Методика преподавания иностранных языков Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Визуализация учебного материала при обучении английскому языку в средней школе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Теоретические основы визуализации учебного материала
при обучении иностранному языку
. 7

1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся среднего
школьного возраста
  7

1.2 Понятие визуализации в иноязычном образовании. 19

1.3 Функции
графических моделей при обучении иностранному языку
. 33

Выводы по
первой главе
. 39

Глава 2 Анализ
опыта использования графических моделей текста в обучении английскому языку (в
рамках дополнительного школьного образования)
40

2.1 Анализ
графических моделей текста в обучении английскому языку
. 40

2.2 Разработка
занятия по английскому языку с использованием графических моделей текста в
рамках дополнительного школьного образования
. 43

2.3
Экспериментальное обоснование эффективности визуализации учебного материала на
факультативном курсе
. 52

Выводы по главе. 59

Заключение. 61

Список
литературы
. 63

Приложение. 69

 

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования
. В современном мире информатизация
общества и процессы, связанные с расширением научных, экономических,
культурных, туристических связей поставили перед образованием новые задачи. У
педагогов появилась потребность не только в формировании у учащихся основных
компетенций, знаний и умений. Сегодня педагогам также необходимо научить
школьников применять пройденный материал на практике, в процессе коммуникации с
носителями иностранного языка. Для осуществления этих задач необходимо
совершенствовать технологии и методики современного обучения.

Для обучающихся
иностранный язык, как правило, не является инструментом повседневной
коммуникации.
В настоящее время обучающиеся находятся
в уникальной образовательной языковой ситуации – триглосии (родной язык, первый
иностранный язык, как правило, английский и второй иностранный язык). В связи с
чем необходимо учитывать и обращать внимание при организации и выбору методики
процесса обучения иностранному языку на положительные факторы, среди которых
высокая степень мотивированности обучающихся, приступающих к изучению
иностранного языка и их положительный психологический настрой на обучение.

Адаптация к ситуации недоступности когнитивного и
вербального аппарата родного языка ставит требование минимизации его
оперативного применения, т.е. коммуникативная ситуация должна быть
смоделирована близкой к потребности достижения цели без привычных вербальных
средств. Следовательно, образовательной задачей должно стать обучение
иноязычному общению во всех видах речевой деятельности в условиях искусственно
моделируемой языковой парасреды.

Проблема поиска актуальных методических решений преподавания
английского языка в школах является до сих пор актуальной. Это обусловлено
модернизацией современного образования, сменой Федеральных государственных
образовательных стандартов, повышением количества учебной нагрузки обучения
иностранному языку в школах, стремлению общества к «общению без границ».

В современных российских общеобразовательных школах
английский язык изучается, как правило, в качестве первого иностранного языка.
Исследователи все больше делают акцент при изучении иностранных языков на
лексический и грамматический аспекты, что связано со стремлением быстрого
перехода от языковой теории к разговорной практике. Одним из результативных
средств обучения стилистике иностранного языка являются графические модели
текста.

Другой проблемой при изучении английского языка в
общеобразовательных школах является недостаточная обеспеченность
учебно-методических комплексов (УМК) адекватными средствами реализации
требований ФГОС. Это обусловлено прежде всего недостаточной разработанностью
соответствующих методик преподавания, в том числе с использованием графических
моделей текста.

Важным направлением в развитии методических подходов
преподавания иностранного языка является наряду с применением
системно-деятельностного подхода, также применение личностно-ориентированных
методов. К таким методам относятся методы с использованием графических моделей
текста, в основе которых положен принцип активизации самостоятельной
деятельности обучающихся, повышение уровня учебной мотивации обучению
иностранного языка.

Вопросам, связанных с обучением иностранного языка, посвящен
целый ряд работ. Так, возможности развития личности в процессе обучения
рассматривали Б.Г. Ананьев, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д.
Шадриков, Д.Б. Эльконин и др. Общедидактические и психологические аспекты
развития обучающихся на уроке иностранного языка нашли отражение в работах В.А.
Артемова, Б.В. Беляева, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Г.В. Роговой, Т.Е.
Сахаровой, Н.Н. Трофимовой и других

Несмотря на значимость существующих исследований в области
изучения иностранного языка, до сих остается недостаточно изученным вопрос об
использовании графических моделей текста. Это и обусловило выбор темы данного
исследования: «Визуализация учебного материала при обучении английскому языку в
средней школе».

Объект
исследования – учебный материал, используемый на уроке английского
языка в средней школе в 5 классе.

Предмет исследования
– графические модели текста как средство визуализации учебного материала при
обучении английскому языку в средней школе в 5 классе.

Цель
исследования: теоретическое обоснование и описание особенностей использования
графических моделей текста в обучении иностранного языка (на примере
английского языка) в общеобразовательной школе в рамках дополнительного
образования.

Для достижения поставленной цели
решаются следующие задачи:

— рассмотреть психолого-педагогические
особенности учащихся среднего школьного возраста;

— определить понятие визуализации
в иноязычном школьном образовании;

— систематизировать функции
графических моделей при обучении иностранному языку в средней школе;

— установить особенности
применения графических моделей текста в обучении английскому языку;

— разработать занятия по
английскому языку с использованием графических моделей текста в рамках
дополнительного школьного образования;

— провести
опытно-экспериментальную работу по обоснованию эффективности визуализации
учебного материала на факультативном курсе.

Научная
новизна
работа состоит в том, что в ней
впервые предлагается экспериментально обоснованная система упражнений с
использованием графических моделей текста в рамках дополнительного школьного
образования на примере 5 класса общеобразовательной школы. 

Теоретическая
значимость работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в теорию
изучения использования средств наглядности и визуализации на уроках иностранного
языка в средней общеобразовательной школе.

Практическая
значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть
использованы на теоретических и
практических курсах по методике преподавания иностранного языка практикующими
учителями английского языка. Материалы полученного исследования могут быть
использованы при разработке учебных пособий по работе с иностранными текстами.
Кроме того, результаты исследования могут быть применены в практике
преподавания английского языка как неродного, при подготовке спецкурсов и
семинаров по иностранному языку и лингвокультурологии.

Методы исследования:
общенаучный метод, метод систематизации и обобщения, метод
моделирования, метод эксперимента.

Научно-теоретической
базой работы послужили труды в следующих областях:

Апробация
работы
.

Структура
работы включает введение, 2 главы, заключение, список использованных источников,
приложения.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках данного исследования определено, что в
современной методике все больше внимания уделяется вопросу познания личности,
ее характера, социальных взаимодействий, психологических и речевых особенностей
в процессе коммуникации, индивидуальных способов обучения иностранному языку.
Проблема поиска актуальных методических решений преподавания английского языка
в школах является до сих пор актуальной.

Определено, что в настоящее время обучающиеся находятся в
уникальной образовательной языковой ситуации – триглосии (родной язык, первый
иностранный язык, как правило, английский и второй иностранный язык). В связи с
чем необходимо учитывать и обращать внимание при организации и выбору методики
процесса обучения иностранному языку на положительные факторы, среди которых
высокая степень мотивированности обучающихся, приступающих к изучению
иностранного языка и их положительный психологический настрой на обучение.

Наглядность в обучении говорению
на иностранном языке является важной составляющей, может быть вербальной и
невербальной, языковой и речевой и реализовываться, в том числе, с помощью
интернет-технологий, которые предоставляют широкие возможности визуализации
языковой информации и создания ситуаций для продуцирования обучающимися речевых
высказываний.

Рассмотрены функции графических моделей текста при обучении
иностранному языку. Определено, что данные модели могут быть использованы на
различных языковых уровнях: морфологическом, лексическом, грамматическом. Выбор
упражнения с использованием графической модели текста зависит от поставленных
целей и задач занятия.

Проанализированы графические модели текста в обучении
иностранному языку на примере УМК «
Spotlight 5» для учащихся по общей
образовательной программе. Установлено, что в УМК ряд упражнений содержат
шрифтовое выделение лексически значимых единиц, элементы ребусов, кроссворды,
таблицы. Благодаря чему реализуется определенный способ мышления обучающихся,
развитие которого обусловлено образовательной деятельности с использованием
различных графических моделей оформления текста при обучении иностранному
языку. При использовании графических моделей текста происходит процесс
взаимосвязанной деятельности мышления и речи обучающихся с использованием
языковых знаков на иностранном языке, которые становятся более очевидными,
понятными и наглядными, принимая графическую форму.

Описан
фрагмент разработки урока по предмету «Английский язык» для обучающихся 5 класса
с использованием метода «
INSERT», относящегося к графическим моделям
текста. При применении данного метода обучающиеся работают с графическими
моделями, анализируют и создают индивидуальные образовательные продукты в
рамках изучения предмета «Английский язык», развивают критическое мышление,
навыки коммуникации и ведения продуктивной дискуссии на иностранном языке.

Достигнутые результаты работы позволяют считать поставленные задачи
решенными, и могут быть использованы в практике преподавания английского языка
в средней школе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1 Теоретические
основы визуализации учебного материала при обучении иностранному языку

 

1.1
Психолого-педагогические
особенности учащихся среднего школьного возраста

 

 

В современной методике все больше внимания уделяется
вопросу познания личности, ее характера, социальных взаимодействий,
психологических и речевых особенностей в процессе коммуникации, индивидуальных
способов обучения иностранному языку. Такие исследователи, как Н. В. Бырышников
[Барышников 2003], И. Л. Бим [Бим 2013], Л. С. Выготский [Выготский 1956], Н.
Д. Гальскова [Гальскова 2008] убеждены в том, что эффективная организация
педагогического процесса невозможно без учета уровня психолого-возрастного
развития учащихся. Исходя из такой ориентации в процессе организации
педагогического процесса необходимо, в первую очередь, учитывать возрастные и
психологические особенности обучающихся. 

Обучение
в период с 5 по 9 классы является второй ступенью общего образования и важным звеном,
которое соединяет все три ступени образования: начальную, основную и старшую
[Методика обучения иностранным языкам 2016]. Возраст детей пятого класса можно
назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости
— главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя
сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении
от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь
— от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в
негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам
взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм —
первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком
собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и
ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений,
усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения,
социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого,
похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои
собственные проблемы [Рубинштейн 2009: 54–55].

Именно
в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена
ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на
ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в
стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут
развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или
неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в
этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение
оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае
неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом
физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста
и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю
эмоциональную стабильность [Зимняя 2000: 78].

У большинства пятиклассников обычно бывают затруднения с
распределением и переключением внимания, что следует учитывать при смене видов
деятельности на уроке. Важным условием успешной учебы в среднем звене является
формирование произвольного внимания в процессе обучения приёмам самостоятельной
работы, что связано с развитием у школьников умений самостоятельно ставить цель
и контролировать свои действия. В этом возрасте также очень эффективны игровые
упражнения с элементом соревновательности на уроках. Изучение английского языка
способствует реализации потребности в саморазвитии, совершенствованию смысловой
памяти, расширению кругозора, что положительно сказывается на развитии
учеников. Изучение английского языка позволяет расширить словарный запас
школьников и на родном языке за счет «интернациональных» слов [Колюцкий 2019:
52].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы