Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Управление закупками для государственных и муниципальных нужд
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 7
1.1. Понятие и сущность закупок для государственных и муниципальных нужд 7
1.2. Организация процесса управления закупками для государственных и муниципальных нужд в России 14
1.3. Зарубежный опыт применения контрактных систем 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД НА ПРИМЕРЕ КОМИТЕТА ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН 32
2.1. Особенности и направления деятельности Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан 32
2.2. Анализ закупочной деятельности в Республике Дагестан 35
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 49
3.1. Проблемы управления закупками для государственных и муниципальных нужд 49
3.2. Пути развития управления закупками для государственных и муниципальных нужд 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Введение:
Сам факт существования государства как общественно необходимой организации подразумевает наличие у него некоторых потребностей, которые, в свою очередь, могут быть связаны с определенными государственными функциями.
Именно поэтому государство является отдельным субъектом рынка, который приобретает блага для своих нужд, создает рынок государственных закупок. В процессе перехода Российской Федерации к рыночным отношениям случился глубокий пересмотр системы государственных закупок, была создана законодательная база, открыты электронные площадки для проведения аукционов и других закупочных процедур.
За годы существования контрактной системы, с учетом опыта зарубежных стран, была разработана структура, направленная на решение задач оптимизации государственных и муниципальных закупок. Одной из главных задач существования такой системы является борьба с коррупцией. Этот факт обуславливается законодательно закрепленным проведением открытых торгов с использованием информационных ресурсов.
В настоящее время достаточно остро прослеживается вопрос централизации закупок, т.к. возрастают объемы проводимых закупок, их количество, многие заказчики не справляются с предложенной нагрузкой. В связи с широкой направленностью потребностей одного и того же заказчика, различается и специфика закупок, проводимых организацией. Так, одно и то же учреждение может нуждаться как в проведении ремонта, так и в закупке какого-либо товара. Данный факт говорит о том, что организация, проводящая достаточное количество различных закупок должна иметь соответствующее количество специалистов, являющихся профессионалами той или иной отрасли. Однако, чаще всего, заказчики не имеют одновременно большого объема закупок в разных отраслях, что говорит о нецелесообразности содержания такого штата. В то же время, велика вероятность, что при необходимости проведения нетипичной для организации закупки, контрактный специалист не учтет все нюансы.
Изменения, вносимые в законодательство, предполагают проведение процедур в электронной форме, что может повлечь за собой волну повышения квалификации специалистов заказчика, что требует, безусловно, финансовых и временных затрат. Все это и обуславливает особенную актуальность указанной темы.
В связи с тем, что сфера закупок так или иначе затрагивает все сферы жизнедеятельности, оптимизация системы закупок – очень важный процесс.
В условиях нарастающего финансового кризиса экономики Российской Федерации актуальность данной проблемы только возрастает, так как рациональное и действенное изменение структуры и размера государственных закупок выступает одним из основных инструментов преодоления кризиса. Поэтому принятие любого незначительного решения об изменении механизма проведения государственных закупок может оказать огромное влияние на будущее состояние экономики страны.
Объект исследования выпускной квалификационной работы – система управления закупками для государственных и муниципальных нужд.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе управления закупками для государственных и муниципальных нужд.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в комплексном анализе управления закупками для государственных и муниципальных нужд.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие и сущность закупок для государственных и муниципальных нужд;
— изучить организацию процесса управления закупками для государственных и муниципальных нужд в России;
— рассмотреть зарубежный опыт применения контрактных систем;
— проанализировать особенности и направления деятельности Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан;
— провести анализ закупочной деятельности в Республике Дагестан ;
— выявить проблемы управления закупками для государственных и муниципальных нужд;
— определить пути развития управления закупками для государственных и муниципальных нужд.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Информационной основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского и зарубежного законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература представлена современными авторами.
Степень научной разработанности проблемы. Изучению современных проблем контрактной системы посвящены труды многих экономистов, среди которых следует выделить работы российских ученных В.А. Анисимов, М.И. Брагинский, Д.Н. Бахрах, Я.И. Кузьминова, Е.Г. Комиссарова, А.П. Патрона, Ю.В. Росляка, А.С. Ротенберг, Д.А. Рубвальтера, И.И. Смотрицкой, В.А., Федоровича Я.И., Л.И. Шевченко, А.В. Яровой, которые определяют основы и принципы функционирования современной системы управления закупками для для государственных и муниципальных нужд. В зарубежной литературе проблемам системы управления закупками для для государственных и муниципальных нужд свои работы посвятили Э. Аткинсона, Д. Норта, М. Олсона, Дж. Стиглица, Г. Ходжсона и другие. Тем не менее, несмотря на большое наличие научных трудов как отечественных, так и зарубежных экономистов, посвященных проблемам современной контрактной системы и путям повышения эффективности её функционирования, в настоящий момент в существующих работах отсутствует качественно разработанная целостная модель реализации государственных закупок, затрагивающая региональную составляющую контрактной системе в разрезе различных способов управления.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы управления закупками для государственных и муниципальных нужд.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучены теоретические основы управления закупками для государственных и муниципальных нужд.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ практических особенностей управления закупками для государственных и муниципальных нужд на примере Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан.
В третьей главе выпускной квалификационной работы выявлены проблемы и перспективы управления закупками для государственных и муниципальных нужд.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
В результате выполнения работы достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключение сделаем несколько общих выводов по работе.
Система закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд — это совокупность государственных и муниципальных заказчиков, поставщиков, органов государственной власти регулирующих сферу закупок и контролирующих органов, деятельность которых направлена на удовлетворение государственных или муниципальных нужд, за счет средств бюджетов всех уровней, а также нужд государственных предприятий за счёт бюджетов предприятий, и которые в своей деятельности руководствуются нормативно-правовыми актами регулирующими эту деятельность.
Государственные закупки товаров, услуг и работ это важный инструмент регулирования национальной экономики. Помимо удовлетворения собственных нужд с помощью системы закупок государство может: стимулировать производство отечественных товаров; помогать развивать малое и среднее предпринимательство; регулировать цены в определенных сферах; пиомогать развивать экономику государства в целом.
Процесс закупочной деятельности государственных (муниципальных) учреждений является довольно длительным и трудоемким. Необходимо провести анализ преимуществ и недостатков обновленной системы государственных закупок.
Анализ зарубежного опыта организации государственных закупок способствует изменениям в российском законодательстве, регулирующем отношения в данной сфере, заложив современные принципы контрактной системы.
В современной российской практике государственных закупок могут быть использованы следующие элементы зарубежного опыта:
1. Организация осуществления государственных закупок централизовано с помощью специализированного государственного органа с последующим распределением в государственные учреждения необходимых товаров и услуг;
2. Единая методика конкурсных торгов с использованием библиотек типовых контрактов и банка данных требований к закупаемой продукции;
3. Осуществление аудита процесса закупок органами (центрами), в части прогнозирования и планирования закупок, организации торгов, обеспечения чистой конкуренции, контроля за исполнением контрактов, анализа эффективности обеспечения государственных нужд.
Комитет по государственным закупкам Республики Дагестан является органом исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Республики Дагестан, организации мониторинга закупок для обеспечения государственных нужд Республики Дагестан, методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения государственных нужд Республики Дагестан, а также по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных и иных заказчиков Республики Дагестан, осуществляющих закупки в соответствии с требованиями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По итогам 2018 года в Республике Дагестан объявлено 12 218 закупок на общую сумму 26,2 млрд. рублей, из которых для обеспечения государственных нужд – 9 312 закупок на сумму 20,5 млрд. рублей, в том числе в централизованном порядке через Комитет объявлено 8 388 закупок на сумму 13,2 млрд. рублей, для муниципальных нужд – 2 906 закупок на сумму 5,7 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что в области государственного регулирования закупок существует множественное количество проблем, которые препятствуют его максимально эффективной реализации.
Главными условиями, негативно воздействующими в процедуре правительственных закупок можно назвать:
1. сложности связанные с бюрократией, с коррупцией, нечеткими формулировками документов контрактной системы.
2. проблема, связанная с внесрочной оплатой за поставку.
3. недостаток единой стандартизации документов с целью проведения торгов, также отсутствие единых закупочных органов, и, как результат, потеря возможности объединять заказы одного типа.
4. трудности, касающиеся качества поставок и оказываемых услуг.
5. наличие закрытых аукционов.
6. длительный контроль ФАС за нарушениями в аукционах.
7. недостаток большинства регионов в отсутствии единства площадки электронных торгов, что влечет за собой трудности с различием в часовых поясах и отсутствием возможности получить техническую помощь в необходимый момент.
8. у бюджетных учреждений возникает сложность при создании плана закупок на продолжительный период. Возникает также трудность с указанием начальных аукционных цен и с кадровой политикой.
Новый алгоритм осуществления государственных закупок, предложенный в третьей главе работы, безусловно, может стать прорывом в направлении автоматизации закупочной деятельности. Её основные принципы функционирования и особенности механизмов взаимодействия участников системы позволят одновременно решить пул актуальных в настоящий момент проблем и трудностей осуществления закупок таких, как коррупция, бюрократия, неэффективность управления временными ресурсами и другие.
Таким образом, повышение эффективности системы государственных закупок должно быть планомерным процессом, сконцентрированным на решении всех отмеченных в работе проблем. Их устранение допустимо благодаря тщательной проработки экспертного и научного сообщества и путём внесения поправок в ФЗ №44 «О контрактной системе». Принятие комплекса мер по развитию законодательной базы позволит значительно увеличить эффективность государственных закупок и одновременно гарантировать экономичность бизнес-процессов закупочной деятельности государства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
1.1. Понятие и сущность закупок для государственных и муниципальных нужд
В настоящий момент государственные (муниципальные) закупки обеспечивают удовлетворение потребностей государства и его субъектов, а также выступают одним из основных рычагом регулирования экономики и социальной сферы. Для того чтобы добиться приемлемого функционирования экономики и разрешения первостепенных задач, стоящих перед государством, необходимо осуществлять рациональное и эффективное расходование бюджетных средств. Контрактная система направлена на реализацию поставленной цели. Необходимо отметить, что задается высокий приоритет исполнения и совершенствование поставленной цели, и возможно отнести к классу задач повышенной важности.
Системный характер государственных закупок необходимо рассматривать как важнейшее и обязательное условие их эффективности. Однако несогласованность содержащихся в законодательстве о государственных закупках понятий создает определенные препятствия в качественном правовом регулировании действующих в этой области отношений и объективно снижает потенциал последовательного развития сферы государственных закупок .
Государственные закупки товаров и услуг – огромная сфера, в которой крутятся огромные бюджетные средства. И участие в государственных закупках для любой организации представляется хорошим шансом попасть в мир настоящего бизнеса и получать высокие прибыли. Государственный тендер – это своего рода аукцион, конкурс и благодаря именно такой форме проведения совершенно любая организация, в не зависимости от размера и местонахождения, может принять участие в закупках и оказаться поставщиком.
Не секрет, что сегодня сфера размещения заказа – одна из наиболее коррумпированных сфер госаппарат, поскольку основные финансовые средства проходят через государственные закупки на предоставление различных видов услуг, закупку товара и выполнения конкретных работ для нужд заказчика.
Несомненно, столь огромное количество финансов не может не привлечь мошенников, желающих поживиться за счет кого-либо. Именно государственные тендеры имеют возможность внести долю честности, справедливости и открытости. Благодаря новому закону о закупках государственные закупки фиксируются на специальном сайте в открытом доступе, что обеспечивает всему процессу полную открытость и прозрачность. Такие нововведения направлены на оптимизацию процессов, протекающих в сфере государственных закупок. Однако избавиться от коррупции полностью пока не удалось.