общества, государства и народного хозяйства. Все это позволило Чешской Республике стать развитой европейской страной. Чехия фактически продолжила традиции Чехословацкой Республики, а Словакии пришлось начать поиск собственной идентичности.
Стоит отметить, что Чешская Республика отличалась более устойчивым экономическим развитием, чем Словакия, что позволило ей быстрее укрепиться на международном рынке. Для Словакии же преодоление последствий раздела прошло сложно. Экономика Чехии стремительно развивалась, что дало возможность стране войти в ЕС, а в 1999 г. стать членом НАТО.
3. Итак, Чехия в качестве отдельного субъекта международных отношений появилась на мировой арене в 1993 году. Центральной задачей внешней политики государства стало утверждение своих позиций на политической арене и интеграция в политические союзы и предприятия.
Во внешней политике страны можно выделить основные направления, среди которых налаживание взаимовыгодного двухстороннего сотрудничества со странами, интеграция Чехии в ЕС, вступление и закрепление своих позиций в НАТО.
Стоит сказать, что достижение всех вышеприведенных целей внешней политики в краткосрочной перспективе оказалось невозможным. Вступлению в ЕС предшествовал долгий процесс подготовки, реформирования и переговорных процессов. Что касается вступления в Североатлантический Альянс, то данное предложение и необходимость проведения референдума по этому вопросу раскололо чешское общество пополам. При этом референдум так и не был проведен. Тем не менее, в 1999 году Чехия стала членом НАТО.
Таким образом, в 1993-1999 году Чехия активно реализовывала проевропейский вектор внешней политики.
4. Что касается развития отношений между Чехией и РФ в 90-е годы XX века, то говорить о положительных тенденциях в отношениях не приходилось. Это вызвано негативным отношением нового чешского правительства к социализму. На протяжении 90-х гг., в Чехии в значительной мере преобладал антисоветизм, что, безусловно, отразилось на проводимой внешней политике, которая была антироссийской. Это проявлялось не только в периодических антироссийских заявлениях чешских политиков, но и в практически постоянной критике России со стороны почти всех чешских СМИ.
Так, даже после распада Советского Союза Чехия рассматривала Российскую Федерацию как угрозу. В 90-е годы отношение чешского президента В. Гавела к Российской Федерации мешало установить стабильные экономические связи. Несмотря на то, что в 1993 году был подписан договор об экономическом сотрудничестве, Чехия не сильно стремилась наладить отношения с РФ, выбрав для себя западный вектор развития и ориентируясь в своей внешней политике исключительно на Европу и США.
Кроме того, тот факт, что Чешская Республика вступила в Организацию Североатлантического договора, сделал невозможными все перспективы налаживания российско-чешских отношений на союзной и доверительной основе.
5.При рассмотрении влияния внешней политики Чехии, проводимой в 90-е годы на современное положение Чехии на международной арене, была проанализирована Концепции внешней политики за 2015 г. В соответствие с Концепцией Чехия продолжает попытки сбалансировать свой внешнеполитический курс между превалирующими на западе политическими интересами и собственными экономическими интересами.
В чешской внешней политике можно отметить ряд внутренних противоречий: попытка стать региональным лидером пока не реализована. В первую очередь из-за достаточно большой конкуренцию со стороны других государств Центральной Европы и недостаточной влиятельности самой Чешской Республики.
6. Что касается перспектив развития чешско-российских отношений, то был проанализирован ряд факторов, оказывающих влияние на международные отношения. Все эти факторы имеют значительное влияние на каждый из возможных сценариев развития отношений между РФ и Чехией. Среди возможных сценариев развития существует: укрепление отношений, охлаждение отношений, сохранение прежнего состояния отношений.
Самым вероятным сценарием на ближайшие пять является сохранение текущих отношений. Даже несмотря на противоречия внутри чешского общества, и возможное политическое охлаждение двусторонние отношения между Чехией и РФ, экономические отношения должны развиваться в прежнем русле.
Таким образом, в ходе проведенного исследования поставленная цель была достигнута.

   

Фрагмент текста работы:

 

РАЗВИТИЕ ЧЕХОСЛОВАКИИ В ПЕРИОД С 1950 ПО 1990 ГГ.

1.1. Особенности развития Чехословакии в 1950-1990 гг.

Вторая мировая война проложила путь к легитимизации внешнеполитической стратегии, которую Коммунистическая партия Чехословакии преследовала с момента своего основания в 1920-х годах. До того времени Советский Союз в основном рассматривался как пример крайне левых, но его успех военного времени и акцент на славянской солидарности сделали его власть в целом приемлемой для Чехословакии.
Москва выступила главным архитектором поражения Германии и гарантом независимости Чехословакии. Однако только в феврале 1948 года коммунистам удалось полностью включить международные цели советской стратегии в чехословацкую национальную политику.
Коммунистическая Прага подчиняла свои интересы международным обязательствам социалистического движения, определенным СССР, и поспешно начала реорганизовывать свою систему альянсов, чтобы соответствовать этим рамкам. В результате чехословацкие внешнеполитические цели вышли за пределы экономических и кадровых возможностей государства и в долгосрочной перспективе способствовали усилению зависимости Чехословакии от Москвы .
С точки зрения СССР, это партнерство ценилось за стратегическое положение Чехословакии, ее относительное экономическое развитие и традиционно обширные международные контакты, а, следовательно, за ее интерес к контролю за чехословацкими финансовыми и производственными ресурсами, внешней политикой и силами безопасности. Точно так же Чехословацкая народная армия была построена не для защиты нации, а скорее для реализации совместной стратегии советского блока .
После завершения войны с фашистской Германией, в Чехословакию вернулись лидеры основных политических сил, прежде всего, руководитель коммунистов К. Готвальд, глава эмигрантского правительства Э. Бенеш и премьер-министр Кошицкого правительства З. Фирлингер. В связи с тем, что на территории Чехословакии не происходило значительных сражений, хозяйство государства не было разорено. Однако в политическом аспекте Чехия и Словакия не являлись исторически сложившимся единым государством и, в связи с этим, с самого начала новой Чехословакии противостояние между ними разъединяло государство .
Национальный совет назначил Э. Бенеша первым президентом страны. Э. Бенеш встал перед дилеммой: добровольно отказаться от поста президента или самостоятельно выполнять требования коммунистов. Он выбрал второй вариант, и первым его документом был декрет от 19 мая 1945 г. о передаче государству заводов, шахт, земельных владений, банков, страховых предприятий и иных организаций, и учреждений, принадлежащих немецким и венгерским владельцам, а также коллаборационистам.
21 июня 1945 г. был подписан декрет о безвозмездной конфискации земельных участков, лесов, инвентаря, которые принадлежали немецким и венгерским собственникам, а также тем, кто вступал в сотрудничество с фашистами. За маленький выкуп безземельные и малоземельные крестьяне могли получить до 13 га земли. Крестьянам также передавали земли немцев, которые были выселены с территории Чехословакии. Согласно решению Потсдамской конференции , из Чехословакии в Германию были выселены 2,5 млн немцев, земли которых делились среди чехов и словаков. Таким образом, более 303 тыс. крестьянских хозяйств получили 1,2 млн га земли .
24 октября 1945 г. Э. Бенеш подписал декрет о национализации крупных предприятий, банков и частных страховых компаний . На предприятиях были созданы рабочие советы, которые производили рабочий контроль. Выборы 26 мая 1946 г. были ознаменованы успехом для КПЧ. Было создано коалиционное правительство, которое возглавил К. Готвальд.
В Национальном совете и Национальном собрании развернулась острая политическая борьба между КПЧ и буржуазными партиями по большому количеству разнообразных вопросов: расширение аграрной реформы, смена курса экономического развития, принятие помощи по «плану Маршалла» .
Дискуссия по поводу новой конституции, развернувшаяся в феврале 1948 г., стала стимулом буржуазии для преждевременного выступления. 20 февраля 1948 г. 12 министров, которые представляли буржуазные партии, ушли в отставку, считая, что К. Готвальд, утратив поддержку большинства, также уйдет в отставку, благодаря чему основной состав кабинета будет пересмотрен.
9 мая 1948 г. приняли новую конституцию государства, в которой было провозглашено строительство социализма в Чехословакии. На базе данной конституции 30 мая 1948 г в стране прошли выборы, на которых за коммунистов и их союзников было подано 89% голосов избирателей .
Э. Бенеш подал в отставку, и 14 июня президентом государства был выбран К. Готвальд. В июне 1948 г. объединились КПЧ и социал-демократическая партия в единую коммунистическую партию Чехословакии. Через некоторое время коммунистическая партия Словакии также стала одной из частей КПЧ. Коммунисты в мае 1949 г приняли программу строительства основ социализма и план социалистической индустриализации.
Отношения между Чехословакией и СССР в это время были несколько однобокими. В результате Чехословакия лояльно защищала политическое первенство Москвы в международном коммунистическом движении, способствовала потоку информации и контактов и опосредовала торговлю, где СССР не мог действовать сам. Это было оправдано лозунгом международного разделения труда между социалистическими странами .
Внешнеполитическая деятельность Чехословакии не имела географических границ. Однако они были наиболее заметны в отдельных странах Азии, Африки и Латинской Америки в период деколонизации. Треугольное египетское чехословацко-советское соглашение от сентября 1955 года стало известным символом чехословацкой политики в Африке .
Прага приняла план, в соответствии с которым национально-освободительным движениям в колониальных странах была оказана помощь в борьбе за независимую государственность и впоследствии также экономическая поддержка. Это должно было заставить эти страны принять «необратимый исторический процесс», ведущий к социализму, и заключить союз с СССР. И двусторонние отношения, и деятельность Чехословакии в международных организациях были подчинены этой цели .
В 1948 г в Чехословакии приняли пятилетний план экономического развития (1948—1953), который был эффективно выполнен. Было создано 12 новых электростанций, крупный металлургический комбинат. Заметно улучшился уровень жизни населения, возросла заработная плата, была отменена карточная система .
Наряду с этим, в Чехословакии формировался сильный репрессивный аппарат, целью которого являлось уничтожение инакомыслящих в партии и оппозиционеров в целом по государству. Осуществлялись массовые аресты, чистки политических предприятий и государственного аппарата. Коммунисты насаждали в стране страх и неуверенность. После смерти К. Готвальда в марте 1953 г на протяжении некоторого времени президентом был бывший премьер-министр А. Запотоцкий (1884—1957), а в 1957 г на его должность вступил Антонин Новотный (1904—1975).
Идея А. Новотного превратить Чехословакию в машиностроительный центр всего социалистического лагеря стала причиной чересчур расточительного расходования государственных средств. Центральная масса бюджетных средств была направлена на развитие тяжелой промышленности в ущерб развитию производства продуктов потребления и услуг. Недостаточно продуманная экономическая политика привела к серьезным последствиям. В 1961-1963 гг. Чехословакия столкнулась с тяжелым экономическим кризисом, который длился до 1966 г. За третью пятилетку (1961—1966 гг.) развитие промышленности почти остановилось, а рост сельскохозяйственного производства был на самом низком уровне .
Экономическая система государственного социализма противопоставлялась объективным законам экономического развития. Организации становились непродуктивными, а их продукция — неконкурентоспособной. Производительность труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве уменьшалась, дисциплина производственных связей не соблюдалась.
Из-за обостренных внутренних и внешних конфликтов чешский народ был очень недоволен состоявшейся ситуацией своей страны и категорически требовал от правительства проведения политических и экономических реформ, считая, что страна должна войти в свой путь самостоятельного национального развития, избавившись от «Советской модели» .
В связи с этим вначале 1968 г. в Чехословакии возникли студенческие волнения, и развернулось движение за реформы, демократизацию и гуманизацию социализма. Была выдвинута программа перехода к рыночной экономике. Предлагалось передать некоторую часть общественных средств производства в собственность «групповых объединений», которые осуществляли бы свою деятельность в рамках рыночных отношений в условиях конкуренции .
В Чехословакии стали появляться новые общественно-политические организации, активизировались и ранее действующие демократические партии. Также снова начала свою деятельность социал-демократическая партия.
Весной 1968 года в Чехословакии началась реформа сверху вниз. Реформа подразумевала желание политических элит Чехословакии поменять существующее в Чехословакии положение вещей. В историю это событие вошло под названием «Пражская весна». Лидером реформаторского движения стал Александр Дубчек — первый секретарь ЦК КПЧ. В апреле 1968 года Центральный комитет КПЧ принял «Программу действий» .
Основные программные пункты заключались в следующем:
 проведение реформ государственного строя;
 распад единого государства на Чехию и Словакию;
 внедрение многопартийной системы;
 новая экономическая система и новые механизмы контроля плановой экономики;
 отмена торговой монополии;
 расширение независимости бизнеса для содействия свободной конкуренции;
 осуществление полной индивидуализации в сельском хозяйстве;
 введение свободы слова;
 разработка закона о печати;
 реабилитация жертв репрессий;
 проведение независимой внешней политики;
 поддержка добрососедских отношений как с Европой и США, так и СССР;
 политическое урегулирование противоречий различных точек зрения .
Отметим, что «Пражская весна» стала причиной появления беспокойства советского руководства, которое рассматривало программу КПЧ в качестве намерения построить капитализм. От руководства КПЧ потребовали начать наступление на «антисоциалистические силы», подавить их кампании и восстановить цензуру. КПЧ отвергло эти требования. В результате в ночь на 21 августа 1968 г. войска 5 стран-участников Организации Варшавского договора (Болгарии, ГДР, Венгрии, Польши, СССР) — вторглись в границы Чехословакии. А. Дубчек и некоторые члены правительства и КПЧ были арестованы и отправлены в Москву.
Войска СССР взяли под свой контроль важные пункты в Праге. А часть армии Польши, Венгрии, Болгарии, ГДР, Болгарии и других стран ОВД в это же время заняли Брно, Братиславу и другие крупные города Чехословакии. В этом военном мероприятии СССР, Польша, Венгрия, Болгария, ГДР, задействовали 500 тысяч военнослужащих .
Спустя два месяца после ввода войск ОВД в Чехословакию 16 октября 1968 года, между правительством Советского Союза и ЧССР было подписано соглашение об условиях временного пребывания советских войск на территории Чехословакии, согласно которому часть советских войск оставалась на территории ЧССР «в целях обеспечения безопасности социалистического содружества» . А уже 17 октября 1968 года начался поэтапный вывод части войск ОВД с территории Чехословакии. Он был завершен к середине ноября 1968 г.
В соглашении было закреплено положение об уважении суверенитета Чехословакии и невмешательстве в ее внутренние дела. Подписание соглашения стало главным военно-политическим итогом ввода войск ОВД в Чехословакию .
В апреле 1969 г. А. Дубчек был смещен с поста лидера КПЧ, а его место занял Густав Гусак. Новое руководство объявило о намерениях отказаться от всех реформ социализма. Оно решило придерживаться жесткого курса на достижение стабильности в государстве и партии. Из партии были исключены и изгнаны с занимаемых постов сотни тысяч активных участников «Пражской весны» 1968 года. В большей степени пострадала интеллигенция: большинство научных сотрудников были уволены с работы и получили возможность заниматься исключительно физическим трудом. Многопартийная система продолжала существовать, однако цензура заставила замолчать оппозицию .
Стоит сказать, что Густав Гусак сосредоточил свое внимание на экономической политике, объявив политику «нормализации». Благодаря этому экономическому курсу Чехословакия к концу 70-х годов XX века вошла в тридцатку ведущих экономик мира. В дальнейшем, уходя в конце 80-х годов XX века из эпохи социализма, Чехословакия уже была страной, с развитой экономикой.
Тем не менее, недовольство оппозиции и деятельность оппозиционных групп продолжилась и в дальнейшем. Так, в начале 1977 года Чехословакия ратифицировала пакт о правах человека, а также Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. После этого представители интеллигенции страны обратились к руководству Чехословакии с требованиями соблюдения конституции страны, вывода советских войск с территории Чехословакии, освобождения политических заключенных. Это было зафиксировано в Воззвании, которое подписал 241 человек . Участники этого оппозиционного движения объединились в группу под названием «Хартия 77». Одним из основателей группы «Хартии 77» был Вацлав Гавел, который впоследствии стал президентом Республики.
Учреждение Хартии 77 фактически положило начало новому этапу антирежимного движения, действовавшего в период с 1977 по 1984 гг. Лидирующую позицию в оппозиционном движении занимали диссиденты. В создании Хартии 77 огромную роль сыграли внешние причины (Заключительный акт СБСЕ и Хельсинкский процесс) и внутренние силы, хотя и действующие в глубоком подполье.
Стоит сказать, что деятельность Хартии 77 в начале своего существования не ориентировались на подрыв политики «нормализации». Основной задачей группы было добиться того, чтобы руководство страны придерживалось действующих правовых норм, обеспечивало свободу слова, мысли, свободное волеизъявление. С одной стороны протестная активность Хартии 77 была безадресной, но вместе с тем было предельно понятно, кому на самом деле она была адресована.
Отметим, что группа руководствовалась политикой плюрализма, допуская ряд возможных интерпретаций цели своего функционирования, а также меняла перечень задач и путей их достижения. Стоит сказать, что программные цели Хартии 77 мобилизовывали не только участников, но и представителей других течений, которые были противниками политики «нормализации». В частности, приверженцы позиции Хартии 77 обнаружились в студенческой среде, которая с большим вниманием следила за тенденциями молодежных и студенческих движений
На начальном этапе своего функционирования Хартия 77 старалась постоянно подчеркивать, что она не стремится к проведению общественных или политических реформ, а просто добивается налаживания конструктивного диалога с властями страны. То есть, цель Хартии 77 состоит в обращении внимания на конкретные нарушения гражданских прав и свобод, разработке различных проектов, нацеленных на расширение и углубление прав и свобод, а также посредническая работа в возможных конфликтных ситуациях при нарушении прав и свобод. Тем самым, Хартия 77 позиционировала себя в виде «группы мониторинга», которая контролирует действия государственной власти по соблюдению прав и свобод человека .
В своем первом программной документе Организация говорила о себе как о «помощнике», а не как о «противнике» власти. Вместе с тем, программные требования Хартии 77 выглядели именно как политические требования. Так, называя себя в Воззвании «свободным неформальным и открытым сообществом людей различных убеждений, различных вероисповеданий и различных профессий, которых объединяет воля индивидуально и вместе добиваться уважения прав и свобод человека» — лидеры Хартии 77 не могли не понимать, что политических целей в деятельности группы им не удастся избежать.
Службы государственной безопасности были осведомлены об акции Хартии в первый же день ее начала, когда участники группы начали сбор подписей, но у них на руках не было самого текста Заявления. По этой причине акцию Хартии 77 они несколько недооценили и вмешались только 6 января 1977 года, задержав Вацлава Гавела, когда тот вез Заявление для передачи органам государственной власти. Задержание лидера Хартии 77 не помешало другим активным гражданам присоединиться к Заявлению. Так, за январь-февраль 1977 года число граждан, которые подписали документ достигло четырехсот. Вмешательство власти в деятельность группы, наоборот, способствовало расширению информации о Хартии 77 в широких слоях населения. Важную роль в поддержке деятельности Хартии 77 сыграли западные радиостанции, такие как «Свободная Европа» и «Голос Америки» .
Следует отметить, что почти сразу после создания учредительного документа в Хартии 77 развернулись внутренние споры и дискуссии о целях и задачах ее функционирования, а также полемика о стратегии и тактики Хартии. Итак, с внешней стороны на участников группы оказывала давление власть. В тоже время, внутри самой организации налицо было расхождение идейно-политических ориентиров участников группы, индивидуальные и групповые позиции, различие взглядов на проблему разных поколений, в силу наличия различного опыта и ценностной оценки.
Дискуссии между членами Хартии 77 продолжались до начала 80-х годов и довольно часто выливались в попытки навязать группе какой-то особый политический статус, дать ему точное определение, вместо ранее присвоенного статуса «неполитическая политика».
Программы Хартии 77 и способы достижения поставленных целей подтверждают, что в лице этой организации возникло движение этического протеста, которое имело принципиальные отличия от оппозиции 1969-1972 гг., которая имела четко выраженную политическую основу. Хартия 77 продолжала настаивать, что является неполитической группой. В дальнейшем именно эта позиция позволило организации добиться своих целей.
В первой половине 80-х г. XX века экономическое положение в Чехословакии стало ухудшаться. Не до конца выполнялись поставленные задачи интенсификации производства. На словах приветствуя перестройку, которая началась в Советском Союзе, власти Чехословакии по факту стремилось сохранить административно-командную систему хозяйствования, хотя в 1987 году и были проведены изменения руководящей верхушки. Так, Генеральным секретарем ЦК КПЧ стал М.Якеш.
К 1988 году в стране усилилась критика КПЧ. К 1989 г. она приобрела еще более значительные масштабы. Но руководство партии отказывалось от диалога с представителями оппозиции. Кроме того, падение режима Е.Хонеккера в ГДР оказало значительное влияние на развитие чехословацких событий. Оппозиционные силы организовали ряд протестных митингов с требованиями устранить Коммунистическую партию Чехословакии от руководства страной, но все они разгонялись полицией .
Тем не менее, к этому периоду оппозиция, благодаря внешней поддержке, значительно окрепла и уже могла составить реальную конкуренцию действующей власти, что и произошло в дальнейшем. Таким образом, события 1968 года стали первым этапом в развитии оппозиционных сил Чехословакии и в дальнейшем способствовали трансформации политического строя Чехословакии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы