Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние компьютерных игр на формирование эмоциально-волевой сферы детей младшего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста 6
1.1 Проблема и понятие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2 Компьютерные игры их типология 18
1.3 Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста 24
Выводы по главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния компьютерных игр на эмоциональное состояние у детей младшего школьного возраста 32
2.1 Экспериментальное исследование влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста 32
2.2 Результаты экспериментального исследования по изучению влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста 41
Выводы по главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

 

  

Введение:

 

В младшем школьном возрасте происходит активное развитие ребенка. Из абсолютно беззащитного, ничего не умеющего ребенок преображается в условно самостоятельную, активную личность. Развиваются все стороны психики ребенка, именно закладывается фундамент для последующего развития. Одним из главных направлений психического становления в младшем школьном возрасте считается составление основ личности, в которое входит нравственное становление и образование ребенка, а также развитие эмоциональной сферы.
Эмоциональная сфера – специальный класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму конкретного переживания (радость, горке, испуг и т.п.), значимость работающих на индивидуума явлений и ситуаций для претворения в жизнь его жизнедеятельности. Эмоциональная сфера младших школьников выступает как специфические субъективные переживания, которые окрашивают то, что дети чувствуют, воображают. Впечатления передают внутренний мир. Следует обратить внимание на то, что благодаря конкретному жизненному опыту данные действия не только обнаруживаются, но и достаточно тонко понимаются. Эмоциональная сфера связана с висцеральной работой индивидуума. Эмоции – неизменные спутники человека, оказывающие воздействие на его интеллектуальную деятельность. Причины психологической природы периодически затрудняют установление контакта между индивидуумом и группой.
Актуальность исследования. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может работать и сильным техническим средством обучения и играть роль ассистента в воспитании и общем психическом развитии младшего школьника. Общение детей младшего школьного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр. Одной из главных функций компьютерных игр педагогами считается обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может предположить себе не одиночное понятие или же точную обстановку, но получить обобщенное представление о всех схожих предметах либо обстановках. Таким образом, у него развиваются такие значимые операции мышления как обобщение и классификация. Занятия детей на компьютере имеют огромное значение не только для становления интеллекта, но и для формирования эмоциональной сферы ребенка. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, поначалу как игровая деятельность, а далее и как учебная.
В ходе исследований сложилось конкретное противоречие: не взирая на то, что исследование формирования эмоциональной сферы младших школьников уделяется много времени в психолого-педагогической литературе, при этом проблема, как и прежде остается во внимании, а научно-эмпирических и методических разработок по задаче воздействия компьютерных игр на составление эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста мало.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования – изучение влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – эмоциональная сфера у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с помощью компьютерных игр.
Цель исследования – изучение влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: определенные компьютерные игры могут положительно влиять на формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть понятие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной литературе;
2. проанализировать психологическую литературу по проблеме компьютерных игр.
3. проверить эффективность влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.
Методологической базой исследования по проблеме влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы ребенка стали работы авторов: С.Л. Новоселовой, Г.П. Петку и других. Проблема влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы значима для многих отечественных и зарубежных авторов. Первые попытки описать влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы личности были представлены в трудах Ю.В. Фомичевой, А.Г. Шмелева, И.В. Бурмистрова. На сегодняшний день влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы составляют объект исследований таких авторов, как А.С. Шапкин.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы, включающие диагностику, методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное школьное образовательное учреждение №5.
Научная новизна данной работы заключается в следующем: с целью улучшения развития эмоциональной сферы детей разработана методика, включающая в себя элементы диагностики эмоциональной сферы через компьютерные игры. Определено влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста считается одним из значительных критериев, которые обеспечивают эффективность процесса обучения и воспитания, его разных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные эмоции, что описывают развитого взрослого человека и что готовы вдохновить его на великие дела и на добропорядочные действия, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они появляются и развиваются в протяжении возраста под воздействием социальных критериев жизни и воспитания. Необходимо организовывать различные виды деятельности детей. Создание в этой деятельности условий для отношений с окружающими (взрослыми, сверстником), также подключение ребенка в многообразные жизненные ситуации, важные и настоящие для него, в которых проявляется уже обретенный и сложившийся эмоциональный опыт ребенка – это все может обеспечить существенный воспитательный результат, сформировать нравственные побуждения ребенка. Главным результатом такой целенаправленной работы считается совершенствование психологического климата в отношениях детей со взрослыми, со сверстниками, и еще обогащение, расширение и коррекция становления социальных мотивов и эмоций считается центральным звеном в трудном и долгом процессе формирования детской личности.
Родители и учители обязаны понимать ключевые мотивы поведения ребенка и приемы их реализации, знать, как данные мотивы и методы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, представлять широкий диапазон детских психологических переживаний, образующихся в любой конкретной ситуации.
Игра в младшем школьном возрасте – это работа, чувственно интенсивная, требующая от ребенка особого настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже образовавшиеся у детей методы и привязанности психологического реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.
Игровая деятельность детей может применяться в целях выявления каких-либо особенностей эмоционального неблагополучия младшего школьника. Компьютерная игра работает действенным средством для выявления тех взаимоотношений, в которых живет ребенок: вступая в компьютерной игре в настоящие отношения со собственными партнерами, он показывает свойственные ему личные качества и показывает чувственные переживания. В это же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или же от перевоплощения в роли и т.д.) содействует нейтрализации отрицательных чувственных проявлений у ребят, приводит к формированию у них новых полезных свойств и стремлений, новых побуждений и потребностей.
В первой главе нашего исследования мы занимались теоретическим анализом проблемы влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
– становление эмоциональной сферы неотделимо от становления личности в онтогенезе;
– младший школьный возраст, считается первым сенситивным периодом для интериоризации нравственных, этических, моральных и общественных норм, что играют весомую роль в последующем эмоциональном развитии ребенка;
– компьютерные игры позволяет создать условия для формирования чувства сопереживания и сочувствия. Ситуации, проигрываемые ребенком, считаются воображаемыми, но чувства, переживаемые им, реальны. Данная специфическая особенность компьютерной игры несет внутри себя великие воспитательные возможности, т.к. наличествует возможность программирования положительных эмоций играющих детей;
– реальные отношения, устанавливаемые в ходе межличностного игрового взаимодействия, оказывают большое влияние на становление коммуникативной и общественной компетентности ребенка, на его нравственное становление.
Во второй главе нашего исследования с целью изучения влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста было проведено экспериментальное исследование на базе Муниципального школьного образовательного учреждение №5.
В исследование были задействованы 25 детей, 7-8 лет.
Исследования позволили выявить:
– основная часть экспериментальной группы имеют признаки зависимости от компьютерных игр: психические и физические признаки;
– у испытуемых выявлены такие личностные качества как: агрессивность, тревожность импульсивность;
– эмоциональная сфера младших школьников не стабильна, быстрая смена эмоций;
– наблюдается физическая усталость, вялость;
– преобладающий эмоциональный фон в экспериментальной группе – отрицательный.
Цель нашего исследования была достигнута, задачи, поставленные в начале, были решены. Мы методично обсудили понятие психологической сферы детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной литературе, изучили психологическую литературу по проблеме компьютерных игр, также выяснили и удостоверились в производительности влияния компьютерных игр на составление эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, результатом проведения экспериментального исследования стало подтверждение выдвинутой гипотезы. Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей научной разработке, так как позволяет специалистам эффективнее осуществлять работу по повышению уровня развития эмоциональной сферы детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста
1.1 Проблема и понятие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной литературе

Эмоции охватывают широкий круг явлений. Так, П. Милнер считает, что, хотя и принято различать эмоции (гнев, и т.д.), тем не менее они обнаруживают немало совместного и их разделение достаточно символически. Одной из первопричин их становления считается различная степень взаимосвязи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. На данном основании похожие состояния классифицируются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, и потому они классифицируются как эмоции.
Первопричина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их происхождении. Эмоции возникают спонтанно и находятся в зависимости от внешних причин, вместе с тем, ощущения появляется с явными интервалами. Однако, и эмоции, и общие ощущения образуются в составе мотивации как отражение конкретного состояния внутренней среды, через возбуждение сообразных рецепторов. Потому их разделение символически и ориентируется отличительными чертами конфигурации внутренней среды.
Существует два подхода в изучении развития эмоций человека. Первый подход рассматривает утверждение, что эмоции могут не развиваться, так как они соединены с функционированием организма и с данными его особенностями, что считаются врожденными. Другая теория выражает противоположное мнение – о том, что эмоциональная сфера человека, как и прочие свойственные ему психологические свойства, развивается. Данные теории совместимы друг с другом. Простые эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, меняются. Не случайно эмоциональность относят к количеству врожденных и жизненно стабильных личных черт человека .
Однако в отношении аффектов и тем более чувств это утверждение ошибочно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что данные эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии удерживать естественные проявления аффектов, а, значит, полностью обучаем и в данном намерении.
Эмоциональная сфера считается существенным компонентом в развитии дошкольников и младших школьников, так как практически любое общение, взаимодействие не будет действенным, если его участники не готовы, в первую очередь, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Осознание собственных чувств и эмоций считается значимым моментом в становлении личности подрастающего человека. При всей кажущейся простоте, определение и предоставление эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных познаний, уровня становления .
Исследования специалистов по психологии продемонстрировали, что дети младшего школьного возраста в общем готовы без ошибок улавливать эмоциональное состояние человека (95% опрошенных ребят 7-8 лет в общем без ошибок характеризуют впечатления других людей). При этом ребята достаточно просто различает удовлетворенность, восторг, веселье и затрудняются в распознавании тоски (эту эмоцию без ошибок назвали половина опрошенных младших школьников), страха (всего 7% детей назвали верные ответы), изумления (лишь 6%).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы