Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние типа темперамента на спортивные результаты пловцов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ 6
1.1 Понятие «темперамент» и его особенности 6
1.2 Типы темперамента 11
1.3 Психофизиологические характеристики типов высшей нервной деятельности и основных свойств темперамента человека 15
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАВИСИМОСТИ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОТ ТЕМПЕРАМЕНТА 25
2.1 Темперамент и способности к спортивной деятельности 25
2.2 Соотношение свойств темперамента и спортивных способностей 28
2.3 Преобладающий тип темперамента пловцов 34
Выводы по 2 главе 39
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА НА СПОРТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЛОВЦОВ 40
3.1 Описание организации и методик исследования 40
3.2 Анализ зависимости результатов пловцов от темперамента 49
3.3. Обсуждение результатов 55
Выводы по 3 главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Результативность спортсменов зависит от их профессиональных качеств. Но при этом далеко не всем удается достичь успеха даже при наличии упорных тренировок. Исследователи отмечают, что это связано с тем, что успешность спортсменов во многом зависит от типа темперамента. Именно темперамент определяет многие личностные качества человека, такие как настойчивость, воля к победе, целеустремленность, умение адаптироваться и так далее. Выходит, что одних тренировок недостаточно для побед в спорте, хотя и без них обойтись нельзя.
Но каждый вид спорта имеет свои особенности и предъявляет различные требования к спортсменам. Например, командные виды спорта требуют от игроков эмоциональности, экспрессии, открытости, умения играть на публику. Это значит, что спортсмен должен быть активным, деятельным, общительным, возможно даже взрывным. А вот плаванье предполагает циклические тренировки по определенной схеме. Данный вид спорта подразумевает качество выполнения движений и только потом скорость и движение. А, значит, пловец должен уметь сосредотачиваться на одном деле, уметь абстрагироваться от внешний воздействий, чувствовать себя и свои силы и возможности. Другими словами, разные виды спорта предъявляют разные требования к спортсменам.
Но это не значит, что активный и эмоциональный человек не сможет добиться высоких результатов в плавании. Просто возможно ему для этого потребуется больше усилий и тренировок. В этом случае тренер должен подобрать такой режим работы, чтобы спортсмену было комфортно тренироваться. В этой связи особенно актуальным встает вопрос об определении типа темперамента спортсмена, чтобы помочь ему достичь более высоких результатов в спорте, а также развить необходимые качества, которыми он обладает в слабой степени от природы. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Объект исследования – темперамент спортсменов.
Предмет – влияние типа темперамента на результативность пловцов.
Цель исследования – выявить влияние темперамента на спортивные результаты пловцов.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) определить понятие «темперамент» и его особенности;
2) изучить типы темперамента;
3) выявить психофизиологические характеристики типов высшей нервной деятельности и основных свойств темперамента человека
4) изучить влияние темперамента на способности к спортивной деятельности
5) соотнести свойства темперамента и спортивные способности;
6) выделить преобладающий тип темперамента пловцов
7) организовать эмпирическое исследование и подобрать методики;
8) проанализировать зависимость результатов пловцов от темперамента;
9) сделать выводы.
Гипотеза исследования: предполагается, что тип темперамента влияет на спортивные результаты пловцов. В частности, наиболее высоких результатов в плавании могут достичь спортсмены-интроверты.
Методы исследования – анализ и синтез информации, анкетирование, сопоставительный и сравнительный анализ, наблюдение.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности психологов, работающих со спортсменами, тренерами пловцов, а также для обучения студентов, изучающих психологию.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов к ним, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическому представлению о темпераменте. Во второй главе представлен анализ зависимости спортивных результатов от темперамента. В третьей главе представлен эмпирическое исследования влияния типа темперамента на спортивные результаты пловцов

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т.п.
В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе.
В современной психологии выделяют четыре основных типа темперамента, которые составляют основу внутренним характеристикам людей. Однако в зависимости от условий воспитания, окружающей действительности они могут меняться и корректироваться.
Основные психофизиологические характеристики типов высшей нервной деятельности соответствуют основным четырем типам темперамента. При этом все их можно условно разделить на две большие группы, которые и определяют поведение человека в обществе, его реакции на происходящие события, а также такие свойства характера, как пластичность, вспыльчивость, настойчивость и так далее.
Итак, тип темперамента тесно связан со способностью к определенному виду спорту. В частности, экстраверты смогут добиться высоких результатов в командных видах спорта, а интроверты способны наиболее высоко проявить себя в тех видах спорта, которые требуют от них сосредоточенности и выносливости. Конечно при условии выбора хорошего тренера ребенок с любым темпераментом сможет достичь определенных высот в любом виде спорта, но действительно высокие достижения могут быть только в том виде спорта, который соответствует темпераменту.
Многочисленные исследования в области влияния темперамента на успешность в спорте имеют противоречивые результаты. Одни из них подтверждают, что экстраверты добиваются больших успехов в более активных и командных видах спорта, а интроверты – наоборот, в силу своего более спокойного характера способны переносить циклические тренировки и проявляют себя в индивидуальных видах спорта. Результаты других исследований не находят связи между успехом в том или ином виде спорта и темпераменте. То есть в высокие результаты в любом виде спорта способны достичь люди с любым типом темперамента.
Исследования показывают, что добиться успехов в плавании могут как экстраверты, так и интроверты. Однако учитывая их темперамент нужно подбирать различные способы тренировок.
Для исследования влияния типа темперамента на спортивные результаты пловцов мы использовали тесты Г. Айзенка. В исследовании принимали участие 20 членов сборной команды России по плаванию (10 мужчин и 10 женщин, средний возраст спортсменов – 20,1 ± 5,5 лет, мужчины – 22,0 ± 6,3 года, женщины – 19,0 ± 5,0 лет), из них ЗМС – 3, МСМК – 5, МС – 10, КМС – 2 и 20 членов сборной команды России по прыжкам в воду (10 мужчин и 10 женщин, средний возраст спортсменов – 22,5 ± 5,5 лет, мужчины – 22,2 ± 3,4 года, женщины – 22,7 ± 5,2 лет), с них ЗМС – 7, МСМК – 5, МС – 9.
Подобранная методика исследования позволит определить тип темперамента и основные свойства характера. Результаты данного исследования будут сопоставлены с достижениями спортсменов на профессиональном поприще.
Проанализировав две спортивные команды, мы пришли к следующим выводам. Спортсмены, которые занимаются плаваньем в основном являются экстравертами. Но при этом, спортсмены, которые достигли более высоких результатов в спорте можно отнести к интровертам. Хотя спортсмены ЗМС являются исключением. По типу темперамента они холерики. Среди спортсменов, которые достигли более низких результатов есть представители абсолютно всех типов темперамента. Что касается спортсменов, которые специализируется на прыжках в воду, то в данном случае результаты не являются таким разрозненными. Практически все они по типу темперамента являются флегматиками. Среди спортсменов, которые достигли более низких результатов встречаются холерики и один сангвиник. Спортсменов-меланхоликов в данной команде исследование не показало.
Итак, большинство из тех, кто добился высоких результатов в данном виде спорта являются интровертами, в частности, флегматиками. Это обусловлено тем, что люди с таким темпераментом могут абстрагироваться от внешнего мира, не обращать внимания на общественное мнение, а направить всю свою энергию на достижение цели и выполнение прыжка, полностью при этом сосредоточившись на нем, что значительно повышает его качество.
Исследование показало, что среди пловцов присутствуют спортсмены со всеми типами темперамента. Но наибольших результатов в данном виде спорта достигли те спортсмены, которые находятся на границе между экстравертами и интровертами. То есть они обладают достаточной эмоциональностью, чтобы стремиться к победе и высоким результатам и сдержанностью, что позволяет им направить свою экспрессивность на качество выполнений движений. Что касается спортсменов, специализирующихся на прыжках в воду, то среди них абсолютное большинство является интровертами, в частности, флегматиками. Люди с таким темпераментом способны выдержать длительные цикличные тренировки, абстрагироваться от внешнего мира, сосредоточившись на качественном выполнении прыжка. Что, безусловно, помогает им добиться высоких результатов в данном виде спорта.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ

1.1 Понятие «темперамент» и его особенности

Темперамент (от лат. Temperamentum — смесь компонентов, соразмерность) — степень психофизиологического реагирования человека на раздражитель, составляет основу формирования и развития характера [8].
Описания темпераментов включают в себя достаточно большое количество факторов. Но большинство психологов делят компоненты темперамента всего лишь на две группы:
— активность характеризуется степенью энергичности, стремительности, скорости или наоборот, медлительности и инертности;
— эмоциональность определяет знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.)
Были попытки подвести научно-экспериментальную базу под теорию темпераментов, но результаты, полученные данным исследователями (И.П. Павлов, Г.Ю. Айзенк, Б.М. Теплов и др.), частично совместимы друг с другом. Современная наука видит в учении о темпераментах отголосок еще античной классификации четырех типов психического реагирования в сочетании с интуитивно замеченными типами физиологических и биохимических реакций индивида. С точки зрения классической психологии четыре темперамента — лишь одна из возможных систем для оценки психологических особенностей (существуют и другие, например, типы Юнга, «интроверсия — экстраверсия» Ганса Айзенка) [16, 82].
Гуморальный теорию темперамента предложил древнегреческий врач Гиппократ, согласно которой темперамент человека зависит от господствующей в организме жидкости (юмор):
— если преобладает кровь (сангвис), то темперамент сангвинический — жизнерадостный, энергичный, быстрый, общительный тип, легко переносит жизненные трудности;
— если преобладает желчь (холе), то это холерик — желчный, возбуждающий, раздражающий, несдержанный, очень подвижный, с быстрой сменой настроения;
— если преобладает слизь (флегма), то это флегматичный темперамент — спокойный, уравновешенный тип, медленный, плохо приспосабливается к новым условиям;
— если в организме много черной желчи (мелэна холле), то темперамент меланхолический — это болезненно застенчивый тип личности, склонный к грусти, впечатлительный, склонный к замкнутости, быстро устает и чрезмерно чувствителен к невзгодам [26, 40].
Конституционная теория темперамента (начало XX в.) — определение связи темперамента с врожденной конституцией (телосложением) человека. Наиболее известные модификации конституционной теории принадлежат немецкому психиатру и психологу Кречмер и американском врачу и психологу Уильяму Шелдону [40, 59].
Три понятия конституция, характер и темперамент течение исследований получили следующий смысл:
Под конституцией рассматривают сумму всех индивидуальных свойств, которые покоятся на наследственности, то есть заложенные генотипически. Часть конституционных факторов положен в основу исследований взаимоотношения между строением тела и склонностью личности, а также психической и соматической заболеваемости. Понятие о конституции является психофизическим, общебиологическими и относится как к телесному, так и к психическому состоянию организма [35, 83].
Понятие «характер», наоборот, — чисто психологическое. Под характером понимают сумму всех возможных реакций человека в смысле проявлений воли и аффекта, которые образуются в течение жизни с наследственной предрасположенности и экзогенных факторов (соматических влияний, психического воспитания, среды и переживаний).
Понятие «характер» выделяет из аффективной сферы целостно психологическую личность (при этом, конечно же, интеллект остается неотделимым), но и имеет много общего с понятием «конституции»: то есть абстрагирует унаследованную часть психических качеств от телесных коррелятов, которые есть в понятии конституции.
С другой стороны, на характер влияют экзогенные факторы (особенно результаты воспитания и среды), что чуждо в понятии конституции. Тяжелый страдающий душевное состояние не относят к проявлениям характера. Кроме этого точно обособленного определения выражением «характер» можно пользоваться для построения личности, не оказывая существенного значения разницы между факторами, развиваются экзогенно и является конституциональными [32].
Темперамент не является понятием строго установленным, а лишь эвристическим термином, который должен стать отправным пунктом для главной дифференцировки биологической психологии [10, 93].
Для представления понимание психической деятельности человека исследуют пока два основных круга действий, которые переплетаются между собой:
1. Психические аппараты, которые еще называют психической рефлекторной дугой, — факторы, в смысле образов и представлений способствуют переработке психических раздражений (вероятно по филогенетическом пути) от чувственного раздражения к моторному импульсу. Их телесный коррелят (мозговые центры и пути) находится в неразрывной связи с органами чувств и двигательными инстанциями.
2. Темпераменты, как уже известно из эмпирических методов научного исследования, обусловленные гуморальным химизмом крови. Их телесный представитель — аппарат мозга и желез. Темперамента, стимулируя и задерживая чувственные тона, проникают в механизм «психических аппаратов», составляют ту часть психического, которая, вероятно по гуморальном пути, стоит в корреляции со строением тела [7, 94].
О темпераменте в психологии говорят часто, в том числе и когда речь идет стрессоустойчивости. Что под этим подразумевают? Как правило, различия между людьми в психологическом плане. Каждый человек индивидуален, но при этом всех людей можно условно объединить в различные несколько групп, которые будут по-разному воспринимать окружающую действительность, реагировать нее. Одна группа людей более впечатлительна, другая – энергична. Даже по стилю поведения людей можно объединить в те же самые группы. Ученые проводили много исследования, изучая темперамент людей, но и сегодня эта проблема является противоречивой, вызывающей множество споров. Исследователи едины лишь в том мнении, что темперамент – это база, на которой строится характер и личность человека.
Тип темперамента характеризуется определенными моделями поведения, все они имеют преимущественно врожденных характер. Именно по этой причини темперамент можно считать относительно устойчивой характеристикой личности. То есть он практически не меняется в течении жизни. Более того различные свойства темперамента у одного и того же человека не являются случайными, они взаимно дополняют друг друга, даже если на первый взгляд это выглядит не так. В природе никаких противоречий нет [12, 201].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы