Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Таможенное дело

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Валютное регулирование и валютный контроль в странах членах Евразийского экономического союза

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические аспекты валютного регулирования и валютного контроля в государствах — членах Евразийского экономического союза 6
1.1. Понятие, цель и задачи валютного регулирования и валютного контроля 6
1.2. Деятельность таможенных органов как агентов валютного регулирования и контроля 13
2. Механизм реализации валютного регулирования и валютного контроля в государствах — членах Евразийского экономического союза 19
2.1. Применение мер валютного контроля в государствах — членах ЕАЭС 19
2.2. Согласование вопросов валютного регулирования на уровне ЕАЭС 34
3. Проблемы и направления совершенствования валютного регулирования и валютного контроля в государствах – членах ЕАЭС 44
3.1. Проблемы валютного регулирования и валютного контроля в государствах – членах ЕАЭС 44
3.2. Направления совершенствования валютного регулирования и валютного контроля в государствах – членах ЕАЭС 52
Заключение 63
Список литературы 67

 

  

Введение:

 

Данная работа посвящена изучению проблем и тенденций валютного регулирования и валютного контроля в государствах – членах Евразийского экономического союза.
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что на современном этапе развития Евразийского экономического союза в области валютной политики акцент делается на ее согласовании в целях повышения доверия к национальным валютам государств-членов как на внутреннем валютном рынке каждой страны ЕАЭС, так и на международных валютных рынках. Одной из основных форм проведения согласованной валютной политики является координации курсовой политики. Координация курсовой политики осуществляется отдельным органом, в состав которого входят руководители национальных (центральных) банков государств-членов и порядок деятельности которого определяется международным договором в рамках союза.
Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, это один из актуальных направлений государственного контроля в Российской Федерации. Такой контроль осуществляется в отношении валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования. Также валютный контроль направлен на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств — членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков. Повысить эффективность такого контроля в условиях недостаточного законодательного закрепления ряда правовых норм и (или) отсутствия таких норм, сокращения штатной численности в таможенных органах Российской Федерации одна из основных задач государства.
На этапе интенсивного развития экономики, уменьшения объемов внешнеторгового оборота, необходимости упрощения таможенного администрирования в рамках ЕАЭС особенно остро стоит задача обеспечения соблюдения валютного законодательства и решение проблемы противодействия незаконному вывозу капитала из России.
Особое значение приобретает повышение эффективности технологий валютного контроля с учетом необходимости его переноса на этап контроля после выпуска товаров в связи с необходимостью упрощения таможенного администрирования в условиях функционирования ЕАЭС и ускорения процедуры выпуска товаров таможенными органами.
Степень разработанности проблемы. Тенденции валютного регулирования и валютного контроля в государствах – членах Евразийского экономического союза рассматриваются в работах, таких исследователей, как Аджиева А.Ю., Бабина К.И., Баева М.А., Барынькина Н.П., Бондарева А.В., Боровицкая М.В., Гатцукова Т.Ю., Гордюшина И.А., Гришкевич Д.В., Игнатьева Г.В., Ким Ю.В., Короткая А.А., Кузнецов А.В., Лебедева Ю.А., Матвеев М.М., Мустафаева Т.А., Образ А.А., Ордов К.В., Петрюк Е.А. Рыльская М.А. и др.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является валютное регулирование и валютный контроль в государствах – членах Евразийского экономического союза.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является организационно-методические и управленческие условия валютного регулирования и валютного контроля в государствах – членах ЕАЭС.
Цель работы – рассмотреть современное состояние, выявить проблемы и обосновать тенденции валютного регулирования и валютного контроля в государствах – членах Евразийского экономического союза.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) рассмотреть понятие, цель и задачи валютного регулирования и валютного контроля;
2) рассмотреть особенности деятельности таможенных органов как агентов валютного регулирования и контроля;
3) выявить особенности применения мер валютного контроля в государствах — членах ЕАЭС;
4) обосновать необходимость согласования вопросов валютного регулирования на уровне ЕАЭС;
5) выявить проблемы валютного регулирования и валютного контроля в государствах – членах ЕАЭС;
6) описать направления совершенствования валютного регулирования и валютного контроля в государствах – членах ЕАЭС.
В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Первая глава исследования посвящена рассмотрению теоретических аспектов валютного регулирования и валютного контроля в государствах — членах Евразийского экономического союза. Во второй главе работы нами проводится анализ механизма реализации валютного регулирования и валютного контроля в государствах — членах Евразийского экономического союза. В третьей главе рассматриваются проблемы и направления совершенствования валютного регулирования и валютного контроля в государствах – членах ЕАЭС.
Источниковедческую базу исследования составили материалы научной периодики, а также материалы научно-практических конференций, посвященные вопросам валютного регулирования и валютного контроля, опубликованные за последние 5 лет на русском языке.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Под валютным регулированием принято понимать — деятельность государственных органов, направленную на осуществление управленческих функций за валютным обращением, деятельность по осуществлению контроля валютных операций, регулированию валютного курса национальной валюты, использование ограничительных мер по использованию иностранной валюты.
Под валютным контролем принято понимать систему осуществления государством контрольных мер, направленных на обеспечение порядка приобретения иностранной валюты как юридическими, так и физическими лицами, порядка осуществления валютных операций, также валютный контроль призван обеспечить законность перемещением валюты через таможенную границу.
Механизм валютного контроля имеет финансово-правовую основу и создается для защиты экономических интересов государства. Механизм валютного регулирования и валютного контроля должен осуществляться в интересах подконтрольных субъектов. все страны Евразийского экономического союза сталкиваются с проблемами оттока капитала, негативную тенденцию показывает нестабильность валютных курсов, возрастает проблема офшоризации как способа ухода от налогообложения, еще одна проблема – это легализация «грязных» денег. В связи с этим совершенствование валютного контроля и валютного регулирования является актуальной задачей. Согласованные усилия стран-членов ЕАЭС могут привести к положительным результатам
Валютная политика находится в ведении Евразийской экономической комиссии, которая разрабатывает меры в рамках ЕАЭС по сближению законодательства стран — участников. Тем не менее многие аспекты валютного регулирования остаются несогласованными.
2) Рассмотрена деятельность таможенных органов как агентов валютного регулирования и контроля. Работу Федеральной таможенной службы России в целом в сфере валютного регулирования и контроля можно назвать эффективной, так как с каждым годом уменьшается количество случаев нарушения валютного законодательства. Однако, есть проблемы, препятствующие стабилизации деятельности в отношении валютного регулирования и контроля. Следует усовершенствовать некоторые моменты и внести ряд корректив для лучшего функционирования валютного регулирования и валютного контроля.
3) Рассмотрены вопросы, затрагивающие современные проблемы экономики, связанные с незаконным вывозом капиталов из России и стран-членов Евразийского экономического союза через анализ правонарушений во внешнеэкономической сфере, а также установлена связь указанного явления с возрастающими глобальными проблемами политического, экономического и социального характера. Данные негативные явления реально наносят существенный вред национальным интересам российской экономики и экономикам стран — членов ЕАЭС и общества в целом. Проанализированы существующие угрозы для общества в связи с незаконным вывозом капиталов, которые постоянно изменяются и совершенствуются. Приведены реальные цифры, характеризующие криминальную составляющую по незаконному вывозу валютных средств за последние десятилетия, и результаты борьбы правоохранительных подразделений таможенных органов с данным негативным явлением. Сделан вывод, что для эффективной борьбы с незаконным оттоком капиталов необходимо усиление государственного валютного, таможенного и банковского контроля, осуществление активного международного обмена информацией, укрепление правовой дисциплины в контролирующих органах, минимизация законодательных пробелов в данной сфере и радикальное изменение внешнеэкономической стратегии.
Исследован механизм осуществления валютного контроля таможенными органами Российской Федерации. Особое внимание уделено проведению таможенных проверок в соответствии с положениями Административного регламента ФТС России по осуществлению государственного контроля над валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений. Проанализированы нарушения валютного законодательства, выявляемые таможенными органами.
4) Рассмотрено применение мер валютного контроля в странах — членах ЕАЭС, согласование вопросов валютного регулирования на уровне Евразийского экономического союза и перспективы либерализации этой сферы.
5) Сегодня все еще сохраняются требования валютного законодательства, которые создают барьеры для осуществления валютных операций и существенно затрудняют нормальную экономическую деятельность валютных резидентов — российских компаний и граждан. При этом валютный контроль решает не макроэкономические, а налоговые задачи и используется для борьбы с отмыванием преступных доходов в международной торговле. Предложены меры, направленные на совершенствование налогового администрирования, повышение эффективности международного налогового обмена и борьбы с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем. Реформа системы валютного регулирования позволит отменить архаичные валютные ограничения и перейти на альтернативные инструменты контроля за движением денежных средств.
6) Предложены следующие направления совершенствования валютного регулирования и валютного контроля в государствах – членах ЕАЭС:
— смягчения мер административной ответственности и уточнение составов уголовных наказаний за нарушения требований валютного законодательства

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В ГОСУДАРСТВАХ — ЧЛЕНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

1.1. Понятие, цель и задачи валютного регулирования и валютного контроля

Под валютным регулированием принято понимать — деятельность государственных органов, направленную на осуществление управленческих функций за валютным обращением, деятельность по осуществлению контроля валютных операций, регулированию валютного курса национальной валюты, использование ограничительных мер по использованию иностранной валюты.
Под валютным контролем принято понимать систему осуществления государством контрольных мер, направленных на обеспечение порядка приобретения иностранной валюты как юридическими, так и физическими лицами, порядка осуществления валютных операций, также валютный контроль призван обеспечить законность перемещением валюты через таможенную границу.
Под Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) понимают международную организацию, созданную на основе региональной экономической интеграции, которая обладает международной правосубъектностью. Документом, утверждающим ЕАЭС как организацию, является Договор о Евразийском экономическом союзе .
Механизм валютного контроля имеет финансово-правовую основу и создается для защиты экономических интересов государства. Механизм валютного регулирования и валютного контроля должен осуществляться в интересах подконтрольных субъектов.
Особенностью создания ЕАЭС является обеспечение свободы товародвижения, рабочей силы, капитала и услуг. Целью создания ЕАЭС – является скоординированная политика в интересах экономических отраслей.
В настоящее время членами союза являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, однако, в перспективе ожидается расширение союза за счет вступления других стран.
Валютное законодательство в России постоянно модернизируется. В настоящее время выделяют следующие процессы, оказывающие влияние на валютное регулирование и валютный контроль: либерализация и усиление валютного контроля, тенденция содействия обеспечению экономической безопасности, а также тенденция цифровизации национальной экономики.
Так, с 2003 года и по настоящее время оно подвержено планомерной либерализации, которая проявляется в послаблении и отмене некоторых валютных ограничений и требует упрощения порядка проведения процедур осуществления валютных операций. Целью проводимой либерализации является создание условий, являющихся благоприятными для ведения внешнеэкономический деятельности, способствующих привлечению иностранных инвестиций в Россию и комфортному ведению бизнеса.
В рамках либерализации в законодательстве был дополнен перечень операций, которые не должны попадать под валютные рестрикции. Изначально Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ включал лишь небольшой список разрешенных для резидентов и нерезидентов валютных операций. К примеру, список операций, разрешенных между резидентами в ч. 1 ст. 9 Закона 173-ФЗ состоял всего из 7 пунктов в 2003 году. Но в начале 2020 г. перечень расширен уже до 31 операции, что является наглядным доказательством либерализации .
Закон 173-ФЗ затронул и другие изменения. К ним относятся исключение понятия специального счета для проведения валютных операций; отмена требования об обязательной продаже доли выручки в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке России; отмена требования о регистрации счета, открываемого в банках за границей России, в налоговых органах Российской Федерации. Утратило силу и положение, позволяющее Банку России установить требование о предварительном резервировании средств для проведения валютных операций.
Также была отменена норма, регламентирующая переводы и расчеты по предоставлению кредитов резидентами нерезидентам в валюте РФ исключительно посредством зачисления суммы данного кредита в валюте Российской Федерации на счет в уполномоченном банке, открытый нерезидентом .
Важно и то, Инструкцию Банка России № 138-И сменила Инструкция № 181-И от 16.08.2017. Новая Инструкция отличается от Инструкции № 138-И следующими основными моментами. Во-первых, было отменено требование оформления паспорта сделки резидентами в уполномоченном банке, но был прописан порядок постановки на учет контрактов, регламентировалось присвоение этим контрактам индивидуальных номеров. Во-вторых, был установлен упрощенный порядок постановки на учет резидентов- экспортеров в течения одного дня. В-третьих, утратило силу требование о необходимости представления справок о валютных операциях резидентами в уполномоченные банки. В связи с этим и не применяется ответственность за неверное оформление паспортов-сделок и непредоставление справок о проведении валютных операций.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы