Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние профессионально-личностного совершенствования воспитателя на развитие его педагогического мастерства на примере повышения профессиональной компетентности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования педагогического мастерства воспитателей 5
1.1. Особенности педагогической компетентности воспитателя 5
1.2. Профессионально-личностное совершенствование как средство развития педагогического мастерства 14
1.3. Методы развития профессионального мастерства воспитателей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 17
Глава 2. Особенности педагогического процесса воспитателей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 24
2.1. Анализ моделей профессионально-личностного совершенствования воспитателей при развитии педагогического мастерства 24
2.2. Анализ рабочей программы воспитателя образовательного учреждения 34
2.3. Анализ работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 37
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по организации профессионально-личностного совершенствования для развития профессионального мастерства воспитателей 51
3.1. Диагностика уровня сформированности профессионального мастерства воспитателей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 51
3.2. Реализация программы развития профессионального мастерства воспитателей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» 60
3.3. Анализ эффективности проделанной работы 65
Выводы 69
Заключение 70
Список литературы 72

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие современного общества предполагает соблюдение особых условий организации образования, которое будет учитывать применение новых технологий и методов работы.
Помимо этого, современная система образования на сегодняшний день является открытой, вариативной и ориентированной на качественное образование детей. И на первый план выходит проблема обеспечения новых методологических подходов к организации педагогической деятельности образовательного учреждения, улучшения эффективного процесса социализации и развития личности ребенка. Такое положение в свою очередь ставит потребность в педагоге-профессионале на первый план.
На сегодняшний день от педагога образовательной организации требуется развитие способности учитывать меняющиеся социально-экономические условия, общую ситуацию в системе образования и при этом самостоятельно принимать решения и прогнозировать последствия этих решений, быть способным к сотрудничеству и т.п.
Условия интенсивных изменений, которые наблюдаются в системе образования, предполагают, что педагогическая деятельность становится более сложной и многогранной, а это влияет на рост требований к качественной характеристике специалистов данной сферы.
Сегодня педагог должен организовывать образовательный процесс, при этом опираться на идеи личностно-развивающего образования, а также владеть современными методологическими знаниям и новыми технологиями.
Психолого-педагогическая литература отечественных и зарубежных исследователей отмечает, что существует серьезное внимание к проблеме педагогического профессионализма, а также формирования и роста педагогической компетентности педагогов.
Так, исследование роли воспитателя, смысла и содержания его профессиональной деятельности отражается в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Помимо этого, современные исследования российских педагогов и психологов, среди которых А.А. Деркачь, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др., указывают, что на сегодняшний день существует проблема определения субъективных свойств педагогов, которые будут определять продуктивность их педагогической деятельности и представлять психолого-педагогическую компетентность, становясь предметом специального теоретического и экспериментального изучения.
Цель исследования заключается в изучении особенностей развития педагогического мастерства воспитателя посредством повышения профессиональной компетентности.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить особенности формирования педагогического мастерства воспитателей.
2. Проанализировать особенности педагогического процесса воспитателей в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат»
3. Провести опытно-экспериментальную работу по организации профессионально-личностного совершенствования для развития профессионального мастерства воспитателей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат».
Гипотеза исследования: процесс развития профессионального мастерства воспитателей возможен, если:
— выявить и определить развитие компетентности и компетенции в процессе развития себя и своих возможностях в профессии;
— организовать своевременную диагностику, направленную на развитие профессиональной компетентности воспитателей.
— в процессе профессиональной подготовки педагогов учитывать психологические установки на формирование психолого-педагогической компетентности, а также следить за развитием профессионального самосознания и личностной целостности педагогов.
Объект исследования – особенности процесса формирования педагогического мастерства воспитателей.
Предмет исследования – развитие профессионального мастерства воспитателей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат».
Теоретической основой исследования выступают педагогические теории и концепции профессионального подготовки педагогов, теория личности и теория деятельности Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, теория сущности целостного педагогического процесса Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, Н.Д. Хмеля.
Методы исследования, использованные в работе, следующие:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;
2. Обобщение и анализ отечественной педагогической практики;
3. Экспериментальная работа (анкетирование) и анализ количественных и качественных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении дефиниции «компетентность воспитателя образовательной организации», разработке теоретической модели развития профессиональной компетентности педагогов, а также расширении понимания структуры профессиональной психолого-педагогической компетентности.
Практическая значимость исследования представлена полученными практическими результатами и разработанной программой по повышению уровня развития профессионального мастерства воспитателей образовательной организации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Важный компонент педагогической деятельности воспитателя заключается в наличии высокого уровня его профессионализма при решении образовательных и воспитательных задач дошкольных организаций.
Повышение уровня профессиональной деятельности педагогов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат»осуществляется через разнообразные формы методической работы: групповые (семинары, семинары-практикумы, коллективный просмотр, консультации, педагогические советы, открытые просмотры, школы передового опыта, методические объединения, работа по единым методическим темам, мастер-классы и т.д.) и индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы, самообразование, и т.д.).
Каждая из форм методической работы оказывает свое приоритетное влияние на достижение тех или иных целей, поэтому общая ее результативность зависит и от качества их сочетаний в непрерывном процессе совершенствования педагогического мастерства.
Проведенная опытно-экспериментальная работа, включающая методики диагностики уровня сформированности психолого-педагогической компетенции, учебно-методическое обеспечение процесса развития психолого-педагогической компетентности, открыла перспективу реализации проверенных условий в системе формирования психолого-педагогической компетенции и подтвердила истинность теоретических позиций.
Предложена модель профессиональной психолого-педагогической компетентности педагога, включающая в себя знания, общепедагогические и специальные умения, навыки; профессионально важные качества личности, ценностные ориентации, разработаны модели развития профессиональной компетенции педагога в процессе повышения квалификации.
Выявлены условия (организационные и педагогические) развития профессиональной компетенции педагогов в процессе повышения квалификации.
Избранный комплекс подходов и раскрывающих их принципов и категорий позволил многоаспектно и целостно рассмотреть объект нашего исследования, процесс стимулирования развития психолого-педагогической компетентности, интерпретировать полученные исследовательские данные на основе использования базовых категорий этих подходов: система, деятельность, развитие, человек, личность, коллектив, рефлексия, опыт, творчество, мастерство.
Таким образом, поставленная цель в начале исследования достигнута, а гипотеза, в которой предполагалось, что процесс развития профессиональной психолого-педагогической компетентности педагога возможен при выявлении и определении уровня развития компетенций педагогов, их своевременной диагностики и разработки практических рекомендаций, нашла свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования педагогического мастерства воспитателей

1.1. Особенности педагогической компетентности воспитателя

На сегодняшний день понимание педагогической компетентности имеет несколько подходов. Так, Н.В. Кузьмина в основу концепции ставит причину, которая определяет педагогическую деятельность [13], тогда как А.К. Маркова предлагает концепцию профессиональной компетентности, основанную на родовом мнении. Исследователь включает субъективные характеристики, которые проявляются в деятельности воспитателя и обеспечивают ее эффективность. Такая позиция сегодня имеет большое распространение и принимается за основную [16].
Относительно такой точки зрения, эффективно компетентным считается деятельность воспитателей МБОУ, которая на высоком уровне исполняет педагогическую активность, педагогическое общение наряду с реализацией личности воспитателя. Другими словами, такая деятельность, которая способствует достижению высокого уровня обучения и воспитания обучающихся [2].
При этом педагогическая активность одновременно выступает преобразующей и правящей силой. И для эффективного развития личности необходимо быть компетентным. Наличие компетентности воспитателей МБОУ, по мнению таких исследователей как В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и Е.Н. Шиянов, показывает целостность его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризует его профессионализм.
Так, профессиональная психолого-педагогическая компетентность имеет несколько составляющих, среди которых выделяются профессиональные знания воспитателей МБОУ, их педагогические умения, профессиональные психологические позиции и личностные психологические особенности. Рассмотрим подробнее каждую из этих составляющих профессиональной компетенции.
1. Профессиональные знания являются сведениями из педагогики и психологии о сути деятельности педагога, особенностях педагогического общения, его личности, наряду со знаниями психического развития воспитанников, их возрастных и личностных особенностей [22].
Следует отметить, что психолого-педагогические знания определяются учебно-воспитательными программами. А психолого-педагогическая подготовленность заключается в понимании методологических основ и категорий педагогики, знании закономерностей социализации и развития личности обучающихся, определении сущности, цели и технологии воспитания и обучения, а также изучении законов возрастного анатомо-физического и психического развития детей. Другими словами, психолого-педагогические знания являются основной гуманистически ориентированного мышления воспитателя [25].
Что касается специальных знаний (по конкретному направлению воспитания и обучения), то они представляют собой важное, но не единственное условие профессиональной компетенции. По нашему мнению, профессиональные знания педагога должны так же включать этические знания, которые предполагают понимание основных категорий этики и понятий морального сознания, учитывая моральные принципы, нормы и правила поведения, профессиональную этику воспитателей МБОУ, этикет и культуру общения, а также методики нравственного воспитания.
2. Педагогические умения являются совокупностью последовательно разворачивающихся действий, которые основаны на теоретических знаниях, направленные на решение задач гармонического развития личности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы