Уголовное право Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Уголовно-правовые меры противодействии вредному информационному воздействию на несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 6
1.1. Понятие информации и вредного информационного воздействия 6
1.2. Сущность и значение информационной безопасности несовершеннолетних 11
1.3. Информационная безопасность несовершеннолетних как объект уголовно-правовой охраны 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ВРЕДНОМУ ИНФОРМАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЯХ 24
2.1. Развитие уголовного законодательства в целях противодействия вредному информационному воздействию на несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях 24
2.2. Характеристика отдельных составов преступлений, посягающих на информационную безопасность несовершеннолетних 30
2.3. Совершенствование уголовно-правовых мер противодействии вредному информационному воздействию на несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54

  

Введение:

 

Краткая оценка современного состояния рассматриваемой проблемы. Законодательство многих иностранных государств, в особенности, развитых стран Запада, содержат правовые нормы, направленные на защиту детей от вредной и противозаконной информации. В настоящее время в Российской Федерации тоже сформирована группа нормативных правовых актов, направленных на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Анализ совокупности указанных законодательных и подзаконных правовых актов позволяет говорить о формировании в нашей стране правового института обеспечения информационной безопасности детей.
В наше столетие интенсивного развития информационных технологий Интернет стал средой, которая оказывает сильное влияние на людей. Особенно этот эффект затрагивает детей, которые наиболее подвержены негативным воздействиям. Сейчас, начиная с довольно раннего возраста, ребенок становится активным пользователем Интернет-пространства, но из-за не сформировавшейся психики они слабо способны обеспечить свою безопасность, что может выражаться в психологических проблемах, различных формах отклонения, жестокости, и т.п.
Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что в настоящее время развитие технологий и связей в сфере массовых коммуникаций проводит к значительному снижению контроля родителей и других совершеннолетних за получаемой детьми информацией. Лица, ответственные за воспитание несовершеннолетних, не в состоянии принять эффективные меры защиты детей от вредной информации, которая потенциально способна причинить вред их здоровью и развитию. Кроме того, переизбыток вредной информации, которая может быть получена и усвоена несовершеннолетними, способен сформировать неправильное мировоззрение, в результате чего у несовершеннолетнего может сформироваться антисоциальное поведение, проявиться склонность к насилию и жестокости не только в отношении окружающих, но также в отношении самого себя.
Также проблема заключается в том, что в ряде случаев вредное информационному воздействие на несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях может привести к причинению вреда здоровью и жизни. Такие виды вредного информационного воздействия подпадают под действие норм уголовного права, которые предусматривают уголовную ответственность за случаи вредного информационного воздействия на несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях.
Цель работы – исследовать особенности уголовно-правовых мер противодействия вредному информационному воздействию на несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие информации и вредного информационного воздействия.
2. Изучить сущность и значение информационной безопасности несовершеннолетних.
3. Рассмотреть информационную безопасность несовершеннолетних как объект уголовно-правовой охраны.
4. Охарактеризовать развитие уголовного законодательства в целях противодействия вредному информационному воздействию на несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях.
5. Проанализировать отдельные составы преступлений, посягающих на информационную безопасность несовершеннолетних.
6. Исследовать вопросы совершенствования уголовно-правовых мер противодействии вредному информационному воздействию на несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением противодействия вредному информационному воздействию на несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях.
Предмет работы – действующее законодательство, направленное на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних, нормы уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за случаи вредного информационного воздействия на несовершеннолетних в информационно-телекоммуникационных сетях, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Теоретико-методологические основы работы.
Теоретическую основу работы составили труды и научные публикации таких авторов, как: Бородин С.В., Горелик И.И., Густова Э.В., Дадаева М.С., Зыков К.А., Исаева К.А., Кондрашова Т.В., Коровин Е.П., Крылова Н.Е., Кудрявцев В.Л., Кудрявцев В.Н., Ливикина Н.В., Малахова Н.В., Машинская Н.В., Сичкаренко А.Ю., Таганцев Н.С., Хатуев В.Б., Ходырев Е.С. и др.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Полагаем, что обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних путем реализации единой государственной политики в сфере защиты прав детей от информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, – важная задача для родителей, педагогов и сотрудников органов внутренних дел, решение которой возможно лишь при условии совместной деятельности указанных субъектов.
Государство реализует большой комплекс мер, который направлен на безопасность несовершеннолетних: создает для этого различные нормативно-правовые акты, которые ограничивают в действиях правообладателей информации, распространяющейся в социальных сетях, а для игнорирующих данные ограничения лиц ждет административная и уголовная ответственность; закрепляет порядок блокировки или ограничения доступа к сайтам, содержащим вредную информацию; проводит различные мероприятия. Но, несмотря на их количество, их нужно продолжать модернизировать, так как технологии в информационной сфере развиваются, а вместе с ними распространяется и вредоносная информация, которая причиняет вред нравственному здоровью и развитию несовершеннолетнего.
Степень опасности деяния, которой подвергается общество при распространении информации, может возрастать как в зависимости от ее вида, так и от конкретных действий, в которых выразилось деяние. Так, к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится побуждение несовершеннолетних к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству. В целях предотвращения массовых суицидов среди подростков в марте 2017 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ, согласно которому Уголовный кодекс РФ2 дополнен статьями 110.1 «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства», 110.2 «Организация деятельности, сопряженной с побуждением граждан к совершению самоубийства», 151.2 «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего». Преимущественно информационный характер воздействия на несовершеннолетних при описанных действиях, а также ценность объекта посягательств позволяют утверждать о соответствии указанных нововведений Закону о защите детей от информации и логичности отнесения подобных деяний к числу преступлений.
Совершенствование уголовно-правовых механизмов обеспечения безопасности в информационно-коммуникативном пространстве должно выстраиваться в едином комплексе мер по обеспечению информационной безопасности с учетом национальных интересов, внутренних и внешних угроз. В связи с этим целесообразно: проводить междисциплинарные научные и экспертные исследования; принимать новые нормативные правовые акты в сфере уголовной ответственности за преступления в информационно-коммуникативном пространстве; оптимизировать правоприменение в области обеспечения информационной безопасности, вырабатывая наиболее эффективные средства борьбы с преступностью.
К сожалению, российский законодатель не демонстрирует единого подхода к уголовно-правовой оценке преступного насилия в отношении несовершеннолетних, относя насильственные преступления против несовершеннолетних к различным категориям преступлений (например, составы по ст. ст. 133, 134 УК РФ признаются преступлениями средней тяжести, ст. 156 УК РФ — небольшой тяжести, ст. 131 — тяжким, ст. 240.1 — небольшой тяжести, ст. 151.2 УК РФ — небольшой тяжести, ст. 110.1 УК РФ — средней тяжести, ст. 110.2 УК РФ — тяжким).

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1.1. Понятие информации и вредного информационного воздействия

Бесконечный поток информации является неотъемлемым спутником нашей жизни. Однако, далеко не всегда информация имеет позитивный характер. Особенно важно в современных условиях высокого уровня развития информационных технологий огранить от негативного влияния, которое способна оказать информация, наиболее уязвимую аудиторию – детей.
Информацией, согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Конвенция ООН о правах ребенка предусматривает, что государства-участники должны признавать за СМИ значимую роль в развития ребенка и должны принимать меры к обеспечению такого доступа несовершеннолетних к информации, который позволит им развиваться социально и духовно, обеспечить моральное и психологическое благополучие (ст. 17) . В свою очередь, распространение информационных материалов, противоречащих установленным требованиям, должно быть ограничено в интересах несовершеннолетних.
Выводы о том, допустима ли та или иная информация для восприятия ребенком определенного возраста в России уполномочены делать эксперты, а также экспертные организации, аккредитованные Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) .
Руководствуются эксперты при производстве экспертизы Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Закон о защите детей от информации), а также «Порядком проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей», утвержденным Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) от 29 августа 2012 г. № 217 .
Стоит заметить, что не всякая информация является предметом регулирования Закона о защите детей от информации (ст. 1). Так закон не регулирует отношения в сфере:
1) оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию;
2) распространения информации, недопустимость ограничения доступа у которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и другими федеральными законами;
3) оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
4) рекламы .
В широком смысле вредная информация представляет собой такую информацию, которая посягает на социально значимые интересы индивида, государства и общества в целом, при этом характеризуется определенной степенью общественной опасности, что возлагает на государство обязанность по ограничению доступа к такой информации лиц, способных воспринять ее негативно.
В соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации» можно определить следующие критерии контроля информации:
1. Критерий качества информации. Должна подлежать контролю информация, которая в силу законе ограничена или запрещена для распространения для несовершеннолетних.
2. Критерий способа распространения. Контролю подлежат различные способы распространения вредной информации: через печатные издание, телевидение (в том числе кабельное), сеть «Интернет» и радио.
3. Критерий места распространения. Распространение «вредной» информации законом запрещено в местах, которые доступны для несовершеннолетних. Прежде всего, речь идет об общественных местах и специализированных местах пребывания детей (образовательные учреждения, центры досуга и проч.).
4. Критерий времени распространения. В частности, информация, распространяемая посредством телевидения и радиовещания, которая побуждает детей предпринимать действия, представляющие угрозу их жизни и (или) здоровью, включая причинение вреда их здоровью, самоубийство, не подлежит распространению через телевидение и радиовещание с 4 часов до 23 часов по местному времени, а информационные продукты, содержащие отдельные нецензурные слова, обоснованные его жанром и (или) сюжетом и (или) выражениями, не относящиеся к нецензурной лексике, не подлежат распространению с 7 часов до 21 часа по местному времени, для чего исключения, предусмотренные законом (ст. 13).
5. Формальный критерий. Например, распространение информации посредством телевизионного вещания сопровождается знаком информационной продукции соответственно возрасту аудитории (ст. 12).
Тем не менее, законодательство содержит некоторые размытые формулировки и оценочные понятия, затрудняющие единообразное и четкое определение характеристик информации, способной причинить вред детям.
Так в тексте закона не раскрыто значение такого понятия как «семейные ценности». Очевидность неоднозначного понимания данной терминологии во многом объясняется многонациональностью состава Российской Федерации, то, что ценно для одной отдельно взятой семьи, может оказаться нейтральным для другой и наоборот. Раскрытие значения термина в данном случае производится за счет социологических опросов. Кроме того, можно утверждать, что данное понятие является динамичным, в процессе изменения общесоциальных ценностей меняются и семейные ценности .
К такого же рода терминологии можно отнести употребленные в тексте Закона о защите детей от информации понятия «половые отношения между мужчиной и женщиной». Остается непонятным, на наш взгляд, в чем именно могут проявляться такие отношения. В данном случае исключается включение в состав значения употребленного термина: информации порнографического характера и информации, способной вызвать желание заниматься проституцией, т.к. такая информация запрещается другими пунктами статей федерального закона. Отношение между мужчиной и женщиной могут носить и вполне приемлемый для восприятия детей любого возраста характер. Будет ли к ограниченной для детей информации относиться, к примеру, демонстрация поцелуев или свиданий в ресторане и т.п., закон умалчивает. Обращение к различным толковым словарям не вносит необходимой ясности в данных условиях, понятия раскрываются авторами по-разному, исходя из личных субъективных убеждений оценочного характера .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы