Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Управление социальной сферой в муниципальном образовании.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
1 Теоретические основы управления социальной сферой 7
1.1 Правовое регулирование управления социальной сферой на государственном и местном уровнях 7
1.2 Управление социальной сферой органами местного самоуправления 16
2. Организация управления социальной сферой Таборинского муниципального района 26
2.1 Система управления социальной сферой в районе 26
2.2 Основные направления деятельности Администрации района по управлению социальной сферой 38
3 Совершенствование управления социальной сферой в таборинском муниципальном районе 44
3.1 Проектный подход в управлении социальной сферой муниципального образования 44
3.2 Аутсорсинг в социальной сфере 54
Заключение 62
Список использованных источников 67

  

Введение:

 

Постановка проблемы в общем виде. Развитие социально–экономической системы, рост национальной экономики и решения ряда экономических проблем всегда связаны с решением социальных проблем в обществе. Кризисные явления в национальной экономике снижают эффективность функционирования социальной сферы, приобретает негативных тенденций развития и накапливает социальные проблемы. Поскольку социальная сфера является важной составляющей обеспечения жизнедеятельности общества, способствует развитию человека и воспроизводству человеческого капитала, формированию определенного уровня в обществе, она должна всегда быть в поле зрения научных исследований и государственной политики.
Необходимость развития проектного подхода признается не только в коммерческой среде, но и в государственном секторе.
О потребности формирования проектного подхода к управлению в органах власти, говорится в Методических рекомендациях по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти (утверждены распоряжением Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 г. № 26Р–АУ).
13 июля 2016 года Владимиром Путиным на первом заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, было отмечено, что без проектного подхода к управлению не решить стоящие перед страной задачи.
Социальная политика представляет собой обязательный элемент деятельности общества и государства, ее важнейшую область, где конструируется желательное состояние социальной сферы, которая и выступает ее основным объектом. Это деятельность по управлению развитием социальной сферы и определению приоритетных направлений ее совершенствования в целях повышения уровня жизни всех социальных групп.
Проблема отсутствия в рамках местных целевых программ и подпрограмм такого элемента, как проект с конкретным конечным продуктом, четкими сроками и предусмотренным финансированием, размывает суть этих программ, нередко сводя их к реализации так называемых «мероприятий», поэтому изучение проектного подхода как инструмента реализации социальной политики в муниципальном образовании является особо актуальным.
Проектный подход должен стать инструментом решения социальных проблем на государственном, региональном и муниципальном уровнях.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемам развития социальной сферы и повышению эффективности ее функционирования посвящены научные труды многих отечественных и зарубежных ученых. Среди ученых следует назвать таких, как А.М. Бабич, И.А. Верховод, А.А. Гейдт, Е.В. Горшенина, А.А. Гришнова, Е. В. Егоров, Е.К. Зин, В.Е. Казак, B. И. Куценко, В.А. Лазарев, Л.А. Лазутина, Я.А. Маргулян, М. К. Орлатый, И. Осадчая, А.А. Пакулина, С. Пакулина, Р.П. Подлипная, И.М. Царук, C. А. Шевель, А. Ягодка. Ученые обращают внимание на то, что социальная сфера имеет свои закономерности развития и является относительно самостоятельной системой с общими и специфическими связями, условиями функционирования, механизмами управления. Социальная сфера связана со всеми сферами функционирования социально–экономической системы и требует дальнейшего научного исследования.
Целью работы является управление социальной сферой в муниципальном образовании.
Задачи исследования:
 рассмотреть правовое регулирование управления социальной сферой на государственном и местном уровнях;
 изучить управление социальной сферой органами местного самоуправления;
 описать систему управления социальной сферой в районе;
 изучить основные направления деятельности Администрации района по управлению социальной сферой;
 изучить проектный подход в управлении социальной сферой в Таборинском муниципальном районе;
 изучить предоставление услуг в социальной сфере.
Объект исследования – муниципальная социальная политика
Предмет исследования – деятельность администрации Таборинского муниципального района по управлению социальной сферой
Методы исследования. В процессе исследования были использованы общенаучные методы и приемы исследования, а именно методы эмпирического исследования (описание, измерение), методы теоретического познания (формализация, восхождение от абстрактного к конкретному) и общелогические методы исследования (анализ, синтез, обобщение, системный подход, вероятностно–статистические методы, анализ документов).
Изучение проектной деятельности в сфере политики и политического проектирования в российской науке только начинает набирать популярность.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проделанного исследования можно сделать следующие выводы.
Муниципальное образование представляет собой сложную социально– экономическую систему. Как и любая система, она формируется из подсистем, характеристики которых определяют ее цели, задачи и направления функционирования. Основными подсистемами муниципального образования являются территория, население и экономика. Благодаря их комплексному взаимодействию муниципальное образование является социально–экономической системой, которая нацелена на удовлетворение потребностей населения.
Основными подсистемами муниципального образования являются территория, население и экономика. Благодаря их комплексному взаимодействию муниципальное образование является социально– экономической системой, которая нацелена на удовлетворение потребностей населения.
Эффективность практики использования программно–целевого метода управления муниципальным образованием обуславливается, прежде всего, четкой системой контроля над реализацией программ. Головные исполнители ежемесячно предоставляют статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации программ. Также комитет по экономике с участием головных исполнителей организовывает проверки за ходом реализации программ.
Результатом деятельности органов местного самоуправления Таборинского муниципального района в 2018 году явился рост доходов муниципального бюджета, социальных выплат, среднемесячной заработной платы работников. На территории муниципального образования появляются новые объекты в социальной сфере, строятся важнейшие объекты (аптека, мостовые переходы, магазин с точкой общественного питания), улучшается внешний облик муниципального образования.
В отчетном году в муниципальном образовании Таборинский муниципальный район функционировали все системы жизнеобеспечения, работали образовательные, культурные учреждения, оказывалась социальная поддержка населению.
Сегодня внимание администрации Таборинского муниципального района сосредоточено на обеспечении дальнейшего поступательного развития экономики, увеличении занятости населения, развитии социальной сферы и решении, в первую очередь, социальных задач.
Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного транспортного сообщения с административным центром с. Таборы, в общей численности населения муниципального района в 2018 году составила 5%: прогнозируемые показатели в 2019году –5%, в 2020 году –5%, в 2021 году – 5%.
Проведя анализ социально–экономического развития Таборинского муниципального района, был сделан вывод, что наиболее приоритетным направлением работы органов местного самоуправления Таборинского муниципального района  является реализация ведомственных целевых программ, направленных на решение вопросов местного значения. Существенное значение среди них имеют программы по благоустройству и охране окружающей среды.
Также была рассмотрена методика расчетов критериев социальной и экономической оценки социального развития, и произведены расчеты по данным показателям Таборинского муниципального района  за последние три года.
Местная социальная политика представляет собой основной элемент управления социальной сферой муниципальных образований (МО), в процессе своей разработки и реализации должна исходить из совокупности основополагающих методологических принципов. На местном уровне необходимо проведение комплексного анализа социальной сферы и всего потенциала МО.
Устойчивое развитие социальной сферы любого муниципалитета страны напрямую зависит от стратегии и тактики достижения важнейших социальных показателей в области демографии, образовании, здравоохранении, культуры, спорта, семейной и молодежной политики как региона, так и муниципального района.
Согласно предоставленных в ГАУ ТО ЦЗН Таборинского муниципального района  работодателями сведений об увольнении работников в связи с сокращением численности количество высвобождаемых работников на предприятиях Таборинского муниципального района  в 2018 году уменьшилось по сравнению с 2017 годом в 1,4 раза и составило 12 человек.
Проанализировав результативность показателей социальной и экономической эффективности Таборинского муниципального района, были выявлены ключевые проблемы в управлении социальной сферой муниципального образования:
 общий коэффициент смертности доминирует над рождаемостью;
 увеличение нагрузки на социальную сферу за счет роста числа мигрантов;
 необходимость совершенствования структуры управления социальной сферой.
Рекомендациями по совершенствованию управления социальной сферой Таборинского муниципального района  являются:
 совершенствование структуры управления путем аутсорсинга;
 разработка и внедрение ведомственной целевой программы по увеличению рождаемости в МО. В рамках которой, беременные женщины, страдающие хроническими заболеваниями, будут обеспечены санаторно– курортным лечением.
На основе проведенного анализа организационной структуры Местной администрации Таборинского муниципального района  и оценки социальных и экономических показателей эффективности управления социальной сферой МО, и выявленных проблем, разработаем рекомендации по совершенствованию управления социальной сферой Таборинского муниципального района.
Главной целью деятельности Таборинского муниципального района  является повышение качества и уровня жизни населения.
Мероприятием по совершенствованию структуры управления социальной сферой, является создание нового отдела путем использования аутсорсинга.
Аутсорсинг (от английского outsourcing: out – внешний, source – источник) – это комплекс мероприятий, который направлен на передачу организацией определенных обязанностей и функций другой организации.
Выделим преимущества аутсорсинга как механизма реализации муниципальным образованием социальных функций:
 рост социального развития муниципального образования;
 повышение эффективности контроля над издержками, в том числе сокращение капитальных затрат;
 экономия средств местного бюджета (стоимость аутсорсинга значительно ниже, нежели затраты на создание собственной структуры и привлечения дополнительных кадров, поскольку с заработной платы работников необходимо будет отчислять налоги);
 экономия рабочих мест (создание собственной структуры требует дополнительных офисных площадей, технического оснащения, лицензионного ПО);
 работа на постоянной основе (работникам необходимо предоставлять ежегодный отпуск, больничный, когда организация по аутсорсингу работает на постоянной основе);
 экономия времени (наличие эффективной инфраструктуры, технологий и специалистов позволяет снижать временные издержки);
 использование наиболее эффективных практик в сфере социального развития.
Таким образом, внедрение аутсорсинга в муниципальное образование Таборинского муниципального района  позволит решить проблему совершенствования структуры управления социальной сферой. Объединение власти и бизнеса в решении данной проблемы позволит максимизировать эффективность социально– экономического роста на территории МО.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

1.1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ

Социальные обязательства государства перед гражданами целесообразно определить как конституционно и законодательно зафиксированную совокупность социальных гарантий, прав и услуг (в натуральном и стоимостном выражении), которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, причем для определенной части граждан и по определенному кругу социальных услуг – государство гарантирует их бесплатность (т.е. предоставление за счет бюджетных, внебюджетных или общественных ресурсов).
В Российской Федерации в настоящее время сложилась следующая общая схема формирования структуры социальных обязательств государства перед гражданами:
 укрупненный перечень основных видов социальных обязательств государства и (в ряде случаев) их сжатое изложение впервые появляются в Конституции Российской Федерации;
 по большинству видов социальных обязательств государства (или по соответствующим отраслям социальной сферы), поименованных в Конституции Российской Федерации, принимаются базовые федеральные законы; по отдельным видам социальных обязательств государства, не поименованным в Конституции Российской Федерации, также могут приниматься базовые федеральные законы (например, Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»);
 на основе или с учетом положений вышеуказанных базовых федеральных законов принимаются специализированные Федеральные Законы по конкретным категориям лиц, на которые распространяются социальные обязательства государства (например, Федеральный Закон «О статусе военнослужащих») или по конкретным видам обязательств (например, Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);
 Конституция Российской Федерации, блок базовых и специализированных Федеральных Законов и «договоры о разграничении полномочий» создают основу для разработки базового регионального законодательства по однотипным направлениям организации исполнения социальных обязательств государства;
 на основе базовых региональных законов, а также законодательных нормативно–правовых актов, появившихся в результате региональной инициативы, принимаются дополняющие и развивающие эти законы – специализированные законы субъектов Российской Федерации по конкретным категориям лиц, накоторые распространяются социальные обязательства государства или по конкретным видам обязательств регионов;
 на основе вышеуказанных законов принимаются соответствующие нормативно–правовые акты органов местного самоуправления;
 на основе всех перечисленных нормативно–правовых актов органами исполнительной власти всех уровней, а также органами управления отдельных отраслей или объектов социальной сферы принимаются соответствующие подзаконные акты – от постановлений Правительства Российской Федерации до ведомственных или учрежденческих инструкций [25].
Учитывая вышеизложенное, социальной политикой государства можно считать законодательное установление и обеспечение исполнения социальных обязательств государства, совокупность которых призвана гарантировать конституционно закрепленные социальные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях. Социальная политика государства предполагает наличие:
 общественно поддерживаемой социальной доктрины (в идеале, сформулированной в официальных программных и концептуальных документах);
 конституционных и законодательных установлений и конкретизирующих эти установления нормативно–правовых актов по группам и отдельным социальным обязательствам государства;
 институционального каркаса и механизмов организации исполнения социальных обязательств государства;
 организационной структуры мониторинга и контроля;
 ресурсов для выполнения предыдущих позиций и для непосредственного исполнения социальных обязательств государства.
Социальные реформы последнего времени в большинстве стран мира идут по пути перераспределения социальных обязательств от государства к гражданину; правда, это основывается на весьма высоком и постоянно возрастающем уровне гражданского благосостояния. Изменение этой ситуации – одна из главных задач социальной модернизации России [27].
В развитых странах мира почти треть общегосударственных законов, около половины всех нормативных актов регионов (при федеративном устройстве государства) и около 70% нормативно–правовых актов местного уровня регламентируют организацию и исполнение социальных обязательств государства перед гражданами. При этом каждое такое обязательство устанавливает, организует доведение информации до конкретного исполнителя.
Функции установления социальных обязательств государства в России принято соотносить с деятельностью законодательных органов Федерации и ее субъектов, которые и формируют правовой каркас социальной политики государства. Однако, при всей значимости именно законодательной стадии, основная подготовительная часть работы (обоснование, проекты и др.) осуществляется органами исполнительной власти, их профильными подразделениями и учреждениями.
Функции организации исполнения социальных обязательств государства в России осуществляются как профильными, социально ориентированными, министерствами, агентствами, службами, организациями и учреждениями, входящими в систему федеральной исполнительной власти, исполнительной власти субъектов и муниципальных образований Федерации, так и общефункциональными структурами (такими как: на федеральном уровне Минфин России или Минобороны России). Это, прежде всего, создание сети соответствующих социальных и образовательных организаций и учреждений (школы, больницы, службы занятости и т.п.), содействие в их эффективном функционировании (нормативно–методическое обеспечение, подготовка и мероприятия по привлечению кадров), ресурсное и финансовое обеспечение, организация взаимодействия с органами государственной власти и т.д.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы