Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: основные направления деятельности, компетенция
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Исторические условия становления и развития института Уполномоченного по правам человека в России 6
1.1 Роль и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ 6
1.2 Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ 14
Глава 2. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в российской Федерации 24
2.1 Порядок назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 24
2.2 Обеспечение деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 30
2.3 Проблемы теории и практики деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 41
Заключение 58
Список использованной литературы 63
Введение:
Актуальность темы исследования заключается в том, что системные изменения в целом в правовой системе Российской Федерации, которые отмечались в последние несколько десятков лет, и в целом реформирование российской государственности привело к необходимости осмысления отдельных институтов, в том числе и института Уполномоченного по правам человека в России.
Главной целью любого государства является защита прав и законных интересов своих граждан. Конституция Российской Федерации гарантирует такую защиту основополагающих прав граждан и их свобод, в том числе и тогда, когда такие права нарушаются самим государством. В то же время сегодня все еще остаются актуальными проблемы совершенствования механизма защиты прав и свобод граждан, элементом чего на современном этапе является институт Уполномоченного по правам человека, эффективность деятельности которого зависит от законодателя, которым закрепляется сфера компетенции Уполномоченного по правам человека и наделение его достаточными полномочиями для достижения поставленных целей и задач.
Сегодня Уполномоченный по правам человека имеет особое значение, в том числе и как орган, которым осуществляется контроль за соблюдением прав и свобод человека.
Особый интерес вызывает разграничение полномочий между Уполномоченным по правам человека на федеральном уровне и уполномоченных в субъектах Российской Федерации, что обуславливается усилением вертикали власти в нашем государстве.
Все сказанное определяет актуальность темы работы и указывает на своевременность проведения исследования в данном направлении.
Степень разработанности темы исследования. В разный период времени проблемы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации становились предметом исследований таких ученых, как: В.В. Бойцовой, Л.В. Бойцовой, В.В. Комаровой, Н.В. Корнеевой, А.А. Бегаевой, Н.В. Краева, С.Л. Давтяна, В.С. Коробейника, О.И. Левицкой и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе выполнения Уполномоченным по права человека своих полномочий.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающие полномочия, функции и компетенцию Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации.
Целью исследования является анализ деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, разработка имеющихся проблем их деятельности и выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства.
В связи с поставленной целью решению подлежат такие задачи:
— определить роль и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ;
— рассмотреть основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ;
— исследовать порядок назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
— провести анализ обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
— определить компетенцию Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
— выявить особенности компетенции Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза, исторический, формально-логический и логико-юридический методы исследования, а также метод сравнительного правоведения.
Практическая значимость работы состоит в том, что на протяжении исследования автор рассматривает компетенцию Уполномоченного по правам человека применительно к действующему сегодня законодательству, со всеми изменениями, внесенными в последнее время, разрабатывает проблемы института Уполномоченного по правам человека и вносит предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Структура работы состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Рассмотрев в работе тему «Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: основные направления деятельности, компетенция», достигнув цели и решив поставленные задачи, были сформулированы такие выводы:
На современном этапе правовой статус Уполномоченного по правам человека нуждается в определенной корректировке. Прежде всего, следует четко определить место Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ, поскольку сегодня в законодательстве об Уполномоченном по правам человека его статус и место среди органов государств являются размытыми.
Нами было определено, что Уполномоченного по правам человека необходимо относить к государственному органу, что следует отличать от органа государственной власти. На современном этапе Уполномоченный выполняет проверочную деятельность, которую сложно отнести к контрольно-надзорной ввиду недостаточности императивных полномочий Уполномоченного.
В целом роль Уполномоченного по правам человека сложно переоценить, хотя он и не наделяется властными полномочиями, тем не менее, является важным связующим звеном между гражданами и органами государственной власти.
С определенной долей условности развитие института Уполномоченного по правам человека можно разделить на три этапа:
— дореволюционный период. В данный период времени в России говорить о наличии Уполномоченного по правам человека не приходилось, поскольку такая должность отсутствовала напрочь. Однако само становление данного институт прослеживается еще с XIX века в законодательстве Швеции. Где и появился впервые данный институт, а затем и в законодательстве европейский стран;
— конец XX века. В этот период времени принимается Конституция Российской Федерации, которая предусматривает пост Уполномоченного по правам человека, принимается Федеральный закон «Об уполномоченном по правам человека. Институт уполномоченного по правам человека начинает функционировать во многих субъектах РФ, но на основании внутреннего законодательства субъектов и в соответствии с Конституцией РФ;
— XXI век. Именно в начале двадцать первого века принимаются важные изменения в федеральном законодательстве в части определения статуса региональных Уполномоченных по правам человека, четко определяется их компетенция и порядок взаимодействия с федеральным Уполномоченный по правам человека.
На современном этапе законодатель довольно полно регулирует порядок вступления на должность Уполномоченного по правам человека, в то же время нами был обнаружен ряд проблем, которые следует решить. В частности, не установлен предельный возраст уполномоченного, ничего не говорится о том, на протяжении какого времени он должен иметь гражданство РФ, не устанавливается четкого правила запрета пребывания его в политической партии, нет четкого определения личной заинтересованности и пр.
Рассмотрев эти и иные проблемы, представляется целесообразным предложить следующие изменения в действующее законодательство:
1. В ст. 6 Закона об Уполномоченном по правам человека установить, что на должность Уполномоченного назначается гражданин в возрасте не моложе 35 и не старше 60 лет, имеющий Высшее юридическое образование и опыт работы в сфере защиты прав и свобод граждан не менее пяти лет.
2. Установить исключительно выборный характер вступления на должность Уполномоченного по правам человека, что, по нашему мнению, только в этом случае гарантирует его свободу и не подотчетность.
3. В ст. 10 Закона об Уполномоченном по правам человека, в частности, в пункте три установить правило, что Уполномоченный по правам не может занимать должность более двух раз.
4. В подпункте 1.1 п. 1 ст. 11 Закона об Уполномоченном по правам человека установить правило, что Уполномоченный не может иметь двойного гражданства. В п. 2 указанной стать установить, что Уполномоченным не может являться гражданин, который за год до вступления на должность состоял в какой-либо политической партии.
5. В ст. 11.1 Закона об Уполномоченном по правам человека установить, что Уполномоченным по правам человека не может быть гражданин, у которого имеется конфликт интересов. При этом предлагается законодателю привести четкое понятие конфликта интересов и критерии его определения, что позволит в этом вопросе исключить любое усмотрение.
Основная роль по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам человека сегодня принадлежит аппарату Уполномоченного, при котором действует множество отделов и экспертных секций, призванных обеспечивать решение важных и неотложных задач по охране и защите прав человека и гражданина.
Было обращено внимание на необходимость корректировки п. 2 ст. 12 Закона об Уполномоченном по правам человека в части гарантии его неприкосновенности. В частности, определена необходимость установить правило, в соответствии с которым если на протяжении 24 часов от Государственной Думы не поступает положительного либо отрицательного решения, производство в отношении уполномоченного должно быть начато в общем порядке в соответствии с положениями УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ и (или) на основании Кодекса административного судопроизводства. Представляется, что такое положение исключит возможность преступника избежать наказания, тем более что он застигается на месте совершения преступления.
Также в рамках гл. IV Закона об Уполномоченном по правам человека следует четко закрепить структуру аппарата при Уполномоченном по правам человека, для исключения возможности создания не эффективных подразделений.
На современном этапе законодательство довольно полно регулирует компетенцию Уполномоченного по правам человека, что в прочем не говорит о совершенстве положений закона.
Неправильным, по нашему мнению, является то, что Уполномоченный не наделяется правом непосредственной законодательной инициативы, что могло бы ему позволить оказывать эффективное и существенное влияние на правотворчество. Функцией Уполномоченного должно быть не просто анализ или выявление каких-либо тенденций, но и право, основываясь на таких фактах вносить Федеральному Собранию предложения по изменению действующего законодательства. Следовательно, сегодня есть необходимость внести в Конституцию РФ подобные правки, наделив Уполномоченного правом законодательной инициативы, что в целом усилит позиции Уполномоченного.
Также представляется целесообразным идти по пути формирования института омбудсмена по отраслевому признаку, что в последнее время отмечается, например, при введении в России института финансового омбудсмена, однако данное направление следует расширять, поскольку это позволит Уполномоченным в полную силу реализовывать контроль-надзорные функции при нарушении прав и свобод граждан.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Исторические условия становления и развития института Уполномоченного по правам человека в России
1.1 Роль и место института Уполномоченного по правам человека в государственно-правовой системе РФ
Институт Уполномоченного по правам человека является гарантом государственной защиты прав и свобод граждан и их соблюдения. Уважение со стороны всех органов государства, местного самоуправления и со стороны должностных лиц и государственных служащих, относится к важнейшему механизму зашиты прав граждан, тем самым данный институт занимает особе место в государственной системе РФ и в системе органов государственной власти.
Следует обратить внимание, что Уполномоченный по правам человека осуществляет не только защиту человека, но и защиту гражданина.
В то же время следует обратить внимание на такую важную проблему, что ни в отечественной науке, ни в зарубежных странах не выработано сколь-нибудь единого подхода к правам человека и гражданина в целом.
Бытует точка зрения, что само понятие человека состоит из биологических и социальных категорий, социальная же направленность данного понятия связана с понятием личности как таковой. При этом юристов не столько интересуют общественные отношения, в которых участвует личность, а только такие из них, которые урегулированы нормами права. В этом случае следует говорить не о личности как таковой, а о гражданине, при этом не исключая регулирования особой группы прав, которые следует относить к естественным правам человека, охраняемых и защищаемых не только внутринациональным правом, но и международными нормами права. При этом такие естественные права лежат в основе биологической составляющей понятия человека. Тем самым у каждого гражданина есть комплекс прав, которые относятся к общепризнанным правам человека, а также права граждан, которые предусмотрены отдельно взятым государством .
В этом контексте целесообразно обратиться к ст. 15 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» , где персонифицированы субъекты, которым дано право обращаться к Уполномоченному. Например, это могут быть граждане, которым дано право обращаться с жалобами, иностранные граждане и граждане, не имеющие гражданства.
Не сложено единого мнения в науке и в отношении вопроса отнесения Уполномоченного по правам человека к тому или иному государственному органу или просто к органу государственной власти. В юридической литературе при определении места Уполномоченного в системе государственной власти предлагается относить его к государственному органу , но есть и иная точка зрения, что Уполномоченного следует отнести к органу государственной власти , что является тождественным, однако существует позиция, что это различные категории .
Орган государственной власти по своей сути относится к одному из звеньев всего государственного аппарата. Орган государственной власти принимает участие в осуществлении отдельных функций государства в целом, и ввиду этого наделяется определенными властными полномочиями .
Есть позиция, что орган государственной власти является составной частью всей системы государственных органов и наделен властными полномочиями в порядке, установленном государством, имеет свою, собственную структуру, состоит из физических лиц и действует в определенных организационно-правовых формах .