Внешняя политика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Внешнеполитические интересы РФ и КНР: перспективы сближения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1 Теоретико-методологические предпосылки исследования внешнеполитических интересов современного государства 8
1.2 Российские внешнеполитические интересы в Центральной Азии и Евразии 11
1.3. Китайские внешнеполитические интересы в Центральной Азии Евразии……………………………………………………………………………21
2. ПЕРЕСПЕКТИВЫ СБЛИЖЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ РФ И КНР 33
2.1 Возможности для сотрудничества России и Китая в рамках инициативы «Один пояс – один путь» 33
2.2 Развитие торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем в контексте инициативы «Один пояс – один путь» 43
2.3 Перспективы российско-китайского сотрудничества в Центральной Азии………………………………………………………………………………52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Китай достиг огромных успехов в модернизации национального хозяйства и вышел как мировой лидер на международную арену. На сегодняшний день КНР является второй экономи-кой мира. Китай стал также крупнейшей мировой торговой державой, обо-гнав Соединенные Штаты Америки по объему торговли товарами.
Более того, с 2003 года Китайская Народная Республика занимает вто-рое место по импорту нефти, а с 2009 года – первое по потреблению энерго-носителей. Статус одного из крупнейших мировых экспортеров КНР полу-чила в 2010 году: 10,4% всего мирового экспорта приходилось на Китай, хо-тя в 1998 году эта доля не достигала и 2%, а еще два десятилетия назад прак-тически равнялась нулю.
7 сентября 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин заявил о создании «нового Шелкового пути». Эта инициатива является частью общей политики Китая по развитию региональной экономической кооперации в отношении соседствующих стран и призвана для создания между государствами регио-на тесных отношений в экономической, политической и гуманитарной сфе-рах.
В рамках инициативы «Один пояс и один путь» просматриваются дол-госрочные задачи по увеличению влияния КНР на евразийском простран-стве. Тем не менее, Пекин декларирует готовность и стремление учитывать интересы и России, и стран региона. Российская Федерация заинтересована в сотрудничестве с Китаем в рамках проекта. Исследование посвящено харак-теристике проекта КНР «Один пояс и один путь» и его влиянию на развитие Евразийской экономической интеграции.
Актуальность темы заключается в том, что концепция нового Шелково-го пути способна изменить расклад сил в Центральной Азии, а также поме-нять мировую экономику. Россия, изначально воспринимая китайский проект как соперничество за влияние в Центральной Азии, на современном этапе развития приняла решение о сотрудничестве с Китаем в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Это позволило государствам дого-вориться о сотрудничестве, а также дало возможность начать диалог по со-пряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономиче-ского пояса Шелкового пути. В связи с этим необходимо провести анализ влияния российской и китайской концепций развития, а также перспективы их сопряжения на региональное развитие в Центральной Азии, а также рас-смотреть проблемные моменты и выгоды для сторон.
Объектом исследования являются внешнеполитические интересы РФ и Китая.
Предмет исследования – выявление взаимодействия между РФ и Кита-ем в рамках сотрудничества.
Цель дипломной работы – изучение внешнеполитических интересов РФ и КНР: перспективы сближения.
Для достижения поставленных целей в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
 проанализировать российские внешнеполитические интересы в Центральной Азии и Евразии ;
 рассмотреть китайские внешнеполитические интересы в Центральной Азии Евразии;
 рассмотреть возможности для сотрудничества России и Китая в рамках инициативы «Один пояс – один путь»;
 рассмотреть развитие торгово-экономического сотрудничетства между Россией и Китаем в контексте инициативы «Один пояс – один путь»;
 рассмотреть перспективы российско-китайского сотрудничества в Центральной Азии.
Методы исследования. При написании работы был использован метод сравнительного анализа, а также эмпирико-статистические и системные мето-ды исследования, сравнительно-экономический анализ и эмпирический метод исследования.
Степень разработанности темы. Изучение процессов сопряжения китайского Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также возможностей их взаимодействия с Шанхайской Организацией Сотрудничества (ШОС), которые достаточно быстрыми темпами активизируются на российском, китайском и центрально-азиатском экспертном пространстве.
Степень изученности темы — изучение процессов сопряжения китай-ского Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Евразийского эко-номического союза (ЕАЭС), а также возможностей их взаимодействия с Шанхайской организацией Сотрудничества (ШОС) достаточно быстро акти-визируется на российском, китайском и центрально-азиатском экспертном пространстве. Каждый год появляются десятки разнообразных экспертно-аналитических материалов, написанных как нашими синологами, так и ки-тайскими экспертами.
Исследованием российско-китайских отношений занимаются такие ис-следователи как А. Богачев , А.Д. Воскресенский , М. Лагутин , Р. В. Ми-рошниченко , Н. А. Чепцова .
Анализом Центрально-Азиатского региона и политики, проводимой в нем РФ и КНР занимаются такие исследователи, как Л. Бобо , А. Богатуров , Т.В. Бордачев , А. Дундич, А.Б. Лихачева , З. Синь, Е.Троицкий.
Изучением сущности китайской инициативы «Экономический пояс Шелковый путь занимаются как отечественные, так и зарубежные исследова-тели. Среди них: О.И. Бодрова , А. Бондаз , В.Я. Воробьев , И. Ф.Годемент, И. Денисов , А. Крац, Б.Ю. Морозова, Р. Пантуччи, И.Ю. Фролова , А.А. Храмчихин .
Вопросами изучения регионального сопряжения китайского ЭПШП и российской ЕАЭС занимались такие исследователи, как С.Бископ , Т.В. Бордачев , А.А. Безбородов, А.Т. Габуев, С.А. Караганов, К.В. Кузовков, А.Б. Лихачева, А.В. Лукин, И.А. Макаров , Е.А. Макарова, А.С. Скриба, А.К.Соколова. Д.В. Суслов, И.Н.Тимофеев.
Бордачев Т.В. в своей статье «Новое евразийство: Как сделать сопря-жение работающим» рассматривает масштабные трансформации в Цен-тральной Азии и роль Китая в них. Автор утверждает, что «инициатива ЭПШП требует от стран ЕАЭС не только единых подходов к техническому регулированию и скоординированной позиции по ЗТС с Китаем, но и прак-тических подходов шагов по строительству инфраструктуры, созданию про-изводств, только в таком случае сопряжение будет выгодным для ЕАЭС» .
База источников сформирована на основе статистической информации российских и зарубежных информационных агентств, опубликованными в печати и сети Интернет научными статьями, учебной литературой, моногра-фиями российских и китайских ученых и другими источниками. Для написа-ния работы использовалась специализированная и научно-практическая ли-тература, официальные доклады, периодические издания.
Структура работы – работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Китай в настоящее время является основным стратегическим партнером России на Северо-востоке Азии. Именно в сотрудничестве с КНР российское руководство видит основные пути преодоления попыток Запада изолировать Россию на международной арене.
Сотрудничество России и Китая обусловлено объективными совпада-ющими интересами экономик двух стран и не вызвано стремлением стать аб-страктным противовесом коллективному Западу. В то же время непреклон-ность США и ЕС в принципиальных для России вопросах вынуждают рос-сийское руководство искать способы более активной кооперации со странами Северо-Восточной Азии и БРИКС.
Взаимодействие между Китаем и Россией не ограничивается уровнем межгосударственных отношений, но и распространяется на взаимодействие между регионами двух стран. Стоит сказать, что зонами интересов обеих стран является регион Центральной Азии.
В первой главе рассмотрена российская и китайская политика в Евра-зии и Центральной Азии.
Так, новая конфигурация международных отношений в Центральной Азии и Евразии после крушения биполярной системы проникнута нацио-нальными интересами расположенных здесь государств. В последнее время КНР в этом регионе увеличивает свой вес. Политика Китая в Центральной Азии прошла несколько этапов и эволюционировала от «стратегии ожида-ния» к «стратегии постепенного проникновения» и «всестороннего сотруд-ничества».
Задачи российской политики в регионе Евразии и Центральной Азии в первую очередь связаны с факторами значимости региона. Главная задача Российской Федерации в регионе — создание зоны своих особых интересов и, по возможности, ограничение влияния внешних «акторов», в первую оче-редь США и Китая.
В первом параграфе второй главы изучены перспективы развития рос-сийско-китайского сотрудничества в Центральной Азии. Так, Китайская Народная Республика и Российская Федерация в настоящее время являются странами, политическая и экономическая присутствие которых в Централь-ной Азии (ЦА) является наибольшей.
В настоящее время Российская Федерация стремится консолидировать свои отношения с государствами центральноазиатского региона посредством вовлечения их в Евразийский экономический союз. Москва значительное влияние уделяет поддержанию своего контроля над энергетическими рынка-ми региона, так как государства ЦА, в первую очередь, Туркменистан и Ка-захстан, представляют собой потенциальных конкурентов России в экспорте энергоресурсов.
Интеграционные инициативы России и Китая пока не входили в явное противоречие друг с другом. Более того, опасения по поводу какого-либо столкновения интересов держав в Центральной Азии были опровергнуты в мае 2015 г. после того, как в ходе визита в Москву в рамках празднования 70-летия Великой Победы Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент Рос-сии В.В. Путин подписали документ о сопряжении российской и китайской интеграционных инициатив — Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза (в который сегодня из государств Цен-тральной Азии входят Казахстан и Киргизия). Сотрудничество между КНР и государствами-членами ЕАЭС в рамках данной инициативы предполагается посредством реализации проектов по строительству инфраструктуры, в том числе высокоскоростных железных дорог, в объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно данным ряда источников, после длительных переговоров между Россией и Китаем было достигнуто некое «джентельменское соглаше-ние», согласно которому Москва уступит Пекину лидерство и контроль над экономическими аспектами сотрудничества в Центральной Азии, но сохра-нит решающий вес в военной сфере.
Очевиден тот факт, что для России Центральная Азия до сих пор вы-ступает территории чрезвычайной геополитического веса, поэтому россий-ское руководство не жалели ресурсов для закрепления своего влияния в ре-гионе. Если исходить из современного долгосрочного тренда, Россия в ЦА является «государством, которое теряет влияние». На замену ей идет Китай, чье экономическое, а затем и политическое влияние в регионе постоянно рас-тет.
Несмотря на имеющуюся выгоду и понятны преимущества сотрудниче-ства с Китаем политические элиты стран ЦА не заинтересованы в формиро-вании политической и экономической зависимости от Пекина. Сдерживаю-щим фактором выступает объективная потребность в развитии собственной производственной экономики.
В связи с этим стратегической задачей, стоящей перед Россией и Китаем в ЦА, является конвертация достигнутого уровня политических от-ношений в результаты практического сотрудничества в экономической, гу-манитарной и других сферах.
Итак, китайская стратегия-инициатива ЭПШП заключается в четкой ак-тивизации внешнеэкономической деятельности КНР на пространстве Евразии вдоль исторического маршрута, по которому в древности шли товары из Китая. В целом можно сказать, что реализация проекта предполагает воз-рождение торговли, бизнеса, промышленности, обмен и развитие техноло-гий, культурный обмен.
Проект ЭПШП призван усилить влияние КНР в мире, а в первую оче-редь в Центральной Азии. Стоит сказать, что усиление позиций КНР в ЦА направлении затрагивают амбиции евразийской интеграции РФ, ведь оба проекта предусматривают определенное экономическое и политическое структурирование региона.
Но, поскольку у России не было никаких шансов остановить усиление китайского присутствия в регионе, она выбрала путь сотрудничества с КНР. России важно было получить гарантии того, что Китай будет уважать поли-тические интересы России в странах Центральной Азии. Это было достигну-то за счет подписания Совместного заявления о сотрудничестве по сопряже-нию строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. С этого начался этап сопряжения работы ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути.
Итак, на данном этапе РФ заинтересована в участии в проектах ЭПШП. Это создает благоприятную почву для ее интеграции в транспортно-логистическую сеть Евразийского региона, тем самым обеспечивая дополни-тельные предпосылки как для транзита и предоставления сопутствующих ло-гистических услуг, так и для выхода на мировые рынки. Однако пока Фонд Шелкового пути не слишком активно инвестирует в российские проекты.
Для России особо важны меридиональные направления (Север – Юг) транспортных коридоров. Максимизация взаимовыгодного сотрудничества в странах Евразии может быть достигнута при условии дополнения действую-щей транспортной инфраструктуры.
Потенциал для взаимодействия ЕАЭС и ЭПШП в российском направ-лении велик. РФ заинтересована участвовать в этом китайском проекте. Это сформирует возможности для ее вхождения в транспортно-логистическую сеть Евразии, что позволяет обеспечить дополнительные условия для транзи-та и оказания логистических услуг, а также расширит возможности поиска новых рынков товаров.
В настоящее время Российская Федерация стремится консолидировать свои отношения с государствами центральноазиатского региона посредством вовлечения их в Евразийский экономический союз. Москва значительное влияние уделяет поддержанию своего контроля над энергетическими рынка-ми региона, так как государства ЦА, в первую очередь, Туркменистан и Ка-захстан, представляют собой потенциальных конкурентов России в экспорте энергоресурсов.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕ-ДОВАНИЯ

1.1 Теоретико-методологические предпосылки исследования внеш-неполитических интересов современного государства
Параллельно с развитием социума и возникновением первых государ-ственных образований возникает и внешняя политика, направленная на реа-лизацию и защиту их внешнеполитического интереса. Государство, вне зави-симости от типа и формы правления, воплощает в жизнь конкретный курс внешнеполитической деятельности, так или иначе, взаимодействуя с иными акторами внешнеполитической деятельности, регулируя в данном процессе свои взаимоотношения с ними, отталкиваясь от собственных интересов и со-блюдая паритет интересов партнера.
Поскольку государства не пребывают в изоляции, их положение обу-славливает необходимость выбора моделей поведения с союзниками и со-перниками на международной арене в системе современной мировой полити-ки, принимая во внимание, в первую очередь, собственные национальные ин-тересы.
Основными внешнеполитическими целями государства, выступает обеспечение национальной безопасности, создание подходящих внешних условий для последующего воплощения в жизнь целей и задач внутренней политики, направленных на достижение национально–государственных ин-тересов.
К задачам независимого государства относится предотвращение угроз своей целостности и безопасности из вне, поиск партнеров на международ-ной арене, отстаивание авторитета страны на международном уровне и т.д.
Развитие международной политики, традиционно рассматривались в пределах локального и регионального уровней, и лишь в прошлом столетии возникло третье измерение – глобальное. Все субъекты международных от-ношений связаны между собой и взаимодействуют в качестве элементов од-ного целого. Помимо этого, внешняя политика, как часть внутренней поли-тики, объединена с ней одной ресурсной базой.
Базисом координации внутренней и внешней политики выступает «внешнеполитический процесс», сущность и структура которого включают в себя специфический предмет полемик в научной среде.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы