Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Управление сферой культуры и досуга в муниципальном образовании (на примере Муниципального автономного учреждения «Раменский городской парк культуры и отдыха», г.Раменское, Московская область)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы управления сферой культуры и досуга в муниципальном образовании 6
1.1. Сущность и роль управления в сфере культуры и досуга 6
1.2. Особенности управления сферой культуры и досуга 13
1.3. Нормативно-правовые основы государственного управления в сфере культуры и досуга в РФ 26
Выводы по главе 32
2. Анализ современного состояния и разработка предложений по совершенствованию управления сферой культуры и досуга в МАУ «Раменский городской парк культуры и отдыха» 34
2.1. Общая характеристика МАУ «Раменский городской парк культуры и отдыха» 34
2.2. Анализ управление сферой культуры и досуга в МАУ «Раменский городской парк культуры и отдыха» 37
2.3. Предложения по совершенствованию управления сферой культуры и досуга в МАУ «Раменский городской парк культуры и отдыха» 44
Выводы по главе 57
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 62
Приложения 66
Введение:
Последние десятилетия в России и на постсоветском пространстве наблюдается упадок духовной культуры, нравственности, национальных ценностей. Между тем, без возрождения национально-культурных, общественных ценностей, преодоления духовно-нравственного кризиса невозможно развитие любого общества. Этим обусловлена значимость проблемы эффективного управления сферой культуры и досуга, в которой заложен большой потенциал для формирования социальной культуры, а, значит, – укрепления духовных основ общества, его социального благополучия.
Культура является основным фактором, определяющим духовное кредо нации, она является показателем ее самобытности. Именно через культуру утверждаются ее духовные и нравственные идеалы, воплощаются гуманистические идеи, общепризнанные человеческие ценности, обеспечивается сохранение и приумножение культурного достояния. Как свидетельствует мировой опыт, развитие и совершенствование культуры является одним из решающих условий общественного и социального прогресса.
Сегодня в России необходимо повышать качество и эффективность управленческой деятельности в сфере культуры, увеличивать функциональную результативность работы органов государственного управления культурой, формировать на основе современных научных исследований соответствующих методов управления с учетом специфики этой сферы общественных отношений.
В современных условиях культурная отрасль государства почувствовала на себе определенные проблемы, связанные в основном с недостаточным ее финансированием и неэффективным использованием бюджетных ресурсов, с несогласованностью между официальной культурной политикой государства и современными тенденциями развития культуры, практическим отсутствием всестороннего анализа и мониторинга культурной деятельности, несоответствием законодательства в этой сфере европейским нормам и стандартам и др. При этом, одной из основных причин такого положения, как представляется, недостаточно высокий уровень эффективности государственного управления культурой.
Для более полной реализации потенциальных возможностей влияния культуры на общественный прогресс нужна научно обоснованная стратегия. Ее формированию и реализации должна активно способствовать юридическая наука, в частности, научные исследования, связанные с совершенствованием управленческих отношений в сфере культуры.
Вместе с тем следует отметить, что по нынешним временам теоретическим вопросам государственного управления культурой в России уделяется недостаточно внимания. Нет современных монографий, посвященных проблемам государственного управления культурой в стране. Это является свидетельством того, что вопросы организации управления культурой в государственном масштабе еще недостаточно исследованы, хотя эта проблема представляет собой весьма значительный теоретический и практический интерес.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью: во-первых, теоретического осмысления государственной политики в сфере культуры в РФ; во-вторых, выявления особенностей реализация государственной политики в сфере культуры и досуга на муниципальном уровне.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение управления сферой культуры и досуга в муниципальном образовании (на примере Муниципального автономного учреждения «Раменский городской парк культуры и отдыха», г.Раменское, Московская область).
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
рассмотреть сущность и роль управления в сфере культуры и досуга;
раскрыть особенности управления сферой культуры и досуга;
рассмотреть нормативно-правовые основы государственного управления в сфере культуры и досуга в РФ;
провести общую характеристику МАУ «Раменский городской парк культуры и отдыха»;
осуществить анализ управление сферой культуры и досуга в МАУ «Раменский городской парк культуры и отдыха»;
разработать предложения по совершенствованию управления сферой культуры и досуга в МАУ «Раменский городской парк культуры и отдыха».
Объектом выпускной квалификационной работы является МАУ «Раменский городской парк культуры и отдыха».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является управление сферой культуры и досуга в МАУ «Раменский городской парк культуры и отдыха».
Для проведения исследования использованы следующие методы: обзор литературы, обобщение, анализ, синтез. Они направлены на изучение теоретических основ управления сферой культуры и досуга в муниципальном образовании; анализ современного состояния и разработка предложений по совершенствованию управления сферой культуры и досуга в МАУ «Раменский городской парк культуры и отдыха».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, списка использованной литературы, заключения и приложений.
Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается ч том, что предложения автора, по совершенствованию управления сферой культуры и досуга в МАУ «Раменский городской парк культуры и отдыха» можно использовать в деятельности как данной организации, так в других схожих организациях в сфере культуры Российской Федерации.
Заключение:
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы получены следующие результаты:
1. Эффективное управление в сфере культуры и досуга является важным направлением создания социокультурного благополучия населения. Одним из важнейших направлений в реализации культурной политики государства является муниципальное управление в сфере культуры и досуга. К основным проблемам управления сферой культуры и досуга на муниципальном уровне следует отнести: недостаточность материальной базы, неполную адекватность информационных технологий и методов работы, применяемых в данной сфере, несоответствие уровня компетентности управленческих кадров в сфере культуры и досуга современным требованиям, недостаточную проработанность методов регулирования данной сферы на муниципальном уровне.
2. Государственное участие в управлении сферой культуры и досуга населения является обязательной необходимостью. Управление сферой культуры и досуга относится к направлению государственной социальной политики и осуществляется на всех уровнях власти. Главную роль государственном управлении сферой культуры играет Министерство культуры Российской Федерации. Минкультуры взаимодействует с различными органами местного самоуправления и субъектов РФ, общественными и культурными организациями. В структуру Министерства культуры входит ряд департаментов, отвечающих за различные направления деятельности Министерства в сфере культуры. В субъектах РФ – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Муниципальное управление в сфере культуры и досуга представляет собой комплекс разнообразных мероприятий, с помощью которых в значительной степени повышается культурный уровень муниципального образования.
3. Нормативно-правовыми основами государственного управления в сфере культуры и досуга в РФ являются Конституция РФ, «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», ряд других нормативно-правовых актов федерального, регионального и муниципального уровня. Приоритеты государственной политики в сфере культуры установлены рядом стратегических документов и нормативных правовых актов Российской Федерации. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в 1992 г., стали своего рода «конституцией» для культуры, сформулировавшей культурные права и свободы, права этнических групп и меньшинств, определившей государственные обязательства в сфере культуры и искусства, а также основные принципы культурной политики. Массив специальных законов в области культуры сегодня охватывает широчайший круг вопросов, и законодатель уверенно встал на путь углубления специализации законодательства о культуре в соответствии с видами культурной деятельности.
4. МАУ Раменский городской парк культуры – учреждение, которое пользуется доверием у населения и удовлетворяет потребности местного сообщества в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах. Общая цель МАУ Раменский городской парк культуры – увеличение собственных доходов, средств бюджета и материальной помощи инвесторов для развития социальной инфраструктуры в поселении, а также повышение качества жизни населения. МАУ Раменский городской парк культуры занимается вопросами местного значения, касающимися: бюджета парка; налогов; распоряжения имуществом МАУ Раменский; вопросами по обеспечению безопасности населения; обеспечения населения услугами связи, торговли, питания, медицинскими услугами; обеспечение условий для развития сферы досуга и физической культуры; благоустройство территорий и другие.
5. В целом в МАУ «Раменский городской парк культуры и отдыха» есть всё необходимое для проведения культурного досуга. К сильным сторонам деятельности МАУ «Раменский городской парк культуры и отдыха» в сферу культуры и досуга можно отнести: частая организация и проведение множества событийных праздников на территории парка; наличие 24 аттракционов для взрослых и детей; наличие проката спортивного инвентаря; низкие цены на платные услуги парка. К проблемам деятельности МАУ «Раменский городской парк культуры и отдыха» в сферу культуры и досуга можно отнести: отсутствие инновационных форм организации и проведения семейного досуга на территории парка; отсутствие фирменных анимационных программ на территории парка; высокая изношенность основных фондов парка; отсутствие развития доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы управления сферой культуры и досуга в муниципальном образовании
1.1. Сущность и роль управления в сфере культуры и досуга
Управление сферой организации досуга населения, культуры и спорта представляет собой приоритетное направление социальной муниципальной политики. От этого во многом зависит комфортность проживания населения на муниципальной территории.
Культура представляет собой сложившаяся в историческом аспекте степень развития общества. Она находит выражение в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, включая создаваемые людьми ценности. Сфера культуры содействует сохранению исторических, национальных памятников, пополнению копилки достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщению людей к достижениям культуры, воспитанию культурного человека, проведению исследования в области культуры [28, с. 82].
Понимание культуры (оценка ее развития, состояния, целей) определяет деятельность общественных субъектов, от которых зависит культурная политика государства. Значимость деятельности всех субъектов для развития культуры ставит вопросы о том, кто, как, в чьих интересах влияет на культуру?
Специфика культуры как объекта государственного управления обусловлена тем, что она, как сфера творческой свободы личности, социальных групп и общества в целом, обладает большим потенциалом саморегулирования и самоорганизации. Среди принципов реализации культурной политики можно выделить: наличие постоянного прямого или косвенного воздействия субъектов политического процесса (прежде всего государства) на сферу культуры; неизбежное формирование приоритетов в культурной политике; прямую зависимость «веса» субъекта культурной политики от объема материальных вложений в эту сферу; связь культурной политики с политическими и социальными характеристиками общества; наличие противоречий целей и интересов субъектов и объектов культурной политики. Опыт реализации государственной культурной политики в нашей стране показывает, что культура всегда в той или иной степени оказывалась в числе приоритетных отраслей деятельности органов управления. Современная модель культурной политики России реализуется с помощью программно-целевого метода управления, что позволяет достичь более эффективного решения органами управления существующих в этой области проблем, обеспечить прозрачность расходования предусмотренных финансовых средств, четче контролировать достижение запланированных показателей [33, с. 55].
Что же это такое – культурная политика? В узком значении – это деятельность, ограничиваемая влиянием органов государственной власти на развитие «сферы культуры», обеспечивающая защиту общегосударственных политических интересов России в этой сфере, продуктивное межкультурное взаимодействие (прежде всего, национальных культур ее народов) как основы социально-политической стабильности и укрепления государственной целостности России, гарантирующая информационно-культурную безопасность страны [24, с. 47]. В широком смысле – это деятельность по созданию социальных условий для развития (точнее – саморазвития) культуры, рассматриваемой как специфический социально-политический институт, в значительной – если не в определяющей – степени регулирующий характер, интенсивность и направленность всех изменений в обществе – от социально-политических и экономических, до духовно-нравственных и психологических. В этом случае культурная политика сводится к такой «настройке» системы детерминации всех этих социокультурных изменений, которая адекватна генотипу национальной культуры и соответствует национальным интересам страны. В этом смысле культурная политика предполагает гуманизацию политики государства – от экономической до уголовной, придание этой политике социокультурного характера и подчинение целей деятельности государства общесоциальным культурным идеалам [25, с. 36].