Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние родителей на социализацию ребёнка в будущем.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретико-психологические аспекты семьи и социализации личности ребенка 6
1.1 Семья как воспитательный институт 6
1.2 Понятие социализации личности 17
Глава 2. Влияние семьи на формирование личности ребенка 37
2.1 Особенности социализации ребенка в семье 37
2.2 Психологические механизмы социализации, с помощью которых родители влияют на детей 39
2.3 Родительское отношение и его влияние на формирование детской личности 60
2.4 Причины неадекватного родительского отношения к ребенку 73
Заключение 78
Список литературы 82

 

  

Введение:

 

Проблемы семейного воспитания всегда привлекали внимание педагогической науки, ведь семья — один из важнейших воспитательных институтов, значение которого для личности трудно переоценить. Сегодня семья переживает серьезные трудности, в значительной мере обусловлено кризисными явлениями, характерными для украинского общества в целом, негативно сказываются на внутрисемейные атмосфере, снижают действенность воспитательной функции семьи, вносят далеко не всегда педагогически оправданы изменения в ее содержание, приводят к тому , что семейное воспитание становится объектом критики со стороны государства, требует повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Трудности семейного воспитания и причины, вызывающие снижение воспитательного потенциала семьи, изучаются социологами, психологами, педагогами. Результаты проведенных исследований указывают на существование определенных факторов, обусловливающих противоречия и сложности во внутрисемейных отношениях между детьми и взрослыми, не учитывать которые было бы досадной ошибкой.
Известно, что стиль семейного воспитания, его содержание и цели чаще всего формируются неосознанно, на основе установок, традиций, наследуемых из родительских семей. Однако по сравнению с предыдущими годами, реалии вызывают развитие такого феномена как аномия, что существенно влияет на состояние современной украинской семьи, процесс семейного воспитания детей.
Следующим социально-психологическим фактором, существующим в масштабах России и оказывая влияние на развитие института семьи, является разрушение прежней тоталитарной системы моральных и поведенческих ценностей без достаточной замены ее иерархией принятых в цивилизованном мире общечеловеческих идеалов и гуманных норм поведения. Это приводит к «разрыву поколений»: нормы и догмы «отцов», а особенно «дедов» отрицаются молодежью — с отказом от опыта предков и их современной поведения как примера для подражания. Поколение развел и культурно-технологический «взлет», когда дети стремятся к быстрому и разностороннего освоения новой сложной техники, в недалеком прошлом была для большинства семей недоступной, а сейчас трудно принимается «родителями». Все это приводит к массовой деформации семей, отчуждению их членов друг от друга. На фоне отказа от единой системы воздействия на детей в пределах бывших идеологизированных канонов, оказывается недостаточность системы позитивного воспитания молодых поколений — в плане личностного саморазвития, формирования волевых механизмов, духовной культуры, умений конструктивного общения, выработки ценностных ориентаций, утверждение нравственных поведенческих норм, навыков ответственного, социально обусловленного, нормативного поведения.
К причинам, которые снижают воспитательный потенциал семьи, относим также неиспользование в силу объективных и субъективных причин ряда возможностей, которые семья имеет как своеобразный воспитательный институт, ее определенную обособленность от достижений психолого-педагогической науки, в частности незнание родителями современных технологий семейного воспитания детей, цель которых заключается в улучшении внутрисемейного микроклимата, создании благоприятных условий для функционирования семейного коллектива, устранении основы семейных конфликтов, как между самими взрослыми членами семьи, так и между родителями и детьми.
Тонкого умения, постоянного самосовершенствования требует сложный процесс воспитания детей, когда взрослый вместе с ребенком, будто заново осваивает мир, познает окружающих. Нетворческий подход к этому сложному и достаточно важному делу, неумение, а иногда и нежелание вникнуть в нужды детей порождает хорошо известную проблему поколений, а иногда оборачивается значительными потерями для обеих сторон.
Все это актуализирует проблему семейного воспитания детей в современных условиях, побуждает к поискам таких педагогически обусловленных подходов к ее решению, которые обеспечивали бы ориентацию родителей на ребенка как на личность, предоставляли бы возможности для ее гармоничного развития, учитывая при этом индивидуальные особенности.
Учитывая актуальность данной проблемы, мы выбрали следующую тему дипломного исследования: «Влияние родителей на социализацию ребёнка в будущем».
Объект исследования — семья как воспитательный институт.
Предмет исследования — влияние семьи на формирование личности ребенка.
Цель исследования — рассмотреть особенности социализации ребенка в семье.
Согласно целью и предметом исследования были определены следующие задачи:
— рассмотреть семью как воспитательный институт;
— проанализировать понятие социализации личности;
— охарактеризовать особенности социализации ребенка в семье;
— исследовать психологические механизмы социализации, с помощью которых родители влияют на детей;
— рассмотреть родительское отношение и его влияние на формирование детской личности;
— проанализировать причины неадекватного родительского отношения к ребенку.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ научных литературных источников, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, наблюдения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дипломная работа исследовала одну из актуальных проблем современной психолого-социологической науки — место и роль семьи в социализации личности ребенка. Изучение и анализ ряда литературных источников позволили сделать следующие выводы и обобщения.
Семья — неотъемлемая часть социальной структуры общества, связующее звено между ним и человеком, обеспечивает непрерывность преемственности между поколениями. С одной стороны, семья — замкнутый объединение людей, защищает свой внутренний мир, свои тайны и секреты, противостоит внешнему воздействию. Если лишить семью его внутреннего мира, сделать все, что в ней происходит, открытым для общества, она распадется, 3 другой стороны, семья открыта для различных процессов общественного развития и это не разрушает ее, а, наоборот, способствует удовлетворению потребности в общении с другими людьми, гарантирует чувство безопасности. Итак, семья тесно связана с обществом. Каждый ее член входит в различных объединений и социальных групп: производственных и учебных коллективов, детских и юношеских организаций, общественных объединений, политических партий, вступает в отношения с предприятиями торговли, здравоохранения, с местными властями, соседями и тому подобное.
По своей биопсихической и социально-экономической сути семья имеет, так сказать, «перебросить мостик» между личностью, которая развивается и обществом. Именно в семье, среди близких и родных людей, ребенок усваивает определенные социальные роли, соответствующие правовые и моральные нормы и ценности. Однако не надо забывать, что сегодня, когда переоценка ценностей достигла своего апогея, когда наркотики — почти узаконенная преступность, а коррупция стала яркой реальностью для украинской общества, выполнения родителями важнейших функций, присущих семье, значительно усложняется.
Процесс социализации ребенка предусматривает разностороннее познание маленьким человеком окружающей социальной действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение к национальной и общечеловеческой культуры. Поэтому ведущими факторами в формировании детской личности выступают нравственная атмосфера, царящая в семье, способ внутрисемейного жизни и его стиль. Речь идет о социальных установки, систему ценностей семьи, взаимоотношения ее членов между собой и отношение к другим, нравственные идеалы, потребности, семейные традиции и тому подобное.
Анализ жизненных реалий свидетельствует, что общая картина ценностных ориентаций взрослых членов семей характеризуется неустойчивостью. Кризисное состояние экономического и социального развития Украины обусловил приоритет материального фактора, вызывает целый ряд противоречий в установках семьи, влияет на содержательное наполнение ее функций. Это проявляется а потому, что дефицит денежных знаков (действительный или мнимый) или их сверхтяжелый заработок вызывает снижение внимания родителей к привитие детям умений и навыков трудолюбия, формирует пренебрежительное отношение к ценностям труда. В воспитании молодежи предпочтение отдается ориентации на «престижность» той или иной работы, которая воспринимается и осознается такой зависимости от объема материальных благ, она может обеспечить. Однако проведенные исследования показывают, что подобные установки родителей не всегда адекватно воспринимаются детьми. Это приводит к тому, что довольно распространенным явлением в украинском обществе стал феномен маргинализации сознания и поведения молодых людей. То есть речь идет об отказе (резигнацией) значительной части детей и молодежи от собственных усилий, направленных на соответствие потребностей требованиям среды, необходимых для обеспечения достаточно высокого уровня жизни благодаря интенсивному обучению, труда, активной конкуренции и тому подобное. Причем такая социально пассивная позиция присуща как детям, чьи родители имеют достаточно высокие прибыли, так и представителям малообеспеченных слоев населения.
Подводя итог, следует отметить, что в целом родители считают, что именно они осуществляют основной воспитательное воздействие на детей. Определенное значение, по их мнению, имеет также влияние неформальных объединений и кинопродукции. Влияние книг и школы расценивается ими как незначительный. Также можно предположить, что родители в основном понимают воспитание как целенаправленный процесс воздействия на ребенка (для воспитания необходимо выбрать определенный промежуток времени, соответствующие методы и «воспитывать»). В то же время они недооценивают воспитательного воздействия повседневной жизни семьи, значение собственного бытового поведения, обычного семейного общения, не понимая, что именно повседневное влияние обуславливает выработку у ребенка на неосознанном уровне определенных стереотипов поведения, которые, в свою очередь, определяют не только отдельные привычки и жизненные установки, но и в значительной степени влияют на выработку ребенком модели собственной будущей жизни.
За последние годы семья потеряла много ценностей, которые веками считались основой семейного воспитания. Среди основных ценностей, на которые родители ориентируют детей, наиболее распространенными в порядке их значения являются образование, благосостояние, профессиональное самоутверждение, уважение со стороны друзей, семья. Ориентация детей на моральные ценности характерна для 11% семей, на общественные — 9%, на религиозные — 5%.
Итак, разные стили ухода, общения, взаимодействия родителей с детьми способствуют развитию и закреплению определенных особенностей детского поведения и характера, определяют направление развития самосознания. Учитывая это, главным показателем благоприятности родительско-детских отношений является их адекватность, что означает тождественность, достаточное соответствие возможностям, способностям, индивидуальным особенностям ребенка. Принятие ребенка таким, какой он есть, с его своеобразием врожденного темперамента, характера, формируется, особенностями личности развивающихся непременно определяет адекватные представления о ней и необходимые способы поведения.
Отсюда следует, что оптимизация важной роли семьи в современных социально-экономических условиях — одна из важнейших задач общества, всех его социальных институтов, психолого-педагогической науки. Особая роль в этом принадлежит социальным службам, которые в силу содержания и направленности своей деятельности, наличия квалифицированных работников, могут предоставить семье существенную помощь, как в воспитании детей, так и в улучшении внутрисемейных отношений в целом. Одной из важных предпосылок надлежащего и эффективного решения этих задач является знание средств, методов и форм семейного воспитания, основанное на гуманизме и демократии.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-психологические аспекты семьи и социализации личности ребенка
1.1 Семья как воспитательный институт
Семья — одна из древнейших форм общности людей. Она возникла раньше, чем нации, государства, еще во времена первобытного общества. Именно семья была, есть и, наверное, всегда будет важнейшим средой формирования и развития личности, которое отвечает не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.
Для женщины семья — это возможность нормального существования, спокойствие и уверенность в себе, материальная и моральная поддержка, ощущение радости и счастья, полноценное воспитание детей. Мужчине семья предоставляет стимул к жизни, помогает в преодолении затруднений и проблем. Для ребенка семья играет важное значение, прежде всего, потому, что дает первые и важнейшие знания о жизни, о взаимоотношениях с людьми. Семья «создает материальные и моральные условия для ее роста, формирует нравственные жизненные основы и поло-ролевые установки» [6, 76].
Семья выступает объектом психологического изучения, она занимается отдельной отраслью психологии — психологией семьи. Она изучает формирование, развитие и функционирование семьи, брака и семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических условиях.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых находится в семейном цикле или семейном жизненном цикле. Исследователи выделяют разное количество фаз этого цикла, но основными из них являются: 1) брак — формирование семьи; 2) начало родов — рождение первого ребенка; 3) конец родов — рождение последнего ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выход из семьи последнего ребенка; 5) прекращение семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья имеет определенные социальные и экономические характеристики.
По сути, семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, определенную организацию, сложившуюся исторически.
Его основными особенностями являются:
а) брачные или кровные связи между всеми его членами;
б) сосуществование в одной комнате;
в) общий семейный бюджет.
В социологии семьи приняты следующие общие принципы выделения типов организации семьи. В зависимости от формы брака существуют моногамные и полигамные семьи. Моногамная семья подразумевает существование супружеской пары — мужа и жены, полигамного лица — или мужа, или жены, имеющей право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяется простой, нуклеиновый или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья — это семейная пара с детьми, которые не состоят в браке. Если некоторые дети в семье состоят в браке, образуется расширенная или сложная семья, состоящая из двух или более поколений [1, с. 57].
В семейных отношениях, из-за их сложности, близости и индивидуальности, существует много противоречий, которые можно регулировать только с помощью морали. Этические нормы, регулирующие семейные конфликты, просты, но емки с точки зрения значения и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и отзывчивость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка к труду общественно полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, включая домашнюю работу.
Требование взаимной любви, равноправия и взаимопомощи супругов является основой, от которой зависит решение многочисленных вопросов, возникающих каждый день в семье и возникающих при столкновении различных интересов, мнений.
Особое значение имеет моральное обязательство воспитывать детей. Реализация семьей функций по воспитанию детей может быть успешно осуществлена, если в семье будет создана атмосфера дружбы, взаимного уважения, взаимопомощи, разумных требований к детям, уважения к работе.
Только здоровая, процветающая семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств человека, оказывает благотворное влияние на человека. Неудачный человек, скорее всего, обострится, ухудшит свое положение. Многие неврозы и другие психические заболевания, аномалии имеют свои источники в семье, в отношениях между супругами [4, с.20].
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых находится в семейном цикле или семейном жизненном цикле.
В современных условиях семья характеризует, во-первых, признак социального класса — семья рабочих, работников сельскохозяйственного производства, представителей интеллектуального труда и т. Д .; и, во-вторых, городские, сельские (по типу населения); в-третьих, один национальный, международный (на национальной основе); В-четвертых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ожидающая ребенка, семья среднего возраста, семья пожилых супружеских пар, пожилые супружеские семьи); по количеству членов семьи (дети без детей, маленькие семьи, большие семьи). А также неполные семьи (в которых присутствует только один родитель с детьми); отдельный, простой (или нуклеарный — от слова ядро — ядро); семьи — супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они имеют полную независимость и поэтому организуют свою жизнь; трудные семьи (расширенные) — состоящие из представителей нескольких поколений; многодетные семьи — состоящие из трех и более супружеских пар [7, с. 19].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы