Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Управление товарным ассортиментом в организации розничной торговли (на примере ИП Прошкина Людмила Дмитриевна)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические основы управления ассортиментным портфелем организации 7
1.1. Понятие и структура товарного ассортимента 7
1.2. Методы и направления анализа ассортиментного портфеля 12
1.3. Планирование товарного ассортимента организации 19
2. Анализ и формирование товарного ассортимента ИП Прошкина Л.Д. 25
2.1. Анализ товарного ассортимента предприятия розничной торговли 25
2.2. Анализ ассортиметной политики исследуемого предприятия 31
2.3. Организация управления ассортиментной политикой в организации розничной торговли (на примере ИП Прошкина Л.Д..) 36
3. Совершенствование процесса управления ассортиментом на предприятии розничной торговли (на примере ИП Прошкина Л.Д..) 40
3.1. Внедрение методов управления ассортиментом на основе «директ-костинга» 40
3.2. Совершенствование анализа товарного ассортимента в организации 43
3.3. Использование современных методов планирования ассортимента предприятия розничной торговли 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура управления ИП Прошкина Л.Д. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о финансовых результатах за период с 1 Января по 31 Декабря 2018 г. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о финансовых результатах за период с 1 Января по 31 Декабря 2017г. 74
Введение:
Актуальность темы обусловлена тем, что одной из главных проблем товарной политики предприятий является определение стратегического набора товаров. В условиях восстановления после экономического кризиса это приобретает особое значение для производителя, так как это позволяет предприятию быстрее приспособиться к изменившимся условиям. Повышение уровня разнообразия требований и потребностей потребителей заставляет предприятия формировать собственный ассортимент и внедрять изменения в его структуры.
Рыночная ориентация предприятий розничной торговли, зависимость их будущего от возможностей удовлетворения потребительского спроса обусловливают необходимость тщательного изучения факторов, способствующих формированию широкого спектра таких возможностей. Среди таких факторов важное место занимает ассортиментная политика, которая вместе с расположением магазина и его ценовой политикой позволяет сформировать у потребителя определенный уровень восприятия предприятия розничной торговли.
В современных российских условиях торговый бизнес существует в ситуации формирования новых мировых вызовов. Экономические санкции заставили российские предприятия торговли обеспечивать импортозамещение и приоритет российскому производителю на полках магазинов. На фоне снижения реальных денежных доходов населения, роста цен и перехода домашних хозяйств на сберегательную модель поведения наблюдается снижение динамики оборота в сфере торговли.
В настоящее время в отрасли торговли в России происходят институциональные изменения. Эти изменения обусловлены, прежде всего, резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями. Всё это привело к коррективам в ассортиментной матрице розничных предприятий торговли. Так, доля импортных товаров в структуре товарных ресурсов розничной торговли несколько снизилась. Однако, несмотря на это, она остается достаточно высокой, что обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке товаров и, в свою очередь, способствует созданию необходимой конкурентной среды.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и совершенствование управления товарным ассортиментом в организации розничной торговли (на примере ИП Прошкина Людмила Дмитриевна)
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие и структуру товарного ассортимента;
— рассмотреть методы и направления анализа ассортиментного портфеля;
— раскрыть планирование товарного ассортимента организации;
— провести анализ и форсирование товарного ассортимента ИП Прошкина Л.Д.;
— осуществить совершенствование процесса управления ассортиментом ИП Прошкина Л.Д..
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает ИП Прошкина Л.Д..
Предмет исследования выпускной квалификационной работы – товарный ассортимент ИП Прошкина Л.Д..
В процессе выполнения исследования были использованы следующие методы: обзор литературы, анализ, синтез. Они направлены на раскрытие теоретических основ формирования товарного ассортимента специализированного розничного предприятия, анализ и формирование товарного ассортимента ИП Прошкина Л.Д.., совершенствование процесса управления ассортиментом на предприятии розничной торговли.
Теоретической и методологической базой исследования послужили различные источники, касающиеся особенностей формирования товарного ассортимента специализированного розничного магазина, а именно: учебные пособия, монографии, статьи из периодической печати, электронные источники.
В качестве информационной базы исследования использована финансовая отчетность организации ИП Прошкина Л.Д. за последние три года.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Выпускная квалификационная работа содержит 74 страниц, 9 рисунков, 14 таблиц, 44 использованных источника, 3 приложения.
Практическая значимость исследуемой проблемы. Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в том, что предложения по разработке предложений по формированию товарного ассортимента ИП Прошкина Л.Д. могут быть использованы как в деятельности данной организации, так и в других розничных предприятиях РФ.
Текст работы:
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы получены следующие результаты:
1. Ассортимент – это перечень и соотношение отдельных видов продукции в составе отдельной номенклатурной группы, которые отличаются между собой параметрами, внешним оформлением, назначением и другими характеристиками. Ассортимент специализированного магазина розничной торговли играют большую роль, так благодаря оптимизации ассортимента можно добиться увеличению прибыли специализированного магазина.
2. Существуют такие основные методы и направления анализа ассортиментного портфеля организации: АВС анализ; анализ по адаптированной матрице BCG; анализ по методу Дибба-Симкина. Только комплексный подход, включающий все основные методы анализа ассортиментного портфеля организации, позволяет качественно проанализировать ассортиментный портфель организации и выработать направления оптимизации ассортиментного портфеля компании.
3. Существуют следующие методы планирования товарного ассортимента: математические и рыночные подходы, модели планирования и оптимизации ассортимента с помощью различных показателей хозяйственной деятельности, методы стратегического анализа. Рассмотренный методический инструментарий охватывает довольно широкий спектр вопросов ассортиментной политики и может быть использован в процессе ее формирования всех необходимых для этого условий. Каждое предприятие является уникальным с точки зрения не столько целей своей деятельности, сколько средств их достижения, а соответственно и круг проблем, которые возникают в связи с формированием ассортиментной политики может существенно различаться и требовать разработки применение специфического (собственного) методического инструментария, который будет наиболее полно соответствовать выявленным проблемным зонам.
4. ИП Прошкина Л.Д. имеет широкий ассортимент товаров, позволяющий удовлетворить различные запросы покупателей. Имеющиеся поставщики позволяют сформировать гармоничный ассортимент, удовлетворяющий запросы покупателей. Условия работы с некоторыми поставщиками не оптимальны для магазина и могут вызывать дефицит необходимого товара. Значительная часть товаров представлена эксклюзивно на региональном рынке и не имеет прямых конкурентов. Товарный ассортимент переполнен товарными остатками с прошлогодних коллекций дверей. Это замораживает капитал, способствует оттоку покупателей, занимает место в торговом зале. Ассортимент отличается низкой устойчивостью, что негативно сказывается на товарообороте и финансовых результатах деятельности. Межкомнатные двери составляет 51% товарного ассортимента, приносит 46,8% выручки. Входные двери 31% и 39,4% соответственно, дверная фурнитура – 18% и 13,8%. Следовательно, ассортиментная и ценовая политика по дверям и дверной фурнитуре не оптимальна. Товарный ассортимент имеет низкую скорость обновления, это приводит к затовариванию, снижению привлекательности магазина.
5. За 2016-2018 гг. товарооборот ИП Прошкина Л.Д. вырос на 234,5% или на 1303 тыс. руб. и составил в 2018 г. 2272 тыс. руб. 2016-2018 гг. доля продаж входных дверей в общей структуре товарооборота выросла на 2% и составила в 2018 г. 43%. За 2016-2018 гг. доля продаж межкомнатных дверей в общей структуре товарооборота выросла на 1% и составила в 2018 г. 40%. За 2016-2018 гг. доля продаж дверной фурнитуры в общей структуре товарооборота снизилась на 2% и составила в 2018 г. 17%. Ассортимент товаров ИП Прошкина Л.Д. обновляется недостаточно часто, о чем свидетельствует низкое значения коэффициента новизны.
6. Анализ ассортимента ИП Прошкина Л.Д. показал, что он является достаточно устойчивым, широким и глубоким.
7. Методы управления ассортиментом в ИП Прошкина Л.Д. содержат недостатки и требуют совершенствования. Это касается в первую очередь финансового обоснования ассортимента. Традиционный подход, использующийся при обосновании ассортимента, основывается на принципе максимизации прибыли, Основные его недостатки заключаются в том что, при его использовании практически не учитываются рыночные факторы, а также различное поведение постоянных и переменных издержек при изменении объема продаж. Предложенный метод «директ-костинга» является более подходящим в этих условиях и исключает данные недостатки. Он учитывает цели бизнеса, его ресурсы и внешние условия. Для учета последних в методике «директ-костинга» используется показатель адекватности рынку. Он характеризует степень приближения анализируемого товара к некому эталонному образцу, который соответствует наиболее конкурентоспособному на рынке изделию. Данная методика эффективна только при наличии в организации системы раздельного учета постоянных и переменных расходов, которую лучше всего строить на основе создания центров ответственности за формирование соответствующей категории затрат внутри организации. Предложенная методика поможет сформировать такую структуру ассортимента, при которой предприятие будет функционировать достаточно устойчиво.
8. Для совершенствования анализа товарного ассортимента в ИП Прошкина Л.Д. необходимо использовать различные программные продукты, предназначенные для анализа товарного ассортимента, например, программу «ABC-XYZ-анализ запасов предприятия». Для совершенствования анализа товарного ассортимента в ИП Прошкина Л.Д. необходимо руководству магазина заказать программный продукт, ориентированный на складской учет данной организации. В ходе разработки программного обеспечения информационно — аналитической системы складского учета, была разработана архитектура приложения, описаны необходимые модули и требования. Необходимо ответственно относится к разработке ПО для предприятий ведущих складской учет, в первую очередь разрабатывать на перспективу учитывая все погрешности и нюансы конкретного предприятия. Данное ПО поможет в систематизации работы производства, исключая перепроизводство или дефицит товара, сведет на минимум затраты и повысит прибыль предприятия.
Заключение:
Актуальность темы обусловлена тем, что одной из главных проблем товарной политики предприятий является определение стратегического набора товаров. В условиях восстановления после экономического кризиса это приобретает особое значение для производителя, так как это позволяет предприятию быстрее приспособиться к изменившимся условиям. Повышение уровня разнообразия требований и потребностей потребителей заставляет предприятия формировать собственный ассортимент и внедрять изменения в его структуры.
Рыночная ориентация предприятий розничной торговли, зависимость их будущего от возможностей удовлетворения потребительского спроса обусловливают необходимость тщательного изучения факторов, способствующих формированию широкого спектра таких возможностей. Среди таких факторов важное место занимает ассортиментная политика, которая вместе с расположением магазина и его ценовой политикой позволяет сформировать у потребителя определенный уровень восприятия предприятия розничной торговли.
В современных российских условиях торговый бизнес существует в ситуации формирования новых мировых вызовов. Экономические санкции заставили российские предприятия торговли обеспечивать импортозамещение и приоритет российскому производителю на полках магазинов. На фоне снижения реальных денежных доходов населения, роста цен и перехода домашних хозяйств на сберегательную модель поведения наблюдается снижение динамики оборота в сфере торговли.
В настоящее время в отрасли торговли в России происходят институциональные изменения. Эти изменения обусловлены, прежде всего, резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными розничными сетями. Всё это привело к коррективам в ассортиментной матрице розничных предприятий торговли. Так, доля импортных товаров в структуре товарных ресурсов розничной торговли несколько снизилась. Однако, несмотря на это, она остается достаточно высокой, что обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке товаров и, в свою очередь, способствует созданию необходимой конкурентной среды.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и совершенствование управления товарным ассортиментом в организации розничной торговли (на примере ИП Прошкина Людмила Дмитриевна)
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие и структуру товарного ассортимента;
— рассмотреть методы и направления анализа ассортиментного портфеля;
— раскрыть планирование товарного ассортимента организации;
— провести анализ и форсирование товарного ассортимента ИП Прошкина Л.Д.;
— осуществить совершенствование процесса управления ассортиментом ИП Прошкина Л.Д..
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает ИП Прошкина Л.Д..
Предмет исследования выпускной квалификационной работы – товарный ассортимент ИП Прошкина Л.Д..
В процессе выполнения исследования были использованы следующие методы: обзор литературы, анализ, синтез. Они направлены на раскрытие теоретических основ формирования товарного ассортимента специализированного розничного предприятия, анализ и формирование товарного ассортимента ИП Прошкина Л.Д.., совершенствование процесса управления ассортиментом на предприятии розничной торговли.
Теоретической и методологической базой исследования послужили различные источники, касающиеся особенностей формирования товарного ассортимента специализированного розничного магазина, а именно: учебные пособия, монографии, статьи из периодической печати, электронные источники.
В качестве информационной базы исследования использована финансовая отчетность организации ИП Прошкина Л.Д. за последние три года.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Выпускная квалификационная работа содержит 74 страниц, 9 рисунков, 14 таблиц, 44 использованных источника, 3 приложения.
Практическая значимость исследуемой проблемы. Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в том, что предложения по разработке предложений по формированию товарного ассортимента ИП Прошкина Л.Д. могут быть использованы как в деятельности данной организации, так и в других розничных предприятиях РФ.
Список литературы:
1. Теоретические основы управления ассортиментным портфелем организации
1.1. Понятие и структура товарного ассортимента
Ассортимент товаров, или товарный ассортимент, с одной стороны, представляет собой группу товаров, связанных между собой в силу сходства назначения товаров, или же в силу того, что их предлагают одним и тем же категориям покупателей, либо в одних и тех же типах предприятий торговли, либо в рамках одного и того же ценового сегмента .
С другой стороны, товарный ассортимент – это набор товаров, объединённых по какому – либо одному или совокупности признаков, характеризующийся широтой, насыщенностью, глубиной, гармоничностью, новизной, полнотой, рациональностью и устойчивостью, а число товарных позиций в ассортименте товаров обуславливается, главным образом, форматом торгового предприятия .
Либо А.М. отмечает, что товарный ассортимент – это группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одинаковым группам клиентов, или через одинаковые типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен . Это определение раскрывает понятие «ассортимент» с позиций рынка.
Сурай Н.М считает, что ассортимент – это перечень и соотношение отдельных видов продукции в составе отдельной номенклатурной группы, которые отличаются между собой параметрами, внешним оформлением, назначением и другими характеристиками .
Сущность формирования и управления товарным ассортиментом состоит в том, чтобы торговое предприятие своевременно представляло на рынок определённый комплекс товаров, которые бы, в общем, отвечая профилю его деятельности, максимально полно удовлетворяли бы потребностям определённых групп потребителей .
Также товарный ассортимент должен отличаться определёнными показателями, такими как: широта представляет собой число ассортиментных групп, составляющих товарный ассортимент, насыщенность – это число подгрупп товаров в каждой ассортиментной группе; глубина представляет собой число конкретных названий товаров в каждой ассортиментной подгруппе, гармоничность – это уровень сходства между товарами разных ассортиментных групп с позиции их конечного применения, с точки зрения требований к организации торговли этими товарами, каналов их распределения либо иных показателей, новизна представляет собой число новых товаров в совокупном объёме товарного ассортимента, полнота – это отношение анализируемого товарного ассортимента к общему количеству товаров рассматриваемой номенклатуры товаров, рациональность представляет собой способность товарного ассортимента максимально полно удовлетворять требования потребителей, устойчивость – это способность товарного ассортимента удовлетворять спрос на одни и те же товары, специфика которых состоит в наличие на них стабильного спроса .
Еще одной важной составляющей товарного ассортимента является его непосредственная связь с жизненным циклом товара. Как правило, большая часть товарного ассортимента (50 %) состоит из товаров, находящихся в стадии зрелости. Следующим по объёму является группа товаров в стадии роста (25 %). Товары в стадии внедрения на рынок могут составлять 15 % от всего товарного ассортимента. И меньше всего в ассортименте торгового предприятия представлены товары в стадии спада (10%) . Однако, состав ассортимента торгового предприятия с точки зрения жизненного цикла товаров, входящих в этот ассортимент, определяется самим предприятием, исходя из его товарной стратегии.
Большая часть торговых предприятий включают в товарный ассортимент товары, проходящие стадии роста либо зрелости. Вместе с тем, стратегия и концепция отдельных предприятий торговли может вызывать другую линию поведения . Так, отдельные торговые предприятия предпочитают включать в свой товарный ассортимент больше позиций, находящихся ещё на стадии внедрения, привлекая покупателей объявлениями о новинках. А некоторые предприятия торговли включают в свой ассортимент товары, находящиеся на стадии насыщения и даже спада. Они закупают исключительно такие товары у предприятий – производителей и оптовых продавцов по сниженным ценам и на их реализации основывают свою розничную товарную стратегию.
Помимо вышеизложенного, важно отметить, что значительной характеристикой товарного ассортимента торгового предприятия является его структура, отражающая количественное соотношение видов товаров и их доли в совокупном ассортименте, выраженном в денежных или натуральных величинах . Другими словами, структура ассортимента – это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в товарном ассортименте торгового предприятия. И здесь важно отметить, что структура товарного ассортимента торгового предприятия должна быть оптимальной, так как именно такая структура ведет к оптимизации прибыли и сохранению её желаемого уровня на долгосрочный период, что весьма актуально для торговых предприятий в современных условиях жёсткой конкурентной борьбы.