Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние психологического сопровождения новых сотрудников на уровень адаптации в организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1.Сущность
феномена «адаптация» в психологических исследованиях
1.2.Особенности
психологического сопровождения новых сотрудников в организации
Глава 2.
Организация и методы исследования
3.1.
Результаты исследования адаптации сотрудников
3.2. Связь
между психологическим сопровождением и адаптацией новых сотрудников в
организации
Список
использованной литературы
Введение:
Актуальность исследования. Динамичные изменения, которые происходят в
различных сферах российского общества, изменения окружающей действительности
требуют эффективности функционирования механизмов адаптации личности. В
настоящее время необходимы люди, которые способны не только существовать с
окружающей средой, но и также реализовывать свой потенциал в ней. Особенно
остро на сегодняшний день стоит проблема адаптивности новых сотрудников в
организации.
Современная
экономическая ситуация кардинально изменила подход к управлению человеческими
ресурсами. Ряд причин, таких, как появление новых технологий, расширение
бизнеса и др., подводят компании к необходимости постоянного найма персонала. Появление новых сотрудников, как правило,
замедляет темпы деятельности организации, поскольку на рабочие места приходят
люди с различным профессиональным опытом, определенным взглядом на результаты
работы, а также имеющие индивидуальные цели и ценности, которые могут
расходиться с принятыми на предприятии. Особенно важным
становится установление таких социальных пропорций в основных характеристиках
персонала организаций, которые способствуют ее росту и развитию, в том числе за
счет привлечения и закрепления в кадровом составе профессионально
подготовленных специалистов. Это актуализирует проблему поиска новых
управленческих средств, методов и технологий
успешного решения адаптации сотрудников в современной организации. Вышеперечисленные аспекты обуславливают
актуальность исследования процесса введения новичков в компанию.
Адаптация является
одним из элементов системы управления персоналом организации, и ее результаты в
значительной мере влияют на эффективность всей системы. В период адаптации
нового сотрудника происходит приобщение и привыкание к определенной
деятельности и к среде, в которой она протекает. Процесс адаптации в
становлении будущих специалистов имеет
особое значение, потому как, во-первых, в ходе адаптации важно извне правильно
ориентировать нового сотрудника в избранной им сфере деятельности, во-вторых,
этот период осложняется внутренним напряжением, связанным с процессом
привыкания. Согласно исследований, у 25% новых сотрудников адаптация протекает
тяжело, что проявляется в повышении уровня невротизации, снижении
психоэмоциональной устойчивости, возможны преобладание торможения,
мнительность, впечатлительность, снижение самооценки при неудачах и др.[1]
Процесс адаптации очень важен в профессиональном
становлении работника, степень его успешности напрямую влияет на всю дальнейшую
профессиональную деятельность. Кроме того, успешная адаптация сотрудника к
конкретным условиям профессиональной деятельности уже на этапе его первых лет
работы является ранней профилактикой эмоционального и профессионального
выгорания. Эффективная адаптация определяет высокое качество деятельности,
способствует ее успешности и эффективности, является условием личностного роста
и самореализации личности.
В связи с этим возникает необходимость психологического сопровождения
сотрудников в организации.
Проблема
исследования: Каково влияние психологического
сопровождения новых сотрудников на уровень их адаптации в организации?
Проблема адаптации новых сотрудников в организации отражена
в трудах таких исследователей как: Е.Е. Казанцева, Н.А. Свиридов, С.В. Титова,
В.А. Толочек, И.В. Новикова, И.Ю.
Осипян, А.О. Шумская, В.В. Юрченко и др.
Проблема психологического сопровождения новых
сотрудников в организации касались в своих работах: Я.А. Батрак, М.П.
Будякин, Е.Е. Егоров, Е.А. Журавлева, М.И.
Марьин, А.А. Невара.
Однако в рамках
данного направления остается недостаточно исследованной проблема влияния психологического
сопровождения новых сотрудников на уровень их адаптации в организации.
Актуальность, противоречие
и проблема обусловили выбор темы исследования: «Влияние психологического
сопровождения новых сотрудников на уровень адаптации в организации».
Объект исследования – процесс
адаптации новых сотрудников.
Предмет исследования: влияние психологического сопровождения новых сотрудников на
уровень адаптации в организации.
Цель исследования: выявить особенности
социально-психологической адаптации новых сотрудников в связи с их психологическим
сопровождением.
Для реализации цели были поставлены следующие
задачи:
— рассмотреть сущность
феномена «адаптация» в психологической литературе;
— выявить особенности
психологического сопровождения новых сотрудников в организации;
— определить совокупность диагностических методик для изучения
социально-психологической адаптации новых сотрудников;
— исследовать социально-психологическую адаптацию новых
сотрудников, провести
обработку полученных результатов, их анализ;
— разработать программу
психологического сопровождения новых сотрудников в организации и оценить ее
влияние на уровень их адаптации.
Гипотеза
исследования: разработанная программа психологического сопровождения
будет способствовать повышению уровня социально-психологической адаптации новых
сотрудников в организации.
Методы
исследования:
[1]
Русинова Е.О. Психологические аспекты адаптации
персонала. В сборнике: Сборник статей по материалам Третьей межрегиональной
научно-практической конференции "Актуальные проблемы гуманитарных,
социальных и экономических наук: вопросы теории и практики" — 2014. — С. 83-87.
Заключение:
В результате решения
задач исследования достигнута цель и сделаны следующие выводы:
Адаптация — процесс взаимодействия живых организмов и
окружающей среды, приводящий к
наилучшему их приспособлению к жизни и деятельности.
Виды адаптации
представлены: социальной адаптацией, биологической адаптацией, физиологической
адаптацией, психологической адаптацией и др.
Социально-психологическая
адаптация – это вид адаптации; процесс приспособления личности к определенной
социальной среде, который заключается в освоении ею определенных социальных
норм, ролей, формировании адекватных форм поведения и межличностных отношений,
которые обеспечивают эмоциональный комфорт и чувство удовлетворения от
пребывания в ней.
Психологическое
сопровождение новых сотрудников в организации — система организационных и
социально-психологических мероприятий, направленных на адаптацию новых сотрудников.
Направлениями психологического сопровождения определены: психологическая
профилактика, психологическое
консультирование, психологическая коррекция (коррекционно-развивающая работа).
Основными
задачами психологического сопровождения новых сотрудников в период адаптации
определены: развитие личностных
качеств, которые способствуют более быстрой адаптации новых сотрудников; обучение
методам саморегуляции, снятия стрессовых состояний и делового общения в
коллективе; изучение и развитие
личностного и творческого потенциала молодых специалистов в целях повышения его
конкурентоспособности; проведение
семинаров-практикумов личностного и профессионального роста для специалистов и
др.
В результате решения
задач исследования подобраны:
— репрезентативная группа
из новых сотрудников,
— методики для изучения особенностей социально-психологической
адаптации, у представителей репрезентативной группы:
— Методика диагностики
социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда,
— Опросник оценки уровня
социально-психологической адаптации работника предприятия (УСПА) Р.X.
Исмаилова.
По результатам проведенных методик установлено следующее:
— интегральный показатель адаптации в экспериментальной группе (52,9)
и в контрольной группе (56,5) соответствует
низкому уровню,
— уровень
социально-психологической адаптации в экспериментальной и контрольной группах
сотрудников соответствует низкому уровню (39,3 и 37,3),
— различия между
показателями адаптации сотрудников в контрольной и экспериментальной группах
носят недостоверный характер.
После внедрения
экспериментального фактора – разработанной программы психологического
сопровождения новых сотрудников установлено, что:
— интегральный показатель адаптации в экспериментальной группе равен
70,6 (было 52,9), в контрольной – 58 (было 56,5),
—
социально-психологическая адаптация в экспериментальной группе сотрудников
соответствует выраженному уровню (65,1 было 39,3),
— в уровне
социально-психологической адаптации в контрольной группе сотрудников также
произошли изменения в сторону улучшения (43,4 было 37,3), однако изменения, в
отличие от экспериментальной группы, носят недостоверный характер, что указывает на наличие положительного
воздействия психологического сопровождения на адаптацию новых сотрудников в
организации.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы исследования проблемы влияния психологического
сопровождения новых сотрудников на уровень адаптации в организации
1.1.Сущность феномена «адаптация» в
психологических исследованиях
Рассмотрим понятие и
сущность адаптации в психологической литературе.
В психологическом
словаре термин «адаптация» (от лат. adaptare –
приспособлять) представлен в качестве
взаимодействия живых организмов и окружающей среды, приводящее к
наилучшему их приспособлению к жизни и деятельности; процесс эффективного взаимодействия организма
со средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом,
психологическом, социальном)[1].
В широком понимании адаптация – это приспособление
органов чувств к особенностям стимулов, которые на них действуют, с целью их
наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки[2]. С точки зрения социальной
психологии адаптация – это приспособление индивида к условиям социальной среды;
связанное с принятием индивидом определенных социальных ролей, адекватным
отображением себя и своих социальных связей[3].
В психологии труда [4]адаптация понимается как
взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной
врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и
организационно-экономических условиях труда, преодоление возможных негативных
моментов, возникающих как по вине компании работодателя, так и по вине
работника[5].
В научной литературе
выделяются следующие виды адаптации, которые представлены:
— социальной
адаптацией,
— биологической
адаптацией,
— физиологической
адаптацией,
— психологической
адаптацией,
— профессиональной
адаптацией и др.[6]
Социальная адаптация — способность человека
заранее предусматривать изменение поведения при установке на новые, неожиданные
общественные требования, например, при вхождении в новую микросоциальную группу[7].
Направлением
социальной адаптации выступает социально-психологическая адаптация (наряду с
профессионально — производственной, социально-бытовой, социально-средовой)[8].
А.И. Иванова
рассматривает социально-психологическую адаптацию как процесс усвоения
социально-психологических ролевых функций, приобретения людьми
социально-психологического статуса[9].
С точки зрения Н.А.
Свиридова, социально-психологическая адаптация представлена в качестве
вступления личности в отношения внутри группы, приспосабливание к последним,
создание образцов мышления и поведения, отражающих систему ценностей и норм
данного коллектива (группы), получение, усвоение и развитие умений и навыков
межличностного общения в данном коллективе[10].
Ряд авторов (А.В.
Булгаков, И.В. Дмитриев, Л.Г. Егоров, А.Н. Николаев, Ж.Г. Сенокосов и др.)
рассматривают социально-психологическую адаптацию в качестве процесса
проявления индивидуальных предпосылок в конкретных социально-психологических
условиях.
А.А. Тиморин, П.П.
Лазарев[11]
указывают на то, что социально-психологическая адаптация личности —
двусторонний процесс, характерным для которого является то, что в процессе
взаимодействия личности и общества индивид без продолжительных внутренних и
внешних противоречий способен выполнять
свою основную деятельность, свободно реализуя те ролевые ожидания, которые
ожидает от него общество, переживает состояния самореализации и может смело
выражать свои творческие способности[12].
К субъекту
социально-психологической адаптации относят: личность, группу, социальную
общность, социум в целом[13].
Основная элементарная
единица социально-психологической адаптации ‒ личность[14].
В качестве объекта
можно выделить все то, что способствует удовлетворению потребностей субъекта
адаптации.
В психологической
литературе имеют место два типа социально-психологической адаптации, которые
представлены:
— прогрессивным
типом,
— регрессивным типом[15].
Прогрессивный тип
характеризуется достижением полной адаптации.
Регрессивный тип
выглядит как формальная адаптация, которая не отвечает интересам общества,
развитию данной социальной группы и самой личности.
Некоторые психологи
(Н.А. Ошукова[16], Н.А.
Свиридов) определяют регрессивный тип социально-психологической адаптации как
конформный, который основан на формальном принятии личностью тех или иных
социальных норм и требований. При таком
типе адаптации личность покоряется последним (социальным нормам и требованиям)
и не имеет возможности раскрыться, добиться самореализации, испытать чувство
собственного достоинства, проявить себя в творчестве. Лишь прогрессивная
адаптация может привести к истинной социализации личности, тогда как длительное
следование конформистской стратегии приводит ее к постоянному неправильному
поведению (не соблюдению норм, ожиданий, стереотипов поведения) и способствует
появлению новых проблемных ситуаций.
Социально-психологическая
адаптация — способ защиты личности, посредством которого осуществляется
устранение внутреннего напряжения, состояния нестабильности, испуга,
беспокойства, возникающих во время взаимодействия с обществом[17].
Социально-психологическая
адаптация ‒ процесс длительный, который требует усилий, как самого объекта
адаптации, так и специалистов с их методами коррекционно-педагогического
воздействия, психотерапии, психокоррекции[18].
В результате научного поиска по проблеме исследования
определены функции социально-психологической адаптации, которые представлены:
— достижением
максимального равновесия в системе «личность – социальная среда»;
— проявлением и
развитием таланта личности;
— формированием
эмоционально-комфортных позиций личности;
— самореализацией
личности;
— самопознанием и самокоррекцией;
— ростом
эффективности деятельности как адаптирующейся личности, так и социальной среды
коллектива;
— сохранением
психического здоровья[19].
Интерес представляет,
выделенная В.В. Гриценко, мобилизующая функция социально-психологической адаптации,
суть которой состоит в освоении личностью системы общественных отношений,
которая целостна и меняется, а также в способности перебыть чрезвычайные
ситуации[20].
Исследователь также
обращает внимание на стимулирующую функцию, которая выражается в способности
человека не только ориентироваться осмысленно в сложившейся ситуации, но и
вырабатывать адекватные модели поведения, рационально использовать различные
ресурсы для реализации своих потребностей и интересов.
Т.П. Корнеева
отмечает, что социально-психологическая адаптация выступает в качестве
связующего звена между общественной сущностью человека и окружающей его
действительностью и носит многофункциональный характер:
— выступая условием и
средством оптимизации взаимодействия индивида с социальной средой и с природой;
— способствуя
развитию человека и совершенствованию окружающей социальной действительности;
— реализуя социальную
сущность человека;
— являясь необходимой
при овладении человеком любым из существующих видов деятельности[21].
Автор также акцентирует
внимание на функции формирования механизмов социальной мобильности, понимая под
ней:
— освоение личностью
новых стратегий поведения;
— усвоение индивидом
новых норм и ценностей, делающих эти стратегии нормативно и нравственно
приемлемыми для него;
— согласование
притязаний личности, ее самооценки с возможностями, а также с
социально-экономической реальностью.
В результате изучения
литературы по теме исследования определены механизмы социально-психологической
адаптации, которые представлены[22]:
— принятием
(неприятием) себя,
— принятием
(неприятием) других, <