Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние тренировочных занятий в группах здоровья по плаванию на изменения функциональных показателей у детей 10-14 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы влияния тренировочных занятий в группах здоровья по плаванию на изменения функциональных показателей у детей 10-14 лет 5
1.1 Анатомо-физиологическая характеристика подростков 5
1.2 Организация проведения и особенности построения занятий физической культуры с учащимися группы здоровья 12
1.3 Значение плавания в оздоровлении детского организма 20
Глава 2. Разработка программы занятий в группе оздоровительного плавания, влияющей на улучшение функциональных показателей у детей 10-14 лет 25
2.1 Диагностика уровня физического развития детей 10-14 лет и их проявление в учебно-тренировочном процессе 25
2.2 Определение функциональных возможностей организма, и их влияние на гармоническое развитие школьников 28
2.3 Разработка экспериментальной программы по оздоровительному плаванию для детей 10-14 лет 31
Глава 3. Проверка эффективности программы оздоровительного плавания 41
3.1. Организация тренировочной работы по экспериментальной
программе 41
3.2. Результаты экспериментальной работы и их осуждение 45
Выводы 48
Литература 50
Приложение 54
Введение:
Основной проблемой современного образования на уроках физической культуры является состояние здоровья учащихся, а также пути его укрепления и сохранения. В наше время в школах процент учащихся, которые имеют низкий уровень здоровья, стремительно увеличивается. С каждым годом растущая нагрузка учебных занятий и психоэмоциональные факторы негативно сказываются на физическое и функциональное состояние школьников в процессе физического воспитания.
На сегодняшний день большинство детей по результатам медицинского обследования могут быть полностью освобожденными от занятий физкультурой, либо могут быть отнесены к специальной медицинской группе. И главной задачей в построении учебного процесса учителем физической культуры и школьного медицинского персонала является помощь в организации построение правильного учебного процесса школьникам, которые относятся к группе здоровья. Ведь правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями — важнейшее средство укрепления здоровья учащихся.
Для того, чтобы проводить занятия необходимо разработать программу, которая будет работать в обычных школьных условиях. В таких учебных программах содержатся специальные, многообразные методики, в которых учитывают специфику заболевания. Большинство специалистов в физкультурном образовании считают, что в школьном возрасте у детей происходит становление и развитие основных двигательных навыков и физических качеств, особенно в подростковом возрасте. Ведь физическое состояние и развитие у подростков является одним из главных факторов в подготовке физически крепкого, гармонически развитого подрастающего поколения.
Именно в подростковом возрасте закладывается фундамент всестороннего физического развития, формируется телосложение, осанка, укрепляется здоровье, формируются различные двигательные умения и навыки.
Следует отметить, частыми причинами ухудшения здоровья детей младшего возраста в момент пребывания их в школе связаны с неправильными действиями учителя, отвечающего за здоровье вверенных детей. На наше здоровье, как правило, влияет множество факторов: лишь половина – это образ жизни, остальное зависит от окружающей среды, генетики и других не зависящих от нас причин. Из этого следует, что оздоровительной работе в школе уделяется не так много времени.
При использовании правильной системы обучения спортивным упражнениям, у детей совершенствуется аппарат движений, скелет, сердце и работа сосудистой системы. Во время занятий физическими упражнениями улучшается работа центральной нервной системы, развивается координационная работа мозга и конечностей, а также функциональные показатели дыхательной системы.
Плавание является универсальным методом для общего развития и укрепления здоровья. Множество людей часто выбирают отдых у воды, так как плавание является формой расслабления, которая может помочь успокоить усталое, напряженное или расстроенное состояние.
Таким образом, содержание школьного образования должно обеспечить физическое развитие и развитие функциональных показателей у детей 10-14 лет.
Слабая разработанность предложенной тематики подтверждает актуальность отмеченных вопросов, которые побудили нас к специальному исследованию, проводимому на базе ГБОУ средней школы №10 Санкт-Петербурга.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей 10-14 лет в группах здоровья.
Предмет исследования: влияние тренировочных занятий в группах здоровья по плаванию на изменения функциональных показателей у детей 10-14 лет.
Целью исследования является – улучшить состояние функциональных показателей у детей 10-14 лет под влиянием занятий плаванием в группах здоровья.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние вопроса по литературным данным, определить
уровень физического развития и функциональные показатели детей 10-14 лет.
2. Разработать программу занятий в группе оздоровительного плавания,
влияющую на улучшение функциональных показателей детей 10-14 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование разработанной методики по плаванию, которая направлена на повышение укрепляющих, развивающих и защитных свойств организма ребенка, улучшит функциональные показатели у детей 10-14 лет, занимающихся в группах здоровья.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты, выводы по опытно-экспериментальной работе могут быть использованы учителями по физической культуре с целью улучшения функциональных показателей у детей в группах здоровья.
Заключение:
1. Значение влияния плавания очень велико – оно закаливает организм,
оздоравливает, способствует нормальному физическому развитию младших школьников, приобщает к здоровому образу жизни. В процессе обучения плаванию у детей формируются нравственно – волевые качества.
Плавание:
1) Способствует закаливанию организма, улучшает терморегуляцию,
укрепляет иммунитет, адаптирует ребенка к непривычным условиям;
2) Развивает дыхательную систему, увеличивает функциональные
показатели сердечно-сосудистой системы, улучшает кровообращение;
3) Содействует укреплению опорно-двигательного аппарата,
формированию позвоночника, ровной осанке, предотвращает плоскостопие;
4) Повышает жизненную емкость легких, нормализует дыхательный
ритм, развивает подвижность грудной клетки;
5) Укрепляет кожу и развивает кожное дыхание;
6) Способствует увеличению силы мышц, их работоспособности и
развитию мышечной системы в целом;
7) Помогает развить силу, быстроту, ловкость и гибкость, учит
координировать движения;
8) Формирует здоровый организм, улучшает эмоциональное состояние.
2. Плавание играет важную воспитательную роль. В ходе занятий ребенок
формирует личностные качества, которые помогают ему стать решительным, упорным, инициативным, настойчивым, смелым и уверенным в себе. Учится дисциплине и работе в команде.
3. Плавание является жизненно необходимым навыком, так как имеет
огромную оздоровительную цель, а также может пригодится во многих разных ситуациях.
4. Разработали программу занятий для детей 10-14 лет с целью
оздоровления, которая направлена на улучшение функциональных показателей физического развития и органов дыхательной системы и сосредоточена на применении широкого комплекса упражнений, которые способствуют формированию у детей необходимых для укрепления здоровья качеств.
5. Использование данной методики показало свою эффективность.
Результаты детей экспериментальной группы показали:
— достоверно (Р < 0,05) улучшились функциональные показатели, характеризующие состояние внешнего дыхания: жизненная ёмкость лёгких, объёмная скорость вдоха (ПТМ вдох), объёмная скорость выдоха (ПТМ выдох); проба Штанге (произвольная задержка дыхания на вдохе) и проба Генче (произвольная задержка дыхания на выдохе).
— достоверно улучшились показатели (Р < 0,05), характеризующие уровень развития физической подготовленности: бег 30м, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, бег на 1000 м, динамометрия правой и левой кисти, становая динамометрия.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы влияния тренировочных занятий в группах здоровья по плаванию на изменения функциональных показателей у детей 10-14 лет
1.1 Анатомо-физиологическая характеристика подростков
Функциональность организма у детей ниже относительного взрослого человека. Причина этому – незаконченное развитие в силу возраста, многие органы только в процессе их развития. Многие качества начинают подходить к пику своих возможностей только в зрелом возрасте. Вплоть до юношеского возраста организм тяжело воспринимает работу монотонного, длительного характера. Это происходит из-за того, что организм тратит много энергии, хотя последний распределяет функционал иначе. Дети растут, множество ресурсов организма уходит на его рост, а кровеносная и дыхательная системы пока не справляются в полном объеме. Нервная система также не позволяет в полной мере подготовить организм к нагрузкам, она подвергается возбуждению.
Из всего вышеперечисленного следует, что развитие выносливости не является возможным и необходимым методом путем индивидуального и грамотного применения методов и физических средств [13].
Лучшее время (период) для формирования физического качества – по окончании полового созревания. Данный процесс можно начать и раньше, но в этом случае нагрузки применяются с меньшим объемом.
В 15-16 лет постепенно начинается подростковый возраст. В это время свойственно половое созревание, которое может продлиться около 2-3 лет. У мальчиков это примерно в 14-15 лет, а у девочек в период с 13 до 17. Эти цифры имеют средний показатель, так как у кого-то этот процесс может начаться раньше, а у кого-то позже.
Также в это время свойственно и развитие эндокринной системы, что напрямую связано с работой головного мозга. Меняется нервная система, от чего зависит протекание нервных процессов. Вместе с этим возрастает и внутреннее торможение, но вопреки всему, возбуждение продолжает оставаться в доминирующим положении. В этом возрасте проявляются стремления к сложным видам труда, а также и к занятиям спортом. В то же время с общим развитием и началом периода полового созревания меняется сердечно-сосудистая система. Из-за активности ребенка, сердце начинает развиваться в 13-15 лет, что к 16 годам имеет размер почти в 14 раз больше по сравнению с новорожденными. В этом возрасте энергия развития склонна к индивидуальным колебаниям. У девочек этот период начинается и оканчивается раньше, чем у мальчиков [25].
Просвет легочной артерии у детей соответствует просвету аорты, легочная артерия становится шире после полового созревания. Размеры сердца, увеличиваясь, достигают в среднем 8,5 — 9,5 см (от 7,5 до 12см.). Скорость роста сердца в период полового созревания выше скорости роста кровеносных сосудов. Благодаря чему увеличивается сопротивление на участках более узких сосудов, что приводит к увеличению артериального давления (АД). Максимальное АД в 14 лет (в среднем) равно 103 мм, а минимальное (в среднем) – 62 мм, а в 16 лет – 110 мм и 70 мм соответственно. Пульс становится реже. В 14 лет он равен (в среднем) около 80 ударам, а в 16 лет – примерно 76 ударам в минуту. Устанавливается собственный ритм. В этот период возраста происходит напряженное развитие мышечных и эластических волокон, что можно рассматривать, с анатомо-физиологических представлений, как компенсационное явление. По-прежнему остается легкая возбудимость сердца в связи с преобладанием симпатических влияний над парасимпатическими.
Частота сердечных сокращений, экстрасистолии, функциональные систолические шумы, дыхательные аритмии часто наблюдаются у мальчиков и девочек. Все эти явления протекают во время полового созревания. У детей школьного возраста наблюдается более редкое дыхание, (в среднем) примерно 18-19 раз в минуту. Жизненная емкость легких возрастает с 1900 см3 в 13 лет до 2700 см3 в 15 лет. На 1 см роста в 13-15–летнем возрасте приходится 14-16 см3 жизненной емкости легких.