Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние межличностных отношений на особенности формирования группового мнения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВОГО МНЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ. 6

1.1.
Теоретический анализ исследований межличностных отношений. 6

1.2.
Особенности формирования группового мнения в школьном классе. 33

Выводы
по главе. 39

РАЗДЕЛ
2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО МНЕНИЯ В
ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ. 41

2.1
Подготовка и проведение эмпирического исследования межличностных отношений в
школьном классе. 41

2.2 Результаты
исследования. 48

2.3
Рекомендации по коррекции межличностных взаимодействий в группе. 53

Выводы
по второй главе. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 57

                                               

 

  

Введение:

 

На современном этапе развития человечества, в условиях глобализации
экономики, прогресса коммуникаций, урбанизации и трансформации социальных
структур, интеграции образования в мировое пространство и интернационализации
культур, приобретает все большее признание проблема формирования адекватных
гармоничных межличностных отношений, что устанавливаются и развиваются на
основе нравственных ценностей, гуманизма, эмпатийности и толерантности.

Проблема
межличностных отношений одна из важнейших в вопросе формирования человеческой
психики, ее развития и становления разумного, культурного поведения. Ее
исследование имеет важное значение, как для теории психологического развития
человека, так и для общественной жизни, будь то исследования психологии
человеческих взаимоотношений в обществе или изучения межличностных отношений в
малой группе и коллективе.

Эти
отношения формируют человека как личность, дают возможность человеку приобрести
определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и
формы нравственного поведения в коллективе, способствуют развитию и
совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он
становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более
широкие возможности для развития.

Проблема отношений между людьми была отражена в трудах отечественных ученых
Б. Ананьева, Г. Андреевой, Б. Волкова, Г. Грановской, А. Донцова, Д. Эльконина,
А. Ершова, В. Мясищева, Б. Парыгина, С. Рубинштейна, Г. Цукермана и других.
Проблему межличностных отношений исследовали и зарубежные ученые. В частности,
Д. Брунер, М. Джеймс Х. Келли, К. Леонгард, А. Маслоу, А. Миллер, С. Олпорт, А.
Пиз, К. Роджерс, М. Розенберг, Х. Ремшмидт, Дж. Скотт, Р. Фишер, С. Фрейд, Э.
Фромм, Э. Холл, К. Хорни и другие.

К научному поиску сущности феномена «межличностные отношения» приобщались
такие ученые, как А. Бодалев, М. Каган, Я. Коломинский, Б. Ломов, В. Семченко и
другие. Психолого-педагогическими проблемами общения и межличностных отношений
занимались Ю. Азаров, А. Богданова, Л. Божович, А. Леонтьев, В. Петрова и
другие. В концептуальных положениях межличностных отношений и общения Л.
Выготского, В. Давыдова, И. Дубровина, М. Лисиной, С. Максименко возникает
новое видение психологических проблем развития личности, начиная с ранних
этапов ее становления. Исследованию межличностных и межгрупповых отношений в
коллективе посвящены труды многих психологов и педагогов Л. Уманского, А.
Чернышева, С. Сарычева, В. Балашова, И. Логвинова, Г. Пономаревой, С.
Елизарова, М. Селифанов, Д. Беспалова и другие. Аспект формирования
межличностных отношений исследовали Л. Долинская, В. Куницына, А. Скрипченко и
другие.

Анализ научной литературы по обозначенной проблемы позволил констатировать,
что феномен «межличностные отношения» является многоаспектной, сложной
категорией, диапазон интерпретации которой постоянно расширяется, наполняется
новыми смысловыми оттенками и требует дальнейшего изучения.

Объектом
моей работы является изучение межличностных отношений в коллективе.

Предмет:
влияние межличностных отношений на особенности формирования группового мнения.

Целью
работы является исследование влияния межличностных отношений на особенности
формирования группового мнения.

Чтобы
изучить данную проблему были выделены задачи, решение которых позволит комплексно
выполнить и оценить проведенную работу.

1. Изучить межличностные отношения в классе

3. Проанализировать социально-психологические факторы, влияющие на
формирования группового мнения.

3. Изучить влияние межличностных отношений на формирование группового
мнения

Гипотеза
исследования. В процессе психокоррекционно-развивающих занятий подростки
участники коллектива лучше осознают себя; смогут выделить для себя те качества
и навыки, которыми должны обладать; переосмыслят их место в развитии общества;
смогут понять, над какими качествами нужно еще поработать, как их развивать,
чтобы достичь желаемого результата.

База
исследования. В исследовании принимали участие учащиеся 10 класса МБОУ «Школа №
174» г. Казань.

Актуальность
этой проблемы заключается в том, что на нынешнем жизненном этапе наблюдается
изменение норм поведения в обществе и в частности в малых группах, коллективах,
происходит ломка старых стереотипов. Меняются жизненные условия и в связи с
этим меняются пути достижения жизненно важных целей, смысла жизни. Наблюдается
все больше разъединение между членами группы. В них состоят такие отношения, в
которых человек не может обнаружить полностью свои лучшие качества.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведя  диагностику особенностей межличностных
отношений в школьном классе, можно сделать следующие выводы:

1.
Важным аспектом жизнедеятельности коллектива, знания которого имеет важное
практическое значение для каждого, кто работает с людьми, межличностные
отношения в группе. Эти отношения неизбежно возникают между членами коллектива
на почве их общения и взаимодействия в процессе реализации задач, на выполнение
которых направляются их усилия. Цели деятельности, ее мотивы, организация
действий соучастников определяют характер отношений, которые складываются.
Межличностные отношения имеют сложную структуру. В этой структуре действуют не
только объективные факторы (характер целей, условия их достижения, особенности
руководства, отношения, сложившиеся между членами группы), но и
субъективные (уровень сознания и самосознания членов коллектива, уровень их
притязаний, индивидуально-психологические особенности, способности людей и
др.).

2.
Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон
существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в полном
одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на свои
представления об оценках, значимых для других. Не случайно были созданы и до
сих пор показывают свою теоретическую и практическую ценность такие
психологические теории, в которых важнейшее значение для всех личностных
составляющих приписывается межличностным отношениям.

3. В
конкретно-психологическом плане межличностные отношения — это совокупность
объективных связей и взаимодействий между лицами, которые принадлежат к
определенной группе. Они всегда имеют эмоциональную окраску. Их постоянство и
неповторимость обеспечивает личная привлекательность людей, что основывается на
чувстве симпатии. Межличностная привлекательность или непривлекательность может
приобретать устойчивый характер и переходить во взаимную благосклонность или
неблагосклонность.

4.
Проведя методики “Социометрия” и “Потребность в общении”, «Направленность
личности Б. Басса», получили данные, благодаря которым можно сделать вывод, что
в классе более всего учащиеся с предпочтительным социальным статусом и средним
уровнем потребности в общении, дети, которые занимают высокий социометрический
статус и имеют высокий уровень потребности в общении видят в собеседнике
личность, доверяют и уважают мнение собеседника, общение основано на
равноправных отношениях и взаимопонимании. Дети, которые относятся к группе с
низкой потребностью в общении и имеют изолированный социальный статус, не
считаются с точкой зрения других, стремятся “подавить” личность собеседника. Не
желая понять собеседника, но требуют, чтобы с их позицией соглашались и
понимали. Именно это и является причиной того, что детей относят к группе
изолированных и отверженных.

Распределение
значений согласно методики диагностики направленности личности Б. Басса
показал, что большинство учащихся являются направленными на общение с детьми,
стремятся любых условиях поддерживать отношения с ними.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППОВОГО
МНЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ

1.1.
Теоретический анализ исследований межличностных отношений

 

Феномен «межличностные отношения» в научной литературе раскрывается с точки
зрения философии, психологии и социологии. В общем измерении данное понятие
понимается как непосредственное взаимодействие между людьми, основанное на
определенном способе общения, и определяется направленностью индивида.

Рассматривая данное понятие сквозь призму философского контекста, авторы
определяют межличностные отношения как обусловливающие превращение
опосредованных завязей в непосредственное взаимодействие между людьми[1].

В психологии понятие «межличностные отношения», с одной стороны,
раскрывается через фиксацию объективной связи человека и предмета или одного
индивида с другим (реальные связи), с другой — выступает как субъективная
позиция человека к определенным объектам, в основу которой положены те или иные
ее переживания (психологические связи)[2].

Я. Коломинский отмечает, что любые отношения, которые возникают между
людьми, можно условно разделить на две системы: систему деловых отношений и
систему личностных отношений. Система деловых отношений объединяет людей как
исполнителей производственных, общественных, учебных и других функций. Однако
при этом каждый человек — личность, которая избирательно относится к другим
личностям, а те, так же проявляют свое отношение к ней (эмпатию, антипатию,
равнодушие и т.д.). Совокупность всех этих взаимосвязей и действий образуют
систему межличностных отношений.

Большое значение межличностным отношениям в жизнедеятельности людей
придавал С.Л.Рубинштейн, рассматривая их как нравственную борьбу, «оружием
которой является активное доброе отношение к другому человеку». Психолог
утверждал, что положительное отношение одного человека к другому должно «обезоружить
его негативные намерения, деморализовать их, поставить его в такие нравственные
условия, при которых теряют основание и мотив, и его негативное отношение».
Следствием этого должна быть «активная перестройка (детерминация) поведения
других людей, изменение моральных условий их поведения на основе активного
отношения к ним»[3].
Из этого следует тесная взаимосвязь, органическое единство между субъектным
становлением индивида и его взаимодействием с другими людьми. С.Л.Рубинштейн
считал, что человек является человеком только в своем отношении к другому
человеку и в отношениях с другими людьми. «Человек как абсолют, как «вещь в
себе», как нечто абсолютное и замкнутый в себе — это не человек, не
человеческое существо, и более того, это вообще не существо, это что-то
несуществующее — ничто»[4].

Рассматривая межличностные отношения как видовое понятие по отношению к
родовому «психологические отношения», В. Мясищев отмечает, что они формируются
не вне общественных отношений, а внутри них, поскольку нет «чистых»
общественных отношений[5].
Практически во всех групповых действиях участники выступают как исполнители
безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности.

В рамках социологической парадигмы под межличностными отношениями понимают «устойчивые
взаимосвязи, которые имеют ярко выраженную эмоциональную окраску и проявляются
в характере и способах взаимовлияния». Становление и развитие межличностных
отношений связаны с возникновением стереотипизированных взаимных ожиданий и
поведенческих установок, которые влияют на процессы межличностного восприятия и
оценки. Они опосредуются целью, содержанием и организацией совместной
деятельности, а также являются одним из весомых факторов формирования
социально-психологического климата в малых группах. Г. Андреева отмечает, что
межличностные отношения рассматривают, прежде всего, как отражение в сознании
общественных отношений. Исследовательница отмечает, что природа межличностных
отношений может быть понята правильно, если их не ставить в один ряд с
общественными отношениями, а разглядеть в них особый ряд отношений, возникающих
внутри каждого вида общественных отношений[6].

Известно, что особенности межличностных отношений соотносятся с
закономерностями взаимосвязи и функционирования людей в обществе и делятся по
горизонтальную и вертикальную составляющие. Согласно горизонтальному срезу
индивид выступает как носитель экономических, производственных, политических,
правовых, нравственных, национальных, семейно-бытовых и других отношений, что
приобретают воплощение в его взаимодействии с другими субъектами. Вертикальный
срез связан со статусом личности (нормативным образцом его поведения в
социальной системе, обусловленными им правилами и обязанностями), его
социально-ролевой характеристикой (совокупностью моделей поведения, которые
составляют неофициальную позицию в межличностных отношениях). Типологический
анализ проявления этой линии должен происходить на сжатие взаимодействия
индивидов в сообществе, представителей различных сообществ, а также (групп,
коллективов, объединений) как субъектов с разным уровнем социального и
индивидуального опыта.

М. Обозов отмечает, что понятие «взаимодействие» является родовым по
отношению к таким его видам, как «взаимоотношения», «взаимопонимание», «взаимовлияние»
и другие. Он определяет межличностное взаимодействие как такую форму социальных
отношений, в которых осуществляется непосредственное общение отдельных
индивидов[7].

Полезным для исследования стал опыт А. Бодалева, поскольку в его трудах
раскрывается понятие «межличностные отношения», которое анализируется как
социальная перцепция[8].
В этом контексте взаимодействие субъектов представлено сквозь призму
взаимопонимания индивидов. Другой стороной исследования межличностных отношений
является та, что связана с эмпатией. В определенные практической составляющей
межличностных отношений рассматривались различные стили поведения субъектов
относительно друг друга.

Система общественных отношений, в
которую включен каждый человек с момента своего рождения и до смерти, формирует
его субъективные отношения ко всем явлениям действительности. Эта система
отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее
специфической характеристикой личности, более специфической чем ряд других его
компонентов, таких, как характер, темперамент, способности. Основателем
психологической теории отношений справедливо считают Владимира Николаевича
Мясищева, который развил идеи А. Лазурского о классификации личностей по типам
их отношения к окружающей действительности. Ученый сформулировал одно из
ведущих принципиальных положений теории личности в психологии о том, что
отношения личности — ее потребности, интересы, склонности — является не продуктом
каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как
удается человеку взаимодействовать с вполне конкретной для нее средой и
насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности
— и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми В. Мясищев
определял отношение человека как «сознательную выборочную, основанную на опыте,
психлогическую связь с различными сторонами объективной действительности,
проявляющейся в его действиях, реакциях, переживаниях. Они образуются и
формируются в процессах деятельности»[9].
Важнейшими видами отношений ученый считал потребности, мотивы, эмоциональные
отношения (приветливость, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия),
интересы, оценки, убеждения. Доминирующим среди них, что подчиняет себе другие
и определяет жизненный путь человека, является направленность личности. Высшая
ступень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного
отношения к окружающему миру и самосознанием как сознательным отношением к
себе. Главным и определяющим для личности является ее отношение к людям,
которые одновременно выступают как взаимоотношения, или межличностные
отношения.

Как высшую ценность, ради которой
развивается общество, трактует человека гуманистическая психология. По теории
самоактуализации А. Маслоу все самоактуализирующиеся люди имеют общие
характерные черты: самоуважение и уважение к другим; доброжелательность и
терпимость; интерес к окружающему миру; стремление разобраться в себе и тому подобное.
Г.Олпорт рассматривал онтогенез человека в неразрывности его общественных
связей и на этом основании экспериментально изучал иерархию культурных
ценностей, на которые ориентируются различные типы людей. Согласно с концепцией
логотерапии В. Франкла, движущей силой человеческого поведения является
стремление найти и реализовать смысл жизни. Роль смысла выполняют ценности —
смысловые универсалии, которые обобщают опыт человечества. К. Роджерс считал
фундаментальным компонентом структуры личности «Я-концепцию», которая
формируется в процессе взаимодействия субъекта с социальным окружением и
является интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Теория
Роджерса акцентирует внимание на важности человеческой потребности позитивного
внимания со стороны себя и других для самоактуализации личности. А развитие
личности во многом детерминируется отношением значимых для нее людей.

Указанные концепции утверждают, что
личностью человек становится в процессе деятельности и общения с другими людьми,
благодаря чему усваивается социальный опыт и творится собственный на
индивидуальном уровне. Учась сравнивать себя с другими людьми, она выделяет и
творит свое Я.

По мнению А. Маслоу психологически
сложными считаются межличностные отношения, которые вызывают у участников
чувство принадлежности, убеждают человека, что он находится вне опасности,
укрепляют его самоуважение, а в конечном счете создают самоактуализацию.
Положительное влияние на межличностные отношения производит базовое
удовлетворение потребностей, которое одновременно способствует личностному
росту человека, помогает стать ему хорошим гражданином, патриотом своей страны.
Ведь индивид удовлетворяет базовые потребности, опираясь преимущественно на
других людей[10].

В этом контексте уместно обратиться к
трудам А. Макаренко, который считал воспитание человека в коллектив
краеугольным камнем его личностного становления. По его словам, любой коллектив
должен нести в себе мажорное настроение, быть спокойным и крепким на вид,
который проявляется, прежде всего, во внутреннем покое, уверенности в своих
силах и в будущем, и выражается в постоянной бодрости, готовности к действию,
однако не к действию быстрого бега и суеты, а спокойного, энергичного и
одновременно экономного движения. По мнению педагога, это возможно только в
условиях хорошо отработанного коллектива, что часто упражняется в выполнении
различных задач, но не толпой, а организованно, с точным распределением функций
отдельных лиц, с точно обозначенной и обязательной их ответственностью.

В общем тоне совместной деятельности,
подчеркивает А. Макаренко, всегда должно просматриваться, что отдельные
воспитанники и коллектив в целом чувствуют свое достоинство трудящихся людей
производственного коллектива. «Достоинство выражается, с одной стороны, сдержанной
вежливостью к человеку незнакомому, приветливой готовностью быть хозяином, если
постороннее лицо пришла в делах, и в такой же готовности сопротивляться, если
это лицо, не уважая коллектив, нарушает его интересы. Наличие такого
достоинства предполагает умение ориентироваться быстро в отношении отдельных
лиц и явлений»[11].
Итак, согласно методике организации воспитательного процесса А. Макаренко, надо
воспитывать в молодежи способность ориентации в окружающей среде, привычку
чувствовать, что происходит вокруг, распознавать и определять свое отношение к
незнакомому человеку, его действиям и намерениям и быстро устанавливать такую
линию поведения, что наиболее соответствовала бы интересам коллектива, в том
числе производственного.

В научной литературе межличностные
отношения понимается как: непосредственные связи и отношения, складывающиеся в
реальной жизни между живыми индивидами, что мыслят и чувствуют. Иными словами —
это эмпирические отношения реальных людей в их реальном общении[12];
специфический вид отношения человека к человеку, который предоставляет
возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами)
одновременного или отсроченного личностного отношения в ответ[13];
психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к
определенному типу неформального взаимодействия и общения, что сопровождаются
чувством симпатии — антипатии и могут быть оценочными и действенными, то есть
реализовать взаимодействия[14].
Человеческие отношения предполагают связь как минимум между двумя индивидами, а
их характер зависит от характера и психологических особенностей участников. В
то же время отношения, в которых реализуется субъективный психологический
фактор, накладывают своеобразный отпечаток на определенную социальную ситуацию.

Межличностные отношения рассматриваются
также как совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими
общественную иерархическую лестницу. Структура их может быть вертикальной
(например, преподаватель — ученик, руководитель — подчиненный), или горизонтальной
(при равном статусе участников взаимодействия). Они преимущественно
основываются на связях между членами общества благодаря различным видам
общения: визуальному (или невербальным связям, например, внешний вид, движения
тела, жесты и т.д.), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также
языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических,
политических и т.д.). Эта категория является фундаментальной для
индивидуального интеллектуального развития, поскольку благодаря межличностным
отношениям образуются как малые и простые общества (такие как село), так и
крупные и сложные (как мегалополис).



[1] Каган М. С. Мир общения: Проблема междусубьектных
отношений. / М. С. Каган — М., 1988. — 319 с. – С.137

[2] Коломинский Я. Л. Психология обещния. / Я. Л.
Коломинский — М., 1974. — 96 с.

[3] Рубинштейн С. Л. Тактика и стратегия этики. / С. Л.
Рубинштейн // Вопросы психологии. — Питер, 1979. — Вип. 5. — 167 с. – С.150

[4] Рубинштейн С. Л. Тактика и стратегия этики. / С. Л.
Рубинштейн // Вопросы психологии. — Питер, 1979. — Вип. 5. — 167 с. – С.102

[5] Мясищев В. Н. Психология
отношений: Избранные психологические труды / В. Н. Мясищев — М., 1995. — 356 с.

[6] Андреева Г. М. Психология
социального познания:
уч. пос. для студ. высш. учеб. завед. / Г. М. Андреева — М., 2000. —
288 с.

[7] Обозов Н. Н. О трехкомпонентной структуре
межличностного взаимодействия. / Н. Н. Обозов — М., 1981. — С. 80-92

[8]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы