Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние профессионально-личностного совершенствования воспитателя на развитие его педагогического мастерства на примере повышения профессиональной компетентности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования педагогического мастерства воспитателей 5
1.1. Особенности педагогической компетентности воспитателя 5
1.2. Профессионально-личностное совершенствование как средство развития педагогического мастерства 14
1.3. Методы развития профессионального мастерства воспитателей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 17
Глава 2. Особенности педагогического процесса воспитателей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 24
2.1. Анализ моделей профессионально-личностного совершенствования воспитателей при развитии педагогического мастерства 24
2.2. Анализ рабочей программы воспитателя образовательного учреждения 34
2.3. Анализ работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 37
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по организации профессионально-личностного совершенствования для развития профессионального мастерства воспитателей 51
3.1. Диагностика уровня сформированности профессионального мастерства воспитателей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 51
3.2. Реализация программы развития профессионального мастерства воспитателей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 60
3.3. Анализ эффективности проделанной работы 65
Выводы 69
Заключение 70
Список литературы 72
Введение:
Актуальность исследования. Развитие современного общества предполагает соблюдение особых условий организации образования, которое будет учитывать применение новых технологий и методов работы.
Помимо этого, современная система образования на сегодняшний день является открытой, вариативной и ориентированной на качественное образование детей. И на первый план выходит проблема обеспечения новых методологических подходов к организации педагогической деятельности образовательного учреждения, улучшения эффективного процесса социализации и развития личности ребенка. Такое положение в свою очередь ставит потребность в педагоге-профессионале на первый план.
На сегодняшний день от педагога образовательной организации требуется развитие способности учитывать меняющиеся социально-экономические условия, общую ситуацию в системе образования и при этом самостоятельно принимать решения и прогнозировать последствия этих решений, быть способным к сотрудничеству и т.п.
Условия интенсивных изменений, которые наблюдаются в системе образования, предполагают, что педагогическая деятельность становится более сложной и многогранной, а это влияет на рост требований к качественной характеристике специалистов данной сферы.
Сегодня педагог должен организовывать образовательный процесс, при этом опираться на идеи личностно-развивающего образования, а также владеть современными методологическими знаниям и новыми технологиями.
Психолого-педагогическая литература отечественных и зарубежных исследователей отмечает, что существует серьезное внимание к проблеме педагогического профессионализма, а также формирования и роста педагогической компетентности педагогов.
Так, исследование роли воспитателя, смысла и содержания его профессиональной деятельности отражается в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Помимо этого, современные исследования российских педагогов и психологов, среди которых А.А. Деркачь, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др., указывают, что на сегодняшний день существует проблема определения субъективных свойств педагогов, которые будут определять продуктивность их педагогической деятельности и представлять психолого-педагогическую компетентность, становясь предметом специального теоретического и экспериментального изучения.
Цель исследования заключается в изучении особенностей развития педагогического мастерства воспитателя посредством повышения профессиональной компетентности.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить особенности формирования педагогического мастерства воспитателей.
2. Проанализировать особенности педагогического процесса воспитателей в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат»
3. Провести опытно-экспериментальную работу по организации профессионально-личностного совершенствования для развития профессионального мастерства воспитателей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат».
Гипотеза исследования: процесс развития профессионального мастерства воспитателей возможен, если:
— выявить и определить развитие компетентности и компетенции в процессе развития себя и своих возможностях в профессии;
— организовать своевременную диагностику, направленную на развитие профессиональной компетентности воспитателей.
— в процессе профессиональной подготовки педагогов учитывать психологические установки на формирование психолого-педагогической компетентности, а также следить за развитием профессионального самосознания и личностной целостности педагогов.
Объект исследования – особенности процесса формирования педагогического мастерства воспитателей.
Предмет исследования – развитие профессионального мастерства воспитателей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат».
Теоретической основой исследования выступают педагогические теории и концепции профессионального подготовки педагогов, теория личности и теория деятельности Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, теория сущности целостного педагогического процесса Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, Н.Д. Хмеля.
Методы исследования, использованные в работе, следующие:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;
2. Обобщение и анализ отечественной педагогической практики;
3. Экспериментальная работа (анкетирование) и анализ количественных и качественных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении дефиниции «компетентность воспитателя образовательной организации», разработке теоретической модели развития профессиональной компетентности педагогов, а также расширении понимания структуры профессиональной психолого-педагогической компетентности.
Практическая значимость исследования представлена полученными практическими результатами и разработанной программой по повышению уровня развития профессионального мастерства воспитателей образовательной организации.
Заключение:
Важный компонент педагогической деятельности воспитателя заключается в наличии высокого уровня его профессионализма при решении образовательных и воспитательных задач дошкольных организаций.
Повышение уровня профессиональной деятельности педагогов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат»осуществляется через разнообразные формы методической работы: групповые (семинары, семинары-практикумы, коллективный просмотр, консультации, педагогические советы, открытые просмотры, школы передового опыта, методические объединения, работа по единым методическим темам, мастер-классы и т.д.) и индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы, самообразование, и т.д.).
Каждая из форм методической работы оказывает свое приоритетное влияние на достижение тех или иных целей, поэтому общая ее результативность зависит и от качества их сочетаний в непрерывном процессе совершенствования педагогического мастерства.
Проведенная опытно-экспериментальная работа, включающая методики диагностики уровня сформированности психолого-педагогической компетенции, учебно-методическое обеспечение процесса развития психолого-педагогической компетентности, открыла перспективу реализации проверенных условий в системе формирования психолого-педагогической компетенции и подтвердила истинность теоретических позиций.
Предложена модель профессиональной психолого-педагогической компетентности педагога, включающая в себя знания, общепедагогические и специальные умения, навыки; профессионально важные качества личности, ценностные ориентации, разработаны модели развития профессиональной компетенции педагога в процессе повышения квалификации.
Выявлены условия (организационные и педагогические) развития профессиональной компетенции педагогов в процессе повышения квалификации.
Избранный комплекс подходов и раскрывающих их принципов и категорий позволил многоаспектно и целостно рассмотреть объект нашего исследования, процесс стимулирования развития психолого-педагогической компетентности, интерпретировать полученные исследовательские данные на основе использования базовых категорий этих подходов: система, деятельность, развитие, человек, личность, коллектив, рефлексия, опыт, творчество, мастерство.
Таким образом, поставленная цель в начале исследования достигнута, а гипотеза, в которой предполагалось, что процесс развития профессиональной психолого-педагогической компетентности педагога возможен при выявлении и определении уровня развития компетенций педагогов, их своевременной диагностики и разработки практических рекомендаций, нашла свое подтверждение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования педагогического мастерства воспитателей
1.1. Особенности педагогической компетентности воспитателя
На сегодняшний день понимание педагогической компетентности имеет несколько подходов. Так, Н.В. Кузьмина в основу концепции ставит причину, которая определяет педагогическую деятельность [13], тогда как А.К. Маркова предлагает концепцию профессиональной компетентности, основанную на родовом мнении. Исследователь включает субъективные характеристики, которые проявляются в деятельности воспитателя и обеспечивают ее эффективность. Такая позиция сегодня имеет большое распространение и принимается за основную [16].
Относительно такой точки зрения, эффективно компетентным считается деятельность воспитателей МБОУ, которая на высоком уровне исполняет педагогическую активность, педагогическое общение наряду с реализацией личности воспитателя. Другими словами, такая деятельность, которая способствует достижению высокого уровня обучения и воспитания обучающихся [2].
При этом педагогическая активность одновременно выступает преобразующей и правящей силой. И для эффективного развития личности необходимо быть компетентным. Наличие компетентности воспитателей МБОУ, по мнению таких исследователей как В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и Е.Н. Шиянов, показывает целостность его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризует его профессионализм.
Так, профессиональная психолого-педагогическая компетентность имеет несколько составляющих, среди которых выделяются профессиональные знания воспитателей МБОУ, их педагогические умения, профессиональные психологические позиции и личностные психологические особенности. Рассмотрим подробнее каждую из этих составляющих профессиональной компетенции.
1. Профессиональные знания являются сведениями из педагогики и психологии о сути деятельности педагога, особенностях педагогического общения, его личности, наряду со знаниями психического развития воспитанников, их возрастных и личностных особенностей [22].
Следует отметить, что психолого-педагогические знания определяются учебно-воспитательными программами. А психолого-педагогическая подготовленность заключается в понимании методологических основ и категорий педагогики, знании закономерностей социализации и развития личности обучающихся, определении сущности, цели и технологии воспитания и обучения, а также изучении законов возрастного анатомо-физического и психического развития детей. Другими словами, психолого-педагогические знания являются основной гуманистически ориентированного мышления воспитателя [25].
Что касается специальных знаний (по конкретному направлению воспитания и обучения), то они представляют собой важное, но не единственное условие профессиональной компетенции. По нашему мнению, профессиональные знания педагога должны так же включать этические знания, которые предполагают понимание основных категорий этики и понятий морального сознания, учитывая моральные принципы, нормы и правила поведения, профессиональную этику воспитателей МБОУ, этикет и культуру общения, а также методики нравственного воспитания.
2. Педагогические умения являются совокупностью последовательно разворачивающихся действий, которые основаны на теоретических знаниях, направленные на решение задач гармонического развития личности.