Ффк Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние спортивной подготовки на результативность стрельбы биатлонистов на этапе углубленной специализации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния спортивной подготовки на результативность стрельбы биатлонистов на этапе углубленной специализации 5
1.1. Система подготовки в лыжном спорте 5
1.2. Особенности физической подготовки биатлонистов на этапе углубленной специализации 13
1.3. Характеристика технико-тактической подготовки биатлонистов на этапе углубленной специализации 17
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 24
2.1. Задачи исследования 24
2.2. Методы исследования 24
2.2.1 Анализ и обобщение литературных источников 24
2.2.2 Педагогические наблюдения 25
2.2.3 Педагогическое тестирование 25
2.2.4 Опытно-экспериментальная работа 26
2.2.5 Математико-статистические методы исследования 26
2.3. Организация исследования 27
Глава 3. Практическое исследование влияния спортивной подготовки на результативность стрельбы биатлонистов на этапе углубленной специализации 28
3.1. Изучение физической подготовленности биатлонистов 16-17 лет и ее влияния на результативность стрельбы 28
3.2. Разработка и экспериментальная апробация методики спортивной подготовки на стрельбу у биатлонистов 16-17 лет 44
3.3.Анализ результатов и их обсуждение 50
Выводы 58
Список литературы 60
Приложение 65

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Биатлон — один из видов спорта, который обеспечивает гармоничное развитие молодежи. В связи с вхождением биатлона в олимпийскую программу, в этом виде спорта происходят существенные изменения: изменяется техника стрельбы и катания, геометрия лыж, увеличиваются скорости. И как результат – возрастание требований к физическим качествам спортсменов, их технико-тактическим навыкам и стрелковой подготовке.
Система подготовки, основу которой составляет соревновательный процесс, повысила уровень спортивного мастерства большинства спортсменов-биатлонистов. Однако асов, которые способны выигрывать чемпионаты мира, еще очень мало.
В настоящее время часто наблюдается несоответствие уровня физической, технико-тактической подготовленности спортсменов требованиям соревновательной деятельности, что актуализирует вопросы разработок эффективных методик их подготовки.
Вопросы лыжной подготовки находится в центре внимания Н.П.Аникина, И.М. Бутина, П.М. Виролайнен, П.В. Головкина, Н.П.Грачева, А.В. Гурского, В.Д. Евстратова, В.В. Ермакова, О.И. Камаева, В.С.Мартынова и др.
Проблема подготовки лыжников-биатлонистов освещена в трудах В.Г.Афанасьева, И.Г. Гибаддулина, Ю.А. Каширцева, В.А. Кинль, Я.И.Савицкого и др.
Однако в результате изучения трудов ученых пришли к заключению, что проблема влияния спортивной подготовки на результативность стрельбы биатлонистов на этапе углубленной специализации на соревновательный результат недостаточно изучена.
Цель исследования состоит в усовершенствовании методики спортивной подготовки на стрельбу у биатлонистов 16-17 лет и проверке ее эффективности в опытно-экспериментальной работе.
Гипотезой исследования является предположение о том, что уровень физической подготовленности биатлонистов 16-17 лет оказывает влияние на соревновательный результат.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать систему подготовки биатлонистов.
2. Рассмотреть особенности физической подготовки биатлонистов на этапе углубленной специализации.
3. Выявить специфику технико-тактической подготовки биатлонистов на этапе углубленной специализации.
4. Выявить наличие взаимосвязи между уровнем физической подготовки биатлонистов и соревновательным результатом по стрельбе.
5. Обосновать и экспериментально апробировать методику спортивной подготовки на стрельбу у биатлонистов 16-17 лет, проанализировать ее эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— анализ и обобщение литературных источников;
— педагогические наблюдения;
— опытно-экспериментальная работа;
— педагогическое тестирование;
— методы математической статистики (метод средних величин, m — ошибка средней арифметической; t – критерий Стьюдента, критерий Спирмена).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате решения задач исследования достигнута цель, подтверждена гипотеза и сделаны следующие выводы:
Система спортивной подготовки представлена четырьмя этапами (этапом начальной подготовки, тренировочным этапом, этапом совершенствования спортивного мастерства, этапом высшего спортивного мастерства), на каждом из которых реализуются определенные задачи.
Физическая подготовка биатлонистов на этапе углубленной специализации включает общую и специальную физическую подготовку, которые ориентированы на развитие таких физических качеств как: гибкость, координационные способности, ловкость, быстрота, силовая выносливость мышц ног и плечевого пояса.
На этапе углубленной спортивной специализации (3-5 годы обучения на тренировочном этапе) осуществляется: совершенствование техники спортсменов в лыжной и стрелковой подготовке, развитие их тактических способностей; овладение умением оперативно решать двигательные и стрелковые задачи, возникающие в процессе гонки.
В результате первого замера установлено, что экспериментальная и контрольная группы по физической подготовленности и по соревновательным результатам не имеют существенных различий (тест «бег 100 м»: экспериментальная группа – 12,92 с, контрольная – 13,12 с; тест «подтягивание на перекладине»: экспериментальная группа – 11 раз, контрольная – 10,53 раз; тест «прыжок в длину с места»: экспериментальная группа –191,21см, контрольная – 191,50 см; тест «лыжная гонка 10 км»: экспериментальная группа – 44,63 мин., контрольная – 44,38 мин), результаты по спринту на дистанции 3,6 км: экспериментальная группа – 21,26 мин, контрольная – 21,24).
Выявлено наличие прямой связи между результативностью в стрельбе и физическими качествами спортсменов (быстротой, силой, выносливостью). Наиболее тесная связь имеет место между результативностью стрельбы и такими физическими качествами как быстрота (0,205) и сила рук, плечевого пояса (0,155).
Из полученных данных второго замера установлены достоверные изменения в показателях физической подготовленности спортсменов экспериментальной группы (быстроты – на 1,21 с, силы рук и плечевого пояса – на 4,4 раз, силы ног – на 6,51 см, выносливости – на 2,46 мин) и результатов соревнований по спринту на дистанции 3,6 км – на 1,62 мин.
В показателях контрольной группы также произошли изменения, однако незначительные, по сравнению с экспериментальной группой.
Таким образом, разработанная методика спортивной подготовки на стрельбу у биатлонистов 16-17 лет на основе кроссфита способствовала повышению уровня физической подготовленности спортсменов и спортивного результата по спринту на дистанции 3,6 км в экспериментальной группе.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования влияния спортивной подготовки на результативность стрельбы биатлонистов на этапе углубленной специализации

1.1. Система подготовки в лыжном спорте

Рассмотрим систему подготовки в лыжном спорте на примере биатлона.
Биатлон — олимпийский вид спорта; двоеборье, сочетающее лыжную гонку и стрельбу по мишеням из в малокалиберной винтовки в положении стоя и лежа .
Система спортивной подготовки по биатлону в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «биатлон» представлена 4 этапами (рис.1).

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Этапы спортивной подготовки биатлонистов
Задачи этапа начальной подготовки представлены:
— формированием устойчивого интереса к данному виду спорта;
— формированием значительного круга умений и навыков, которые являются двигательными;
— освоением технических основ;
— всесторонним гармоничным развитием физических качеств;
— укреплением здоровья;
— отбором юных спортсменов, которые являются перспективными, для осуществления спортивной подготовки на следующем этапе.
Задачи тренировочного этапа представлены:
— повышением уровней подготовки, среди которых физическая, технико-тактическая, теоретическая и психологическая;
— приобретением опыта по достижению стабильности выступлений на соревнованиях, которые носят официальный характер;
— формированием мотивации в сфере спорта;
— укреплением здоровья.
На этапе совершенствования спортивного мастерства задачи представлены:
— повышением функциональности организма;
— совершенствованием физической подготовленности и иных видов подготовки, среди которых: технико-тактическая, теоретическая и психологическая;
— стабильностью высокого спортивного результата на соревнованиях разных уровней, которые имеют официальный характер;
— поддержанием высокой мотивации в спорте;
— сохранением здоровья.
Задачи этапа высшего спортивного мастерства представлены:
— достижением результата уровней сборных команд РФ;
— повышением стабильного характера высоких результатов в спорте на соревнованиях разных уровней, которые имеют официальный характер.
Продолжительность этапов спортивной подготовки по виду спорта «биатлон» представлена в таблице 1.
Таблица 1
Продолжительность этапов спортивной подготовки по виду спорта «биатлон»
Этапы спортивной подготовки Продолжительность этапов (в годах) Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) Наполняемость групп (человек)
Этап начальной подготовки 3 9 10-12
Тренировочный этап 5 12 6-8
Этап совершенствования спортивного мастерства Без ограничений 15 2-5
Этап высшего спортивного мастерства Без ограничений 17 1-3

Основные формы осуществления спортивной подготовки представлены:
— групповыми и индивидуальными тренировочными и теоретическими занятиями;
— работой по индивидуальному плану;
— тренировочными сборами;
— участием в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
— инструкторской и судейской практикой;
— медико-восстановительными мероприятиями;
— тестированием и контролем.
При планировании годичной подготовки учебный год в группах тренирующихся разбивается на мезоциклы, представленные:
— осенне-зимним мезоциклом,
— зимне-весенним мезоциклом,
— летним мезоциклом.
Структурными единицами мезоциклов выступают недельные микроциклы тренировочных занятий.
Структура годового цикла, начиная с этапа углубленной специализации (тренировочный этап 3 года обучения) состоит из трех периодов, которые представлены:
— подготовительным (июнь – середина декабря),
— соревновательным (середина декабря – середина марта),
— переходным (середина марта – май).
Подготовительный период условно представлен двумя подэтапами:
— общеподготовительным;
— специально-подготовительным.
Задачи общеподготовительного подэтапа представлены:
— повышением функциональных возможностей,
— совершенствованием физических способностей и технической готовности к нагрузкам на тренировках, которые носят постоянно увеличивающийся характер.
Длительность данного подэтапа зависит от количества соревновательных периодов в годичном цикле и составляет 6-9 недель.
Этап состоит из 2-х (в отдельных случаях из 3-х мезоциклов) мезоциклов:
— первый включает 2-3 микроцикла и является втягивающим, который тесно связан с предыдущим переходным периодом и выступает в качестве подготовительного относительно выполнения высоких по объему нагрузок на тренировках;
— второй длится 3-6 недельных микроциклов и направлен решение основных задач этапа. Здесь имеет место продолжение повышения общего объема тренировочных средств.
Специально-подготовительный этап ориентирован на синтезирование качеств и навыков спортсменов, которые достигнуты на предыдущих этапах.
Продолжительность этапа составляет 4-6 микроциклов.
Он включает 1 мезоцикл и может завершаться соревнованиями или его моделированием в условиях тренировки.
На этом этапе имеет место стабилизация объема тренировочной нагрузки, объемов, направленных на совершенствование физической подготовленности, повышение интенсивности посредством увеличения технико-тактических тренировочных средств.
Предсоревновательный этап ориентирован на осуществление подготовки и участие в первых сезонных соревнованиях, на устранение тех или иных недостатков по разделам подготовки и развитие спортивной формы.
Продолжительность этапа – 4 микроцикла (с вариациями 3-6 микроциклов).
Этап включает 1 мезоцикл. Его характеристиками являются: снижение общих объемов нагрузок и повышение интенсивности посредством увеличения скорости (мощности) выполнения упражнений, величины усилий и др.
Основные задачи соревновательного этапа представлены:
— повышением уровня специальной подготовленности, который достигнут,
— достижением результатов в соревнованиях, которые являются высокими.
Соревновательный этап зачастую представлен двумя этапами:
— ранних стартов или развитием спортивной формы,
— непосредственно подготовкой к главному старту.
В зависимости от интервалов между главным отборочным стартом и основным соревнованием продолжительность этапа непосредственной подготовки составляет 5-8 недель.
Основная задача переходного периода представлены полноценным отдыхом после нагрузок от тренировок и соревнований.
Особое внимание уделяется полноценному физическому и особенно психическому восстановлению.
Продолжительность переходного периода составляет от 2 до 5 недель и находится в зависимости от этапа многолетней подготовки, на которой находятся спортсмены.
В конце переходного периода имеет место постепенное повышение нагрузок, уменьшение объема средств активного отдыха, увеличение числа обще-подготовительных упражнений.
Структура годичного цикла, которая включает 1-3 и более макроциклов, способствует развитию подготовленности спортсменов и повышению их результатов в спорте.
Структура макроцикла может быть представлена в качестве последовательности средних циклов (мезациклов), которые состоят из 3-8 микроциклов.
Длительность микроцикла — от 3 до 14 дней. Наиболее часто в процессе тренировок применяются микроциклы, которые имеют недельную продолжительность.
Нормативы максимального объема спортивной подготовки представлены в таблице 2.
Таблица 2
Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта «биатлон»

Разделы подготовки Этапы и годы спортивной подготовки
этап начальной подготовки тренировочный этап (этап спортивной специализации) этап совершенст-
вования спортивного этап высшего спортивного мастерства
1 год свыше года до двух лет свыше двух лет мастерства
1 2 3 4 5 6 7
Общая физическая подготовка (%) 51-65 49-63 42-54 35-45 21-27 11-15
Специальная физическая подготовка (%) 9-12 9-12 10-14 14-18 21-27 25-33
Техническая подготовка (%) 13-17 12-16 10-14 10-14 10-14 7-9
Техническая подготовка стрелковая (%) 13-17 14-18 12-16 13-17 9-12 7-9
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) 1-2 1-3 2-4 2-4 3-5 1-3
Комплексная (интегральная) подготовка (%) — — 5-7 7-9 15-20 26-34
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) 1-2 1-3 2-4 4-6 7-9 9-12
С каждым этапом возрастают максимальные объемы тренировочной нагрузки. Количество тренировочных часов на этапах подготовки по виду спорта «биатлон» представлено в табл.3.
Таблица 3
Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки
Этапный норматив Этапы и годы спортивной подготовки
этап начальной подготовки тренировочный этап
(этап спортивной специализации) этап совершен-
ствования этап высшего спортив-

до года свыше года до двух лет свыше двух лет спортив-
ного мастер-
ства ного мастер-
ства
Количество часов в неделю 6 9 10 14 18-24 32
Количество тренировок в неделю 3-4 3-5 7-8 9-12 9-14 9-14
Общее количество часов в год 312 468 520 728 936-1248 1664
Общее количество тренировок в год 156-208 156-260 364-416 468-624 468-728 468-728

Тренировочный процесс в организации, где осуществляется спортивная подготовка, ведется согласно годового тренировочного плана, который рассчитан на 52 недели.
Рекомендуемый план циклической тренировочной нагрузки для многолетней подготовки биатлонистов представлен в приложении А.
В результате научного поиска по проблеме исследования определены принципы спортивной подготовки биатлонистов, среди которых:
— принцип направленности на достижения, которые носят максимально возможный характер,
— принцип программно-целевого подхода к организации спортивной подготовки,
— принцип индивидуализации спортивной подготовки,
— принцип единства общей, специальной, стрелковой спортивной подготовки,
— принцип непрерывности и цикличности процесса подготовки,
— принцип возрастания нагрузок,
— принцип взаимосвязанности спортивной подготовки и соревновательной деятельности .
Таким образом, система спортивной подготовки представлена четырьмя этапами (этапом начальной подготовки, тренировочным этапом, этапом совершенствования спортивного мастерства, этапом высшего спортивного мастерства), на каждом из которых реализуются определенные задачи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы