Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Физическая культура

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние занятий лыжной подготовкой на функциональное состояние кардиореспираторной системы школьников 6-8 лет.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЛУЧШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 6-8 ЛЕТ 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 6-8 лет 6
1.2 Современные представления о функциональной подготовленности лыжников 12
1.3. Возможности улучшения функционального состояния кардиореспираторной системы в процессе лыжной подготовки 18
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Задачи исследования 21
2.2. Методы исследования 21
2.3. Организация исследования 26
2.4. Содержание методики лыжной подготовки для повышения функционального состояния кардиореспираторной системы школьников 6-8 лет 27
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ 6-8 ЛЕТ 43
3.1. Анализ исходного уровня функционального состояния кардиореспираторной системы школьников 6-8 лет 43
3.2. Эффективность использования разработанной методики лыжной подготовки в улучшении функционального состояния кардиореспираторной системы школьников 48
Выводы по главе 3 54
ВЫВОДЫ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Для современной российской школы всё большую значимость приобретает решение проблемы здоровья детей. Причинами возникновения отклонения здоровья является психоэмоциональное перенапряжение, сопутствующее учебе, учебные перегрузки, информационное насыщение содержания обучения, гиподинамия. Очевидно, что необходимо задуматься над путями преодоления этой кризисной ситуации, одним из которых является грамотное использование в учебном процессе современной школы занятий по физической культуре.
Снижение двигательной активности в сочетании с нарушением режима питания и неправильным образом жизни приводит к снижению функциональных возможностей кардиореспираторной системы младших школьников. Необходимы систематические занятия физической культурой и спортом [14].
Следует отметить, что физическая культура и спорт являются эффективными средствами формирования гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы человека на достижении поставленной цели, повышают его работоспособность, вырабатывают потребность ведения здорового образа жизни. На современном этапе, в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества возрастают требования к физической подготовленности человека, которая необходима практически во всех сферах деятельности.
Одним из наиболее эффективных средств физического развития является лыжная подготовка, позволяющая укрепить здоровье, осуществлять комплексное воспитание физических (быстрота, выносливость, сила, ловкость), а также улучшить функциональное состояние кардиореспираторной системы, не говоря уже о формировании прикладных навыков передвижения на лыжах [34, 35]. И особенно важно то, что лыжная подготовка позволяет развивать указанные качества и функциональную подготовленность в комплексе. Кроме того, данный вид физической подготовки способствует оздоровлению, эмоциональной стабилизации, укреплению иммунитета младших школьников.
Отсюда возникла актуальность данной работы, заключающаяся в определении влияния занятий лыжной подготовкой на функциональное состояние кардиореспираторной системы школьников 6-8 лет.
Таким образом, актуальность поставленной проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы данного исследования.
Цель исследования – оценить влияние занятий лыжной подготовкой на функциональное состояние кардиореспираторной системы школьников 6-8 лет.
Для достижения поставленной цели сформированы следующие задачи:
1. Проанализировать современные данные относительно развития функциональной подготовленности занимающихся лыжной подготовкой по данным специальной научно-методической литературы и сети Интернет.
2. Проанализировать исходные показатели функционального состояния кардиореспираторной системы школьников 6-8 лет.
3. Разработать методику занятий лыжной подготовкой для улучшения функционального состояния кардиореспираторной системы школьников 6-8 лет и экспериментально оценить ее эффективность.
Объект исследования: лыжная подготовка на уроках физической культуры.
Предмет исследования: влияние лыжной подготовки на функциональное состояние кардиореспираторной системы учащихся младших классов на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагается, что модернизированная методика лыжной подготовки на основе применения игрового метода на уроках физической культуры в начальных классах позволит улучшить функциональное состояние кардиореспираторной системы школьников 6-8 лет.
Методы исследования: анализ и обобщение специальной литературы, материалов сети Интернет, что позволило получить общее представление о степени разработанности исследуемых проблем, выявить основные данные по теме исследования; систематизация и обобщение информации об объекте и предмете исследования; педагогический эксперимент; медико-биологические методы; методы математической статистики.
Практическая значимость исследования. Основные результаты исследования могут быть использованы при преподавании учебных дисциплин «Теория и методика физического воспитания», «Теория и методика подготовки спортсменов», «Физическое воспитание с методикой обучения» в процессе подготовки специалистов по физической культуре и спорту.
Полученные результаты можно применить в различных формах методической работы и управленческой деятельности руководителей школ для повышения эффективности занятий физическим воспитанием.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Теоретический анализ научно-методической литературы показал, что современный процесс подготовки лыжников требует оптимального их функционального состояния кардиореспираторной организма. Анализ специализированной литературы свидетельствует о том, что для повышения эффективности тренировки необходимо знать особенности функциональной подготовленности и ее составляющих, которые в совокупности определяют достижения спортивных результатов.
Согласно данным литературы и сети Интернет, в младшем школьном возрасте ребенок поступает в школу и его ведущей деятельностью становится учебная, оказывающая существенное влияние на формирование всех основных качеств его личности. Этот период характеризуется ускоренными процессами психического развития и физического развития, формированием целенаправленного поведения на фоне продолжающихся морфофункциональных перестроек организма.
Формирование физических качеств учеников младших классов и лыжная подготовка имеют взаимосвязанный и взаимообусловленный характер. Так, развитие физических качеств оказывает положительное влияние на освоение учащимися способов и приемов передвижения на лыжах, в то время как лыжная подготовка, в свою очередь, способствует развитию физических качеств младших школьников.
2. Проведенное исходное обследование выявило, что исходный уровень функционального состояния кардиореспираторной системы (по результатам функциональных проб и спирографии) у детей младшего школьного возраста был удовлетворительным. Индекс Скибинского свидетельствовал об удовлетворительном состоянии дыхательной и сердечно-сосудистой системы у детей. По результатам проб Штанге и Генчи отмечено также удовлетворительное состояние дыхательной системы, что требует внедрения специальных средств для повышения резервов дыхательной функции.
Анализируя средние значения показателей ЖЕЛ, ФЖЕЛ, ОФВ1 и ПОС у детей младшего школьного возраста, мы видим, что они ниже нормы, что свидетельствует о плохой функциональной способности легких и проходимости крупных бронхов у детей.
3. После применения разработанной методики лыжной подготовки отмечено улучшение функции внешнего дыхания, работы кардиореспираторной системы в обеих группах, однако динамика этих изменений в экспериментальной группе была намного лучше, чем в контрольной. У детей экспериментальной группы показатели функции внешнего дыхания стали выше (приблизились к норме), что свидетельствует об улучшении проходимости бронхиол вследствие специфического воздействия проведенной методики лыжной подготовки.
Достоверные различия наблюдались по показателю ПОС и МОС25, которые были достоверно больше в ЭГ по сравнению с КГ на 0,71 л/с (р<0,05) и 0,69 л/с (р<0,05) соответственно, что свидетельствует о лучшей проходимость бронхов на уровне крупного калибра, а также силе дыхательной мускулатуры у детей экспериментальной группы.
Конечные средние показатели индекса Скибинского у обследуемых экспериментальной группы были достоверно выше на 2,06 усл. ед. (р<0,05) по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, результаты практической реализации разработанной методики лыжной подготовки для детей младшего школьного возраста свидетельствуют о ее высокой эффективности по сравнению со стандартной методикой, что дает основание утверждать о целесообразности ее применения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЛУЧШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 6-8 ЛЕТ

1.1. Анатомо-физиологические особенности детей 6-8 лет

Поступление ребенка в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьный возраст является очень ответственным периодом школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах [2].
Именно поэтому данный возраст постоянно привлекает к себе пристальное внимание ученых-психологов, а поскольку выделился он в науке не так давно, а точнее – с введением обязательного и всеобщего неполного и полного среднего образования, то и исследован он еще далеко не до конца [26].
Как отмечает М.М. Безруких, младший школьный возраст является чрезвычайно важным для психического, эмоционального, социального и физического развития ребенка по двум основным причинам. Во-первых, в данном возрасте кардинальные изменения претерпевает социальный статус ребенка, он становится школьником, что неизбежно приводит к перестройке всей системы его жизненных отношений [7].
Кроме того, у него появляются такие обязанности, которые ранее у него отсутствовали и которые теперь определяются не только значимыми взрослыми, но сверстниками его окружающими. И если в более ранние периоды онтогенеза ведущим видом деятельности была игра, то сейчас на первое место в жизни ребенка выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой младший школьник получает и перерабатывает довольно большие объемы информации.
Школьники 6-8 лет имеют особенности морфофункционального и психологического развития, которые необходимо учитывать при организации занятий лыжной подготовкой.
У детей 6-8 лет активизируется развитие опорно-двигательного аппарата, т. е. интенсивно увеличивается длина тела, особенно конечностей. При этом формирование скелета происходит неравномерно, и установившиеся в предыдущем возрасте пропорции тела изменяются: в то время как кости позвоночника и конечностей растут быстрыми темпами, рост грудной клетки замедляется, и она становится очень узкой [37].
Наряду с этим происходят отклонения в деятельности физиологических систем (гипо– или гипертония, головокружение, вегетососудистая дистония, нарушение сна), что дало авторам работы [2] основание расценивать отклонения в поведении как результат дисгармоничного (скачкообразного, ускоренного или замедленного) хода полового созревания в сочетании с неблагоприятными внешними факторами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы