Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Управление транспортным комплексом муниципального образования (на примере г. Ставрополь)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к управлению транспортным комплексом 5
1.1. Транспортный комплекс как подсистема муниципальной экономики 5
1.2. Методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере транспорта 11
1.3. Нормативно-правовые основы деятельности органов государственного и муниципального управления транспортным комплексом 17
Глава 2. Характеристика управления транспортным комплексом муниципального образования (на примере г. Ставрополь) 24
2.1. Общая характеристика состояния транспортного комплекса г. Ставрополь 24
2.2. Структура и полномочия органов управления транспортным комплексом 33
2.3. Система органов муниципального управления в сфере развития транспортного комплекса г. Ставрополь 44
Глава 3. Повышение эффективности муниципального управления транспортным комплексом г. Ставрополь 56
3.1. Проблемы муниципального управления транспортным комплексом г. Ставрополь 56
3.2. Разработка предложений по повышению эффективности деятельности органов муниципального управления транспортным комплексом г. Ставрополь 62
3.3. Ожидаемый эффект от предложенных мероприятий по повышению эффективности деятельности органов муниципального управления транспортным комплексом г. Ставрополь 69
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Введение:
Актуальность исследования. В настоящий момент в Российской Федерации особую значимость приобретают вопросы, которые относятся к повышению эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти, без которой невозможны успешные преобразования в стране, реализация стратегических программ ее развития.
Транспортный комплекс выступает в качестве базовой отрасли экономики РФ, которая ориентирована на обеспечение население услугами, необходимыми для его нормальной жизнедеятельности.
От нормального функционирования транспортной сферы зависит не только жизнь и здоровье граждан, но и экономическая безопасность страны.
Вопросами эффективности функционирования органов государственного и муниципального управления занимались: Г.В.Атаманчук, И.Н. Барциц, В.В. Слычук и др.
Проблемы муниципального управления развитием транспортного комплекса отражены в работах Ю.М. Коссого, О.Г. Остапец, В.Н. Парахина, А.В. Поначугина, А.И. Цыбульского и др.
Однако, несмотря на это остаются недостаточно изученными вопросы эффективности функционирования органов муниципального управления в сфере развития транспортного комплекса муниципальных образований, в связи с чем и выбрана тема данной работы.
Объект исследования ‒ система органов муниципального управления в сфере управления транспортным комплексом.
Предмет исследования – управление транспортным комплексом муниципального образования г. Ставрополь.
Цель исследования: разработка предложений по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Ставрополь по развитию транспортного комплекса.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
— выявить сущность понятия «транспортный комплекс» и охарактеризовать методику оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере транспорта,
— систематизировать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность органов управления транспортным комплексом,
— охарактеризовать состояние транспортного комплекса г. Ставрополь и исследовать эффективность функционирования муниципального управления в данной сфере,
— выявить проблемы муниципального управления транспортным комплексом город Ставрополь и предложить пути их решения, обозначить ожидаемый социальный эффект от них.
Теоретическая значимость исследования: в работе раскрыта сущность понятия «транспортный комплекс», охарактеризована методика оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере транспорта, систематизирована нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность органов управления транспортным комплексом, охарактеризовано состояние транспортного комплекса г. Ставрополь, уточнена структура и полномочия органов управления транспортным комплексом в целом, определена система органов муниципального управления в сфере развития транспортного комплекса г. Ставрополь.
Практическая значимость исследования: предложенные мероприятия могут быть включены в программу развития транспортного комплекса г. Ставрополь и использованы сотрудниками Комитета городского хозяйства для повышения эффективности их деятельности в сфере развития транспортного комплекса.
Методы исследования: анализ управленческой литературы, нормативных документов, законодательных актов; системный анализ проблем управления и управленческой деятельности; анализ и синтез продуктов управленческой деятельности (статистические сведения, аналитические материалы); сравнение; индукция и дедукция; обобщение;
Заключение:
Проведённое исследование позволяет сделать ряд выводов:
Транспортный комплекс является производственным межотраслевым комплексом народного хозяйства, который включает: транспорт, транспортное машиностроение, транспортное строительство, материально-техническое обслуживание, специальное образование, отраслевые и проектные НИИ, основная цель которого — обеспечение потребности экономики в доставке грузов и пассажиров.
Сущность методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере транспорта в данном исследовании заключается в оценке деятельности органов муниципального управления в сфере транспорта по показателям, которые отражают направления их деятельности в данной сфере, их полномочия.
Нормативно-правовая основа деятельности органов государственного и муниципального управления транспортным комплексом представлена: Конституцией РФ, Кодексами, федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства транспорта РФ, нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Структура управления транспортным комплексом РФ представлена субъектами, которые реализуют управленческие функции в отношении объектов, на трех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.
Транспортный комплекс г. Ставрополь находится в состоянии развития.
Система органов муниципального управления в сфере развития транспортного комплекса г. Ставрополь представлена Комитетом городского хозяйства Администрации г. Ставрополь, его структурными подразделениями: отделом организации транспортного обслуживания населения города, отделом организации безопасности дорожного движения, отделом городских дорог.
В результате оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления низкие оценки установлены по таким показателям как: «создание условий для предоставления транспортных услуг жителям и организацией их транспортного обслуживания в границах муниципального образования» (41,6%), «организация деятельности относительно проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах муниципального образования» (46,6%), «обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах муниципального образования» (55%).
В результате анализа обзорных и аналитических материалов выявлены проблемы муниципального управления транспортным комплексом город Ставрополь, среди которых:
— неудовлетворительное состояние и отсутствие твердого покрытия части улично-дорожной сети населенного пункта, накопление количества участков «недоремонта»;
— отсутствие четкой дифференциации улично-дорожной сети по категориям согласно требованиям СНиП 2.07.01-89;
— недостаточное обеспечение безопасности дорожного движения, что приводит возникновению дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) и дорожно-транспортных происшествий (ДТП);
— снижение качества транспортных услуг (перенасыщение пассажирского парка транспортными средствами особо малой вместимости (категории М2) привело к несоответствию организации пассажирских перевозок уровню потребности населения города Ставрополя в перевозках транспортом большой вместимости (автобусами и троллейбусами).
Разработаны конкретные предложения по повышению эффективности деятельности органов муниципального управления транспортным комплексом г. Ставрополь, среди которых: увеличение финансирования дорожной отрасли; ужесточение контроля за состоянием дорог, ходом и качеством выполнения ремонтных работ, его своевременностью; использование механизмов муниципально-частного партнерства; разработка программы развития транспортного комплекса и транспортной инфраструктуры г. Ставрополь на 2020-2025 гг.; приведение автомобильных дорог общего пользования местного значения и элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения в состояние, отвечающее нормативным требованиям; ужесточение контроля за соблюдением последнего; реализовать комплекс мер, которые обеспечивают повышение эксплуатационных показателей дорог и элементов обустройства дорог, которые представлены: дорожной разметкой, ограждениями на перекрестках со светофорным регулированием, модернизацией существующих и строительством новых светофорных объектов, внедрением инновационных технологий; смена приоритетов развития общественного пассажирского транспорта; изучение потребности населения города Ставрополя в транспортных услугах; оптимизация работы на маршрутах транспортных средств, в соответствии с уровнем потребности населения города Ставрополя в транспорте малой и большой вместимости и обозначены ожидаемые эффекты от них.
Таким образом, задачи, поставленные во введении, успешно решены, а, значит, цель изыскания: «разработка предложений по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления муниципального образования город Ставрополь по развитию транспортного комплекса» – достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические подходы к управлению транспортным комплексом
1.1. Транспортный комплекс как подсистема муниципальной экономики
Раскроем сущность понятия «транспортный комплекс».
Транспортный комплекс — один из самых больших секторов экономики Российской Федерации [70].
В Федеральном законе «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 №16-ФЗ под транспортным комплексом рассматриваются:
— объекты и субъекты транспортной инфраструктуры,
— транспортные средства [7].
Объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя:
— железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции;
— объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;
— тоннели, эстакады, мосты;
— морские терминалы, акватории морских портов;
— порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений;
— расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения;
— аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
— участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Субъекты транспортной инфраструктуры — юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Транспортные средства — устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:
— транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;
— воздушные суда коммерческой гражданской авиации;
— воздушные суда авиации общего назначения;
— суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда);
— суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям;
— железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям;
— транспортные средства городского наземного электрического транспорта.
В научной литературе единая трактовка понятия «транспортный комплекс» отсутствует.
Так, А.Г. Будрин под транспортным комплексом трактует совокупность транспортных предприятий; организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов от грузоотправителей грузополучателям (перевозчиков, экспедиторов и других посредников); организаций по поддержанию подвижного состава в нормальном эксплуатационном состоянии; погрузочной техники [36].
С позиции Е.А. Жукова, транспортный комплекс рассматривается как производственный межотраслевой комплекс народного хозяйства, включающий:
— транспорт,
— транспортное машиностроение,
— транспортное строительство,
— материально-техническое обслуживание,
— специальное образование,
— отраслевые и проектные научно-исследовательские институты (НИИ) [44].
Охарактеризуем каждый из элементов транспортного комплекса.
Транспорт — это совокупность транспортных средств, путей сообщения, а также сооружений и устройств на этих путях, вместе обеспечивающих перемещение грузов и людей из одного пункта в другой.
Рассмотрим некоторые, наиболее распространенные, классификации транспорта:
Виды транспорта по назначению:
— Транспорт общего пользования (общественный пассажирский транспорт и транспорт обслуживающий сферу торговли, т.е. перевозящий товары);
— Транспорт специального пользования (например, военный транспорт);
— Транспорт индивидуального пользования (личные автомобили).
По используемой энергии:
Приводимый в движение собственным двигателем:
— транспорт с тепловым двигателем (реактивным, внутреннего сгорания и т.д.);
— электротранспорт (электромобили, трамваи, троллейбусы и т.п.);
— гибридный транспорт (имеет и тепловой, и электродвигатель).
Приводимый в движение силой ветра (парусные суда);
Приводимый в движение мускульной силой:
— транспорт движимый человеком (велосипеды, веломобили, гребные суда);
— транспорт движимый животными (гужевой транспорт). Еще одна классификация видов транспорта предусматривает его деление на группы по среде перемещения.
Виды транспорта по среде и способу перемещения
1. Наземный транспорт — делится на ряд подвидов:
а) Железнодорожный транспорт — осуществляет перевозку пассажиров и грузов колесными транспортными средствами по рельсовым путям (поезда, трамваи, метрополитен, монорельс и пр.).
б) Автомобильный транспорт — осуществляет перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым дорожным путям, моторными транспортными средствами имеющими как минимум 3 колеса (автобусы, грузовики, легковые автомобили, бронетранспортеры; но не мотоциклы или трактора).
в) Трубопроводный транспорт — сооружение, предназначенное для транспортировки по трубе жидких и газообразных веществ, а также твёрдого топлива в виде раствора под воздействием разницы давлений в ее поперечных сечениях.
2. Воздушный транспорт — включает в себя как воздушные суда (самолеты, вертолеты, аэростаты), так и обслуживающую их инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские службы, ангары и пр.
3. Водный транспорт — осуществляет перевозку пассажиров и грузов по водным путям сообщения, как естественным (реки, озера, моря, океаны), так и искусственным (водохранилища, каналы и т.д.).
Городской пассажирский транспорт – одна из отраслей жизнеобеспечения города, от ее функционирования зависит как работа хозяйственного комплекса, так и образ жизни населения.
Объекты инфраструктуры городского транспорта включают в себя:
— все существующие и запланированные пути сообщения (улично-дорожная, внеуличная и междугородная транспортная сеть);
— вокзалы и станции для перевозки пассажиров;
— агентства, осуществляющие продажу билетов и организацию перевозок;
— логистические центры;
— инженерные сети и коммуникации.
Транспортные единицы – это машины и автомобили, которые, в зависимости от предназначения, делятся на:
Пассажирский транспорт, который включает в себя автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, метрополитен, электропоезда, водный и монорельсовый наземный транспорт.
Транспорт, используемый для грузоперевозок, делится на внутригородской и региональный.
Внутригородской – это грузовые автомобили, специальные троллейбусы и трамваи.