Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние теневой экономики на экономическую безопасность России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗ-ОПАСНОСТИ РОССИИ 6
1.1. Состояние экономической безопасности России на современном этапе 6
1.2. Сущность и свойства теневой экономики 17
1.3. Отечественные и зарубежные методы противодействия теневой эконо-мике 30
2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ЭКОНОМИЧЕ-СКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ 38
2.1. Современное состояние теневой экономики в России 38
2.2. Политика России по борьбе с теневой экономикой 50
2.3. Оценка политики России по борьбе с теневой экономикой 60
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПО БОРЬБЕ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ 68
3.1. Институциональные меры по борьбе с теневой экономикой 68
3.2. Управленческие меры по борьбе с теневой экономикой 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
Введение:
На сегодняшний день в современных условиях развития мировой и российской экономики повышение влияния финансов на экономические процессы сказывается на возрастании их роли. Финансовые параметры при изменении приводят к изменению структуры денежного спроса и предложения, а также оказывают влияние на динамику общего экономиче-ского развития страны в. В настоящий момент, условия открытой эконо-мики в России предопределяют все более явную ее зависимость от процес-сов глобализации, а также динамики мировой экономики. Это приводит к увеличению значения количественной и качественной оценки, прогнозиро-вания чтобы предупредить как внутренние, так и внешние экономические угрозы. Финансовая область является самым ярким представителем этой проблемы.
Влияние теневой экономики на экономическую безопасность России на современном этапе является острым, учитывая требования к обеспече-нию стабильности в финансово-кредитной сфере помимо диверсификации подходов к содержательной оценке характера и уровней многочисленных угроз финансовой безопасности государства.
Такие ученые как Афанасьева Л. В., Белых Т. И., Буркальцева Д. Д., Герасимов К. Б., Гончаров В. Д., Григорьева Е. А., Калина А. В., Климо-нова А. Н., Макарова А. Д., Метелева С. Е., Орехов В. И., Ханипова Е. Х., Шадейко Н. Р. в своих работах сформулировали способ обращения к про-блеме Российской теневой экономик, а также к формированию системы ин-дикаторов экономической безопасности и их пороговых значений. Коллек-тив ученых в Центре финансово-банковских исследований Института эко-номики РАН обладает обширным выбором исследований данной пробле-мы. Категория экономической безопасности исследуется многими специа-листами и трактуется в современной научной, учебной и публицистической литературе неоднозначно. Ряд зарубежных исследователей (Й. Шумпетер, М. Портер, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт) и российских экспертов (А. Булатов, А. Герасимов, О. Голиченко) считают, что именно инновационная экономика обеспечивает лидерство в конкурентной борьбе в глобальной экономике. В этой связи формирование и реализация поли-тики экономической безопасности становится приоритетом национального развития.
Целью исследования является изучение влияние теневой экономики на экономическую безопасность России.
Следующие задачи необходимы к выполнению чтобы достичь постав-ленную цель:
— изучить состояние экономической безопасности России на современ-ном этапе;
— рассмотреть сущность и свойства теневой экономики;
— ознакомится с отечественными и зарубежными методами противо-действия теневой экономике;
— провести анализ современного состояния теневой экономики в Рос-сии ;
— определить политику России по борьбе с теневой экономикой;
— оценить эффективность политики России по борьбе с теневой эконо-микой;
— выявить институциональные меры по борьбе с теневой экономикой;
— предложить управленческие меры по борьбе с теневой экономикой.
Объектом исследования является теневая экономика.
Предметом исследования является современное состояние теневой экономике в России.
Определение курса развития способов борьбы с теневой экономикой составляет практическую значимость исследования.
Итоги трудов разного рода отечественных и зарубежных авторов в отрасли финансовой безопасности труда составили теоретическую и мето-дологическую основу исследования.
При решении поставленных задач использовались методы:
— общенаучные (диалектический, аналитический и синтетический, аб-страктно-логический, монографический);
— специфические (экономико-статистический с приемами сводки, груп-пировки, сравнения, абсолютных и относительных величин, средних вели-чин, графического построения; экономико-математический с приемами компонентного анализа, расчетно-конструктивный, методы теории вероят-ности и математической статистики; методы статистического анализа и мо-делирования рисков, методы экспертных оценок, методы корреляционно-го, регрессионного анализа и прогнозирования и др.).
Принципы системного подхода создали основу для научного обосно-вания обнаруженных проблем, развития доктрины и методологии.
Официальные статистические материалы Росстата РФ по индикаторам процветания промышленных отраслей и Российских регионов, обширный круг законодательной основы федеральных и исполнительных органов власти, под которой регулируется Российская банковская, инвестиционная, страховая и предпринимательская деятельность, нормативные документы главных министерств и федеральных служб в области регулирования эко-номических отношений, данные научных конференций и статей по приле-гающим темам исследования, публикации периодических изданий, содер-жащие определенные примеры как российской, так и мировой практики, и официальные статистические, информационные и публицистические мате-риалы составили информационную базу исследования.
Данная работа содержит в себе введение, три главы, заключение спи-сок используемых источников и приложений.
Заключение:
На нынешнем этапе роста российской экономики экономическую без-опасность можно описать как неотторжимый компонент экономики и ин-ститутов власти, обеспечивающий гарантированную защиту интересов нации, социальную направленность политики, полный оборонный потен-циал даже при негативных условиях роста как внутренних, так и внешних процессов.
Государство является высшим субъектом гарантии безопасности, ко-торое совершает реализацию функций в этой области с помощью органов законодательной, а также исполнительной и судебной власти. Опираясь на действующее законодательство, государство предоставляет безопасность и защиту всех граждан на их соответствующей территории вдобавок к по-кровительству своим гражданам, которые находятся вне страны. Кроме этого, граждан, общественных организаций и объединений, обладающих правами и обязанностями по гарантии безопасности в фокусе законода-тельного поля можно назвать субъектами безопасности.
Любое государство посчитает рост теневой экономики глобальной проблемой. Необходимо принять комплексные меры по борьбе с неофици-альным сектором экономики. Другими словами, они должны затрагивать экономические, правовые, социальные и прочие аспекты. На сегодняшний день нельзя не освидетельствовать массовость характера, принятые дохо-дами теневой экономики. Ее притягательность увеличивается для суще-ственной части населения, обратившись в органичную часть общества со-временности. Наблюдаются следующие экономические и социальные ито-ги: снижение управляемости экономикой, увеличение дифференциации населения, разрушение моральных норм, замещение многих социальных институтов. Наблюдается отрицательное влияние на все сферы обществен-ной жизнедеятельности, поражающее и разрушающее осуществляемые процессы внутри него.
Проведя анализ современного состояния теневой экономики в Рос-сии, можно прийти к следующему выводу: скрытая часть теневой эконо-мики может усилить не экономическую опасность для общества, а целую экономическую угрозу. Это обусловлено отсутствием надежного рыноч-ного институциональной среды, создающее возможности для функциони-рования «теневого» бизнеса
Вместе с тем, в результате проведения анализа воздействия среды институции и барьеров администрации на объемы теневой экономики на в субъектах Российской Федерации в 2012-2018 гг было обнаружено, что одной из характерных черт экономики России является низкая эластич-ность теневой активности на основе состояния институциональной среды и относительной степени административных барьеров в отличии от многих стран (в первую очередь относящихся к категории развитых): 0,30 отн. ед. в сравнении с 0,60-1,00 отн. ед. в развитых государствах (США — 0,88, Германия — 0,98, Австрия — 1,50 и т. д.).
Вдобавок к тому важному итогу исследования, при низкой эластич-ности российской теневой экономики на основе характеристик институци-ональной среды, в экономически более сформированных регионах РФ наблюдается обратное положение — превышение эластичности в 1,00 отн. ед. в то время как в определенных регионах — доходит до 2,00 отн. ед. К примеру, Москва обуславливается 2,11 отн. ед., Санкт-Петербург — 2,03, Республика Татарстан — 1,92, Свердловская область — 1,97 отн. ед.
Стало быть, облегчение барьеров администрации и развитие среды институции являют собой приоритетные меры для ограниченного количе-ства российских регионов в части противодействия экономики в “тени.” В этой области необходимо провести дифференциацию утилизированных методов: для определенных субъектов Российской Федерации прежде все-го нужно сфокусироваться на решении проблем, накопленных в институ-ции, а для других — на решении задач достижения надежного развития и динамизации экономического роста.
С целью создания оптимальной системы отпора экономики в “тени,” необходимо учесть природу этого явления, а именно тот факт, что она формируется из объединения нарушений закона экономического характе-ра, а также из неформальных актов поведения, которые противоречат мо-ральным нормам, нравственным ценностям, которые сложились в обще-стве.
С учетом социального аспекта качества закона смогут быть приняты нормативно-правовые акты и усовершенствуется активное законодатель-ство. Необходимо чтобы содержание нормативно-правовых актов было в соответствии с основными направлениями развития общества, реальными условиями жизни и общественными отношениями. Направление каждого нормативно-правового акта должно удовлетворять благо человека, идти в ряд с интересами и потребностями граждан страны, а не отдельной груп-пы в социуме.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, следует сформировать си-стему, которая будет цельной и эффективной, где функцию развития будут осуществлять федеральные, региональные, отраслевые и функциональные министерства и ведомства, а функцию развития и государственной под-держки предпринимательской деятельности будут выполнять муниципаль-ные органы власти, функционирование предпринимательских структур в правовом поле будут осуществлять органы МВД, гарантию государствен-ной регистрации, налоговый учет и полноту налогообложения доходов будут предоставлять органы Федеральной налоговой службы, а надеж-ность статистики о предпринимательской деятельности — органами ФСГС.
При условии детальной разработки, законодательному принятию и введении в действие такой системы, будут доступны не только легализо-ванный и полностью предусмотренный теневой бизнес, но также и созда-ние благоприятной предпринимательской среды, существенное увеличение темпов и расширение масштабов развития законного бизнеса в стране и ее регионах.
Совершенствование механизма государственного регулирования фи-нансового сектора в системе обеспечения экономической безопасности гос-ударства предполагает обеспечение создания экономического базиса, раз-вития
Фрагмент текста работы:
1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕ-СКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
1.1. Состояние экономической безопасности России на совре-менном этапе
Гарантия верного социально-экономического роста, создание меха-низма противодействия как внутренним, так и внешним угрозам, поднятие качества жизни населения, рост мирохозяйственных связей являются важ-ными задачами экономики РФ, которые идентифицируют ее субъектом мирового общества. Категория «безопасность» (в пер. с греческого «вла-деть ситуацией») тесно связывает сочетание этих проблем и алгоритм их решения.
При исследовании вопроса гарантии экономической безопасности государства, среди взаимодействующих между собой внутренних и внеш-них факторов, оказывающих влияние на национальную экономику, можно выделить следующие:
— развитие рыночных отношений;
— активизация импортно-экспортных операций;
— интеграция в международную экономическую систему;
— усиление конкуренции на внутреннем рынке [8, с. 3].
В связи со сложностью, многомерностью и неоднозначностью про-блемы глобализации мировой экономики, определение ее сути часто под-дается разногласиям. Глобализация, по мнению большинства ученых, определяет новый количественный показатель силы взаимосвязи отдель-ных стран и их новых качеств, по сути, новый универсальный уровень экономической взаимозависимости и интеграции.
В РФ существует значительное количество современные угроз, вре-дящие жизнедеятельности людей. По причине возникновения угроз в сфе-ре финансовой устойчивости как отдельно взятых предприятий, так и гос-ударства в общем, все больше стран нуждаются в нынешней экономиче-ской безопасности. Важность проблемы угроз экономической безопасно-сти подтверждается большим количеством лет ее актуальности. Происхо-дит это по причине наступления периода перестройки и последующих преобразований после распада Советского союза в 1991г., во время кото-рого последовали проблемы экономической безопасности нашей страны.
На сегодняшний день необходимо более детально изучить явления, которые связаны с проблемой экономической безопасности в теоретиче-ском и практическом планах. Перед Российской Федерацией стоит ряд проблем экономической безопасности, которым необходимо разработать систему мер, которые содействуют достижению стратегической цели.
Политические факторы усилили свое влияние на экономические от-ношения за последние годы исходя из глобальных тенденций, из чего вы-текает что существенная угроза экономической безопасности России явля-ется результатом внешней политики государства. К этому может привести введение пакета санкций против России и ответных санкций с российской стороны.
Касаемо внутренних стратегических угроз, низкий уровень конку-рентоспособности российской экономики стоит на первом месте. Цены на энергоносители (нефть, газ) по большей части влияют на экономику при сохранении экспортно-сырьевой модели развития. Наряду с этим наблю-дается истощение сырьевой базы и ухудшение ее состояния. Пока Россию нельзя отнести к лидерским позициям в плане разработки и внедрения пе-редовых технологий. Учитывая вышеупомянутое, вопрос укрепления эко-номической безопасности государства, минимизации имеющихся угроз остается важный. [37, с. 42].
Экономическую безопасность можно описать как состояние нацио-нальной экономики, которое гарантирует ее автономный и устойчивый рост; единство внутренних и внешних условий, способствующее развитию национальной экономики, потребностей каждого гражданина, государ-ства, общества в общем.
Экономику в целом можно охарактеризовать как компонент ее эко-номической безопасности, помимо составляющих ее природных ресурсов, производственных и непроизводственных фондов, недвижимости, финан-совых ресурсов, людских ресурсов, экономической структуры, семьи и личности.
Угрозами экономической безопасности можно назвать угрозы, нега-тивно влияющие на экономическое благополучие страны, тем самым со-держащие в себе возможность возникновения опасности крушения ценно-стей нации [36, с. 7].
К причинам образования угроз экономической безопасности нашей страны можно отнести следующие пункты:
— несоответствие темпов развития промышленного сектора госу-дарства к нынешней действительности;
— сниженная популярность отечественных товаров на мировом рынке;
— сложности роста определенных отраслей экономики [27, с. 45].
Приведенные причины влекут создание главных угроз экономиче-ской безопасности России. По причине своей скрытности — отсутствия про-явления себя в открытой форме — предугадывание существования данных угроз является сложной задачей. Соответственно, возрастание данных угроз вероятно приведет к негативным результатам национальной эконо-мики.
В области экономики можно выделить угрозы: сокращения произ-водства, сокращения инвестиционной и инновационной активности, разра-ботки экономических моделей, основанных на экспорте материалов (при-родных ресурсов), импорте оборудования, продуктов питания и товаров народного потребления.
Сегодня экономические угрозы можно разделить на два типа: внут-ренние и внешние. Каждая из этих угроз может нанести вред государству страны и ухудшить текущую ситуацию.