Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Управление объектами государственной собственностью с применением методов государственно-частного партнёрства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 6
1.1 Понятие и объекты, относящиеся к государственной собственности 6
1.2 Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом 10
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 19
2.1 Сущность государственно-частного партнерства 19
2.2 Современные формы и модели, как элементы механизма государственно-частного партнерства 21
ГЛАВА 3 РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА 35
3.1 Состояние управления государственной собственностью в рамках государственно-частного партнерства на примере строительства соединительной автомобильной дороги от автомобильной дороги М-4 «Дон» до аэропорта Домодедово 35
3.2 Проблемы и предложения по их решению и совершенствованию управления государственной собственностью в рамках государственно-частного партнерства 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Введение:
Государственная собственность является основным элементом экономической основы управления в регионах нашего государства. Верно и обратное утверждение: государственное управление возможно только при наличии собственности субъектов страны. Таким образом, должен работать механизм управления процессами мониторинга, эксплуатации, развития, инвестирования, воспроизводства, развития и доверительного управления объектами государственного имущества.
В собственности субъекта Российской Федерации находятся: поступления доходной части бюджета области и иные финансовые ресурсы, движимое и недвижимое имущество, доля недвижимости области в уставных капиталах акционерных обществ, а также другие материальные и нематериальные активы.
Важнейшим направлением работы является рассмотрение сути и применения такого механизма как государственно-частное партнерство. Анализ применения механизма государственно-частного партнерства на федеральном и региональном уровнях, говорит о том, что при эффективной структуре этого механизма и оптимальном выборе форм государственно-частного партнерства, его использование выгодно для государства, частного сектора и для населения.
Актуальность темы исследования обусловлена особой потребностью в знаниях применения механизма государственно-частного партнерства в сфере управления объектов государственной собственности. На данный момент практически не исследованы проблемы, связанные с внедрением механизмов государственно-частного партнерства в сферу управления объектов государственной собственности, с учётом специфики отношений бизнес структур и органов государственного власти нашей страны.
В настоящее время опубликовано немало работ российских авторов, которые исследуют разные аспекты управления недвижимым имуществом. К их числу относятся материалы следующих исследователей: В.В. Иванов, О.К. Хан, П.В. Кухтина, Е.С. Озерова, А.З. Галеева, A.B. Руднева, М.В. Каленкевич, Д.А. Шевчука, Л.Л. Игнатова и других.
Среди исследователей, анализирующих государственно-частное партнерство, являются Н.С. Широков, А.Н. Шохин, Р.А. Мартусевич, А.А. Спиридонов, А.А. Козлов, М.С. Айрапетян, Е.А. Дмитриева и другие.
Объектом исследования выступает государственная собственность нашей страны и ее субъектов, предметом является механизм взаимодействия органов государственной власти и частного бизнеса, используемый в сфере управления государственной собственности.
Целью настоящего исследования является рассмотрение процесса управления объектами государственной собственности с применением методов государственно-частного партнерства.
Названная цель дипломной работы предопределила следующие задачи:
рассмотреть понятие и объекты, относящиеся к государственной собственности;
выявить цели, задачи и принципы управления государственным имуществом;
осветить сущность государственно-частного партнерства;
проанализировать формы и модели государственно-частного партнерства на современном этапе;
рассмотреть управление государственной собственностью в рамках государственно-частного партнерства, учитывая конкретные примеры реализации данного механизма;
выявить проблемы и предложить предложения по их решению и совершенствованию управления государственной собственностью в рамках государственно-частного партнерства.
В рамках данной дипломной работы по целому ряду вышеперечисленных направлений обеспечения баланса коммерческой доходности и социального результата при использовании государственного имущества рассмотрены конкретные проекты реализации государственно-частного партнерства. Одним из таких примеров является строительство соединительной автомобильной дороги от автомобильной дороги М-4 «Дон» до аэропорта Домодедово.
Методологическую основу составляют общенаучный диалектический метод познания и частно-научные методы: системно-структурный, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, анализ действующего законодательства и судебной практики.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников
Заключение:
Право государственной собственности дает масштабную совокупность юридических нормативов, которые закрепляют и оберегают принадлежность удобств вещественного характера населению (гражданам из соответствующей местности) в лице представительной структуры государственной власти, избранной им. Эти правовые нормативы определяют порядок приобретения, использования и отчуждения государственных имущественных комплексов.
Следуя положениям российских нормативно-правовых актов, категория «государственная собственность» подразумевает имущество, собственником которого выступает Российская Федерация и субъекты, ее образующие.
Государственная собственность Российской Федерации длительное время была ведущей формой собственности, которая отличалась большим удельным весом. Концентрация собственности в государственной форме привело к ограничению сферы имущества и прав других собственников. Как показала практика, исключение собственности частной формы не дает положительных результатов.
Под управлением государственным типом собственности следует рассматривать управление процессом ее действенного использования и воспроизводства в соответствии с необходимым масштабом и качеством.
Государственное управление имуществом можно определить как совокупность способов и приемов эффективного воздействия на имущественный портфель региона для достижения определенных целей.
Любой из описанных методов управления имуществом может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на эффективность использования имущества. Для повышения эффективности управления государственным имуществом государственным органам необходимо осуществлять правильный выбор метода управления и способствовать его реализации
В последнее время в экономике нашего государства все больше уделяется внимание механизмам государственно-частного партнерства как особой форме взаимодействия между бизнесом и государством в вопросах реализации наиболее значимых социально-экономических проектов, проектов по добыче полезных ископаемых и научно-исследовательской среде.
Исследование проблем государственного-частного партнерства в продиктовано прежде всего необходимостью модернизации правовых механизмов и форм реализации государственно-частного партнерства, которые позволят эффективно реализовать проекты для развития социально-экономических показателей субъектов нашего государства. Изучение проблем, которые связаны с институциональной средой, разработка и внедрение современных моделей управления государственно-частного партнерства, выявление причинно-следственных связей взаимодействия бизнес структур и государства в инновационном развитии экономики являются наиболее значимыми в современное время.
Эффективно используя механизм государственно-частного партнерства, государство может дополнительно привлекать денежные средства бизнес структур для развития объектов общественной инфраструктуры с целью строительства транспортных сооружений, реконструкции линий связи, линий электропередач, гидротехнических систем, объектов социального значения в сфере науки, культуры, образования, туризма, здравоохранения, государственных объектов хозяйства, общественного транспорта, жилищных объектов, коммунальных услуг, благоустройства территорий и так далее.
Несмотря на развитие в экономике нашего государства разных форм и видов государственно-частного партнерства, наблюдается только лишь формирование понятийно-категориального аппарата, так как в настоящий момент отсутствуют единые подходы к пониманию сущностного содержания формы государственно-частного партнерства.
Наиболее распространенные законодательстве нашего государства и научной литературе формы государственно-частного партнерства, которые имеют сходные характеристики и основные отличия реализации:
1. Аренда инфраструктурных объектов с инвестиционными обязательствами.
2. Концессия.
3. Соглашение о разделе продукции.
4. Создание совместных предприятий.
5. Контракты жизненного цикла.
В соответствии результатам проведенного Ассоциацией менеджеров исследования, в современных российских условиях наиболее приемлемыми для России являются такие модели: Build, Own, Operate (BOO), Build, Operate, Maintain, Transfer (BОМТ), Management contract и Build, Operate, Transfer (BOT).
Органы государственной власти субъектов нашего государства и местного самоуправления, посредством региональных и местных бюджетов, должны определять приоритетность развития форм государственно-частного партнерства для данной территории.
Реализация всех представленных выше форм взаимодействия органов субъектной власти и бизнес структур не всегда эффективна для конкретного субъекта нашей страны. Таким образом, требуется дальнейшее исследование наиболее эффективных форм и моделей государственно-частного партнерства с учетом их взаимосвязи с региональным социально-экономическим развитием.
Государственно-частное партнерство в области государственности собственности это чаще всего это концессионное соглашение, представляющее собой договор использования, управления частными компаниями государственной собственностью, на которую распространяется монополия государства. Именно монопольное право собственности на недвижимость — основная черта и отличие концессии от доверительного управления. Такое неотчуждаемое, ограниченно оборотоспособное или изъятое из гражданского оборота имущество имеет стратегическую важность для государства, субъекта нашего государства.
Центром развития государственно-частного партнерства по состоянию на 01 июня 2019 года было запущено 104 концессии общей стоимостью 625 млрд. рублей. Наибольшее число проектов находится на инвестиционном этапе в энергетической и коммунальной сферах.
Таким образом, основные направления совершенствования механизма государственно-частного партнерства в России состоят в пересмотре нормативного правового регулирования как в части формирования рамочного закона, который бы включил в себя все формы государственно-частного партнерства, так и в части более детальной проработки процедур, которые должны стимулировать частную инициативу. Формы государственно-частного партнерства должны иметь единое направление развития и существовать в рамках единого правового акта без выделения некоторых форм в отдельные нормативные правовые акты.
Необходимым является применение зарубежного опыта не только в части заимствования теоретических положений, но и в части привлечения в качестве частных партнеров зарубежных компаний, что реализуемо при условиях изменения законодательства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
1.1 Понятие и объекты, относящиеся к государственной собственности
Право государственной собственности дает масштабную совокупность юридических нормативов, которые закрепляют и оберегают принадлежность удобств вещественного характера населению (гражданам из соответствующей местности) в лице представительной структуры государственной власти, избранной им. Эти правовые нормативы определяют порядок приобретения, использования и отчуждения государственных имущественных комплексов.
Принципиальная специфика относительно государственной собственности состоит в том, что структура, владеющая ей, относится также к органам, осуществляющим регулирование отношений, с ней связанных. Так, система управления объектами, находящимися в государственной собственности, формируется и воспринимается лично собственником.
В настоящее время регистрации государственной собственности подлежат следующие пункты:
имущественные комплексы, которые принадлежат в соответствии с правом принадлежности России;
имущественные комплексы, которые принадлежат в соответствии с правом принадлежности субъектам Российской Федерации (округам автономного типа, автономной области, федеральным городам, областям, краям, республикам);
территория, другие естественные ресурсы.
Важным условием является их исключение из общественной собственности (владения городских образований, юридических и физических лиц).
Следуя положениям российских нормативно-правовых актов, категория «государственная собственность» подразумевает имущество, собственником которого выступает Российская Федерация и субъекты, ее образующие [27]. То есть федеративное административно-территориальное устройство России обусловливает возможность существования двух видов государственной собственности:
собственности федеральной;
собственности региональной.
Исключительной собственностью Российской Федерации являются объекты:
объекты всемирного природного наследия;
ресурсы шельфа континентального значения;
ресурсы морской зоны экономической направленности России;
художественные ценности общегосударственного типа;
исторические ценности общегосударственного типа;
государственные банки;
государственная казна (денежные средства бюджета государственного уровня);
валютный фонд;
золотой запас;
государственное недвижимое имущество;
алмазный фонд и так далее.
Важно отметить, что понятие государственной собственности предполагает определенную классификацию ее объектов. Так, к разновидностям государственного типа собственности относятся:
объекты производства оборонного плана;
объекты, составляющие основу государственного богатства (природные ресурсы России, объекты естественного и историко-культурного наследства, ценности художественные и так далее);
объекты экономических секторов (именно они обеспечивают становление и жизнедеятельность экономических секторов этнического хозяйства);
объекты, необходимые для организации надлежащего функционирования федеральных структур управления и власти, а также для решения задач общероссийского значения (государственная казна, имущественные комплексы вооруженных сил и так далее);
дороги для автомобилей федерального уровня единого пользования.
Таким образом, в число объектов, составляющих государственную собственность на уровне регионов, подлежит включению:
имущество обеспечивает деятельность органов государственной власти на региональном уровне;
объекты, составляющие инфраструктуру региона;
земли под объектами региональной собственности.
Казенные имущественные комплексы закрепляются за государственными структурами и учреждениями в оперативное управление в соответствии со статьями 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации. Помимо этого, они формируют государственную казну. Важно заметить, что имущественные комплексы, располагающиеся в государственной собственности, могут закрепляться за учреждениями и предприятиями на следующих условиях:
право владения;
право пользования;
право распоряжения [17].
Необходимо дополнить, что денежные средства бюджета соответственного уровня, а также казенные имущественные комплексы, которые не прикреплены за учреждениями государственного значения, формируют государственную казну нашего государства, казну автономных округов, автономной области, федеральных мегаполисов, областей, краев, а также республик.
Государственная собственность отличается от частных собственников наличием особых функций, которые позволяют определять порядок реализации права собственности, которое ему принадлежит. Также отличается осуществления своих правомочий согласно общественным интересам.