Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние тревожности на успеваемость детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей влияния тревожности на успеваемость младших школьников 7
1.1 Психологические возрастные особенности младших школьников 7
1.2 Тревожность и ее проявление в младшем школьном возрасте 14
1.3 Проблема влияния тревожности на успешность обучения в младшем школьном возрасте 21
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Экспериментальное исследование зависимости успеваемости младших школьников от уровня тревожности 30
2.1 Методы и методики исследования зависимости успеваемости от уровня тревожности младших школьников 30
2.2 Диагностика и результаты исследований зависимости успеваемости младших школьников от уровня тревожности 35
2.3 Рекомендации по преодолению тревожности у младших школьников 50
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список использованной литературы 60

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Успешное начальное образование можно назвать фундаментом дальнейшего образования в средней школе. На этом этапе начинают формироваться базовые основания личности человека, которые влияют сначала на успешность обучения в начальной школе, и во многом определяют его будущую жизнь.
Актуальность изучения проблемы тревожности детей, а также определения методов ее коррекции на раннем этапе обуславливается тем, что уровень тревожности в существующих стрессовых ситуациях современного общества стали одним из важных факторов, которые оказывают влияние на становление личности детей. Помимо этого, период обучения ребенка в начальной школе выступает сенситивным временем для формирования всех основополагающих свойств личности детей. В связи с этим, от того, как будет происходить закладывание его качеств характера, определяется его дальнейшее развитие. Сегодня же складывается такая тенденция, при которой можно увидеть рост количестве тревожных детей, для которых характерно проявление повышенного беспокойства, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость и т.п.
Основной деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная, которая выступает одним из важных факторов, влияющих на появление тревожности у детей. Поэтому необходимо понимание условий, факторов и обстоятельств, оказывающих влияние на проявления тревожности младших школьников в условиях современного педагогического процесса.
Решающее значение в процессе формирования личности ребенка имеют воспитательные воздействия, основная цель которых — обеспечение успешного усвоения им норм и требований общества и постепенное превращение их во внутренние регуляторы поведения. В связи с этим успешность обучения выступает важным моментом в психологическом оздоровлении школьника.
Степень научной разработанности. Поскольку рассматриваемая нами проблема находится на стыке таких наук, как педагогика и психология, необходимо обратиться к работам ведущих педагогов и психологов.
Многие психологи, такие как В.М. Астапова [6], В.К. Вилюнас [15], К.Э. Изард [23], А.А. Пургина [32], А.Ф. Ануфриев [5] и другие [6, 7, 8, 12], занимались изучением и рассмотрением проблемы детской тревожности. Анализ исследований данных авторов показывает, что тревожность ребенка имеет, с одной стороны, психодинамическую природу, с другой стороны, является результатом социализации.
Такие психологи как Р.С. Немов [28], Н.В. Бордовская [11], А.А. Реан [21], П.П. Блонский [9], Л.И. Божович [10] занимались темой влияния тревожности на успеваемость обучения. Они отмечают, что обучение часто сопровождается повышением тревожности у детей. Однако тревожность при этом может выступать и активатором учебного процесса, делая его успешным и эффективным, поскольку мобилизует внимание, память, интеллектуальные способности ребенка, и как негативным фактором, не дающим возможности реализоваться детям в учебной деятельности.
Темой тревожности занимались и такие исследователи как Л.Ш. Бурченкова [13], Х. Хекхаузен [35], А.М. Прихожан [30]. Проблемой успеваемости в младшем школьном возрасте занимались такие психологи и педагоги как Л.И. Божович [10], Г.М. Бреслав [12], Л.С. Выготский [17], Ю.З. Гильбух [20], В.В. Давыдов [22] и мн. др.
Таким образом, рассматриваемая нами проблема является одной из значимых в современных психологических и педагогических науках, а ее исследование и результаты нацелены на решение многих педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников.
Целью исследования является определение влияния тревожности на успеваемость детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования выступает процесс влияния тревожности на успеваемость младших школьников.
Предметом исследования является определение зависимости успеваемости младших школьников от уровня тревожности.
Гипотеза исследования: у младших школьников с высоким уровнем тревожности успеваемость будет сниженной, а у младших школьников с низким уровнем тревожности характерным будет являться высокая степень успеваемости обучения.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить теоретически основные психологические возрастные особенности младших школьников.
2. Проанализировать влияние тревожности на ребенка младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности влияния тревожности на успешность обучения в младшем школьном возрасте.
4. Определить методы и методики исследования успеваемости обучения и ее зависимости от уровня тревожности младших школьников.
5. Провести диагностику зависимости успеваемости младших школьников от уровня тревожности и проанализировать результаты исследований.
6. Разработать рекомендации по преодолению тревожности младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и уточнении представлений о тревожности и успеваемости в младшем школьном возрасте. Теоретические и экспериментальные результаты исследования важны как для психологии личности, так и для педагогики деле воспитания и развития обучающихся.
Практическая значимость исследования заключается в получении результатов, которые могут использоваться в психолого-педагогической работе с младшими школьниками при решении проблем школьной тревожности и неуспеваемости обучения.
Методы исследования:
1. Теоретико-познавательные: теоретический анализ литературы и публикаций по теме исследования, осмысление и систематизация содержания проведенных учеными исследований, сравнение и сопоставление существующих точек зрения.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, опрос, количественный и качественный анализ полученных данных.
Общей методологической и теоретической основой исследования являются методологические принципы системности, единства сознания и деятельности, детерминизма, психологии развития, личностного подхода.
Базой исследования выступила МБОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов, Московской области, г. Дубны.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, младший школьный возраст занимает важное место в изучении педагогической и возрастной психологии. В это время протекает освоение учебной деятельности, формирование произвольности психических процессов, возникновение рефлексии и самоконтроля. Действия начинают соотноситься с внутренним планом. Основной деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная, которая выступает одним из важных факторов, влияющих на появление тревожности у обучающихся.
Изучение тревожности младших школьников актуальна в современном мире. Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. Понятие тревожности занимает весомое место в психических теориях и исследовательских работах с тех времён как Фрейд выделил её роль при неврозах. Однако не хватает отчетливого обширно принятого определения. Основная масса определений расположены рассматривать тревожность как унитарное положение и не улавливают ее трудности. На наш взгляд, тревожность является индивидуальной психологической особенностью, которая заключается в повышенной склонности переживать беспокойство в разных жизненных ситуациях, в том числе тогда, когда общественные характеристики этому не предрасполагают.
Школьное обучение очень часто сопровождается повышением тревожности у детей. Оптимальный уровень тревожности активизирует обучение, делает его более эффективным и успешным, но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, идет дезорганизация учебной деятельности.
Также в процессе работы было организовано эмпирическое исследование, целью которого выступало изучение влияния уровня тревожности на успешность обучения детей младшего школьного возраста. Для этого в группе респондентов были проведены диагностические методики на определение уровня тревожности и уровня успешности обучения.
Полученные результаты показали, что для большинства детей характерно наличие среднего уровня тревожности и успеваемости. Однако прямой взаимосвязи между уровнем тревожности и успешности обучения обнаружено не было, поскольку у детей с высоким уровнем тревожности наблюдались разные показатели успеваемости. У детей, которым свойственно наличие высокого уровня успеваемости обучения, не было обнаружено высокого уровня тревожности, что позволяет частично подтвердить взаимосвязь тревожности и успеваемости.
В заключение были составлены рекомендации, которые предполагают, что работа педагога должна быть направлена на снижение уровня тревожности младших школьников и повышение у них интересов к обучению, улучшение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, социализацию в коллективе, повышение их активности во всех видах деятельности и обучение навыкам конструктивного поведения и способам саморегуляции.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей влияния тревожности на успеваемость младших школьников

1.1 Психологические возрастные особенности младших школьников

Период младшего школьного возраста ограничивается возрастными рамками с 6-7 лет до 10-11 лет. Это время соответствует периоду обучения детей в начальной школе, которые при этом принято считать относительно спокойным и равномерным в плане физического развития [1]. Так, для этого возрастного периода характерным является функциональное совершенствование мозга детей, поскольку происходит интенсивное развитие аналитико-систематической функции коры головного мозга, а также постепенно изменяется соотношение между процессами возбуждения и торможения, при которым процесс торможения становится более сильным, но в тоже время процесс возбуждения, выступает как преобладающий, что указывает на особенность младших школьников, поддающихся импульсивным поступкам и легкой возбудимости [6].
По мнению одного из исследователей, В.В. Давыдова [22], младший школьный возраст является особым периодом жизни, когда ребенок впервые начинает заниматься социально значимой и общественно оцениваемой учебной деятельностью. В данном возрасте у ребенка происходит первая крупная перемена, характеризующаяся решительными изменениями деятельности ребенка, его общения и отношений с другими людьми в связи с переходом в школьный возраст. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, и сами отношения с окружающими становятся новыми [21]. Ведущей деятельностью младших школьников становится обучение, в результате которого происходит возникновение новых психических образований. При этом, новый вид деятельности характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью.
Происходят изменения и в биологическом отношении: замедляется рост, заметно увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, протекает интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти проявляется способность выполнять тонкие движения, посредством чего ребенок овладевает навыками быстрого письма. Значительно возрастает и сила мышц. Таким образом, все в детском организме находятся в состоянии роста [20].
Для младшего школьного возраста характерно совершенствование нервной системы, интенсивное развитие функций больших полушарий головного мозга, усиление аналитической и синтетической функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте практически достигает веса мозга взрослого человека. Происходит быстрое развитие психики ребенка. Наблюдаются изменения взаимоотношения процессов возбуждения и торможения, когда процесс торможения становится более сильным, однако преобладающим остается процесс возбуждения. Повышается точность работы органов чувств.
Так как для данного возрастного периода характерна повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении, то наблюдается дисгармония в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, сказывающаяся на временном ослаблении нервной системы. Потому как для данного возрастного периода характерна повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении [8].
Одновременно с этим, в младшем школьном возрасте продолжается процесс развития двигательных функций ребенка. Более значительный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет. В данный этап наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также формируются необходимые условия для освоения наибольшего количества двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По данному основанию у детей заметно растет ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях [19].
Именно поступление в школу носит важный характер для изменения жизни ребенка и всего уклада его жизни. Изменяется его общественное положение в коллективе и семье. Обучение становится основной и ведущей деятельностью жизни, у ребенка появляется обязанность – учеба и приобретение знаний. Эта обязанность говорит о серьезном труде, который требует от ребенка организованности и дисциплины.
Следует отметить, что верное отношение к обучению у младших школьников формируется не сразу, так как требует волевых усилий от ребенка, мобилизацию его внимания и интеллектуальной активности. И если ребенок не привык к самоограничению, то у него может возникать разочарование и будет формироваться отрицательное отношение к учению [16].
Изначально в процессе обучения у детей появляется интерес к самому процессу учебной деятельности, не связанный с пониманием ее смысла. С течением времени у младших школьников появляется и интерес к результатам своего учебного труда, который в свою очередь способствует формированию интереса к содержанию учебной деятельности и получению новых умений и знаний. Такая основа выступает благоприятной почвой, оказывающей влияние на формирование у обучающихся начальных классов мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с наличием у ребенка ответственного отношения к учебным занятиям [4].
Многие исследователи отмечают тот факт, что формирование интереса к содержанию учебной деятельности, а также мотивация обучающегося приобретать знания, связано в первую очередь с их переживаниями относительно удовлетворенности от своих достижений. Поэтому одобрение и похвала педагога, которая подчеркивает даже незначительные успехи и продвижение вперед обучающегося, способны подкрепить такое чувство удовлетворения от достижения и сформировать правильную мотивацию обучения.
Исследователи отмечают, что к учебной деятельности школьника побуждают многие мотивы. При этом один или два из них всегда являются доминирующими [24]. Так, раннее формирование школьных интересов вызывает повышение активности учебной деятельности школьников. Негативное отношение к школе или боязнь наказания отрицательно влияют на тонус учебной деятельности ребенка. Зачастую такие мотивы формируются у детей, имеющих низкую успеваемость. Следовательно, если у ребенка не выработана соответствующая мотивация, то даже при наличии хорошего общего развития и умения управлять собой, учебная деятельность не будет успешна. Будет отсутствовать: интерес к учебе, познавательная активность. Будут выбираться легкие пути для достижения цели, а так же стремления получать быстрые результаты без напряжения. В конечном итоге все это приведет к неуспеваемости [28].
В целом, в начальной школе учебная деятельность оказывает стимулирующее воздействие на развитие многих психических процессов младшего школьника, которые необходимы для непосредственного познания окружающей действительности. Для ребенка младшего школьного возраста характерно наличие остроты и свежести восприятия, своего рода созерцательная любознательность. Одной из самых характерных черт развития младшего школьного возраста является наличие малой дифференцированности восприятия, когда дети часто совершают неточности и ошибки в дифференциации при восприятии сходных объектов [7].
Процесс обучения кардинально влияет на перестройку восприятия ребенка младшего школьного возраста, оно начинает становиться более развитым, получает целенаправленность и управляемость со стороны ребенка. Притом восприятие начинает характеризоваться углубленностью, появляется анализирующая и дифференцирующая функция, когда восприятие позволяет ребенку осуществлять организованное наблюдение.
Педагоги выделяют некоторые основные возрастные особенности, которые характерны для психического развития детей младшего школьного возраста. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
1. Младшие школьники имеют слабость произвольного внимания. Такая особенность выступает как самая основная в этот возрастной период, поскольку волевое регулирование внимания, а также управление им, несколько ограничено. Произвольное внимание вызывает необходимость наличия близкой мотивации со стороны младшего школьника. Это может быть желание получить хорошую отметку, заслужить похвалу со стороны педагога, или справиться с заданием лучше всех остальных одноклассников [18].
2. Для ребенка младшего школьного возраста свойственно значительное развитие непроизвольного внимания, когда все яркое и необыкновенное привлекает интерес, не нуждаясь в дополнительной мотивации и усилий со стороны ребенка [18].
3. Память имеет особенности развития в младшем школьном возрасте. В первую очередь, ее развитие связано с влияющим значением обучения в начальной школе. В течении учебной деятельности постепенно растет роль словесно-логического и смыслового запоминания, которое протекает вместе с развитием у детей сознательного управления своей памятью, а также регулированием ее проявлений. Следует отметить, что у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образная память над словесно-логической. Другими словами, ребенок легче запоминает конкретные сведения, события и предметы, чем те или иные определения и объяснения. Вместе с тем, в младшем школьном возрасте ребенок характеризуется преобладанием механического запоминания, при котором не осознаются смысловые связи внутри запоминаемого материала [15].
4. Воображение обучающихся в процессе обучения в начальной школе характеризуется интенсивным развитием и совершенствованием. Особенно это касается воссоздающего воображения, которое опирается на полное и правильное отражение окружающей действительности. Вместе с тем в процессе обучения протекает становление творческого воображения, при котором появление новых образов связно с преобразованием и переработкой воспоминаний из полученного опыта, которые соединяются в новые сочетания [20].
Следует отметить, что постепенный переход от познания внешней стороны определённого явления к осознанию его сущности формируется у детей младшего школьного возраста при воздействии процесса обучения. При этом мышление ребенка начинает отражать существенные качества предметов, тем самым способствуя формированию умения делать умозаключения и обобщения, проводить аналогии и на этой основе строить элементарные выводы. Таким образом и формируется построение простых научных понятий у ребенка в начальной школе [11].
Важным моментом в развитии мышления является то, что оно взаимосвязано с развитием речи детей. Так в процессе обучения у ребенка развивает активный словарный запас, формируется умение устно и письменно излагать свои мысли, появляется контекстная речь. Однако аналитико-синтетическая деятельность у младших дошкольников остается на элементарном уровне, находясь на стадии наглядно-действенного анализа, который основывается на непосредственном восприятии предметов.
Далее, в период обучения в начальной школе у детей закладываются основы нравственного поведения, моральные нормы и правила поведения в обществе, тем самым формируется социальная направленность личности младшего школьника [2]. В характере младших школьников проявляются свои особенности. Так, они характеризуются склонностью мгновенно действовать при воздействии конкретных побуждений, не размышляя над последствиями. Причиной тому становится наличие потребности младших школьников в активной внешней разрядке, притом, что волевая регуляция поведения в этом возрасте имеет низкую степень [12].
Еще одной возрастной особенностью младших школьников считается общая недостаточность воли, поскольку дети еще не имеют опыта в достижении намеченной цели при появляющихся препятствиях, которые вызывают некоторые трудности. В связи с этим дети часто опускают руки и теряют веру в свои возможности, проявляют упрямство и капризность.
Говоря о мотивационной сфере, следует отметить, что по своему темпу развития она отстает от интеллектуальной. Воля у ребенка не сформирована, а мотивы пока еще не осознаваемы. Характерным для этого периода является повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать, поэтому младший школьник может совершать множество необдуманных действий [14].
В гуманистическом воспитании этот период связывают с положительной самооценкой школьника, которая формируется при переходе ребенка из семьи в школу. Получается, что оценка в семье, когда ребенка хвалили, и его реальная оценка в школе, складывающаяся в сравнении с другими детьми, совпадают крайне редко, либо вовсе не совпадают. Такое двойное давление трудно выдержать, и поэтому ребенок чаще всего имеет заниженный уровень самооценки. При этом, когда взгляды семьи и школы разнятся, создается дополнительная нагрузка на психику ребенка [16].
Далее большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания отношений в коллективе. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании значительный для своего дальнейшего развития опыт коллективной работы – работы в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных и коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности [13].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие младшего школьника представляет собой сложное и противоречивое явление. В этот возрастной период ребенок должен очень многое понять. Главной задачей для него становится постижение окружающего мира, природы и взаимоотношений с человеком. Так, происходит интенсивное формирование практически всех интеллектуальных, социальных и нравственных качеств, большинство из которых остаются в дальнейшем неизменными на протяжении всей его жизни.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы