Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Социально-культурная деятельность

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Управление реализацией социально-культурных программ в музеях города Москвы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение 3
1. Сущность и своеобразие социокультурных программ в музеях 6
1.1. Понятие о социально-культурной программе и ее реализации 6
1.2. Музеи как площадки для реализации социокультурных программ 6
2. Практика реализации социально-культурных программ в музеях города Москвы 33
2.1 Особенности управления реализацией культурных программ в музее космонавтики 33
2.2 Пути и формы реализации социально-культурных программ в музее Москвы 38
3. Перспективы управления реализацией социально культурных программ в музеях Москвы 48
3.1. Возможности привлечения молодежи в музей космонавтике на основе современных PR-технологий 48
3.2. Возможности использования культурных акций для развития социокультурной деятельности музея Москвы 63
Заключение 76
Список использованных источников 81

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования определяется тем, что в культуре любой страны, любого общества особое место занимают музейные учреждения как центры отбора, сохранения и экспонирования материального и духовного наследия, как институты формирования исторического сознания и нравственно-эстетической позиции.
Музей — научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями, осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры.
Формирование отношения к музею как к месту, где хранится не только национальное культурное достояние, но и поддерживаются функции социальной, общественной памяти — возможно через использование социально-культурных программ. В связи с чем сегодня можно говорить о новой тенденции – превращении музеев в культурно-исторические и досуговые центры, это вызывает необходимость отказа от традиционного подхода к музейной деятельности в широком смысле этого понятия.
Музейному руководству теперь стоит обращать пристальное внимание не только на создание экспозиции и проведение выставок, но и на работу рекреационных зон, досуговых центров, развитие инфраструктуры. Важным аспектом является работа с посетителем, организация процесса его пребывания в музее: сегодня необходимо фокусировать внимание на поиске новых эффективных способов взаимодействия с посетителем для удовлетворения широкого спектра интеллектуальных и культурно-бытовых запросов общества.
Только недавно культурные учреждения во всем мире осознали необходимость общения с самой широкой аудиторией, включая политиков, важность защиты культурного наследия за качество повседневной жизни людей. Часто наше восприятие культуры настолько прямое, что мы воспринимаем культурное наследие как нечто само собой разумеющееся, не осознавая, насколько оно хрупкое и подвергается угрозам со стороны природы и людей. К ним относятся: неконтролируемая коммерческая деятельность, вечная нехватка средств, необходимых для сохранения и сохранения памятников культуры, равно как и безразличие, когда сохранение культурного наследия рассматривается как второстепенная задача.
Хотя сохранение культурного наследия стало рассматриваться многими правительствами как задача, имеющая большое общественное значение, осведомленность общественности о важности защиты памятников культуры до сих пор значительно отставала от необходимости защиты окружающей среды и дикой природы.
Теоретическую базу исследования составляют законодательство Российской Федерации и города Москвы о культуре; официальные документы федеральных, региональных органов власти, касающиеся сферы культуры; данные государственной статистики; результаты социологических исследований, информационно-аналитические материалы, содержащиеся в монографиях, научных публикациях вышеназванных и других авторов, учебно-методические пособия, а также ресурсы Интернет.
Степень изученности темы. Вопросами истории, развития и особенностей музейного дела, а также роли музей в мире, как как важнейшей составляющей духовной и социально-политической жизни общества занимались такие исследователи как Аксенова А.И., Балаш А.Н., Голлербах, Э.Ф., Грегорова А., Дукельский В.Ю., Колесникова А.Г., Овчинникова Б. Б., Чижова Л. В., Суринов В.М., Чижова Л. В., Шмит Ф.И., Юренева Т. Ю. и другие.
По проблемам города и его культуры были рассмотрены работы М.Вебера, А.А. Исаева, И. Кальвио, Г.М. Лаппо, Ч. Лендри, К. Линча, Э.А. Новикова, Э.А. Орловой, А.И. Попова, В.К. Сергеева, А.Л. Ястребицкой.
Объект исследования – социально-культурные программы музеев.
Предмет исследования – управление реализацией социально-культурных программ музеев.
Цель исследования – на основании теоретических источников и опыта практической работы разработать рекомендации по совершенствованию существующих механизмов управления реализацией социально-культурных программ в музеях города Москвы.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— раскрыть понятие социально-культурной программы;
— рассмотреть музеи как площадки для реализации социокультурных программ;
— проанализировать практику управления реализацией культурных программ в музеях города Москвы;
— сформулировать рекомендации по совершенствованию управления реализацией социально-культурных программ в музеях Москвы.
Методами исследования в работе являются: анализ документов, литературных, аналитических учебно-методических материалов в рассматриваемой сфере деятельности; опрос, экспертное интервью.
Структура работы определена целью и задачами и представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках исследования были поставлены задачи, направленные на достижение цели. Подводя итоги можно сказать о том, что задачи решены, а цель исследования достигнута.
В рамках исследования было раскрыто понятие социально-культурной программы и выявлены особенности ее реализации. На сегодняшний день популяризация памятников истории и культуры является одним из способов привлечения внимания общественности и органов власти к проблемам сохранения историко-культурного наследия, изучению истории родного края. Направленность этой работы заключается в патриотическом и нравственном воспитании поколений, в том числе и молодежи, гражданской и конституционной обязанности каждого сохранять и беречь памятники истории и культуры, а также на гарантированное право обеспечения доступа к культурным ценностям.
Для результативной популяризации культурного наследия России среди молодежи специалистам, занятым в этой сфере, необходимо учитывать условия жизни, потребности, а также специфику восприятия информации, в частности, молодежью (студентами и школьниками старших классов). Для работы с этой категорией необходимы как традиционные, так и новые формы популяризации культурного наследия. Важной формой популяризации становится непосредственное включение молодежи в разные мероприятия в качестве волонтеров и активных участников. Именно активные формы, эмоционально наполненные соучастием, способствуют не только популяризации объектов культурного наследия, но и формированию чувства гражданской причастности и гордости за свою страну, ее историю и культуру.
Сохранение и популяризация культурно-исторического наследия среди молодежи средствами информационных технологий способствует более активному использованию его в образовательных и просветительских целях: обеспечивается более широкий доступ к нему и появляются возможности создания образовательных ресурсов нового типа, представляющих источник, адаптированный к учебным задачам. Процесс информатизации создает возможность для перехода от исследований национальной, региональной и местной направленности к международным проектам сохранения и популяризация культурно-исторического наследия как общечеловеческого достояния.
Музеи в рамках первой главы исследования были рассмотрены как площадки для реализации социокультурных программ. Сегодня развитие культуры и культурного потенциала входит в число важнейших приоритетов развития многих народов и государств мира. Большая роль в развитии социокультурной коммуникации принадлежит музеям, которые имеют достаточно ресурсов, обладают широким спектром возможностей и значительным научным и образовательным потенциалом, чтобы способствовать диалогу и обогащению различных культур, что особенно важно в процессе образования, развития и воспитания личности и культурного развития общества, в целом. Музей является социокультурным институтом, центром передачи социокультурного опыта и пересечения научного, историко-идеологического и художественного пластов.
В последнее время трактовка миссии музея соотносится с коммуникационным подходом, утвердившимся в музееведении и культурологии.
Сегодня формируется новый имидж музеев в качестве центров межкультурной коммуникации, поскольку музей способствует культурному взаимодействию различных сообществ, субкультур, этносов, обмену опытом и установлению межкультурного диалога и сотрудничества. Именно музею, как центру диалога времен и культур, принадлежит особая роль в межкультурной коммуникации, в основе которой лежит совокупность специфических процессов взаимодействия людей, народов, принадлежащих к различным культурам и языкам.
Музеи стремятся не только к развитию новых форм и способов коммуникации с обществом, но и находятся в поиске нового самоопределения и позиционирования в социальной среде.
Роль музея в процессе социокультурной коммуникации видоизменяется, поскольку меняются запросы общества. Приоритетным направлением в музейном деле на современном этапе должны стать вопросы дальнейшего развития международного, межкультурного и межмузейного сотрудничества и использования инновационных, информационных, коммуникативных технологий.
На основе изучения нормативных документов, музейной практики, а также анкетирования были выявлены особенности управления реализацией культурных программ в музее космонавтики.
Согласно результатам исследования деятельности музея, музей космонавтики является современным, динамично развивающимся и в то же время бережно хранящим наследие прошлого. Сохраняя богатую историю и традиции, сотрудники музея следят за новыми веяниями в обществе и откликаются на актуальные вопросы и проблемы, интересующие все слои населения. Благодаря творческому подходу к подаче материала, детальной проработке выставочных комплексов, акций, музейных занятий, массовых мероприятий, разрабатываемых музеем, они пользуются заслуженным интересом и уважением публики.
Для государственного учреждения коммерческая эффективность музея может оцениваться двояко: с одной стороны музей не в силах полностью обеспечить свои нужды самостоятельно, с другой стороны, многие проекты музея благодаря эффективному менеджменту и маркетингу, современному и свежему мышлению, идущему вровень с происходящими процессами, стали коммерчески успешными и интересными для туристов и экскурсантов.
Проведенное исследование позволило определить пути и формы реализации социально-культурных программ в музее Москвы. в последнее время функции музеев видоизменяются, поскольку меняются общественные запросы. Особенностью современного музея является передача информации через различные формы научной и культурно-образовательной деятельности. В этом отношении, Музей является важнейшим элементом инфраструктуры социокультурной коммуникации, центром научной обработки, систематизации информации и знаний.
Сегодня музей Москвы зарекомендовал себя как авторитетный научно-исследовательский, культурно-образовательный и коммуникативный центр, который продолжает успешно функционировать, сохранять и экспонировать широкой публике уникальные коллекции по культурно-историческому наследию страны.
В заключение исследования были сформулированы перспективы управления реализацией социально культурных программ в музеях Москвы. В настоящее время музеи занимают определенную позицию в системе культуры и образования. Так, например, с целью творческого взаимодействия воспитательного и образовательного ресурсов вуза и музея в работе со студенческой молодежью все чаще используются нетрадиционные формы культурно — образовательной деятельности. Педагогический потенциал музеев широко применяется и в социально — культурной работе с детьми и подростками. Для этого разрабатываются специальные музейно — педагогические программы, связанные с четкой адресной формулировкой целей и задач, с определением эффективности воздействия на потенциальную и реальную аудиторию музея.
Однако музей выступает не только центром духовного и нравственного воспитания общества, но и площадкой для трансляции социальной информации и опыта. С этой целью в практику музейной деятельности внедряются новые технологии, позволяющие поддерживать спрос на музейные услуги и содействовать выравниванию технологического уровня деятельности музеев разного типа. В этой же роли выступают и социально — культурные проекты, в ходе реализации которых не только отрабатываются новые формы и методы музейной работы, но и складывается контингент сотрудников, способных в дальнейшем обеспечить технологический прорыв в различных направлениях музейной деятельности. Данные меры предпринимаются для того, чтобы отойти от типа работы, который выглядит как некий устаревший монолог. Таким образом, необходимо активнее внедрять в работу музеев информационные и коммуникационные технологии, широко применять современные технологии социально — культурной деятельности (анимационные, театральные, игровые) и мн. др.
Открытым остается вопрос – разработка усовершенствованных систем музейной коммуникации, наряду с традиционными формами и функциями хранения, систематизации и популяризации музейных собраний.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. СУЩНОСТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ В МУЗЕЯХ

1.1. Музеи как площадки для реализации социокультурных программ

Будучи чрезвычайно разнообразным по своему происхождению, содержанию, формам представления, компонентам культурного наследия, весьма серьезно относятся и по степени сохранения и изучения, что, в свою очередь, привлекает внимание к деятельности, специально разработанной для этих социокультурных учреждений — музеев, архивов, библиотек. Их развитие, как уже отмечалось, неразрывно связано с расширением процесса сбора, сохранения и изучения компонентов культурного наследия.
Основными вехами в развитии компонентов культурного наследия можно рассмотреть феномен музея как одного из институтов сохранения подвижных памятников культуры, интерпретации и перевода их ценности и значения как средства актуализации и спроса на эти памятники. Музей представляет собой не только хранилище артефактов и объектов природы, которые получили значительную ценность в культуре, но также и одну из форм самосохранения и развития культуры .
Первоначально музеи происходили из архивов библиотек и коллекций подарков в древних храмах. Само их название восходит к древнему «Museion», где, по мнению древних греков, действительно жила Муза, которая принесла подарки. Таким образом, в древнем мире существовали коллекции искусства, священные объекты. В Древней Греции музей, то есть храм муз, также понимался как место уединенной рефлексии. Иногда собранные в нем объекты также могут служить средством визуального обучения.
В период Римской империи музеи часто превращались в форумы, места обсуждений или выступления ораторов. Древний Рим был полон всевозможных памятников, вывезенных из завоеванных стран и послуживших подтверждением его власти. Фактически слово «памятник» появилось в Древнем Риме и означало скульптуру или стелу, воздвигнутую в честь события или человека .
В средние века в связи с распространением и установлением христианства возникла задача сохранения священных реликвий: предметов, принадлежащих святым, икон. Они были сосредоточены в храмах или монастырской ризнице.
Однако общая идея культурного наследия, связанная с раритетами культуры и природы, развивалась только в эпоху Возрождения. Именно в это время в Европе снова проявился интерес к памятникам древности, сформировался сборник светского искусства, стало началом сбора инструментов, этнографических коллекций, естественных (т. е. образцов и фрагментов флоры и фауны: костей ископаемые животные, бивни мамонта, рога оленей и носорогов, раковины моллюсков, кораллы, чучела животных и птиц, кокосы и т. д.) .
В России первая коллекция раритетов и уникальных предметов относится к XVI веку (Королевская Оружейная палата, Патриаршая ризница), а в XVII веке — рудименты частного собрания. В 1709 году началось систематическое сохранение моделей кораблей в модельной палате в Санкт-Петербурге, а в 1719 году был открыт кабинет Петра I, который стал первым Русским музеем и крупнейшим научно-образовательным центром. Просвещенный XVIII век дал мощный импульс для сбора и создания крупных частных коллекций. Приобретение нескольких крупных коллекций произведений искусства Екатерины II ознаменовало начало Императорского Эрмитажа (1764 г.) .
Мощное социальное, философское и эстетическое движение романтики осознало общественность идею об эквивалентности разных эпох и культур, возможность критического сопоставления современной и прошлой, европейской и других цивилизаций, их собственной и чужой культуры, а также диалог культур, разведенных во времени и пространстве. Это было на рубеже XVIII-XIX веков в эпоху политической и культурной регистрации буржуазного общества после революционных потрясений и войн в Западной Европе.
Музей представляет собой массовое общественное научно-образовательное учреждение, отражающее в своей деятельности влияние популярных философских идей и культурных концепций.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы