Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние подвижных игр на уровень формирования физических качеств старших дошкольников»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические аспекты формирования физических качеств детей дошкольного возраста посредством элементов спортивных игр 6
1.1 Определение, значение элементов спортивных игр и их место в системе работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении 6
1.2 Использование и значение элементов спортивных игр в физическом воспитании дошкольников 8
1.3 Педагогические условия использования элементов спортивных игр как практического средства физического воспитания дошкольников в условиях ДОУ 10
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Организация исследования 21
2.1 Материалы и методы исследования 21
2.2 Диагностика уровня развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста 23
2.3 Результаты констатирующего этапа эмпирического исследования 29
2.4 Разработка программы элементов спортивных игр для физического воспитания детей старшего дошкольного возраста 38
Выводы по 2 главе 42
Глава 3. Результаты исследования 44
3.1 Результаты формирующего этапа эмпирического исследования 44
Выводы по 3 главе 57
Выводы 58
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложение 69
Введение:
Актуальность темы. Изучение и анализ достижений педагогической и психологической науки свидетельствует о том, что дошкольный период является наиболее благоприятным для усвоения детьми различных средств физической культуры [22].
В этом возрасте у ребенка закладывается фундамент развития и всесторонней физической подготовленности. Основой воспитания и обучения является забота о надлежащем состоянии здоровья детей. Поэтому перед воспитателями в первую очередь стоит задача выбора оптимальных здоровьесберегающих и личностно-ориентированных средств организации и содержания педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Модернизация образования в России, в том числе и дошкольного, требует активных преобразований в сфере физического воспитания детей дошкольного возраста [17]. Большинство внедренных в практику дошкольных учебных заведений программ физического воспитания специализированные и построены на использовании отдельных видов и направлений подготовки. Как правило, используются нетрадиционные оздоровительные системы («игровой стретчинг», «йога», «ушу», «цигун» и т.д.), а также спортивные игры — хоккей, футбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон [19].
В спортивной и педагогической литературе описано содержание элементов спортивных игр, однако большинство педагогов испытывают трудности в выстраивании системы обучения той или иной игре, спортивномуупражнению и чаще всего ограничиваются тем, что выносят на прогулку спортивное оборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании. Но, не зная и не умея играть в спортивные игры, дети играют только в те игры, которым их научили. Чтобы бегать, надо бегать, а, чтобы дети играли в спортивные игры, надо не только рассказывать об играх, но и специально учить. Только целенаправленное, планомерное, не реже 1-2 раз в неделю, проведение занятий, даст возможность научить детей играть по упрощенным правилам и по-настоящему почувствовать азарт спортивной игры и ее пользу [6, 33].
Учитывая состояние этой проблемы и то, что уровень физического здоровья и подготовленности является одним из главных критериев эффективности образовательного процесса в дошкольных учебных заведениях, возникла необходимость более глубокого изучения влияния занятий с применением элементов спортивных игр на развитие детей 5-6 лет и разработки соответствующей методики физкультурных занятий.
Степень разработанности темы. В исследованиях Е.С. Вильчковского, Н.Ф. [4, 5], Денисенко [15], Т.Ю. Круцевич, Н.В. [27, 28], Пангеловой [35, 36, 49] и др., вопросу реформирования образования и совершенствованию физического воспитания детей в контексте оптимизации двигательной активности для повышения уровня здоровья и физической подготовленности дошкольников уделено значительное внимание.
Помимо этого, существует широкий спектр исследований, в которых отражаются механизмы влияния элементов спортивных игр на формирование физических качеств детей старшего дошкольного возраста. К примеру, в исследованииАлибатаровой А. Р. [2], раскрываются особенности влияния элементов спортивных игр различной степени подвижности на развитие старших дошкольников; в исследовании
Цель исследования: разработать и апробировать программу формирования физических качеств детей старшего дошкольного возраста на основе применения элементов спортивных игр в воспитательном процессе ДОУ.
Объект исследования: процесс физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: разработка комплекса, состоящего из элементов спортивных игр для формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Если в процесс физического воспитания в ДОУ внедрить программу, включающую комплекс из элементов спортивных игр, то это позволит улучшить степень развития физических качеств у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1) провести комплексный обзор литературы по вопросам рациональности использования элементов спортивных игр для формирования физических качеств детей 5-6 лет;
2) осуществить диагностику уровня развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста;
3) разработать программу элементов спортивных игр для физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
4) В рамках эмпирического исследования апробировать разработанной программы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, сравнение, систематизация и обобщение информации (для аргументации исходных положений исследования, обоснование понятийно-терминологического аппарата, разработки программы исследования);
— эмпирические: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование (для определения двигательной активности и физического состояния детей); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий) — для разработки и выявления результативности двигательного режима детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов спортивных игр;
— статистические: для обработки эмпирических данных, проверки достоверности полученных результатов, использовался t-критерий Стьюдента.
База исследования. Детский сад общеобразовательного вида №4 «Золотой петушок».
Текст работы:
В современных условиях ведется активный поиск путей совершенствования физического воспитания в дошкольных учебных заведениях. Однако ученые констатируют ненадлежащее состояние здоровья детей, слабую физическую подготовленность, обусловленные низким уровнем двигательной активности.
Спортивные игры — это особый вид игр, которые не столько дают возможность познавать мир, сколько подготавливают дошкольника физически к этому миру. Одна из основных задач дошкольных учебных заведений — физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. С учетом игровой деятельности, как ведущей в дошкольном возрасте, в практике физического воспитания детей необходимо активно использовать игровую деятельность, а именно спортивные игры. Использование элементов спортивных игр должно быть развивающим, рационально организованным, соразмерные насыщенным и не только служить фоном для эпизодических двигательных действий, а быть стимулом, побуждением для развертывания и активизации детской двигательной деятельности (организованной педагогом и самостоятельной), оздоровления и общего физического развития детей дошкольного возраста.
Важное условие формирования физически развитого человека с крепким здоровьем — это приучение дошкольника к занятиям физической культурой, для обеспечения полноценного физического развития детей — создание предметно-игровой среды с использованием элементов спортивных игр, которое должно быть развивающим, рационально организованным, соразмерные насыщенным и быть стимулом, побуждением для развертывания и активизации самостоятельной и организованной педагогом детской двигательной деятельности.
Именно поэтому, опираясь на результаты исследования, был разработан программу использования средств элементов спортивных игр в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В ее структуру были включены елементы следующих видов спорта: городки, элементы бадминтона, баскетбола, футбола, хоккея, гандбола, регби, настольного тенниса.
Апробация разработанного двигательного режима с использованием средств народной физической культуры в практике физического воспитания дошкольных учебных заведений показала ее эффективность, что подтверждено статистически значимым (Р <0,001) повышением уровня физической подготовленности детей экспериментальной группы по всем физическим показателям (выносливостью, скоростью, силой, ловкостью, гибкостью и скоростно-силовыми качествами). В экспериментальных группах значительно возросло качество выполнения основных движений. Наблюдалась согласованность движений рук и ног, появлялась легкость бега, 69% детей ставят ногу на опору с носка, что на 36% лучше, чем в контрольных группах. Повышение результатов прыжка в длину с места произошло как за счет улучшения техники его исполнения, так и из-за роста силы мышц ног, можно объяснить положительным влиянием предложенной методики обучения.
Результаты исследования свидетельствуют, что рост тренированности организма детей происходит несколько медленнее, чем приобретение двигательных навыков, в частности, изучение несложных по технике двигательных действий. Высокие результаты развития физических качеств также зависят от характера физических упражнений и подвижных игр, предложенных детям.
Проведенное исследование не раскрывает все аспекты этой проблемы. Дальнейшего изучения требуют вопросы формирования двигательного режима детей дошкольного возраста с ограниченными физическими возможностями.
Заключение:
Актуальность темы. Изучение и анализ достижений педагогической и психологической науки свидетельствует о том, что дошкольный период является наиболее благоприятным для усвоения детьми различных средств физической культуры [22].
В этом возрасте у ребенка закладывается фундамент развития и всесторонней физической подготовленности. Основой воспитания и обучения является забота о надлежащем состоянии здоровья детей. Поэтому перед воспитателями в первую очередь стоит задача выбора оптимальных здоровьесберегающих и личностно-ориентированных средств организации и содержания педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Модернизация образования в России, в том числе и дошкольного, требует активных преобразований в сфере физического воспитания детей дошкольного возраста [17]. Большинство внедренных в практику дошкольных учебных заведений программ физического воспитания специализированные и построены на использовании отдельных видов и направлений подготовки. Как правило, используются нетрадиционные оздоровительные системы («игровой стретчинг», «йога», «ушу», «цигун» и т.д.), а также спортивные игры — хоккей, футбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон [19].
В спортивной и педагогической литературе описано содержание элементов спортивных игр, однако большинство педагогов испытывают трудности в выстраивании системы обучения той или иной игре, спортивномуупражнению и чаще всего ограничиваются тем, что выносят на прогулку спортивное оборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании. Но, не зная и не умея играть в спортивные игры, дети играют только в те игры, которым их научили. Чтобы бегать, надо бегать, а, чтобы дети играли в спортивные игры, надо не только рассказывать об играх, но и специально учить. Только целенаправленное, планомерное, не реже 1-2 раз в неделю, проведение занятий, даст возможность научить детей играть по упрощенным правилам и по-настоящему почувствовать азарт спортивной игры и ее пользу [6, 33].
Учитывая состояние этой проблемы и то, что уровень физического здоровья и подготовленности является одним из главных критериев эффективности образовательного процесса в дошкольных учебных заведениях, возникла необходимость более глубокого изучения влияния занятий с применением элементов спортивных игр на развитие детей 5-6 лет и разработки соответствующей методики физкультурных занятий.
Степень разработанности темы. В исследованиях Е.С. Вильчковского, Н.Ф. [4, 5], Денисенко [15], Т.Ю. Круцевич, Н.В. [27, 28], Пангеловой [35, 36, 49] и др., вопросу реформирования образования и совершенствованию физического воспитания детей в контексте оптимизации двигательной активности для повышения уровня здоровья и физической подготовленности дошкольников уделено значительное внимание.
Помимо этого, существует широкий спектр исследований, в которых отражаются механизмы влияния элементов спортивных игр на формирование физических качеств детей старшего дошкольного возраста. К примеру, в исследованииАлибатаровой А. Р. [2], раскрываются особенности влияния элементов спортивных игр различной степени подвижности на развитие старших дошкольников; в исследовании
Цель исследования: разработать и апробировать программу формирования физических качеств детей старшего дошкольного возраста на основе применения элементов спортивных игр в воспитательном процессе ДОУ.
Объект исследования: процесс физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: разработка комплекса, состоящего из элементов спортивных игр для формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Если в процесс физического воспитания в ДОУ внедрить программу, включающую комплекс из элементов спортивных игр, то это позволит улучшить степень развития физических качеств у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1) провести комплексный обзор литературы по вопросам рациональности использования элементов спортивных игр для формирования физических качеств детей 5-6 лет;
2) осуществить диагностику уровня развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста;
3) разработать программу элементов спортивных игр для физического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
4) В рамках эмпирического исследования апробировать разработанной программы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, сравнение, систематизация и обобщение информации (для аргументации исходных положений исследования, обоснование понятийно-терминологического аппарата, разработки программы исследования);
— эмпирические: педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование (для определения двигательной активности и физического состояния детей); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий) — для разработки и выявления результативности двигательного режима детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов спортивных игр;
— статистические: для обработки эмпирических данных, проверки достоверности полученных результатов, использовался t-критерий Стьюдента.
База исследования. Детский сад общеобразовательного вида №4 «Золотой петушок».
Список литературы:
Глава 1. Теоретико-методические аспектыформирования физических качеств детей дошкольного возраста посредством элементов спортивных игр
1.1 Определение, значение элементов спортивных игр и их место в системе работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении
Спортивные игры — высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных, едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительностью игры, оборудованием и инвентарем и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.
Игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива, которая выражается в разнообразии действий, согласованных с коллективными действиями [5].
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать, с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовольствие от этой деятельности, углубляют познания об окружающей их среде. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
В дошкольной педагогике игра рассматривается как исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности ребенка, где творчески, прямо или косвенно отражаются явления окружающей действительности. Игры, в которых ярко выявлена роль движений, имеют общее условное наименование «элементов спортивных игр» [28].
За последние десять лет в дошкольных учебных заведениях значительно повысился интерес к спортивным играм (баскетбол, волейбол, теннис, бадминтон, городки и др.). В этих играх, которые почти всегда проводятся на свежем воздухе, применяются разнообразные движения и двигательные действия. Дети выполняют большое количество прыжков, метаний, удары по мячу, что положительно влияет на рост и развитие организма.
Спортивные игры отличаются сложной и точной техникой, в которой проявляются высокие физические возможности спортсменов, чего нет у детей дошкольного возраста.
Данные исследований Е. Адашкявичене [1], Е. Вильчковского[4-6], Н. Денисенко [15], А. Курок [29], Т. Осокина, Ю. [34],Портных[38] и др., а также практика свидетельствуют о том, что интерес к спортивным играм у детей возникает очень рано. Дети старшего дошкольного возраста уже овладевают элементами игр спортивного характера. Ю. Портныхуказывает на то, что раннее проявление интереса к спортивным играм позволяет начать систематическое обучение детей раньше, чем другим видам физических упражнений [38].
Для игры с элементами спорта характерна определенная ограниченность, даже односторонность движений, точность двигательных действий и строгое соблюдение формы.
Структура игры спортивного характера по сравнению с подвижными играми, отличается большей определенностью. Так, состав команд в этих играх ограничивается установленным количеством участников, их обязанности строго распределяются; продолжительность игры ограничивается определенным временем; игры спортивного характера имеют строго установленные правила, которые определяют точность двигательных действий [27].
Основными задачами в работе с детьми по использованию игр спортивного характера является развитие личности ребенка, оздоровление его организма, развитие движений, двигательных способностей и физических качеств, создание эмоционального настроя, воспитание интереса к различным видам физических упражнений [28].
Немецкие ученые Г.Ербах, Г.Борман, Ж.Доблер и другие указывают, что спортивные игры могут вызвать у многих людей интерес к спорту, вдохновение и побуждение к активному участию. Это объясняется сущностью игр спортивного характера: они создают чувство радости и хорошего настроения, привлекают к себе благодаря ситуациям, которые постоянно меняются. Они имеют соревновательный характер и побуждают к оптимальной двигательной деятельности. Эти игры предоставляют детям большие двигательные возможности и в пределах их правил требуют личной самостоятельной деятельности [33].
При правильном педагогическом руководстве спортивные игры влияют на развитие личности, утверждает Г. Ербах. В играх воспитываются такие нравственные качества, как готовность прийти на помощь, уважение, способность к коллективным действиям, дисциплинированность и тому подобное. Однако для этого необходимо создать в дошкольных учебных заведениях определенные педагогические условия [33].
Одной из актуальных проблем обучения спортивным играм является подбор комплексных упражнений, которые способствуют максимально быстрой подготовке к спортивной игре. Г. Борман и X. Добыч под такими упражнениями видят движения, которые состоят из нескольких элементов или двигательных действий, а также связанные между собой игровой ситуацией (ловли мяча в беге, ведение мяча, обыгрывание партнера, удар по воротах или бросок) [33].
1.2 Использование и значение элементов спортивных игр в физическом воспитании дошкольников
В дошкольной педагогике игра рассматривается как исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности ребенка, где творчески прямо или косвенно отражаются явления окружающей действительности (труд и быт людей, имитация движений животных и др.).
Игры является одним из важных средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию и совершенствованию