Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Уроки эстрадного вокала в системе дополнительного образования детей (на примере театральной студии в ГБОУ Школа N1561
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения эстрадному вокалу 6
1.1. Методика обучения эстрадному вокалу: исторический аспект 6
1.2. Педагогические подходы к обучению детей среднего школьного возраста 13
Глава 2. Педагогические условия вокального развития детей среднего школьного возраста в системе дополнительного образования 28
2.1. Принципы обучения вокалу детей среднего школьного возраста 28
2.2. Программное обеспечение на уроках эстрадного вокала 41
Заключение 52
Список использованной литературы 54
Введение:
Актуальность работы обусловлена тем, что музыкальное развитие детей оказывает незаменимое влияние на общее развитие: формирование эмоциональной сферы, развитие воображения, воли, воображения, остро-го восприятия, активизируются творческие силы ума и энергия мышления даже самых инертных детей. Но в реальной педагогической практике об-щего образования вообще и начального музыкальному образованию уде-ляется мало внимания. Хотя в этом возрасте формируются музыкальный слух и музыкальная память (Н.И. Ветлугина), заложены основы эстетиче-ской культуры, для развития которой требуется организация новых моде-лей образования, следовательно, новое качество процесса обучения, раз-витие музыкальных способностей. Решение этой проблемы возможно, если познакомить детей с музыкой через пение как наиболее доступную форму музыкальной деятельности.
В процессе певческой деятельности удачно сложился целый ком-плекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музы-ку, обогащенная переживаниями ребенка. Кроме того, решаются образо-вательные проблемы, связанные с формированием личности учащегося. Современная наука показала, что дети, занимающиеся пением, более со-страдательны, эмоциональны, чувствительны и общительны. Обладание голосом дает ребенку возможность выразить свои непосредственные чув-ства в пении, а эмоциональный прилив заряжает его жизненной энергией.
Существует мнение, что поющий голос — это особый дар природы, раз и навсегда по мнению человека; ни за что непонятного, для которого нет законов. Действительно, на первый взгляд, это может показаться так, потому что у некоторых есть «естественно повышенный» поющий голос, иногда с большой силой и исключительной красотой, который позволяют, проходить обучение и становится профессионалом, в то время как друго-му не удается достичь результатов. С голосом иногда происходят стран-ные вещи: мальчик-певец с чудесным детским голосом теряет свои способ-ности когда взрослеет.
И наоборот, человек который в детстве не имел способности, вдруг их обрел. Как это было, например, у М. И. Глинки. Бывает и наоборот, что оперный певец является профессионалом в расцвете карьеры, теряя свой профессиональный голос.
Такие явления не наблюдаются у музыкантов других специальностей и являются причиной отношения к поющему голосу как особого дара природы. Прежде всего, никакое творчество невозможно без глубоких знаний в этой области, без накопления большого багажа, без огромной предварительной работы, размышлений, накапливания идей и т.д.
Известно, что многие великие художники накапливают материал, ко-торый обогащает воображение, пробуждает мысли, рождает мысли, пре-вращает тех, кто может служить материалом для будущего строительства, из запаса наблюдений за жизнью, чтобы потом превратиться в прекрасные картины, скульптуры.
Однако, несмотря на то, что пение является одним из самых доступ-ных видов музыкальной деятельности, процесс озвучивания довольно сложен и требует определенной системы.
Занятия по обучению пению состоят из нескольких частей, во время которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для пения, и на них отрабатываются базовые вокальные навыки (дыхание, артикуляция, фор-мирование звука, резонанс).
Объект — процесс обучения эстрадному вокалу
Предмет — особенности обучения эстрадному вокалу детей среднего школьного возраста в дополнительном образовании.
Цель: теоретически обосновать особенности вокального развития де-тей среднего школьного возраста и разработать программу эстрадного вокала.
Задачи:
1. Изучить исторический аспект методики обучения эстрадному во-калу
2. Рассмотреть педагогические подходы к обучению детей среднего школьного возраста
3. Охарактеризовать принципы обучения вокалу детей среднего школьного возраста
4. Разработать программное обеспечение на уроках эстрадного во-кала
Гипотеза: успешное вокальное развитие у школьников возможно, если: будут учтены возрастные физиологические и психологические осо-бенности детей; будут подобраны методы и приемы развития вокальных навыков; в зависимости от индивидуальных особенностей детей будет раз-работана программа обучения вокалу.
Методической основой исследования являются: основы возрастной педагогики (Белкин А.С.), основные положения теории и методики разви-тия детского голоса (Дмитриев Л.Б., Малинина Е.М., Емельянов Е.В., Гон-таренко Н.Б., Исаева И.О., Пекерская Е.М., Багадуров В.А., Стулова Г.П. и др.).
Методы исследования определялись целью и необходимостью задач: изучение и анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы, наблюдение, а так же анализ и обобщение пе-дагогического опыта. Разработанные методы и приемы имеют практиче-скую значимость и могут быть использованы для дальнейшей разработки методической базы: составление рекомендаций
Опытная работа осуществлялась на базе Театральной студии в ГБОУ Школа N1561 г. Москва.
Заключение:
Доминирующими методами обучения являются индивидуальный подход к каждому ребенку, позволяющий поддерживать и развивать его собственные голосовые характеристики (тон, манера звучания, презента-ция музыкального материала).
Часто дети не могут воспроизвести слышимый звук, у них нет коор-динации между слухом и голосом. Через определенное время — кто раньше, кто позже, такая координация появляется. Но очень часто на чистоту ин-тонации влияет застенчивость ребенка или недостаток внимания.
Это учитывает индивидуальные особенности ребенка. Каждому из них нужно найти подход, чтобы подобрать слова, которые достигнут его понимания.
В работе по формированию вокальных навыков у детей большое внимание уделяется пению и усвоению упражнений, которые способствуют развитию основного тона слуха, являются слух, чувство тона, чувство ритма, дикция, артикуляция и мимика лица, выражения, тембр слуха, ды-хание.
Учитывая, что дети среднего школьного возраста по-прежнему лю-бят игровые моменты, вы должны выбрать упражнения, чтобы каждое упражнение имело интересный контент или элемент игры, могло бы быть интересным для детей, потому что это интерес, помогающий детям понять выразительные особенности песни.
Эти упражнения готовят учащихся к преодолению различных труд-ностей с пением, помогают развить музыкальный слух и голос. В резуль-тате этой работы можно сделать следующий вывод:
1. Рассмотрение психолого-физиологических особенностей детей среднего школьного возраста показало, что у детей еще не полностью сформирована голосовые органы — тонкие связки, малоподвижное небо, слабое, неглубокое дыхание.
Тело находится в процессе роста, активно развивает мышление, во-ображение, память, речь.
Доминирующим видом деятельности является обучение приобрете-нию новых знаний и навыков.
2. Основными вокальными навыками, возникающими при пении де-тей среднего школьного возраста, являются дыхание, артикуляция, звуко-вая продукция и резонанс.
Начальная стадия пения — вокал. Пение вокала способствует разви-тию вокальных навыков.
Физиологический спектр вокальных способностей детей различен, поэтому вокальные упражнения должны быть индивидуализированы для каждого ребенка.
3. Ценность искусства, музыки или, вернее, пения очень специфична и охватывает три наиболее важных для человеческой жизненной сферы: сформированные отдаленные цели, которые организуют жизнь и придают ей смысл, порядок и духовную свободу. Вокальные уроки очень важны в эстетическом развитии ребенка.
Основной формой урока является урок
4. Выбрать наиболее оптимальные методы и приемы развития во-кальных навыков у детей среднего школьного возраста с помощью упражнений, основанных на вокальных способностях каждого ребенка. Таким образом, обучение детей пению, приведение их к прекрасному яв-ляется мощным инструментом воспитания и развития.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы обучения эстрадному вокалу
1.1. Методика обучения эстрадному вокалу: исторический аспект
До середины ХХ века вокальное образование в нашей стране осу-ществлялось только в академическом направлении. В 60-е годы начинает формироваться народно-певческое образование. В 70-е годы в системе профессионального образования появляется новое направление — «Эстрад-ное пение».
«Эстрада» — понятие широкое и включает в себя не только различные формы музыкальной эстрады. «Эстрада», являясь многожанровым сцени-ческим искусством, «объединяет музыку, танец, пение, разговорные жан-ры, номера с куклами, трансформацию, акробатику и другие цирковые и оригинальные жанры». Поэтому изначально профессиональная подготов-ка эстрадных певцов осуществлялась в творческих мастерских эстрадного искусства, где готовили артистов эстрады во всех её жанрах. [7]
Становление профессионального образования в музыкальном эст-радном направлении приходится на 80-е годы ХХ века. «Приложение к приказу министерства культуры РСФСР от 8 января 1990 г. № 7» об атте-стации эстрадных отделений музыкальных училищ и училищ искусств сделало возможным открытие самостоятельных эстрадных отделений в музыкальных училищах. Возникает понятие «музыкальное искусство эст-рады», получившее профессиональный статус. Направление «Эстрадное пение отныне существует в рамках специальности «Музыкальное искусство эстрады» где готовят артистов (исполнителей), руководителей творческих коллективов, преподавателей.
Важно заметить, что в учебных планах и программах появляются дисциплины, где термин «эстрадное» должен был определить коренное отличие от классики: эстрадное пение, эстрадное сольфеджио, эстрадная гармония, история эстрадной музыки и т.д. Эти курсы, конечно же, не бы-ли достаточно разработаны, тем не менее, образовательный процесс как говорится «пошёл».
Начинает формироваться трёхуровневая система профессиональной подготовки специалиста в направлении «Музыкальное искусство эстрады»: школа — училище — вуз.
Сегодня количество учебных заведений, где готовят востребованные кадры, растёт, а уровень подготовки молодых специалистов, к сожалению, опускается вниз.
Появилось множество певцов, не получивших глубокие теоретиче-ские и исполнительские навыки, но претендующих на роль звезд.
Появилось новое поколение молодых дипломированных педагогов- эстрадников, не способных к педагогической деятельности: отсутствие глу-боких познаний, бедность духовных запросов, неразвитый вкус и т.д. Вме-сте с этим в обществе теряется способность отличить подлинное искусство от подделки, понятия «эстрадное искусство» и «шоу- бизнес» стали почти синонимами, возникает угроза профанации музыкальных ценностей. При этом «сила и широта влияния популярной музыки на молодежь и среднее поколение приобретает космические масштабы». [12]
Эстрадная песня до определённого периода, являясь жанром искус-ства эстрады, жила по его законам. Хозяйкой сцены была яркая индивиду-альность со своими чувствами и мыслями. Песня на эстраде решалась как «сценическая «игровая» миниатюра с помощью пластики, костюма, света, мизансцен («театр песни»)». На сцене создавался художественный образ средствами и вокальными, и музыкальными, и сценическими. Поэтому до сих пор мы помним пионеров певческого жанра на эстраде: Александра Вертинского, Леонида Утёсова, Клавдию Шульженко, Изабеллу Юрьеву, Лидию Русланову, Людмилу Зыкину, Муслима Магомаева, Майю Криста-линскую и многих, многих других исполнителей. Сегодня, несмотря на обилие современных песенных композиций, ни один концерт не обходится без ретро-песни. Мы с большим удовольствием смотрим и слушаем испол-нителей, творчески рождённых в советский доперестроечный период. Пев-ческая эстрада несла с собой исполнительскую культуру во всех её прояв-лениях. Среди эстрадных певцов были как самородки, не имеющие специ-ального профессионального образования так и те, которые его получили.
Профессиональное образование многих эстрадных певцов было тра-диционное: музыкальная школа, далее музыкальное училище (в основном хоровое отделение), потом консерватория или творческий вуз. Многие певцы предпочли на высшей ступени получить актёрское, или режиссёр-ское образование. [4]
Открытие специальности «Музыкальное искусство эстрады» для всех, мечтающих петь на эстраде, стало настоящим подарком. Толпы аби-туриентов ринулись поступать в учебные заведения на эстрадные отделе-ния. Основной целью вновь складывающегося образовательного института являлась подготовка профессиональных кадров, владеющих спецификой жанра «Музыкальное искусство эстрады».
В процессе обучения у будущего эстрадного певца, как у профессио-нала, должны сформироваться вокальная культура и певческие навыки; уровень музыкальности, соответствующий пониманию современного му-зыкального языка, а также чувство стиля и способность к имитации раз-личных стилистических манер; художественный вкус, а также сценическая культура и способность самостоятельно создавать художественный замы-сел исполняемых произведений и воплощать его средствами собственной индивидуальности. Профессиональной базой, фундаментом образователь-ного процесса должны были стать «эстрада», «вокальная культура», «му-зыкальная культура», «сценическая культура», «индивидуальность», «ис-кусство». [18]
Первые выпускники эстрадных отделений «подались» в исполни-тельство, педагогические кадры на певческой эстраде за время их профес-сионального образования не формировались вовсе. Эстрадному пению на всех образовательных уровнях обучают в основном выпускниками хоро-вых отделений, незнакомые ни с исполнительской спецификой эстрадного пения, ни с жанровой спецификой искусства эстрады.