Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние семьи на процесс обучения младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1.Понятие семьи и ее влияние на становление личности младшего школьника 6
1.2.Характеристика учебной деятельности младших школьников 27
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Общая характеристика выборки и методов исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 41
2.3.Практические рекомендации родителям и учителям по вопросам воспитания младших школьников……………………………………….……49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

 

  

Введение:

 

Актуальность. Семья всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семья является значительным фактором социализации ребенка. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. На процесс социализации и социальной адаптации детей влияет тип семьи. Существует несколько типов семьи. Мы решили более подробно остановиться на изучении особенностей взаимоотношений между родителями и детьми в многодетной и однодетной семьях. В настоящее время у многодетной семьи достаточно широкий диапазон проблем в силу сложившихся экономических и социальных изменений в стране, среди которых важное место занимают психолого-педагогические проблемы. Большая загруженность родителей обусловливает то, что на воспитание детей остается мало времени. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности, трудности в общении, проблемы поведения. В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке. Все это приводит к сложностям в социализации и социальной адаптации детей в социуме. Актуальность темы работы обусловлена тем, что семейные взаимоотношения между родителями и детьми являются основополагающими факторами дальнейшего развития ребенка в обществе. Поступление в школу очень важный и сложный период в жизни каждого ребенка. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.
Объектом педагогических исследований многодетная семья становится лишь с начала 90-х гг. XX века, в связи с изучением особенностей детей из этих семей. Изучение характеристик родителей и особенностей внутрисемейных отношений в однодетных и многодетных семьях проводилось лишь в отдельных зарубежных исследованиях. В отечественной педагогике эти феномены практически не изучались.
Таким образом, очевидным является противоречие между важной социальной ролью многодетной семьи в современном обществе и отсутствием педагогических исследований данного явления.
Проблема: Каково влияние однодетных и многодетных семей на процесс обучения младших школьников?
Объект: процесс обучения младших школьников.
Предмет: влияние однодетных и многодетных семей на процесс обучения детей младшего школьного возраста.
Цель: Изучить влияние однодетных и многодетных семей на процесс обучения детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1.Изучить понятие семьи и ее влияние на становление личности младшего школьника;
2.Проанализировать стили семейного воспитания;
3.Изучить специфику учебной деятельности младших школьников;
4.Провести эмпирическое исследование влияния однодетных и многодетных семей на процесс обучения детей младшего школьного возраста;
5.Составить рекомендации по соблюдению необходимых семейных условий для успешного обучения младших школьников.
Гипотеза: Мы предполагаем, что многодетные и однодетные семьи оказывают разное влияние на учебно-познавательную деятельность школьников.
Методы исследования:
I. Анализ научной литературы;
II. Диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анкетирование родителей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
III. Методики:
1. анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
2. опросник «Мера заботы»;
3. опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина),
4. методы математической обработки полученной информации.
Теоретическая значимость: Федеральный закон «Об образовании в РФ»; Федеральные государственные стандарты начального общего образования; теория оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский); исследования психолого-педагогических проблем неуспеваемости школьников (З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, В.С. Цетлин); Значимость для ребёнка детско-родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (К.В. Бардин, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Г.А. Цукерман), однако, исследования механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения немногочислены и в большинстве своём имеют теоретический описательный характер (Т.А. Гусева, В.К. Лосева, А.И. Луньков).
Практическая значимость: Данную работу могут использовать педагоги, психологи, консультанты психологических центров, специалисты, организующие подготовку к школе с целью коррекции детско-родительских отношений. Материалы исследования могут быть использованы в работе учителей начальных классов, родителей учеников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В теоретической части мы изучали теоретические основы семьи как социально-психологический фактор формирования личности: понятие семьи и ее влияние на формирование личности, типы семейных отношений и особенности воспитательного деятельность младших школьников. Влияние семьи на воспитание ребенка очень велико. Потому что семья — самый важный инструмент социализации. Формирование личности ребенка закладывается в семье, под влиянием родительской любви во имя его будущего, под влиянием авторитета родителей, семейных традиций.
В эмпирической части, чтобы изучить влияние семьи на процесс обучения младших школьников и подтвердить гипотезу о том, что существует разница во влиянии многодетной и однодетной семьи на образовательную деятельность младших школьников мы провели определение уровня школьной мотивации и анкетирование родителей.
В результате проведенного исследования мы сделали следующие выводы:
1.Младшие школьники из многодетной семьи 44% имеют хорошую школьную мотивацию, чем младшие школьники из однодетных семей (29%)
2. Высокий уровень (40 баллов и выше) наблюдается в многодетных семьях (14%) и в семьях с одним ребенком (57%). Это говорит о том, что усилия взрослых направлены на обеспечение надежной защиты интересов ребенка. Ребенок сильно зависит от родителя, что не способствует формированию его интересов, самооценки. Он не развивает способность самостоятельно принимать решения и нести бремя ответственности за них.
57% многодетных семей и 33% однодетных семей набрали от 25-40 баллов, это говорит о том, что их детям уделяют достаточно внимания и заботы, при этом у них есть возможность проявить самостоятельность и зрелость.
Родители многодетных семей, набравших менее 25 баллов, составили 29%, однодетных семей – 10%. Это говорит о том, что взрослые уделяют мало внимания вопросам воспитания своего ребенка. Они сосредоточены больше на вопросах или трудностях связанных с работой, с супружескими отношениями.
3. Многодетная семья оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу. По сравнению с детьми, которые воспитываются в однодетных семьях, где проявляется интерес к ребенку, дети из многодетных семей развивают такую форму сотрудничества, как кооперация. Это говорит о том, что ребенок обладает такими качествами, как: дружелюбие, взаимопомощь, поддержка, понимание, забота о ближнем и терпение.
Следует отметить, что уровень контроля над ребенком в многодетных семьях низок, а для однодетных семей характерна гиперопека над ребенком. Это не очень хороший показатель, так как если старшие братья (сестры) будут присматривать за ребенком, заниматься с ним, пока родители заняты домашними делами или на работе то не будет проблем с нарушением дисциплины и порядком в доме.
Но независимо от того, воспитывается ли ребенок в многодетной или однодетной семье, также, многое зависит от уровня образования родителей, от непосредственной работы с ребенком. Важно не забывать о своих детях родителям, уделять должное внимание, давать качественные знания, которые будут им полезны, когда у них уже будет своя семья.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что существует большая разница во влиянии многодетной и однодетной семьи на образовательную деятельность младших школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Понятие семьи и ее влияние на становление личности младшего школьника
Семья — это социальный институт общества. В то же время семья выступает в качестве сплоченной и стабильной ячейки общества. На протяжении всей своей жизни человек является членом различных групп: группы сверстников или друзей, школьного класса, рабочей команды или спортивной команды, но только семья остается группой, которую он никогда не покинет.
Семья является неотъемлемой частью общества. Ни одно цивилизованное общество не обходится без семьи. Для каждого человека семья — это начало личного счастья. Каждый человек ассоциирует понятие счастье, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Но почему люди живут в семьях? Этот вопрос и многие другие, связанные с этим понятием, волнуют многих. Семья это личное дело или это как-то связано с обществом? Была ли семья всегда? Семья выживет в будущем? Выдержит ли семья суровые испытания, которые испытывает сегодня наше общество?
Семейные проблемы изучаются в психологии. Только в нашей стране они были изучены Е.К. Васильевым, А.Г. Вишневским, М.С. Мацковским, Б.С. Павловым Н.Г. Юркевич, А. Г. Харчев, В. Г. Харчевой и многими другими. А среди зарубежных ученых можно выделить таких, как И. Най, Р. Хилл, М. Бекбо, Л. Руссел, Ф. Мишель и многих других.
Семья как социальный институт
Так, Г.В. Осипов говорит: «Социальный институт — это определенная организация социальной активности и социальных отношений, осуществляемая через взаимосогласованную систему надлежащим образом ориентированных стандартов поведения, возникновение и объединение которых в систему определяется содержанием конкретной задачи, которую решает социальный институт».
Это определение тесно связано с понятием семьи. Ведь семья как социальный институт определяется социальными потребностями. Как и все социальные институты, это система действий и отношений, необходимых для существования и развития общества, с его содержанием и определенными задачами.
Семья — это небольшая социальная группа, члены которой связаны браком или кровными отношениями, общностью жизни, взаимопомощью и моральной ответственностью». Через семью наиболее полно выражено единство социальной и биологической наследственности. [2]
А также, семья является основной связью между природой и обществом, материальными и духовными аспектами человеческой жизни. [17]
Функции семьи
Семейные функции имеют два основных главных источника возникновения:
1. потребности общества
2. потребности самой семейной организации. [2]
Оба эти фактора исторически меняются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с потерей одних и развитием других функций. Однако со всеми этими изменениями общество на любом этапе своего развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как в механизме такого воспроизводства.
Таким образом, семью можно рассматривать как социальный институт и как семейную группу, выполняющую определенные социальные задачи. Мы можем выделить следующие основные семейные функции, которые способствуют выполнению задач:
Репродуктивная функция выполняет две основные задачи: общественная — биологическое воспроизводство населения, и индивидуальная — удовлетворение потребности в детях. Она основан на удовлетворении физиологических и сексуальных потребностей, которые побуждают людей противоположного пола вступать в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от совокупности социальных отношений. В последние годы эта особенность привлекает к себе всеобщее внимание: во скольких современных семьях есть дети? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть трое детей.
Воспитательная функция семьи имеет три аспекта. [3]
Первый — это формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача взрослыми членами семьи (матери, отцу, дедушке, бабушкой и т. д.) социального опыта, накопленного обществом, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие и продвижение их физического совершенствования, укрепления здоровья и навыков гигиены культуры.
Второй аспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого члена на протяжении всей его жизни.
Третий аспект — это постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самообразованием.
Выполняя экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает финансово несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, которые испытывают финансовые трудности.
Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после тяжелого рабочего дня. В нормально функционирующем обществе осуществлению этой семейной функции способствует сокращение общей рабочей недели, увеличение свободного времени и реальных доходов.[2]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы