Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Успеваемость младших школьников с компьютерной зависимостью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ И ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА РАЗЛИЧНЫЕ СТОРОНЫ ПСИХИКИ 6
1.1 Игровая и компьютерная зависимость: общая характеристика и особенности 6
1.2 Влияние игровых аддикций на развитие личности детей и подростков 13
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПЬЮТЕРНОЙ И ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ С УСПЕВАЕМОСТЬЮ И МОТИВАЦИЕЙ В УЧЁБЕ 26
2.1 Ход, организация и методы исследования 26
2.2 Результаты, полученные в ходе исследования 31
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ

  

Введение:

 

В настоящее время как в России, так и за рубежом наблюдается неуклонно растущий интерес специалистов самых различных специальностей — социологов, психологов, врачей, юристов, работников правоохранительных органов, к проблемам отклоняющегося поведения личности и формированию различных зависимостей (т.е. аддикций). При этом наибольший интерес современных исследований составляет проблематика исследования компьютерной зависимости у детей и подростков.
Последние десятилетия ознаменовались тотальным распространением интернета как в профессиональной, так и в повседневной жизни современного человечества. Именно через интернет совершаются покупки, происходит общение, а также черпается различного рода информация о всех аспектах жизни и окружающей действительности. Как справедливо замечают современные исследователи, нет такого аспекта в жизни, который не затронул бы интернет. Все это в итоге привело к тому, что для современного социума стала довольно актуальной проблема патологического использования компьютеров. При этом стоит отметить, что несмотря на растущее число исследований данного вида зависимости, проблема воздействия компьютерной зависимости современного ребенка и подростка представляется еще недостаточно изученной областью в практическом аспекте.
Таким образом, с указанными выше положениями связан выбор темы настоящего исследования, а также его актуальность и практическая значимость.
Проблема исследования заключается в том, что при тотальном распространении интернета возникает практическая необходимость в введении программ по профилактике интернет-аддикций как формы зависимого поведения.
Цель работы – провести анализ особенностей успеваемости младших школьников с признаками компьютерной зависимости.
Объект исследования – компьютерная зависимость.
Предмет исследования – специфические особенности успеваемости младших школьников с компьютерной зависимостью.
Поставленная цель определила конкретизацию следующих задач исследования:
1. Определить основные черты и проблематику исследований в отношении компьютерной зависимости.
2. Проанализировать общую психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста.
3. Определить характерные особенности успеваемости младших школьников с признаками компьютерной зависимости.
Учитывая во внимание прогнозы темпов роста тотального распространения интернета и компьютеров в мировом пространстве, рост количества пользователей интернета увеличивается, в связи с данным фактором исследование профилактики компьютерной зависимости представляется довольно актуальной и практически значимой проблемой современной психологической науки.
Особенно значимым изучение данной проблематики необходимо в младшем школьном возрасте, когда в самосознании происходят фундаментальные изменения, которые несут кардинальное значение для всего последующего развития и становления молодого человека как полноценной личности.
Методология исследования: Теоретические положения данного исследования базируются на работах Голдберга А., Войскунского А.Е., Жичкиной А.Е., Егорова А.Ю., Короленко Ц.П., Янг К. и других авторов о таких последствиях применения компьютерных технологий как компьютерная зависимость. Кроме этого, в качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвященные рассматриваемой проблематике.
Методы исследования:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Психодиагностические методики:
1) Опросник «Восприятие интернета» (автор Е.А. Щепилина)
2) Методика выявления отношения к Интернету «Незаконченные предложения» (авторы – А.Е. Жичкина, Е.А. Щепилина)
3) Шкала Интернет-зависимости (автор А.Е. Жичкина)
4) Тест на Интернет-зависимость (автор В.А. Лоскутова)
5) Анкета на определение ведущих мотивов учебной деятельности младших школьников.
6) Методика диагностики школьной мотивации учащихся начальных классов (автор Н.Г. Лусканова).
7) Проективная диагностическая методика «Школа зверей».
Гипотеза исследования: У младших школьников, имеющих признаки компьютерной зависимости, существуют характерные особенности успеваемости и мотивации.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения результатов работы при формировании программ коррекции и профилактики компьютерной зависимости у детей и подростков.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

За последние годы произошла огромная трансформация социальных институтов и общественных отношений. При этом существенно важным представляется переход экономики на рыночную модель, что в свою очередь оказывает влияние на формирование качественно нового поколения, меняет ценности и мотивы, установки и стереотипы, а также и саму поведенческую модель поведения и успеваемости младших школьников. Серьезные изменения в последние десятилетия наблюдаются и в общем стиле жизни современного подрастающего поколения. 
В глобальном смысле, младшие школьники и подростки представляют своего рода авангард социума, потенциал которого значительно влияет на состояние и развитие всей страны. Различным органам государственной власти и образовательным учреждениям, которые взаимодействуют с детьми и подростками, надо четко и структурированно представлять современное состояние данной категории подрастающего поколения, отслеживать динамику развития и изменения его социально-психологического портрета. Стоит абсолютно практическая насущная потребность общества знать и понимать потребности современных детей и подростков, их систему морально-нравственных ценностей, жизненные планы и уровень удовлетворенности, основные проблемы и сложности, с которыми они сталкиваются в процессе обучения и развития.
Несмотря на социально-практическую актуальность и довольно широкий научный интерес, многие аспекты зависимости от компьютерных игр младших школьников только в последнее время стали предметом пристального научного исследования.
К настоящему времени в науке еще не до конца сформулировано единое унифицированное определение самого понятия о зависимом поведении, нет принятой стандартной классификации, в которой терминологически и содержательно были бы определены все описанные к настоящему дню формы зависимого поведения. В общем плане сущность зависимого поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, младший школьник совершает попытки искусственным способом изменить собственное психическое состояние, что дает ему весьма условную некоторую иллюзию безопасности и восстановления равновесия.
Различные исследования нехимических зависимостей в настоящее время представляются одной из наиболее стремительно развивающихся областей психологического знания, и увеличившееся год от года количество научных исследований и публикаций говорят о переходе ко все более серьезному и детальному изучению ведущих закономерностей развития и формирования компьютерной зависимости у детей и подростков.
Ведущее место в исследовательской практике ученых, которые разрабатывают проблематику зависимости от младших школьников от компьютерных игр, занимают качественные методы исследований данного вопроса. Практически до настоящего дня основная часть исследований методически организована как различные интервью и массовые опросы, а также групповые обсуждения с участием испытуемых, которые испытывают определенный психологический дискомфорт в процессе компьютерных игр и нахождения в сети. 
Как и в отношении определения зависимого поведения в общем плане, и терминология проблемы интернет-зависимости еще не до конца устоялась к настоящему времени. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что не интернет делает младшего школьника зависимым, а сам младший школьник, который имеет склонность к компьютерной зависимости, определяет в своих приоритетах именно ту деятельность, которая и представляется потом объектом зависимости. 
Интернет делает возможным удовлетворять довольно многие сознательные и подсознательные потребности и мотивы своих пользователей. Он содержит практически все, чем может быть увлечен пользователь. И это – по мнению большинства исследователей – одна из главных причин, которая объясняет патологическое пристрастие к компьютерным играм у младших школьников. 
Негативное воздействие интернета на современное человечество, особенно – на подрастающее поколение, располагается в самой прямой пропорции от непосредственной личности пользователя. Благодаря коммуникациям в интернете люди, которые склонны к развитию у себя зависимостей, именно таким образом компенсируют свои потребности в общении и чувстве защищенности. Такие характерные особенности личности младших школьников с компьютерной зависимостью как сложности с общением, чувство одиночества, пониженная самооценка, выраженная склонность к избеганию проблем и ответственности, бегство от себя настоящего в виртуальный мир скорее всего способствуют как определенному вовлечению в компьютерную зависимость, так и в тоже время представляются определенными факторами риска социальной дезадаптации и перехода в химические формы зависимого поведения. В связи со сказанным становится вполне очевидным, что основным средством профилактики компьютерной зависимости у детей и подростков представляется системная и регулярная работа в данном направлении.
Низкая успеваемость младших школьников с компьютерной зависимостью представляет собой проблему не только социальную, но и педагогическую. И не только потому, что многое тут зависит от условий образовательной организации (содержания программ и учебников, технологий и особенностей обучения, технического оснащения учебного процесса), но и потому, что преодоление неуспеваемости это, прежде всего, актуальная практическая задача, которая стоит перед каждым педагогом.
Таким образом, преодоление неуспеваемости младших школьников с компьютерной зависимостью связано с постоянной заботой о полноценной учебной деятельности каждого учащегося, ведь отставания возможны у любого успевающего школьника, даже очень способного. 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ И ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ 
НА РАЗЛИЧНЫЕ СТОРОНЫ ПСИХИКИ

 

1.1 Игровая и компьютерная зависимость:
общая характеристика и особенности

Спектр теоретических и практических исследований аддиктивного поведения в современной психологической науке довольно многогранен: изучение мотивационных факторов аддиктивного поведения, определяющих факторов и механизмов формирования аддикций, общественно-психологических и личностно-психологических характеристик аддиктов и т.д. Однако несмотря на многообразие сфер изучения вопросов аддиктивного поведения, одним из важнейших направлений был и остается поиск стандартного механизма зарождения и формирования зависимого поведения [9, с.77]. 
Вопрос заключается не только в том, что определенные формы зависимого поведения стали изучаться относительно недавно и пока детально еще не изучены (например, интернет-зависимость, киберсекс и т.д.); но наибольшее значение принадлежит тому факту, что некоторые виды зависимого поведения, несмотря на собственные специфические характеристики, имеют при этом значительно больше сходства, нежели различий. Несмотря на социально-практическую актуальность и довольно широкий научный интерес, многие аспекты аддиктивного поведения только в последнее время стали предметом пристального научного исследования [11, с. 204].
К настоящему времени еще нет единого унифицированного определения самого понятия о зависимом поведении, нет принятой стандартной классификации, в которой терминологически и содержательно были бы определены все описанные к настоящему дню формы аддиктивного поведения. Так, в условиях некоторой терминологической разноголосицы одни современные исследователи склонны трактовать аддикцию как проявление некоего психического заболевания, а зависимость как сопутствующие формы поведения, другие авторы придерживаются противоположного мнения, а третьи или не различают эти определения, или делают это не структурировано [12, с. 59]. 
Как указывает А.Ю. Егоров, в работах отечественных исследователей в большинстве случаев изучается зависимость от психоактивных веществ (ПАВ), а также все более четко прослеживается тенденция к расширенному определению аддикций, т.е. вместе с традиционными химическими зависимостями все чаще упоминаются и нехимические поведенческие зависимости [12, с.102].
Как уже было сказано выше, что несмотря на тот факт, что единого определения аддиктивного поведения нет, большинство авторов склонны под данным поведением понимать некий уход от окружающей реальности с помощью изменения своего психического состояния. 
В общем плане сущность зависимого поведения состоит в том, что, стремясь уйти от реальности, человек делает попытки искусственным способом изменить собственное психическое состояние, что дает ему определенную иллюзию безопасности и восстановления равновесия.
Отечественный исследователь Ц.П. Короленко предлагает более широкую трактовку аддиктивного поведения: он предлагает понимать под таким поведением одну из форм деструктивного поведения, которая характеризуется стремлением к уходу от окружающей реальности методом изменения собственного психического состояния с помощью приема определенных веществ или постоянной фиксации внимания на некоторых предметах или видах деятельности, что сопровождается формированием интенсивных эмоций [18, с. 21]. 
Стоит отметить, что в западной литературе по аддиктологии для определения аддиктивного поведения чаще всего используется термин «поведенческие аддикции» [17, с. 14]. 
Среди отечественных исследователей аддиктивного поведения планомерно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей Ц.П. Короленко. В этой связи он обращает свое внимание на то, что элементы аддиктивного поведения в той или иной степени выраженности свойственны практически любому человеку, который уходит от реальности с помощью изменения собственного психического состояния [18, с. 66].
Заслуживает внимания тот факт, что еще одной трудностью представляется довольно значительный спектр (при этом, время от времени постоянно пополняющийся) тех видов поведения, которое возможно причислить к аддиктивному. 
Так, Л.В. Левина разделяет зависимое поведение личности на три группы [24, с.239]:
1) химические аддикции;
2) нехимические аддикции;
3) биохимические аддикции. 
К химическим аддикциям традиционно причисляются алкоголизм, наркомания и токсикомания. Биохимические аддикции представляют собой некий промежуточный уровень между химическими и нехимическими зависимостями, они связаны с нарушениями процессов употребления пищи (например, анорексия или булемия. И третья в этой классификации группа, причем наиболее многочисленная, включает в свой состав следующие основные формы нехимических зависимостей: гэмблинг, аддикция отношений, работоголизм, транжирство, ургентные аддикции, интернет-аддикции и клептомания.
В нашей стране самую первую классификацию нехимических зависимостей разработали Ц. П. Короленко и Т.А. Донских [20, с.114]. 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы