Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние монголо-татарского ига на ход истории России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИДЕЙНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ И НОВЫХ ПОДХОДОВ К МОНГОЛЬСКОМУ ПЕРИОДУ В ИСТОРИИ РУСИ 10
1.1. Проблемные вопросы монголо-татарского нашествия в русской истории 10
1.2. Диалектический подход к анализу влияния монголов на развитие Руси 20
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ МОНГОЛО-ТАТАРСКОГО ИГА НА РАЗВИТИЕ РУСИ КАК ГОСУДАРСТВА 31
2.1. Культурный обмен между Золотой Ордой и Русью 31
2.2. Степень и характер влияния Золотой Орды на Русь в контексте диалога культур 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Введение:
Актуальность исследования. Во второй половине XII–начале XIII века на огромных пространствах от Великой китайской стены до озера Байкал жили многочисленные тюркские племена, в том числе монголы и татары. Объединителем разрозненных и враждовавших племен стал Чингисхан (1162–1227), направивший энергию соплеменников на внешние завоевания, в результате которых менее чем за полвека под контролем монголов оказались огромные пространства: Северный Китай и Корея, Средняя Азия и Сибирь, Кавказ и Волжская Булгария.
Началом периода захвата Руси можно считать весну 1223 г., когда монгольские отряды под предводительством Чингисхана подошли вплотную к русским границам на Днепре. В первом прямом столкновении с монголами на реке Калке 31 мая 1223 г. русские, выступавшие в союзе с половцами, потерпели сокрушительное поражение. Зимой 1237 г. началось целенаправленное вторжение основных войск монголо-татар под командованием внука Чингисхана – Батыя на территорию Руси.
Причинами падения Руси под натиском монголо-татар историки называют численный перевес противника; отсутствие единой организации в строю русских воинов; плохо организованную взаимопомощь со стороны разрозненных князей; недооценку сил и численности противника. Ситуация для русских княжеств осложнялась тем, что земли Пскова и Новгорода в это же время становятся объектом экспансии европейских феодалов. И если на Северо-Западном направлении русским под командованием легендарного князя Александра Ярославича Невского удалось остановить агрессию, то с монголами пришлось искать примирения. С 1243 г., когда Владимирский князь Ярослав Всеволодович отправился в Орду на поклон к Батыю, на Руси началось установление монголо-татарского ига с новыми законами и порядками. Освобождение от этого ига произошло лишь в 1480 г., когда великий князь Иван III одержал победу на р. Угре, «стояние» на которой, закончившись бесславно для хана Ахмата, означало возвращение полной независимости Руси.
Степень изученности проблемы.
В российской истории множество авторов обращались к истории татаро-монгольского нашествия. Особо следует отметить работы исследователей, которые пытались понять цивилизационную сущность развития России. Это, так называемые, сторонники евразийства: К.С. Аксаков, Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилёв, К.Д. Кавелин, Н.М. Карамзин, И.В. Киреевский, В.О. Ключевский, К.Н. Леонтьев С.М. Соловьев, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников, Н.С. Трубецкой, А.С. Хомяков и др.
Методология подходов к периоду нашествия татаро-монголов изложена в сборнике «Исход к Востоку. Предчувствие и свершение. Утверждение евразийцев», в котором свое мнение об этом историческом периоде изложили П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский, кн. Н.С. Трубецкой и Г.В. Флоровский .
Сторонник идеологии евразийства Г.В. Вернадский, не отрицая крайней жестокости монгольского господства, переосмыслил его последствия в позитивном ключе. Монгольскую империю он рассматривал как геополитическую предшественницу Российской империи. Позднее схожие взгляды, только в более радикальном варианте, развивал Л.Н. Гумилёв. Данной точки зрения придерживаются и такие современные ученые как Н.Н. Крадин, Ю.В. Кривошеев, И.И. Назипов и другие .
Представляют интерес и работы современных исследователей Ю.А. Елхова, Г.В. Носовского, А.Т. Фоменко, А.Г. Шляхторова и других, которые считают, что татаро-монголы были не дикими кочевниками, которые прибыли на Русь издалека, а племенами, которые всегда жили на своей исконной земле и начали в XIV завоевание мира, которое впоследствии было названо «монгольским» завоеванием .
Монгольский период привлекал внимание русских, а затем и советских ученых, прежде всего в аспекте воздействия, которое оказали завоеватели на русскую историю и культуру, причем в контексте соответствующих идеологий, связанных с исторической или политической обстановкой, даваемые историками оценки существенным образом отличались.
Н. Карамзин полагал, что влияние было значительным . В то же время С.М. Соловьев и В.О. Ключевский не поддерживали это суждение. Позиция этих историков дала основание современному автору Р. Хакимову отметить, что у С.М. Соловьева и В.О. Ключевского трехсотлетний период татарских государств, повлиявших на мировые процессы, из цепи событий становления российской государственности выпадает . Религиозная толерантность также рассматривалась, прежде всего, в контексте отношения завоевателей к Русской Церкви. Если евразийцы – Н.С. Трубецкой , П.Н. Савицкий , Г.В. Вернадский , Э.Д. Хара-Даван писали о колоссальном влиянии тюркских народов на Русь и об отношениях культурного симбиоза, то советские историки В.А. Рязановский , Б.Д. Греков, А.Ю. Якубовский – о разрушительных последствиях монгольского владычества.
В соответствии с единственно возможной в СССР с 30-х годов концепцией, Золотая Орда – это враг и поработитель. Советские историки были вынуждены допускать огромный разрыв между накопленным фактическим материалом и официально требуемыми от них выводами. Негативное наследие идеологического диктата преодолевается в конце 80-х – начале 90-х гг. Исследователи начинают уделять внимание, в том числе, и вопросам межконфессиональных отношений . Из работ последнего времени следует отметить труды А.А. Горского , Ю.В. Кривошеева , Т.Д. Скрынниковой , В.В. Трепавлова , Д.Г. Хрусталева , а также диссертационную работу И.В. Белозерова .
О толерантном отношении Чингизидов к подданным-христианам писали зарубежные ученые Б. Шпулер , Ч. Гальперин , Л. Хартог .
В современной российской исторической науке продолжают существовать разные точки зрения на проблему монгольского влияния на развитие русской государственности. Отметим, что акцентирование негативных последствий монгольского завоевания и негативизация самого понятия «монголо-татарское иго», характерно для советской историографической традиции и ее нынешних сторонников. Однако все большее распространение получает отношение к монгольскому периоду российской истории как к многомерному явлению, влияние которого на развитие России не исчерпывалось только разорением, приведшим к отставанию от европейской цивилизации, а напротив, имело мощный созидательный потенциал для формирования великорусской государственности.
Хронологические рамки исследования. Конец XI века как период феодальной раздробленности, считающийся одной из причин подчинения Руси монголам, – конец XVI века, как время освобождения и становления Руси как государства.
Целью данного исследования является выявление влияния монголо-татарского ига на ход истории России.
Объект исследования: монголо-татарское нашествие.
Предмет исследования: влияние монголо-татарского ига на развитие Руси как государства.
Задачи исследования:
— рассмотреть проблемные вопросы монголо-татарского нашествия в русской истории;
— показать диалектический подход к анализу влияния монголов на развитие Руси;
— проанализировать культурный обмен между Золотой Ордой и Русью;
— выявить степень и характер влияния Золотой Орды на Русь в контексте диалога культур.
Методология исследования базируется на научных трудах в области выбранной проблематики.
Источниковая база исследования представлена группой русских летописей (Лаврентьевская, Ипатьевская, Новгородская первая летопись старшего извода), в которых отражен этап монголо-татарского нашествия , а также летописями, отражающими сущность Великой Ясы , внедряемой на территории Древней Руси в качестве правооснов существования общества.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; моделирование, сравнение, анализ, синтез.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации научных представлений о монголо-татарском иге и его значении в истории Древней Руси.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В первой главе рассмотрены методологические основы идейных положений и новых подходов к монгольскому периоду в истории Руси.
Во второй главе показано влияние монголо-татарского ига на развитие Руси как государства.
Заключение:
В данной работе рассматриваются взаимоотношения Золотой Орды и Руси в период татаро-монгольского ига. На основе темы исследования автором раскрывается проблема влияния Золотой Орды на развитие Руси как государства. С привлечением научной литературы по выбранной тематике были критически проанализированы четыре аспекта взаимодействия двух государств. Были выявлены расхождения во мнениях знаменитых историков относительно одних и тех же событий и явлений. Автор делает вывод об отсутствии негативного влияния Орды на Русь.
В XIII веке Русь подвергалась мощнейшему влиянию со стороны, как запада, так и востока. И точно так же, как и сегодня, остро стоял вопрос, какой путь должна выбрать Русь. Кто-то считал, что необходимо сотрудничать с Европой, кто-то настаивал на союзе с Ордой.
В современной российской исторической науке до сих пор продолжают существовать разные точки зрения на проблему монгольского влияния на развитие русской государственности.
В религии Орда точно вторит превращению Византии в Османскую империю: язычество, затем православие, а затем ислам. Традиции градостроительства и пищевые предпочтения у Орды узнаваемо византийские. Принципы внедрения Орды на чужую территорию сугубо купеческие; военные методы в основании городов отсутствуют.
Ордынцы построили, как минимум, 12 приморских городов-портов. В их символике на посуде присутствуют дракон и дельфин, что абсолютно органично для морских народов. Симптоматичны бассейны во дворцах: для кочевника вода ассоциируется с угрозой, вплоть до того, что отнимать тонущего у духов реки для многих народов считалось табу. Города Орды вторят очертаниям Циркумпонтийской металлургической провинции, а она в точности отражает владения и притязания Византийской, а затем Османской империи.
В результате Золотая Орда ввела в обиход деньги, привела к развитию торговли, наладила обмен сельскохозяйственной и промышленной продукции, которые производились на ее территориях.
Раздробленность Руси привела к тому, что в русские княжества стали легкой добычей католического мира, и в частности Папы Римского.
Восток, в отличие от Запада, не стал навязывать Руси свою культуру, язык и верования. Наоборот, Орда следовала политике религиозной терпимости и даже признала господство Русской Православной Церкви и позволяла разбогатеть за счет того, что не обкладывала ее данью. Князья хорошо все это понимали. Они также хорошо знали последствия — чтобы полностью сохранить свой суверенитет, они должны пожертвовать его частью.
Если Запад намеревался завоевывать и угнетать Русь, замысел Золотой Орды был иным – не вести агрессивных кампаний против России и наказывать только за неплатежи «выхода».
Кроме того, ордынцы способствовали объединению русских княжеств, объединенных под сильным единоначалием, что помогло Руси избежать раздробленности, присущей и сейчас Европе.
Можно сделать вывод о том, что в XIII веке Русь подвержена влиянию как Запада, так и Востока. Одни князья считали, что необходимо сотрудничество с Европой, другие настаивали на альянсе с Ордой. Историки до сих пор не сходятся во мнении, что означало монгольское присутствие на территории российских княжеств и какого его значение в дальнейшем цивилизационном развитии России и ее общества.
Конечно, выбор восточного направления не был случайным. Данное исследование показало, что отношения между Русью и Золотой Ордой не были ни враждебными, ни союзническими. Это были, скорее, двусторонние обязательства между государствами, которые приносили выгоду обеим сторонам.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИДЕЙНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ И НОВЫХ ПОДХОДОВ К МОНГОЛЬСКОМУ ПЕРИОДУ В ИСТОРИИ РУСИ
1.1. Проблемные вопросы монголо-татарского нашествия в русской истории
В период феодальной раздробленности на Руси самым главным событием считается 1097 г., когда в Любече собрались князья для того, чтобы прекратить усобицы (войны между княжествами). На этом съезде было решено, что «каждый держит землю свою» . После смерти Владимира Мономаха на престол садится его сын – Мстислав, который правил с 1125 по 1132 гг. Однако он не смог остановить процесс распада Киевской Руси. Во время его правления началась феодальная раздробленность Руси.
Причины феодальной раздробленности:
— натуральное хозяйство (в каждом княжестве было свое хозяйство);
— рост городов;
— упадок могущества Киева;
В каждом княжестве выстраивалась своя система передачи власти .
В период феодальной раздробленности на Руси сформировалось три основных княжества :
На северо-востоке – Владимиро-Суздальское княжество. Главной особенностью этого княжества являлась сильная княжеская власть.
На юге – Галицко-Волынское. Особенностью этого княжества была сильная боярская власть.
В центральной части – Новгородская республика. Особенностью этого княжество было то, что власть принадлежала вече (собрание свободных мужчин).