Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияния стиля взаимодействия учитель-ученик на образовательные результаты на занятиях по иностранному языку
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения вопросов влияния стиля преподавания на образовательные результаты 5
1.1. Характеристика стилей преподавания в современной дидактике 5
1.2. Влияние стилей преподавания на образовательные результаты 12
1.3. Особенности осуществления формального и неформального общения на занятиях 15
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния взаимодействия учитель-ученик на образовательные результаты на занятиях по иностранному языку 19
2.1. Методы и организация исследования 19
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 22
2.3. Практические рекомендации 37
Заключение 51
Список литературы 54
Введение:
Взаимодействие учителя и ученика – это сложный и многогранный процесс в изучении иностранного языка и воспитании подрастающего поколения, что в первую очередь базируется на сотрудничестве и взаимовлиянии на уроке. Усвоение иностранного языка – это, прежде всего, активное развитие таких психических процессов как память, внимание, воображение, мышление и восприятие, что несут в себе непосредственное влияние на социализацию личности. Тесное сотрудничество и взаимопонимание учителя с учеником способствуют оптимальному развитию ребенка и побуждают его к обучению. Данная научная работа направлена на изучение влияния стиля взаимодействия «учитель-ученик» на образовательные результаты на занятиях по иностранному языку.
Актуальность темы. Наблюдение за ходом учебного процесса показывает существование ряда проблем, влияющих на оптимальную работу субъектов обучения, а иногда и ее отсутствие вообще. Это негативно отражается на знаниях учеников по иностранному языку и их отношение к учебе. На современном этапе развития психолого-педагогических наук разработано большое количество методов и средств для улучшения педагогического взаимодействия (напр. исследования И. В. Власовой, Н. Н. Моисеевой, и др.), которые, к сожалению, не используются на практике в школе, в результате чего учитель оказывается неспособным решить много учебных проблем. Это приводит к неэффективному усвоению материала учениками и нежеланию изучать иностранный язык.
Цель исследования. Целью данного исследования является изучение форм взаимодействия учителя и ученика на современном уроке английского языка, путей их улучшения, а также исследование влияния стиля взаимодействия «учитель-ученик» на образовательные результаты на занятиях по иностранному языку.
Задачами данной научной работы является:
Изучить современное образовательное пространство: информационное общество, клиповое мышление, взаимодействие в учебной аудитории, стиль преподавания и стиль учебной деятельности.
Рассмотреть влияние стилей преподавания на эффективность образовательного процесса.
Проанализировать формальное и неформальное образовательное воздействие в образовательном пространстве: стили взаимодействия и образование вне учебной аудитории.
Провести эмпирическое исследование влияния взаимодействия учитель-ученик на образовательные результаты на занятиях по иностранному языку.
Объект исследования. Объектом исследования является ученический класс (подгруппа) и особенности его деятельности и активности на уроке иностранного языка, отношение к обучению и требованиям по предмету, отношения учителя и ученика с целью коррекции и оптимизации форм педагогического взаимодействия.
Предмет исследования. Формы взаимодействия учителя и ученика в учебной деятельности.
Методы исследования. Основным методом исследования является наблюдение за ходом урока английского языка в школе и анализ форм педагогического взаимодействия учителя и ученика для эффективного обучения английскому языку.
Заключение:
Стиль психолого педагогического взаимодействия педагога с детьми является категорией социальной и моральной, влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая, в свою очередь, определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.
Стиль педагогической деятельности включает и стиль управления, и стиль саморегуляции, и стиль общения учителя.
В психолого-педагогической литературе проблема классификации стилей не имеет однозначного решения. Однако, всех авторов определение этого феномена объединяет то, что рассматривая стиль общения, они имеют в виду характер взаимоотношений между субъектами в процессе совместной деятельности, что преломляются через призму индивидуально-личностных характеристик субъектов взаимодействия.
Стиль педагогического взаимодействия непосредственно связан с педагогическим стажем. Уровень показателя эмоционального принятия ученика выше у тех учителей, кто придерживается согласовано- положительного стиля психолого-педагогического взаимодействия.
Знание иностранного языка как средства социального сознания является неотъемлемой частью образовательного развития. Совокупность речевых и коммуникативных навыков необходимо развивать во всех видах деятельности: аудировании, речи, чтении, письме, а также переводе текстов.
Методика преподавания иностранных языков требует разнообразия и обновления, а именно: привлечения различных методов с целью развития речевых коммуникативных навыков. На сегодня доминируют три подхода по совершенствованию преподавания иностранных языков: коммуникативный, индивидуальный и технологический.
Главной целью обучения иностранному языку является овладение языком не только как информативным средством, но и пользование языком как средством общения в коммуникативных ситуациях. Но, в современных условиях, в связи с пандемией и карантином, предпочтение отдается индивидуальным методам обучения.
Самостоятельной учебной деятельностью называют виды индивидуальной и познавательной деятельности, которая осуществляется на учебных занятиях или вне их по задачам преподавателя, под его руководством, однако без его непосредственного участия. Реализация этих установок требует от личности, которая учится, активной умственной работы, самостоятельного выполнения различных видов познавательных задач, применение ранее усвоенных знаний на основе педагогического руководства.
Мотивируя участников к индивидуальной работе, преподаватель приобретает роль советника, консультанта, помощника. Среди индивидуально-самостоятельных работ рассмотрим два типа и их этапы:
Проектная работа
1. Выбор тематики.
2. Обработка литературы.
3. Презентация / устный доклад.
4. Оценивание.
Индивидуальное чтение
1. Обработка литературы.
2. Оформление терминологического словаря.
3. Аннотирование текста.
4. Оценка.
Преимуществом таких работ является введение новых лексических единиц в иностранную языковую компетенцию учащихся. Особое значение имеет отчетность о выполнении индивидуальной работы. В первом случае — презентация проектной работы, с помощью которой учащийся постепенно преодолевает языковой барьер и страх перед аудиторией, развивая навыки говорения. Во втором случае — аннотирование или реферирование текста после обработки оригинальной иностранной литературы, развивает стиль письма на иностранном языке. Проверяя индивидуальную работу учащегося, преподаватель должен помнить, что выставляя баллы, он мотивирует дальнейшую познавательную и научно-поисковую деятельность ученика.
Актуальность использования интернет-методик в учебном процессе связана не только с технологическим прогрессом, но и с постоянным стремлением извлечь все больший объем информации. Привлечение таких методов в процесс обучения иностранным языкам сочетает информативный и культурологический аспекты, поскольку один из принципов преподавания иностранных языков — тот, который акцентирует внимание на изучении языка в культурном контексте. Интернет является ценным для получения информации различного направления (географической, исторической, социальной, культурной, экономической и политической), что особенно важно для изучения иностранных языков.
Общение с помощью электронной почты в Интернете есть полезным средством для изучения иностранного языка в классе. Электронная почта позволяет учащимся контактировать с первичными носителями языка, который изучают.
Таким образом, положительные стороны применения методов индивидуального обучения, могут быть сформулированы следующим образом:
–повышается мотивация обучающихся;
– уровень усвоения материала становится более высоким;
– хорошо развивается устная речь;
–развивается не только личность обучающихся, но и профессионализм самого педагога, расширяется его методический инструментарий, стимулируется поиск, инициатива, что заставляет его идти в ногу со временем.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения вопросов влияния стиля преподавания на образовательные результаты
1.1. Характеристика стилей преподавания в современной дидактике
Новый век внес существенные изменения в дидактику и методы преподавания, весь образовательный ландшафт. Современное поколенье школьников маркируется определениями цифровое поколенье (socially digital) (Hietajärvi, 2015), и поколенье Z (generation Z) (Howe, 2009). Цифровые технологии меняют образ жизни общества, способы общения, образ мышления, чувства, каналы влияния на других людей, социальные навыки и социальное поведение. Более того, согласно Г. Мямешевой, «высокотехнологичная среда – компьютеры, смартфоны, видеоигры, поисковые системы Интернета – перестраивает человеческий мозг» (Мямишева, 2015, с. 153).
Теоретические изменения в дидактике и педагогике лежат за наиболее очевидной тенденцией. Педагогика в отечественной науке была переосмыслена с «науки о воспитании и обучении» на «науку о воспитании и образовании». В терминологии И. А. Тагуновой «воспитание в широком педагогическом смысле – это целенаправленное воздействие общества на подготовку подрастающего поколения к жизни. Воспитание в узком педагогическом смысле мыслитс яцеленаправленным воздействием на развитие конкретных личностных качеств… « (Тагунова, 2016, С. 109). Предмет педагогики XXI века – категория «образование» – расширил сферу своего значения и понимания. Были внедрены компетентностный и личностно-ориентированный подходы.
Реформирование образования сопряжено с совокупностью политических реформ, символизирующих принятие западных ценностей образования и в том числе такие направления как личностно-ориентированное обучение, введение в учебный план стандартов, децентрализация финансирования образования и управления, приватизация высшего образования, стандартизация оценки знаний студентов, а также либерализация учебников (Богуславский, 2010, С. 33).
Вслед за Н. Бордовской и А. Реан мы понимаем под образованием: (1) процесс и результат обучения, (2) социальный институт, имеющий собственную мощную инфраструктуру, экономику, образовательные программы, органы управления, дидактические системы.
Доступность практически любой информации в любое время с раннего возраста изменяет структуру мнемонических процессов школьников. Прежде всего, запоминается не содержание какого-либо источника информации в сети, а место, где эта информация размещена, а точнее «путь», способ, как к ней добраться. Средняя продолжительность концентрации внимания уменьшилась в десятки раз. Как результат, современные школьники – носители клипового мышления, основанного на обработке фрагментов зрительных образов, а не «на логике и текстовых ассоциациях» (Солдатова, 2013, с. 311). Подобное мышление не может не изменить характер взаимодействия учебной аудитории с преподавателем.
Серьезные изменения в процессе восприятия и обучения по мнению D. Tapscott, D. Oblinger, B. Brdička привели к следующим изменениям в развитии поколения: (Brdička, 2012)
1) Поколение двадцатого века
— Книги → чтение
— текущий шаг, постепенное движение
— однозадачность
— линейный подход
— восприятие через чтение
— независимость
— неопределенность
— пассивная школа, как требование
— обсуждение
— реальность
— внешняя технология
— осознание факта
2) Новое поколенье
— Дисплей — визуальное восприятие
— нелинейность
— многозадачность
— гипермедиа
— знаковое восприятие
— связь
— сотрудничество
— школа как игра
— предупреждение
— фантазии
— внутренняя технология
— знать, как найти что-то необходимое