Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Управление проектом по экспертизе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основания управления проектом 11
по экспертизе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 11
1.1. Характеристика понятия «экспертиза образовательного процесса» 11
1.2. Особенности экспертизы образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 16
1.3. Организационно-педагогические условия управления проектом по экспертизе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности управления проектом по экспертизе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 41
2.1. Паспорт проекта по экспертизе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 41
2.2. Реализация управления проектом по экспертизе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 56
2.3. Эффективность управления проектом по экспертизе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
Введение:
Актуальность темы исследования. Динамичный характер современного этапа развития системы образования определяется возрастанием требований к качеству образовательного процесса, и соответственно проведению экспертной оценки образовательного процесса на всех уровнях обучения. Содержание понятий «образовательная система», «проектирование», «экспертиза» различны для каждого уровня и структуры образовательных систем нормативными актами обозначено как проблемные вопросы, требующие методического наполнения.
Нормативно-правовую основу исследования составили: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» , устанавливающий наряду с процедурами государственного контроля (надзора) в сфере образования), «независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) , выдвигающий задачи обновления методологии образовательного процесса, обозначая социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно роста уровня дошкольного образования, выработки инструментов и критериев оценки качества системы дошкольного образования для различных целевых групп (учредителей дошкольных организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности).
Степень изученности проблемы экспертизы на основе проектной деятельности в отечественной педагогике находится на начальной стадии формулирования проблематики.
Учитывая отсутствие единых подходов к выделению компонентов, характеризующих образовательный процесс как систему , где ведется только согласование структурных составляющих образовательного процесса для дошкольников, методология экспертизы этого процесса находится в проблемном состоянии. предлагается опираться на такие структурные составляющие, как развитие игры (Е. И. Тихеева), обучение дошкольников (А. П. Усова, Р. С. Буре); взаимосвязь игры и обучения (Т. М. Бабунова); планирование воспитательно-образовательной работы (Т. С. Комарова); развитие детской самостоятельности (И. А. Орлянская); организация и содержание трудовой деятельности дошкольников (Л. И. Сайгушева) и др.
Признанный классическим и более обобщенный подход Ю. К. Бабанского к структурированию и выделению универсальных компонентов образовательного процесса, выделяя «целевую, содержательную, организационно-деятельностную и аналитико-результативную» составляющие, также не разделяет компоненты внутреннего и внешне-экспертного оценивания.
Таким образом, оба варианта структурирования заслуживают выработки адекватной концепции и инструментария экспертного оценивания эффективности образовательного процесса, что на наш взгляд может быть решено наиболее целесообразным образом через экспертное проектирование.
Анализ имеющихся исследований по проблемам педагогического проектирования и экспертной оценки эффективности образовательной практики позволяет обозначить следующие противоречия:
― на социально-педагогическом уровне: между существующим многообразием современных образовательных технологий, требующих адекватного своей сущности проектирования, и сохраняющимся традиционным способом планирования образовательного процесса; проблема соответствия экспертизы современным требованиям конкретной «образовательной системы»;
― на методическом уровне: практическое (методическое, техно
логическое), между потребностями педагогической практики в построении экспертизы образовательного процесса дошкольной образовательной организации (ДОО) и недостаточной разработанности действенного инструментария для выработки критериев экспертной оценки.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – управление проектом по экспертизе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Цель, гипотеза и задачи исследования
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и выявить критерии эффективности управления проектом по экспертизе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: Содействие решению государственных задач в области образования – первая важнейшая задача проектируемой «образовательной системы». Обеспечение совершенствования личностных и профессиональных компетенций участников – одна из ведущих задач проектируемой «образовательной системы».
Выработанные критериальные подходы позволят определить направления исследований для повышения уровня эффективности по реализации обеих задач.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы управления проектом по экспертизе образовательного процесса, привести характеристику понятий «экспертиза образовательного процесса» в соотношении с педагогическим проектированием;
2) изучить возможности оценки и выработки показателей эффективности результатов проекта по экспертизе образовательного процесса в ДОУ;
3) выявить организационно-педагогические условия управления проектом по экспертизе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
4) апробировать и определить результативность управления проектом по экспертизе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования
В ходе исследовательской работы использовались следующие методы исследования.
Теоретические: включающие сбор, систематизацию, системный анализ правовых и научно-исследовательских источников, индукцию.
Эмпирические: разработка паспорта проекта по экспертизе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации; реализация управления проектом по экспертизе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации; оценка результативности управления проектом по экспертизе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
Методы математической статистики: G-критерий, …(будет уточнено при выполнении практической части).
Методологической базой исследования послужили следующие методологические подходы:
– системно-деятельностный (что означает конкретно для данного исследования последовательную выработку теоретических основ проекта по экспертизе, системы практической реализации);
– процессный (включающий логическое проектирование, реализацию и оценку результативности);
– технологический (что включает конкретно для данного исследования следующие этапы проектирования: Предпроектный этап; Программирование и планирование хода проекта; Период реализации проекта; Ррефлексивный и послепроектный этап);
– интерпретацию личностного становления по результатам данного исследования.
Заключение:
1. Процесс внедрения ФГОС отражает тенденции вхождения российской образовательной системы в мировое образовательное пространство, что имеет свою специфику и для проектирования экспертного оценивания эффективности педагогического процесса.
2. Глобализационные процессы в современном мире тесно связаны с ростом значения образования во всех механизмах саморазвития человечества. По определению, принятому ХХ сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, образование — это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате чего она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.
3. Качество образовательных проектов определяется целой системой внешних (социальных) и внутренних (генетических, семейных, психологических) факторов, оказывающих определенную ценность и значимость при планировании проектов и проведении их экспертизы.
4. Качество образования в мире оценивают по определенным показателям (индикаторам). Самыми распространенными среди них являются Образовательные индикаторы Совета по образованию Европейского Союза, Образовательные индикаторы Международного Консультативного Форума по образованию для всех, Образовательные индикаторы ЮНЕСКО, ОЭСР и др. Считается, что наиболее универсальную на сегодня модель разработали специалисты Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, которой предложено 38 индикаторов, сгруппированных в 3 раздела: контекстуальная информация, ресурсный вклад и образовательный процесс и индикаторы достижений.
5. Сущностные глобализационные изменения требуют новых подходов к управлению всей образовательной сферой, которая является интегральной совокупности образовательных структур, отношений, деятельности и сознания, обеспечивающий воспроизведение и развитие интеллектуального потенциала общества. Устанавливая рамки компетенций участников педагогического процесса, определяя структурированные требования к содержанию, условиям и качеству труда, квалификации и компетенциям в области профессиональной деятельности, праксиологический подход обеспечивает необходимое соответствие осведомленности педагога предъявляемым к нему требованиям, характеризует способы оценки освоения компетенций учителей, способствует вовлечению педагога в решение задачи повышения качества образования, служит основой для выстраивания непрерывной траектории повышения уровня профессиональной подготовки каждого педагога и систематического экспертного оценивания.
6. Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ФГОС дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, по которому с 2014 года работают все организации, реализующие основные 40 образовательные программы дошкольного образования (далее — ДОО), позволил повысить качество дошкольного образования через обновление основных образовательных программ дошкольного образования и организацию повышения квалификации воспитателей, методистов, старших воспитателей, специалистов сопровождения, администраций ДОО, эффективность организации образовательной деятельности, способствовал повышению результатов оценки работы ДОО родителями.
7. В качестве дальнейших задач проектной деятельности, определено выявление и распространение лучших моделей управления дошкольным образованием в субъектах Российской Федерации, обеспечивающих его доступность и качество. Стимулирование развития и совершенствование нормативно-правового регулирования вариативных форм дошкольного образования, в том числе семейного образования через создание в субъектах Российской Федерации сети консультационных служб (центров) для родителей с детьми дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основания управления проектом
по экспертизе образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
1.1. Характеристика понятия «экспертиза образовательного процесса»
Методические подходы при разработке экспертизы образовательного процесса должны быть согласованы с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, устанавливающего необходимость учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся дошкольных образовательных учреждений, в т.ч. для успешной социализации (Общие положения, п.1, 4), социального и гражданского становления обучающихся.
Применение Стандарта базируется на системно-деятельностном подходе, что предусматривает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную образовательно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей обучающихся (выделение по тексту наше).
В свою очередь, педагогический процесс должен обеспечивать адекватную поэтапную (проектную) подготовку педагогического персонала, а экспертное проектирование – когерентную систему поэтапного оценивания полноценности и эффективности методологического обновления согласно ФГОС. Таким образом, одной из ведущих задач современных дошкольных учреждений является поиск методов и средств повышения качества предоставляемых образовательных услуг. На сегодняшний день практикам дошкольных учреждений предлагаются различные методы изучения, оценки и совершенствования образовательного процесса.
Однако использование многих из них осложняется отсутствием разработанных и адаптированных технологий применения данных методов в сфере дошкольного образования. Одним из таких методов является экспертиза образовательного процесса.
Анализ педагогической, управленческой литературы и нормативно-правовых документов показал, что вопрос применения экспертизы в отечественной педагогике преимущественно рассматривается как внутренний метод изучения и оценки в сфере образования, и не приведен к международным нормам, определенным Федеральной программой.
В большинстве случаев сущность экспертизы представляется с позиции выделения структурированных требований к предмету изучения. В области дошкольного образования проводится экспертиза образовательных программ, игр и игрушек, средств и инструментов обучения.
Предыдущими исследованиями выдвигались сетевые модели оценивания эффективности образовательного процесса (представленные
концептуальным, субъектным, содержательно-функциональным и оценочно-результативным блоками), в т.ч. для семейного дошкольного воспитания и его консультационного сопровождения , и сочетающие в себе в различной мере механизмы внутреннего оценивания и внешней экспертизы.
В рамках наших научных исследований мы рассматриваем необходимость проведения экспертизы образовательного процесса как процедуры изучения, оценки и совершенствования образовательных услуг в дошкольных учреждениях.
Существенным отличием экспертизы от других методов является то, что основным ее инструментом выступают мнение и оценка эксперта — специалиста, компетентного в экспертируемых вопросах, имеющего достаточный опыт практической работы и хорошую научную подготовку.
Согласно фундаментальным разработкам С.Ф. Багутдиновой и Л.Н. Санниковой , педагогическая экспертиза – это особый способ изучения образовательной действительности, осуществляемый компетентными специалистами, экспертное решение которых позволяет получить комплексную оценку, и предложить проект развития данной действительности.
В наиболее обобщенном понимании, эксперт – это специалист, компетентный в экспертируемых вопросах, имеющий большой опыт практической работы и хорошую научную подготовку. Однако официального определения педагогической экспертизы пока не приводится, осуществляются лишь первые шаги по разработке отечественной методологии – параллельно с выработкой профессиональных стандартов педагога. Обновление профессиональных нормативов призвано «прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию» ,на основе профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов .