Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ по развитию культуры мегаполиса

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Управление деятельностью по популяризации культурного наследия города Москвы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Культурное наследие Города Москвы, как объект социально-культурной деятельности 6
1.1.Сущность и содержание, понятие культурного наследия 6
1.2. Нормативная, правовая база сохранения объектов культурного наследия 15
1.3.Своеобразие культурного наследия Города Москвы 24
2. Пути и формы популяризации культурного наследия города Москвы 38
2.1.Практика популяризации наследия в современной социально-культурной деятельности 38
2.2. Анализ путей и форм популяризации культурного наследия учреждений культуры города Москвы 48
2.3. Деятельность музея Булгакова ГБУК города Москвы «Музей М.А.Булгакова» 56
3. Проектная реализация социально-культурных проектов, направленных на популяризацию культурного наследия в 62
музее М.А. Булгакова 62
3.1. Анализ наследия М.А. Булгакова 62
3.2. Исследование социального образа посетителя музея 66
3.3. Проект «Наследие Булгакова» 74
Заключение 77
Список использованных источников 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования определяется тем, что сознавая особое значение культурных ценностей и их важнейшую роль в развитии образования, науки, культуры, а также в обогащении культурной жизни народов и взаимного сотрудничества, каждое государство стремится к сохранению этих предметов для последующих поколений.
В начале девяностых годов в России наблюдалась устойчивая тенденция к утрате культурных ценностей. Из-за увеличения потребительской ценности, не подверженной влиянию инфляции, они стали наиболее прибыльным средством капиталовложений. За короткое время незаконный бизнес, связанный с ними, и особенно с их перепродажей за рубеж, получил широкие возможности и стабильные формы. Незаконная торговля культурными ценностями в масштабах была сравнима с теневой торговлей оружием и наркотиками. Достаточно сказать, что прибыль, получаемая преступным миром от их продажи, составляет несколько миллиардов долларов в год. В результате быстрого роста преступной деятельности большая часть культурных ценностей была разграблена и вывезена за границу. По мнению экспертов, Россия потеряла до восьмидесяти процентов произведений искусства допетровской России.
Между тем именно состояние культурных ценностей составляет национальное богатство государства, которое определяет духовное здоровье нации и будущее народов России на рубеже нового тысячелетия.
Проблемы сохранения культурного наследия включают, прежде всего, отсутствие должного внимания к этой проблеме академической правовой науки, отсутствие комплексного подхода и крайняя несогласованность в создании законодательной и нормативной базы в области сохранения и использование культурных ценностей.
Только недавно культурные учреждения во всем мире осознали необходимость общения с самой широкой аудиторией, включая политиков, важность защиты культурного наследия за качество повседневной жизни людей. Часто наше восприятие культуры настолько прямое, что мы воспринимаем культурное наследие как нечто само собой разумеющееся, не осознавая, насколько оно хрупкое и подвергается угрозам со стороны природы и людей. К ним относятся: неконтролируемая коммерческая деятельность, вечная нехватка средств, необходимых для сохранения и сохранения памятников культуры, равно как и безразличие, когда сохранение культурного наследия рассматривается как второстепенная задача.
Хотя сохранение культурного наследия стало рассматриваться многими правительствами как задача, имеющая большое общественное значение, осведомленность общественности о важности защиты памятников культуры до сих пор значительно отставала от необходимости защиты окружающей среды и дикой природы.
Степень изученности темы: А. А. Емельянов; С. Г. Иванова; В. Б. Исраелян; М. М. Скуратовская; Ю. Г. Бабаева; С.А. Окольникова; Т.С. Курьянова.
Объект исследования — культурное наследие.
Предмет исследования – методы популяризации культурного наследия.
Эти факторы в совокупности обусловили цель работы, которая стоит в разработке проекта, направленного на популяризацию культурного наследия в музее М.А. Булгакова.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— изучить культурное наследие Города Москвы;
— рассмотреть культурное наследие как объект популяризации;
— изучить деятельность учреждений культуры по популяризации культурного наследия;
— провести исследования возможности проектной реализации социально-культурных проектов, направленных на популяризацию культурного наследия в музее М.А. Булгакова;
— по результатам проведенного анализа разработать авторский проект, направленный на популяризацию культурного наследия в музее М.А. Булгакова.
Структура дипломной работы определена целью и задачами и представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников, приложениями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На сегодняшний день в научной литературе отсутствует единое и общепринятое определения дефиниции «культурное наследие». Основной моментом разногласий является междисциплинарность понятия – единое определение не в состоянии удовлетворить специалистов различных отраслей науки. В ходе исследования установлено, что определения дефиниции «культурное наследие» можно разбить на несколько групп по основным факторам определения:
— информационная составляющая культурного наследия — культурное наследие, как форма передачи опыта (информации) от одного поколения к другому;
— социально-экономический аспект культурного наследия – наследие является полноценным участником экономических и социальных процессов, протекающих в обществе;
— географический аспект культурного наследия — невозможно говорить о наследии в отрыве от естественной и исторической среды.
Выявлено, что к основным нормативно-правовым документам по сохранению объектов культурного наследия относятся:
— Гаагская конвенция «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» (от 14 мая 1954 года);
— Конвенция ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» (от 16 ноября 1972);
— Конституция Российской Федерации (п. 3 cт. 44 Конституции РФ каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры);
— федеральный закон от 25.06.2002 № 73 ФЗ (последняя редакция от 07.03.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
— Устав города Москвы (Закон города Москвы от 28.06.1995, последняя редакция от 02.07.2014);
— Закон города Москвы от 14.07.2000 № 26 (последняя редакция от 07.05.2014) «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры»;
Выявлено, что на территории Москвы находится 7610 объектов культурного наследия: здания – 4 111 объектов; исторический и воинский некрополь – 1770 объектов; сооружения – 728 объектов; объекты археологического наследия – 381 объект; объекты садово-паркового искусства – 212 объектов; произведения монументального искусства – 212 объектов; архитектурно-художественные надгробия – 196 объектов. Из них 4 являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО — Московский Кремль и Красная площадь, Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, Церковь Вознесения в Коломенском, Ансамбль Новодевичьего монастыря.
К основным путям и формам популяризации культурного наследия города Москвы следует отнести широко распространенные инструменты пропаганды: телевидение, печатные издания, интернет.
Однако следует отметить, что в современной практике популяризации культурного наследия приобретает главенствующее значение фактор интернет-доступности. Именно цифровые телекоммуникационные технологии обеспечивают единство культурного пространства обеспечивая доступ всех граждан мира к историко-культурным ценностям независимо от места их проживания и физических возможностей.
Также следует выделить ряд инновационных форм популяризации культурного наследия, развитых на территории г.Москвы: процентная филантропия, общество друзей учреждений культуры, краудфандинг.
В 2007 году был открыт единственный в г. Москве музей, посвященный творчеству и жизненному пути выдающегося писателя Михаила Булгакова. Коллекция музея насчитывает порядка 3 000 экспонатов. В музее реализуются 14 экскурсионных программ, 3 из которых являются театрализованными, 3 спецпроекта — исследовательский проект «Дом на Большой Садовой»; Цикл выставок «Слова и вещи»; литературно-экскурсионный проект – «Москва Михаила Булгакова».
Можно утверждать, что настоящее время музей М.А. Булгакова расширяет поле культурной деятельности, сочетая динамичную программу традиционных музейных мероприятий с поиском инновационных форм популяризации булгаковского наследия города.
О результативности программы развития музея свидетельствует положительная динамика посещаемости – в период с 2015 по 2018 годы наблюдается рост с 52 тыс.посетителей в год до 68 тыс.
В ходе исследования социального образа посетителя музея установлено что о музее чаще узнают:
— из СМИ — 45 % респондентов;
— от друзей и знакомых — 35% респондентов.
Наружная реклама дает крайне низкий показатель – 8% респондентов.
Частота посещений музея свидетельствует, о низком проценте повторных посещений: часто – 10% респондентов; иногда – 12% респондентов. Основной целью посещения являются: посещение с ребенком в целях образования — 47% респондентов, самообразование — 40% респондентов. Только 30% опрошенных бывают на специальных мероприятиях музея. Более 80% респондентов положительно оценивают условия посещения музея и место оказания услуг.100% респондентов удовлетворены программой посещения музея.
С целью популяризации культурного наследия был разработан проект-квест «Наследие Булгакова». Целевой аудиторией проекта являются «знатоки» творчества М.А. Булгакова, желающие проверить себя. Условия проведения квеста — необходимо набрать две команды, состав команды от 4-х до 8-ми человек. Данный проект поспособствует формированию постоянного «круга друзей» музея.
В рамках проекта автором разработаны: концепция проекта, вид проекта, цель проекта, задачи, этапы работы, команда проекта, ресурсная база проекта, правила проекта. Разработан авторский сценарий организации и проведения мероприятия.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Культурное наследие Города Москвы, как объект социально-культурной деятельности
1.1.Сущность и содержание, понятие культурного наследия

Сегодня достаточно актуальным является вопрос использования объектов культурного наследия в социально-экономических процессах, в частности в сфере туризма. Эта задача связана с рядом проблем, одной из которых является определение самого понятия «культурное наследие». Без ее решения невозможна охрана и адаптация объектов культурного и природного достояния в туристических процессах, которые динамично развиваются как в нашем государстве, так и во всем мире.
Культурное наследие — важная часть жизни каждого народа. По этой причине следует знать, что такое культурное наследие и почему так важно его сохранение. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества.
Понятие «культурное наследие» – одно из основных и фундаментальных понятий культурологии. Исследуя тенденции культурных процессов настоящего, мы рано или поздно обращаемся к культурному наследию – фундаменту, заложенному нашими предшественниками в прошлом, от которого зависит будущее современной культуры. Но, как справедливо заметил исследователь А.В. Лисицкий «… дать определение феномена «наследие» и связанным с ним терминологическим кругом, пусть даже и, поставив во главу угла его материальную («построенную») составляющую … почти также сложно, как и дать определение самой культуре, как суперсистема высшего ранга» .
Первым проблемным вопросом в определении понятия культурного наследия является наличие двух вариантов использования этой дефиниции: как собственно «культурное наследие» и «историко-культурное наследие». В научной литературе встречаются оба варианта. В контексте нашего исследования следует определиться с другом формулировкой.
Кандидат философских наук В.Л. Базанов предлагает определять категорию культурного наследия как историко-культурное наследие. Он подчеркивает значение исторического аспекта: «Конкретно речь идет не только о простом использовании продуктов материального и духовного производства прошлых эпох, но и об изучении их эволюции, рассмотрении в пространственном и временном аспектах исторического развития» .
Правовед Н. Михайлова тоже считает, что наиболее целесообразным термином, который дает совокупное определение компонентов, которые он содержит в себе, и раскрывает их содержание в правовом аспекте, является термин «историко-культурное наследие». По мнению ученого, этот термин имеет обобщающий, более универсальный характер. Его употребление представляется более органичным при рассмотрении вопросов государственно-правовой охраны как «культурных ценностей», так и «культурного наследия», «памятников истории и культуры», «исторических ценностей», «исторического и культурного наследия» .
Несмотря на это, среди ученых бытует мнение, что понятие «культурное наследие» поглощает понятие «историческое наследие». А употребление понятия «историко-культурное наследие» безосновательным повторением одного из элементов единого целого. Например, по мнению Р.Б. Булатова, неправомерным является использование термина «памятники истории и культуры». Ученый пишет, что «… памятники истории всегда являются памятниками культуры и автономного содержания не имеют, то есть относятся как часть к целому. Поэтому понятие «памятник культуры» поглощает понятие «памятники истории» .
Н.В. Михайлова оправдывает использование термина «памятник истории», аргументируя это тем, что некоторые авторы используют его для определения определенного места, которое связано хронологически и пространственно с важными событиями в истории государства и общества, или жизнью и деятельностью выдающихся людей. При этом это место не сохранило реалий, синхронных памятным явлениям или событиям. По мнению ученого, потеря историко-культурного памятника как материального объекта не должна означать полное забвение связанного с ним события. Память о нем продолжает сохраняться в категории «памятник истории». К памятникам истории можно отнести места стоянок древнего человека, полностью исследованные во время археологических раскопок, уничтоженные места захоронений, места сражений и пр. .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы