Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Управление муниципальной системой образования в современных условиях (на примере Администрации городского округа Химки)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………4

Глава 1.
Организационно-правовые основы управления муниципальной системой образования в
современных условиях………………………………..7

1.1. Сущность и структура
муниципальной системы образования…………….7

1.2. Правовое
регулирование муниципальной системы образования……..….24

1.3. Особенности
управления муниципальной системы образования…….….27

Глава 2. Исследование
практики управления муниципальной системой образования на примере управления по
образованию Администрации городского округа Химки Московской области………………………………..34

2.1. Общая характеристика
системы образования городского округа Химки Московской области…………………………………………………………..…34

2.2. Местные правовые
акты в области регулирования образования……..….52

2.3. Анализ деятельности
органов управления образованием Администрации……………………………………………………………..……53

Глава 3. Предложения по
совершенствованию управления муниципальной системы образования……………………………………………………………..60

3.1. Разработка
мероприятий по совершенствованию управления муниципальной системы образования………………………………………….60

3.2. Планирование
внедрения разработанных мероприятий в практику управления муниципальной системы
образования…………………………….61

3.3. Оценка эффективности
разработанных мероприятий…………………….62

Заключение……………………………………………………………………….64

Список источников и
литературы……………………………………………….67

 



 

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема развития
муниципального образования (далее – МСО) становится в настоящее время все более
актуальной. При характерном для современного состояния системы управления образованием
процессе децентрализации именно муниципальный уровень образования способствует
своевременной и эффективной перестройке образовательных процессов.

От того насколько успешно
будет функционировать муниципальная система образования, зависит модернизация и
развитие образования в целом. Любая система – это определённое количество
взаимосвязанных элементов, представляющих собой единое целое.

Сегодня существует
несколько различных трактовок определения муниципальной системы образования.
Доманов А.И. представляет муниципальную систему образования как «..совокупность
взаимодействующих преемственных образовательных программ, созданных на основе
государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности,
сети реализующих их образовательных учреждений, находящихся на территории
муниципального образования» [2,42].

Учредителями
муниципальных учреждений образования являются местные органы управления
образованием. Основная цель развития МСО – создание условий для её устойчивого
развития, обеспечивающего равные права потребителей образовательных услуг на
уровне федеральных государственных образовательных стандартов. Отметим, что в
основе управления системой образования муниципалитета — принцип целостности
учебно-воспитательного процесса Ильина В.С.

Саморазвитие
образовательных систем на муниципальном уровне достаточно подробно описано в
работах Акинфиевой Н.В., Бутко Е.А., Комарова Б.С., Кошелева В.А., Леднева
B.C., Смирнова И.П. При моделировании МСО учитываются педагогическая,
методическая и управленческая деятельность. Они, безусловно, связаны с
реализацией традиционных и инновационных образовательных программ, повышением
профессионального мастерства педагогов, ресурсным и материально-техническим
обеспечением деятельности образовательных учреждений муниципалитета. От всех
этих составляющих зависит стабильность муниципальной системы образования и её
эффективность. А это позволит: — грамотно сконцентрировать имеющиеся ресурсы; —
разработать наиболее эффективный путь для достижения результата в установленные
сроки; повысить уровень личной ответственности каждого из субъектов,
участвующих в реализации МСО; — оперативно реагировать на изменения в сфере
образования.

Показатели и индикаторы
успешного развития системы МСО так же подробно представлены в
научно-методической литературе. При их выполнении учитывается ряд основных моментов:
качество предоставляемых образовательных услуг с учётом запросов потребителей;
количество инновационных программ, разработанных и внедряемых педагогическими
кадрами муниципалитета; развитие системы дополнительного образования; внедрение
системы мониторинга развития учреждений образования; заинтересованность
работодателей в развитии образовательной сферы и т.д.

Муниципальная система
образования формируется с учётом всех выше указанных показателей. На её
полноценное функционирование влияет множество социальных и экономических
факторов: плотность и уровень населения, наличие необходимой инфраструктуры,
занятость населения и уровень безработицы, потребность в образовательных
услугах.

Таким образом, целью данной работы
является изучение
управления муниципальной системой образования в
современных условиях.

В соответствии с целью выдвигаются следующие
задачи:

1.     Определить
организационно-правовые основы управления муниципальной системой образования в
современных условиях.

2.     Проанализировать
управление муниципальной системой образования на примере управления по
образованию Администрации городского округа Химки Московской области.

3.     Предложить мероприятия по
совершенствованию управления муниципальной системы образования.

Объектом исследования
выступает
Администрация городского округа Химки Московской
области.

Предметом — процесс
организации и управления
муниципальной системой образования.

Гипотеза исследования:
качество образования на муниципальном уровне будет эффективным при создании
системы более жесткого, регламентированного контроля всех необходимых структур.

Научная новизна исследования
заключается в том, что на основе его результатов сконструирована нормативная
модель управления качеством образования на
муниципальном уровне
, интегративно сочетающая целевые, процессуальные
компоненты управленческой деятельности, позволяющие предвидеть образовательную
траекторию субъектов управления.

Практическая значимость исследования:
отдельные положения в работе могут быть использованы на этапах разработки и
совершенствования систем управления образовательным процессом на муниципальном
уровне.

Методы исследования:
анализ литературы, изучение и обобщение опыта управленческой деятельности
образовательным учреждением.

Данная работа включает в себя введение, три
главы, заключение, список литературы.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы
подведем итог проведенному исследованию.

Цель данной работы заключалась в изучении управления муниципальной системой образования в
современных условиях.

Проведенное исследование
позволило выявить, что образовательный процесс сегодня находится на стадии
преобразования: классические технологии управления данным процессом уходят в
прошлое или сочетают в себе признаки новых технологий, которые направленные на усовершенствование
процесса управления образовательного процесса.

Образование является
одним из важнейших элементов формирования целостно развитой личности в
современном обществе, поэтому именно на достижение формирования полноценной
личности школьника и стремится вся система образовательного процесса.

Сегодняшняя
образовательная среда требует к себе особого внимания, поскольку изменения в
обществе требуют адаптации будущих специалистов к этим условиям, а это
выдвигает определенные требования ко всем субъектам образовательного процесса в
части совершенствования своей деятельности и отношений к образовательному
процессу, к изучению происходящих изменений и прогнозированию различных видов
деятельности [2, 3, 7, 12, 13, 16, 17, 18].

Необходимость учета
различных обстоятельств, связанных с изменениями в обществе, в образовании,
требует хорошо отлаженной системы управления во всех звеньях иерархии
социально-образовательной среды. Однако выполнение функций управления требует
постоянного мониторинга ситуации, моделирования и исследования инноваций,
прогнозирования результатов и принятия решений, а это, в свою очередь, требует
решения комплекса вопросов [1, 5, 12, 15, 19]

Процесс управления
образовательного процесса очень сложен и сочетает в себе многочисленные
технологии, которые направленные на стабильное его формирование. Одной из
наиболее распространенной, и наиболее востребованной является современная
технология, которая управляет образовательным процессом по средствам
информации, а именно информационная технология.

Данную технологию в
образовательном процессе можно считать ведущей, так как обучающиеся именно в
процессе работы с информацией получают все необходимые знания и навыки, а
педагоги и менеджеры системы образования именно благодаря данной технологии
способны управлять, полноценно, образовательным процессом.

В связи с модернизацией
системы профессионального образования актуально звучат вопросы управления
процессом обучения. Возникает необходимость в современных подходах, которые
могут обеспечить эффективную работу в профессиональной образовательной организации.

Также был проведен анализ
возможностей совершенствования деятельности коллектива в
социально-образовательной среде. Показаны пути решения проблем управления
организацией и персоналом. Выработаны подходы к решению проблем развития
управленческой компетентности персонала в образовательном учреждении.

Определены основные задачи и пути их
решения, способствующие реализовать потенциал социально-образовательной среды и
субъектов образовательного процесса, для управленческой компетентности
персонала, эффективного управления деятельностью организации.

Далее были представлены направления
совершенствования профессионального обучения, выявленные и обобщенные на уровне
региона, тенденции реализации Государственной программы Московской области
«Образование Подмосковья», подчеркнуты образовательные подходы, методы и
элементы профессиональной компетентности, значимость дуального обучения,
содержание компетентность-ориентированного профессионального образования,
развития Центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Также
рассматривались вопросы функционирования муниципальной системы образования в
условиях современного развития образования. Была произведена попытка анализа
основных проблем, предложены перспективы развития. Таким образом, современные
социально-экономические, информационно-инновационные вызовы активизируют
научно-практические разработки по профессиональному образованию, которое
представляет собой динамичный интегрированный процесс по достижению
профессионального результата и развития личности на основе овладения
современными знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным
специальностям и профессиям, востребованными на рынке труда.

Для Московского региона
профессиональное образование базируется на реализации Государственной программы
«Образование Подмосковья» на 2014–2025 годы, включающей 7 подпрограмм.

Основные направления
совершенствование профессионального образования связаны с мониторингом
потребности экономики в специалистах, разработкой четких требований к
конкурентоспособности кадров, сбалансированности состава и структуры
образовательных учреждений, усилением стимулирования и мотивации учащихся и
наставников, совершенствованием механизмов государственно-частного партнерства,
динамичным обновление технологий, методов и стратегий профессиональной
подготовки и тренингов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1.
Сущность и структура муниципальной системы образования

 

В мировой
науке растет исследовательский интерес к воспроизводству человеческого капитала
– основного ресурса социально-экономического развития любой страны. Основной
сферой формирования человеческого капитала является образовательная система
государства. Поэтому от состояния образовательной системы во многом зависит
будущее государства, темпы его экономического развития, уровень благосостояния
граждан.

Базовый человеческий
капитал в России формируется преимущественно в муниципальной системе
образования. Кроме того, в муниципальной системе образования реализуется более
70% всей образовательной деятельности в стране [1]. В связи с этим приобретает
актуальность задача анализа теоретических аспектов управления муниципальной
системой образования: ее структуры, нормативно-правового регулирования,
существующих проблем и потенциалов развития.

В Российской Федерации
сформирована структура управления образованием по линейно-функциональной схеме:
вертикальная организация управления с распределением функций по уровням
управления.

Система образования
Российской Федерации или государственная система образования, система
образования субъекта РФ – система образования региона, муниципальная система
образования, система образования образовательной организации составляют
определенную нормативными и правовыми актами страны административную иерархию.

Согласно статьи 10
действующего закона «Об образовании в Российской Федерации» система образования
в Российской Федерации включает в себя:

«1) федеральные
государственные образовательные стандарты и федеральные государственные
требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных
вида, уровня и (или) направленности;

2) организации,
осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников,
обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся;

3) федеральные
государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования,
созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации,
осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества
образования;

5) объединения
юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения,
осуществляющие деятельность в сфере образования» [9].

Комментарий к закону
гласит:

«Во-первых, в систему
образования включены все виды существующих совокупностей обязательных
требований к образованию…

Во-вторых, в систему
образования включаются наряду с организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, также педагогические работники, обучающиеся и их родители
(законные представители) (до возраста совершеннолетия обучающегося), что делает
их полноправными участниками образовательного процесса…

В-третьих, в систему
образования входят наряду с органами, осуществляющими управление в сфере
образования на всех уровнях власти, созданные ими консультативные,
совещательные и иные органы…

В-четвертых, в систему
образования включаются организации, осуществляющие обеспечение образовательной
деятельности, оценку качества образования…

В-пятых, в систему
образования помимо объединений юридических лиц, общественных объединений входят
объединения работодателей и их объединения, осуществляющие деятельность в сфере
образования. Такая позиция обусловлена активизирующимся направлением интеграции
образования, науки и производства; пониманием образования как процесса,
завершающегося трудоустройством и ориентацией в связи с этим на запросы мира
труда» [2].

Таким образом, в законе «Об
образовании в Российской Федерации» через структуру системы были закреплены
изменившиеся нормы образовательных отношений и возникшие тенденции ориентации
системы образования на запросы экономики.

Любым социальным
системам, в том числе научно-образовательным коллективам, характерны быстро
меняющиеся процессы, причем они обладают свойством неопределенности,
нелинейности, а это приводит к росту разнообразия, следовательно, к росту числа
и объема требуемых знаний для осуществления управленческих функций, повышает
значимость квалифицированных управленцев в успехе деятельности организации,
коллектива [5, 13, 14, 21].

Сегодняшняя
образовательная среда требует к себе особого внимания, поскольку изменения в
обществе требуют адаптации будущих специалистов к этим условиям, а это
выдвигает определенные требования ко всем субъектам образовательного процесса в
части совершенствования своей деятельности и отношений к образовательному
процессу, к изучению происходящих изменений и прогнозированию различных видов
деятельности [2, 3, 7, 12, 13, 16, 17, 18].

Необходимость учета
различных обстоятельств, связанных с изменениями в обществе, в образовании,
требует хорошо отлаженной системы управления во всех звеньях иерархии
социально-образовательной среды. Однако выполнение функций управления требует
постоянного мониторинга ситуации, моделирования и исследования инноваций,
прогнозирования результатов и принятия решений, а это, в свою очередь, требует
решения комплекса вопросов [1, 5, 12, 15, 19]. Чем или кем управлять? Кто
должен управлять? Как управлять? Что делать? Появление вопросов, касающихся
процессов управления, обращает внимание на необходимость повышения
управленческой компетентности субъектов данного процесса.

Применительно к
социально-образовательной среде управлять различными процессами вынужден каждый
субъект: управление познавательной деятельностью, учением, управление подразделением,
управление коллективом, управление каким-либо видом деятельности, управление
поведением обучающихся и др. Поэтому в научно-методических источниках процессы
управления и управленческая компетентность руководителей выделяются в качестве
решающих факторов успеха в деятельности организации, коллектива, личности [1,
2, 3, 4, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20].

 С учетом специфики управленческой деятельности
исследователи выделяют компоненты управленческой компетентности, которые
определяют проблематику исследования по совершенствованию управленческой
деятельности с учетом специфики среды: содержания функций, условий
функционирования социальных систем, состояния и поведения элементов системы,
характера отношений и др. [2, 4, 7, 8, 16, 20].

Все вышеуказанные факторы
требуют новых подходов к повышению компетентности управленцев, причем не только
в специально организованных условиях обучения, в классическом его понимании, но
и в процессе практической деятельности субъектов социально-образовательного
процесса. Процессы управления, методы и формы обучения взаимообусловлены и
развивались в соответствии с потребностями общества: во-первых, они влияли на
формирование особенностей управленческой деятельности, во-вторых, требовали от
управленца учета изменений в конкретной сфере общественной деятельности, в
которой осуществляется управление, в частности, в сфере образования.

Следует отметить, что
подготовка управленца для сферы образования предполагает формирование тех
знаний, умений и навыков, которые необходимы в данный момент, однако в этом
случае мы не получим инноватора, готового развивать сферу образования. На деле
подобный консерватизм исключается и управленец получает развитие, если для
этого были созданы условия, суть которых описана в различных научно-методических
материалах [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 16, 17, 20].

Прежде всего будущего или
действующего управленца следует мотивировать к самостоятельному мышлению,
создавая тем самым потребность к «инакомыслию» для новаций в сфере образования,
а это может формироваться путем участия в различных научно-методических
дискуссиях, где будут рассматриваться конкретные ситуации проблемного
характера, вырабатываться меры для разрешения проблем, что позволит
генерировать идеи, формировать новые знания [1, 2, 6, 7, 8, 10, 16, 18, 20].

Для этого, в частности,
выработан ряд принципов обучения методом дискуссий [9, с. 56]: обсуждение
должно быть формой партнерских отношений между преподавателем и обучаемыми,
между самими обучаемыми в учебных группах; группа обучения – единое сообщество,
принимает цели обучения и активно участвует в их достижении; сотрудничество
преподавателей с обучаемыми. В процессе учебного занятия они равноправные
партнеры, преподаватель не ведет, а направляет обсуждение; двойная
компетентность преподавателя – в содержательной части и управлении процессом
обучения. Реализуемость и целесообразность данных принципов с практической
точки зрения подтверждается многими исследователями [2, 4, 7, 12, 20 и др.].

В практике деятельности
социально-образовательных формирований метод дискуссий применим при реализации
следующих форм профессиональной коммуникации, где участвуют
субъекты-управленцы: заседания кафедры и ученого совета, научно-методические
конференции, семинары, совещания, мероприятия организационного характера, в
ходе который нужно выработать решения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы