Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Влияние алекситимии на развитие личностных особенностей студентов вуза

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.Теоретико методологические подходы
к проблеме изучения алекситимии
. 7

1.1    Феноменология
алекситимии
. 7

1.2.   Механизмы
развития алекситимии
. 16

1.3.   Влияние
алекситимии на  развитие личностных
особенностей студентов вуза
………………………………………………………………………………..26

2. 
Исследование влияние алекситимии на 
развитие личностных особенностей студентов вуза
. 46

2.1 Методология и методы исследования. 46

2.2 Анализ полученных результатов. 49

2.3. Программа по коррекции
аликситимии
. 54

2.4. Проверка эффективности
предложенной программы
.. 63

Заключение. 74

Список
литературы
  79
  

Введение:

 

Алекситимия широко изучена. Хотя
первоначально это явление наблюдалось в клинических условиях только недавно,
больше внимания стало уделяться исследованиям алекситимии в психотерапии.
Алекситимия концептуализируется как сложность распознавания и передачи чувств,
внешне ориентированный стиль мышления, ограниченное воображение и отсутствие
фантазии.

Это нарушение, впервые наблюдаемое в
контексте психосоматических расстройств, теперь выявляется при нескольких
других патологиях, таких как расстройства настроения, злоупотребление и
зависимость от психоактивных веществ, расстройства пищевого поведения и
расстройства личности, такие как пограничное расстройство личности. Следует
отметить, что алекситимия, по-видимому, не является центральным признаком
какого-либо из этих расстройств, а скорее является сопутствующим заболеванием.

Алекситимия была связана с плохими
результатами психотерапии и рассматривалась как предиктор остаточных симптомов
после терапии, независимо от типа терапии.

 Большинство психотерапевтических подходов
предполагают, что клиенты имеют по крайней мере некоторое понимание своих
эмоций и доступ к ним. Студенты с алекситимией представляют собой особую
проблему, поскольку они испытывают трудности с самими навыками, которые
являются центральными в психотерапии, такими как способность различать,
вербализовать и обсуждать субъективные переживания и эмоции. Студентам с
высоким уровнем алекситимии обычно трудно описать, что они чувствуют, и они
склонны сосредотачиваться на своих физических симптомах.

Отсутствие интеграции между аффектом и
познанием, а также склонность к импульсивному поведению, характерная для
алекситимических Студентов, имеют важные последствия для лечения. Огродничук и
др. обнаружил, что трудность определения чувств была важным предиктором тяжести
остаточных депрессивных симптомов после успешного психотерапевтического
лечения, независимо от исходной тяжести депрессии и тревоги, типа лечения или
назначенного антидепрессанта.

Кроме того, Огродничук, Пайпер и Джойс
отметили, что реакция терапевта на Студента частично опосредовала трудности в
передаче чувств и внешне ориентированное мышление в показателях результата
(симптомах и общих целях). Эти плохие результаты могут быть связаны с
негативным отношением к клиентам с алекситимией их терапевтами, а также с
некоторыми негативными чувствами, которые терапевт испытывает к Студенту.

 Эта
точка зрения может включать в себя общее обесценивание клиентов терапевтом или
представление о том, что они менее совместимы с ними. Кроме того, неспособность
передать эмпирический характер проблем может ухудшить способность эффективно
общаться с терапевтом, который может столкнуться с расплывчатыми жалобами, что
затрудняет составление плана действия. Большинство терапевтов, работающих с
алекситимическими Студентами, ссылаются на чувство скуки и чувство меньшей
открытости Студента. Предполагается, что Студентиспользует проективную
идентификацию, чтобы разрядить невыносимое психическое напряжение в терапевте,
скука которого частично является защитой от этого.

Результаты также показали, что
алекситимики сообщали о большем количестве проблем, связанных со здоровьем по
сравнению с неалекситимиками, и проблемы со здоровьем у алекситимиков,
вероятно, были результатом их трудностей с регулированием эмоций, на что указывало
незначительное различие в состоянии здоровья после контроля регуляции эмоций.

Как упоминалось ранее, алекситимия связана
со многими различными расстройствами, от депрессии до расстройств личности, но
она была недостаточно изучена и недооценена, что представляет собой проблему в
различных клинических условиях и для врачей. Однако, похоже, нет различий между
Студентами, которые выбрали лечение, психотерапию или отсутствие лечения, хотя
существует тенденция к предпочтению групповой терапии, предполагается, что этот
выбор позволяет им быть более пассивными, чем при индивидуальной терапии.

Хотя есть некоторые исследования
алекситимии и психотерапии, а также алекситимии и эмоциональной обработки,
исследования алекситимии  у студентов в
контексте университетского обучения отсутствует. В этом смысле важно
разработать исследования, в которых можно было бы глубже понять концепцию, а не
только в отношении эмоциональной обработки в терапии, но также и его эволюция с
 точки зрения работы со студентами в
ситуации исследования их личностных особенностей.

Мы провели исследование, в котором была
предпринята попытка изучить связи между алекситимией, эмоциональным осознанием,
эмоциональной дифференциацией и регулированием эмоций, чтобы определить лучшие
способы оказания помощи алекситимическим Студентам в психотерапии.

Эмоциональная дифференциация представляет
собой следующий шаг, на котором человек может распознать и придать значение
своему эмоциональному опыту: это процесс мысленного представления эмоций, что
означает символизацию и последующее расширение переживаемой физиологической
реакции. Наконец, это позволило бы регулировать эмоции, то есть способность
понимать и принимать эмоциональные переживания и при необходимости применять
здоровые стратегии для регулирования эмоций и вести себя надлежащим образом.
Учитывая эту модель посредничества, мы предположили, что для изменения
алекситимии необходимо изменение по крайней мере одного из процессов
посредничества.

В настоящем исследовании мы хотели
наблюдать, снижают ли Студенты, которые снижают уровень алекситимии с помощью
терапии, любую из переменных-посредников, представленных в предлагаемой модели.
Нам также было интересно понять, как клиенты говорят об эмоциях и как они
воспринимают процесс изменений. Понимание связи между эмоциональной эволюцией
алекситимических Студентов в психотерапии и их взглядами на изменения может
способствовать корректировке психотерапевтических вмешательств, чтобы лучше
учитывать их потребности. Наконец, мы хотели понять точку зрения терапевтов
относительно вмешательства. Для достижения этой цели было разработано
продольное исследование с использованием смешанных методов.

Цель данной работы заключена в
исследовании проявлений алекситимии у студентов и составления программы
преодоления данного качества. В соответствии с целью необходимо решить ряд
задач:

1.     Рассмотреть
специфику феномена алекситимии

2.     Выявить
особенности механизмов развития алекситимии

3.     Выявить
специфику влияния алекситимии на особенности поведения студентов

4.     Провести
исследование влияния алекситимии и особенности поведения студентов

5.     Составить
программу работу с алекситимией

Объект исследования – алекситимия у
студентов. Предмет исследования – специфика проявления алекситимии у
студентов  и работы с данной проблемой.

Степень научной разработанности:
формирования понятий посвящены исследования М.Б. Воловича, Я.И. Груденова, В.А.
Гусева, В.А. Далингера, Т.А. Ивановой, Е.И. Лященко, Ю.М. Колягина, В.И.
Крупича, Г.И. Саранцева и др.

Методы исследования:Теоретические: анализ и обобщение
материалов литературных источников по теме, способствующих определению
методологических и теоретических положений работы.

Работа состоит из
введения; двух глав, заключения, списка использованных источников.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В
проведенном исследовании мы наблюдали, что здоровые участники с относительно
высоким уровнем алекситимии использовали менее эффективные стратегии регуляции
эмоций (т. е. Больше подавления, меньше переоценки). Они также сообщили о
меньшей выразительности и меньшей импульсной силе. Что касается
когнитивно-эмоциональной обработки, алекситимные люди отразили нарушения при
быстром распознавании эмоциональной информации от лиц и, на более высоком
уровне обработки, при эмоциональной ментализации.

Удивительно,
но особых недостатков в обработке эмоционального языка не было. Ни одно из этих
групповых различий не было связано с различиями в настроении (по каким группам
не различались). Участники получили высокие баллы по когнитивному фактору
алекситимии и относительно нормальные по эмоциональному фактору.

Что
касается опросников самоотчета, предыдущие исследования регуляции эмоций при
алекситимии до сих пор были сосредоточены на подавляющих и репрессивных стратегиях.
Подавление, как измерено с помощью опросника по поведению при заболевании,
положительно коррелирует с двумя подшкалами TAS-20: трудностью выражать чувства
другим и внешне ориентированным мышлением.

Насколько
нам известно, наше исследование является первым, в котором переоценка
рассматривается как дополнительная стратегия регулирования эмоций по сравнению
с подавлением, как это описано во влиятельной модели Гросса и Джона. Лица с
алекситимией имели более низкие баллы переоценки и более высокие баллы
подавления в анкете регуляции эмоций. Этот образец был связан с более низким
уровнем благополучия.

Поскольку
переоценка происходит на ранней стадии процесса регуляции эмоций, еще до того,
как будут полностью сформированы тенденции эмоциональной реакции, она может
определить всю предстоящую эмоциональную траекторию. Стоит в дальнейшем
обратить внимане на взаимосвязь между алекситимией и трудностями с переоценкой
предполагает, что повышенное внимание к переоценке может быть полезным в
терапии алекситимии.

Опросник
Беркли по экспрессивности позволяет различать негативное и позитивное
эмоционально-экспрессивное поведение и, как было показано, имеет существенное
соответствие с оценками сверстников. Алекситимная группа сообщила о меньшей
поведенческой выразительности как положительных, так и отрицательных эмоций.
Кроме того, их общая сила склонности к эмоциональным реакциям была слабее. Эти
данные согласуются с увеличением использования стратегий подавления эмоций в
алекситимической группе.

Кроме
того, алекситимическая группа сообщила о более низком уровне эмпатии. Это
подтверждает и расширяет предыдущие исследования эмпатии и алекситимии: ранее
исследователи сообщили о более низком уровне эмпатии, измеренном с помощью
индекса межличностной реактивности – IRI, у алекситимных участников,
определенного с помощью TAS-20. Лица с алекситимией получили более низкие баллы
по субшкалам перспективного восприятия, сочувствия и более высокие баллы по
личным переживаниям. Та же картина была продемонстрирована у алекситимных
студентов.

Наше
исследование продемонстрировало такую же обратную зависимость у здоровых
алекситимических людей, но с использованием других показателей алекситимии и
эмпатии. Основанием для этой корреляции может быть то, что чувство сочувствия к
другому человеку требует понимания чувств другого человека, которое, в свою
очередь, может полагаться на знание своего собственного чувства. Эта концепция
подразумевает, что алекситимия подрывает эмпатию (но отсутствие эмпатии не
обязательно должно приводить к алекситимии).

Задачи
поведенческой эмоциональной обработки расширили результаты анкетирования от
себя на других. Анкеты показали неадаптивную обработку собственных эмоций, в то
время как поведенческие задачи показали, что обработка и распознавание эмоций
других также, в частности, были нарушены. Это было очевидно как из теста METT,
так и из задачи о противоречивых убеждениях и эмоциях.

В
задаче обработки эмоций более высокого порядка, задаче о противоречивых
убеждениях и эмоциях , участники группы с высоким содержанием алекситимии
продемонстрировали плохое понимание эмоционального состояния первого порядка.
Это можно объяснить гипотезой «слепого ощущения»: алекситимия характеризуется
дефицитом интероцептивного сознания, несмотря на то, что присутствует
поведенческая и вегетативная реактивность. Алекситимики либо ничего не чувствуют,
либо не узнают чувства. Как и в случае с сочувствием, знание чувств другого
человека, вероятно, требует осознания собственных чувств.

Обе
группы ответили одинаково на вопрос первого порядка о конфликтующих убеждениях.
То же самое применимо к конфликтующим убеждениям второго порядка и связанным с
ними эмоциональным состояниям, но эти последние вопросы было очень трудно
интерпретировать, что может объяснить отсутствие различия. Обе группы одинаково
хорошо ответили на контрольные вопросы, что подтверждает отсутствие разницы в
понимании истории. В соответствии с выводами Уастелла и Тейлора, которые
сообщили о нормальной работе алекситимных людей при выполнении задания на
ложное убеждение, наши результаты подтверждают, что группа с высоким
алекситимом была вполне способна думать о других в другой ситуации. Наши
результаты расширяют это, показывая, что нарушение специфично для эмоций.

Лица
с алекситимией страдали не только от обработки эмоций более высокого порядка,
но и от ранней обработки эмоций на низком уровне. Участники с высокой
алекситимией испытывают дефицит в распознавании эмоций. Мы заметили, что после
тренировки алекситимные люди распознавали микровыражения менее точно, чем
неалекситимные участники. Таким образом, алекситимические студенты не получают
пользы от тренировки визуальных эмоциональных характеристик в такой степени,
чтобы они могли сравняться с показателями неалекситимических людей».

Чтобы
расширить исследования визуальной эмоциональной обработки, мы включили слуховую
эмоциональную задачу: определение эмоционального тона разговорной речи, то есть
просодии. Эта эмоциональная просодическая задача ранее указала на дефицит у
пациентов с Клайнфельтером и шизофренией. Насколько нам известно, данное
исследование является первым исследованием аффективной просодии при
алекситимии.

Предложения
имели эмоционально-смысловое содержание и произносились с неконгруэнтной
просодией. Лица с алекситимией не проявляли проблем с распознаванием
эмоционального содержания или просодии. Таким образом, кажется, что алекситимия
не является проблемой, связанной с эмоциональным языком. Это говорит о том, что
 при алекситимии эмоциональные
переживания притуплены или отсутствуют, в отличие от апрозодических людей,
которые испытывают эмоции полностью. Таким образом, эти два расстройства имеют
разные механизмы.

На
более когнитивно-эмоциональном уровне высокие алекситимические навыки не были
нарушены ни при ассоциативном эмоциональном обучении, ни при обучении личности.
Это не согласуется с представлением о том, что им трудно связывать слова с
эмоциональными состояниями.

Таким
образом, кажется, что задача плохо коррелирует со шкалой вербализации BVAQ.
Возможно, это так, потому что вербализация требует связывания слов с
собственными эмоциями, тогда как для этой задачи слова должны были быть связаны
с внешними образами выражений лица. Что касается любых отрицательных
результатов, следует отметить, что нейрофизиологические различия все же могут
присутствовать. В частности, не было обнаружено влияния алекситимии на
восприятие эмоциональных выражений, несмотря на отсроченные нейрофизиологические
реакции.

Кроме
того, обобщение данного исследования ограничено тем фактом, что в нем
участвовали только здоровые студенты университетов, которые в среднем
функционируют на высоком уровне. Исследования на людях с очень высоким уровнем
алекситимии, например, на пациентах с психосоматическими жалобами, могут дать
разные результаты.

Клиническое
значение наших результатов может заключаться в том, что обучение или терапия,
направленная на осознание, распознавание и регулирование эмоций, могут быть
полезны для людей с алекситимией. Гринберг предложил один из таких подходов,
названный «терапия, ориентированная на эмоции».  Потому нами была разработана программа,
которая сочеталась с данным убеждением. При таком подходе пациентов учат, как
осознавать свои эмоции, понимать свои телесные реакции и выражать эмоции в
соответствии с контекстом. Хотя он не был специально разработан для лиц с
алекситимией, он может быть адаптирован для каждого человека.

В
целом, анкеты и интервью после (так как времени реализаии программы все еще
очень мало для полноценной оценки) показали, что участники, получившие высокие
баллы по когнитивному компоненту алекситимии, характеризуются скорее
подавляющими, чем переоценочными стратегиями. Кроме того, у алекситимных людей
наблюдались определенные недостатки в эмоциональной обработке. Лица с
алекситимией были нарушены при распознавании кратко представленных
эмоциональных выражений и при эмоциональной ментализации.

Не было замечено никаких
нарушений в обработке эмоционального языка или в связывании слов с
эмоциональными лицами. Это означает, что взаимодействие языка и эмоций не может
лежать в основе алекситимии. Необходимы дальнейшие исследования для изучения
конкретных трудностей обработки эмоций при алекситимии. Использование
изображений мозга может помочь раскрыть механизмы мозга, лежащие в основе
дефицита эмоциональной обработки при алекситимии.
 

Фрагмент текста работы:

 

Алекситимия — это личная черта,
характеризующаяся субклинической неспособностью идентифицировать и описывать
эмоции, испытываемые собой или другими [1] Основными характеристиками
алекситимии являются выраженная дисфункция эмоционального сознания, социальной
привязанности и межличностных отношений. Кроме того, людям с алекситимией
трудно различать и оценивать эмоции других людей, что, как считается, приводит
к бессмысленной и неэффективной эмоциональной реакции.

Алекситимия встречается примерно у 10%
населения и может возникать при ряде психических состояний, а также при любом
нарушении психического развития.

Алекситимия считается чертой личности,
которая подвергает пораженных людей риску других медицинских и психических
расстройств, снижая при этом вероятность того, что эти люди ответят на обычные
методы лечения других состояний.

Алекситимия не классифицируется как
психическое расстройство в четвертом издании Диагностического и статистического
руководства по психическим расстройствам. Это размерная черта личности,
интенсивность которой варьируется от человека к человеку. Показатель
алекситимии человека можно измерить с помощью таких вопросников, как Шкала
алекситимии Торонто (TAS-20), опросник Бермонда-Форста по алекситимии (BVAQ), онлайн-опросник
по алекситимии (OAQ-G2) или шкалу наблюдателя по алекситимии (OAS) и их
русскоязычных адаптациях.

Оно отличается от психических расстройств
личности, таких как антисоциальное расстройство личности или пограничное
расстройство личности , с которыми оно имеет некоторые общие характеристики, а
также отличается от аномальных состояний социопатии или психопатии.

Алекситимия определяется:

1.                
трудностями с распознаванием чувств и
различением чувств и телесных ощущений эмоционального возбуждения

2.                
трудностями с описанием чувств другим
людям

3.                
ограниченными процессами воображения, о
чем свидетельствует дефицит фантазий

4.                
когнитивным стилем, ориентированным на
внешние стимулы.

Исследования показали, что уровень
распространенности алекситимии составляет менее 10% населения. Менее
распространенный результат предполагает, что алекситимия может быть более
распространена среди мужчин, чем среди женщин, что может быть объяснено
трудностями, которые некоторые мужчины испытывают с «описанием чувств», но не
трудностями в «идентификации чувств», в которых мужчины и женщины показывают
аналогичные способности.

Психолог Р. Майкл Бэгби и психиатр Грэм
Дж. Тейлор утверждали, что конструкция алекситимии сильно связана
(отрицательно) с концепциями психологического мышления и эмоционального
интеллекта, и что алекситимия имеет «сильную эмпирическую поддержку» быть
устойчивой чертой личности, а не просто следствием психологического стресса.

Типичные недостатки
могут включать проблемы с идентификацией, обработкой, описанием и работой с
собственными чувствами, часто отмеченные непониманием чувств других;
затруднение различения чувств и телесных ощущений эмоционального возбуждения;
спутанность физических ощущений, часто связанная с эмоциями; мало снов или
фантазий из-за ограниченного воображения; и конкретное, реалистичное,
логическое мышление, часто исключающее эмоциональные реакции на проблемы. Те, у
кого алекситимия, также сообщают очень логичные и реалистичные сны, например, о
походе в магазин или о еде.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы