Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Управление государственной собственностью и меры по его совершенствованию

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 6
1.1. Сущность и содержание государственной собственности 6
1.2. Функции государственной собственности и ее роль в экономике региона 11
1.3. Основные методы управления государственной собственностью 23
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В Г.МОСКВЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ 29
2.1. Общая характеристика департамента имущества г. Москвы 29
2.2. Анализ деятельности департамента имущества г. Москвы в сфере управления государственной собственностью 43
2.3. Предложения по совершенствованию деятельности департамента имущества г. Москвы в сфере управления государственной собственностью 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 69

  

Введение:

 

Государственной собственностью в Российской Федерации, согласно ст. 214 ГК РФ, является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, является материальной основой для функционирования государственного сектора экономики. В настоящее время государственный сектор экономики существует во всех странах мира и как экономический феномен присущ всем историческим эпохам и общественно-экономическим формациям.
На сегодняшний день проблемы, относящиеся к использованию государственного имущества и эффективному управлению им, недостаточно теоретически проработаны как экономической, так и юридической наукой. В то же время эти вопросы имеют чрезвычайно важное практическое значение: имущество, находящееся в государственной собственности, является важнейшим источником обеспечения деятельности государства и финансирования осуществляемых им функций, включая реализацию политических, экономических и социальных программ. Это имущество представляет собой составную и важнейшую часть социальной и экономической инфраструктуры государства.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что госсектор всегда выступал в качестве спасательного круга «тонущей» национальной экономики. Его позитивная роль всегда существенно возрастала в периоды войны или при необходимости обеспечить безопасность государства, а также в кризисных ситуациях. В ряде случаев возрастает значение госсектора при осуществлении страной экономического «прорыва», при освоении новых территорий и технологий. Таким образом, госсектор становится особенно нужным и эффективным в тяжелые для нации периоды.
В мирное время благодаря госсектору многим странам удается осуществить масштабные научно-технические программы и сгладить региональные проблемы развития территорий. В данном контексте госсектор выступает в качестве инструмента проведения структурной и научно-технической политики.
Наличие мощного госсектора чрезвычайно благотворно для реализации инициативной промышленной политики. Путем административных действий государство может переориентировать финансовые потоки на осуществление выбранных им направлений развития и обеспечить необходимыми финансовыми средствами имеющиеся в его распоряжении предприятия. Это ускоряет и облегчает структурный маневр.
В условиях нарастания санкций против России, невозможности получения дешевых кредитов, отсутствия доступа к новым высоким технологиям проведение новой индустриализации без государственной собственности осуществить нельзя. Поэтому сегодня как никогда важно сформировать эффективную систему управления государственным сектором, перейдя на качественно новый уровень механизмов и институтов управления им.
Целью исследования является совершенствование системы управления государственной собственностью на примере деятельности департамента имущества г. Москвы.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
— рассмотреть сущность и содержание государственной собственности;
— провести анализ деятельности департамента имущества г. Москвы в сфере управления государственной собственностью;
— сформулировать предложения по совершенствованию деятельности департамента имущества г. Москвы в сфере управления государственной собственностью.
Объект исследования – департамент имущества г. Москвы
Предметом исследования является процесс повышения эффективности деятельности департамента имущества г. Москвы в сфере управления государственной собственностью.
Теоретической основой исследования послужили труды и работы отечественных авторов Халиулина, В.В., Нуреев Р. М., Наумов, С.Ю., Лушникова Т. Ю., Львов Д. С., Кошкин, В.И., Беляев, С.Г., Дорогов, Н.И и др.
Основу информационной базы работы составляют аналитические материалы специализированных периодических изданий и ресурсы тематических источников информации сети Интернет.
Практическую основу исследования составили методы: системного анализа, анализа научной, периодической литературы и документов организации, неструктурированное интервью.
Структура квалификационной работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, задачи, предмет и объект исследования.
Первая глава теоретическая, в ней раскрывается сущность понятия государственная собственность, ее функции и основные методы управления.
Вторая глава практическая. В ней дается общая характеристика департамента имущества г. Москвы. Анализируется деятельность департамента в сфере управления государственной собственностью. Затем приводятся предложения по совершенствованию работы департамента имущества г. Москвы в сфере управления государственной собственностью.
Заключение работы представляет собой обобщение основных результатов проведенной работы. В библиографии представлен список литературы, использованной в процессе подготовки работы.
В приложении представлены данные, иллюстрирующие содержание работы. Приложения содержат иллюстративно-графические материалы, помогающие более ясно пониманию текста дипломной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.
Государственная собственность выполняет ряд важнейших для экономики функций:
1) Формирует материальные предпосылки с целью обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала.
2) Государственная собственность устраняет негативные последствия экономического кризиса.
3) Государственная собственность обеспечивает производство общественных благ и др.
Методы управления государственной собственностью достаточно многочисленны, среди них можно выделить: прямые, косвенные, координационно-правовые, координационно-экономические и др.
Деятельность Департамента городского имущества г. Москвы приносит в бюджет ежегодно порядка 100 млрд рублей. Раньше было три разных департамента: земельных ресурсов, городского имущества и жилищной политики, теперь они объединены в один, который состоит из 2 000 человек.
Доход приносит сбор арендной платы за использование земельных участков. Он составляет около 50 миллиардов в год.
Такая же сумма набирается с продажи земли и имущества. Чтобы облегчить работу такого большого ведомства, сотрудниками была разработана особая система подготовки документов – в ней собраны шаблоны практически всех документов, которые выходят из департамента.
Это ускорило сроки подготовки документов, помогло освободить сотрудников от технической работы.
Безусловно в деятельности такого большого органа власти встречается немало сложностей, связанных с большим количеством объективных и субъективных причин – от несовершенства федерального законодательства до человеческого фактора:
— есть трудности в передаче имущества между государственными казенными учреждениями, чтобы сменить балансодержателя, приходится собирать большое количество документов, а сам процесс передачи имущества сильно затягивается,
— Департамент работает с огромным объемом законодательной базы, но ввиду ее несовершенства, правовых пробелов, постоянно возникают сложные ситуации, выйти из которых можно только по средствам внесения изменений и дополнений в федеральной законодательство,
— отрыв полномочий собственника федерального имущества от полномочий участника бюджетного процесса.
В целях совершенствования деятельности работы Департамента необходимо:
— определить целевые функции управления объектом государственного имущества,
— постоянно повышать компетентность и уровень знаний руководства, установить нормативы, предъявляемые к управленческому составу подведомственных учреждений,
— выработать единые нормы оценки эффективности управления государственной собственностью,
— повысить качество учета и мониторинга,
— создать условия, при которых не будут допускаться коррупционные нарушения в сфере управления государственным имуществом,
— отделить объекты собственности, необходимые для решения социальных вопросов, и объекты имущества, используемые для получения дополнительных доходов местного бюджета.
Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день Департамент сталкивается с большим количеством сложностей, связанных как с несовершенством действующего законодательства, так и его пробельностью в некоторых вопросах – данные проблемы характеры не только для Москвы, но и для многих регионов России, в связи с чем требуют скорейшего решения.

 

Заключение:

 

Государственной собственностью в Российской Федерации, согласно ст. 214 ГК РФ, является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, является материальной основой для функционирования государственного сектора экономики. В настоящее время государственный сектор экономики существует во всех странах мира и как экономический феномен присущ всем историческим эпохам и общественно-экономическим формациям.
На сегодняшний день проблемы, относящиеся к использованию государственного имущества и эффективному управлению им, недостаточно теоретически проработаны как экономической, так и юридической наукой. В то же время эти вопросы имеют чрезвычайно важное практическое значение: имущество, находящееся в государственной собственности, является важнейшим источником обеспечения деятельности государства и финансирования осуществляемых им функций, включая реализацию политических, экономических и социальных программ. Это имущество представляет собой составную и важнейшую часть социальной и экономической инфраструктуры государства.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что госсектор всегда выступал в качестве спасательного круга «тонущей» национальной экономики. Его позитивная роль всегда существенно возрастала в периоды войны или при необходимости обеспечить безопасность государства, а также в кризисных ситуациях. В ряде случаев возрастает значение госсектора при осуществлении страной экономического «прорыва», при освоении новых территорий и технологий. Таким образом, госсектор становится особенно нужным и эффективным в тяжелые для нации периоды.
В мирное время благодаря госсектору многим странам удается осуществить масштабные научно-технические программы и сгладить региональные проблемы развития территорий. В данном контексте госсектор выступает в качестве инструмента проведения структурной и научно-технической политики.
Наличие мощного госсектора чрезвычайно благотворно для реализации инициативной промышленной политики. Путем административных действий государство может переориентировать финансовые потоки на осуществление выбранных им направлений развития и обеспечить необходимыми финансовыми средствами имеющиеся в его распоряжении предприятия. Это ускоряет и облегчает структурный маневр.
В условиях нарастания санкций против России, невозможности получения дешевых кредитов, отсутствия доступа к новым высоким технологиям проведение новой индустриализации без государственной собственности осуществить нельзя. Поэтому сегодня как никогда важно сформировать эффективную систему управления государственным сектором, перейдя на качественно новый уровень механизмов и институтов управления им.
Целью исследования является совершенствование системы управления государственной собственностью на примере деятельности департамента имущества г. Москвы.
Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:
— рассмотреть сущность и содержание государственной собственности;
— провести анализ деятельности департамента имущества г. Москвы в сфере управления государственной собственностью;
— сформулировать предложения по совершенствованию деятельности департамента имущества г. Москвы в сфере управления государственной собственностью.
Объект исследования – департамент имущества г. Москвы
Предметом исследования является процесс повышения эффективности деятельности департамента имущества г. Москвы в сфере управления государственной собственностью.
Теоретической основой исследования послужили труды и работы отечественных авторов Халиулина, В.В., Нуреев Р. М., Наумов, С.Ю., Лушникова Т. Ю., Львов Д. С., Кошкин, В.И., Беляев, С.Г., Дорогов, Н.И и др.
Основу информационной базы работы составляют аналитические материалы специализированных периодических изданий и ресурсы тематических источников информации сети Интернет.
Практическую основу исследования составили методы: системного анализа, анализа научной, периодической литературы и документов организации, неструктурированное интервью.
Структура квалификационной работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, задачи, предмет и объект исследования.
Первая глава теоретическая, в ней раскрывается сущность понятия государственная собственность, ее функции и основные методы управления.
Вторая глава практическая. В ней дается общая характеристика департамента имущества г. Москвы. Анализируется деятельность департамента в сфере управления государственной собственностью. Затем приводятся предложения по совершенствованию работы департамента имущества г. Москвы в сфере управления государственной собственностью.
Заключение работы представляет собой обобщение основных результатов проведенной работы. В библиографии представлен список литературы, использованной в процессе подготовки работы.
В приложении представлены данные, иллюстрирующие содержание работы. Приложения содержат иллюстративно-графические материалы, помогающие более ясно пониманию текста дипломной работы.

 

Список литературы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
1.1. Сущность и содержание государственной собственности

В современном государстве отношения государственной собственности предопределяют конкурентоспособность национальной экономики в мире, а также обеспечивают устойчивость государственного управления, стабильность экономического роста и социальную справедливость.
В России основы возникновения и существования государственной и муниципальной собственности заложены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации , где сказано, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» , «имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» .
В современной экономической литературе существенно различаются подходы к исследованию сущности государственной собственности и, соответственно, ее трактовки. Как следствие, до сих пор остаются недостаточно разработанными характеристики этой категории, и отсутствует ее единое определение.
В рамках исследования государственной собственности как научной категории особый интерес, на наш взгляд, представляют следующие подходы к трактовке сущности государственной собственности:
-ресурсный (ресурсно-доходный, факторный);
-функциональный;
-институциональный;
-социально ориентированный.
С позиций ресурсного (факторного) подхода государственная собственность трактуется как принадлежащее государству имущество — естественные ресурсы и недвижимое имущество.
Таким образом, государственная собственность отождествляется с ее материально-вещественным содержанием.
Так, А.М. Волков под государственной собственностью понимает «предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность)» .
По мнению исследователя Р.М. Нуреева, «Сумма ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и составляет общественный сектор экономики. При этом государственную собственность можно трактовать как накопленный запас, а государственные финансы (доходы и расходы) — как потоки собираемых и расходуемых средств» .
Е.В. Балацкий считает, что «государственная собственность — это все нематериальное и материальное имущество, находящееся в распоряжении государства», при этом под государственным сектором понимается «…совокупность государственных предприятий, организаций и учреждений» .
Во всех приведенных суждениях сущность государственной собственности раскрывается с позиций «грубого материализма», происходит отождествление государственной собственности с объектами государственной собственности, государственным имуществом.
«Такой подход к государственной собственности преобладал в рамках политической экономии, он используется и в современной статистике. …
Однако недостаточность подобного подхода выявилась как с позиций воспроизводственного подхода в рамках политической экономии, так и с позиций неоинституциональной теории» .
Функциональный подход к определению сущности государственной собственности проявляется в возможности «обозначения ее содержания через социально-экономический процесс, реализующий определенные интересы. Государственная собственность при таком подходе выступает как процесс, реализующий общегосударственные (общенациональные) интересы».
«Государственная собственность — это одна из функциональных форм собственности, целью функционирования которой является обеспечение стратегических государственных интересов, целостности жизнеобеспечения государства, роста общественного благосостояния и реализация стратегии развития» .
Одно из определений государственной собственности дает в своей работе А.В. Савченко: «государственная собственность представляет собой определенную систему отношений по поводу присвоения материальных и духовных благ государством в целях общегосударственных (общенациональных) интересов» .
Авторы большинства подходов к определению сущности государственной собственности исходят из того, что субъектом государственной собственности является государство, что видится вполне резонным и естественным.
Однако государство само по себе является общественным продуктом, поэтому, строго говоря, субъектом собственности общественных благ является общество, а вовсе не государство, и в то же время между государством и обществом формируются агентские отношения.
Следующая существенная характеристика государственной собственности — ее социальный характер. Отношения собственности возникают и существуют именно внутри общества и вне общества невозможны.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы