Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст 148 УК РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ 6
1.1 Анализ исторического развития российского законодательства о нарушении права на свободу совести и вероисповеданий 6
1.2 Уголовная ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий в законодательстве зарубежных стран 14
1.3 Правовое регулирование уголовной ответственности за нарушение права на свободу совести и вероисповедания в действующем российском законодательстве 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ 29
2.1 Объективные признаки нарушения права на свободу совести и вероисповеданий 29
2.2 Субъективные признаки нарушения права на свободу совести и вероисповеданий 32
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ ОТГРАНИЧЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 38
3.1. Коллизионные вопросы уголовной и административной ответственности за нарушения права на свободу совести и вероисповедания 38
3.2. Отграничение хулиганства от нарушения права на свободу совести и вероисповедания 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
Введение:
Актуальность темы исследования. На протяжении длительного периода исторического развития человечества принималась точка зрения о необходимости государственного воплощения религиозных верований, то есть о единстве государства и церкви, возможности обеспечения политической стабильности посредством единства веры и культуры. Полагалось, что для обеспечения стабильности общества необходимо провозглашение единой веры, обеспечивающей связь и создающей основное побуждение к верности и послушанию правящей элите. Стоит отметить, что подобные суждения послужили причиной для множества религиозных войн.
С 1918 года в России вопросы религии относятся к личным вопросам граждан, что было утверждено еще Советом Народных Комиссаров РСФСР. Действующая Конституция РФ провозгласила равенство всех конфессий (религий) в стране и отделение государства от церкви . Наряду с этим, Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подчеркивает особую роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры , что представляется несоответствующим установленному Конституцией РФ принципу свободы вероисповедания и равенства конфессий.
Иными словами, прослеживается тесная взаимосвязь между проблемами свободы совести и вероисповедания в России и политическими, правовыми и нравственными процессами, имеющими место в современном обществе. Указанная взаимосвязь представляется вполне закономерной с точки зрения права: при установлении новой государственной власти начинаются процессы формирования новой системы права, обеспечивающей правовой механизм действия государственных и общественных институтов в соответствии с нормами отечественного и международного права, направленных на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, их охрану вне зависимости от религиозной или иной принадлежности. Принцип религиозной свободы получил широкое распространение в России и во всем мире.
Актуальность темы исследования обусловлена недостаточностью научной и правовой разработанности темы исследования. Право каждого на свободу совести и вероисповедания упоминается, как правило, в качестве декларации и не имеет научной разработанности в рамках правового роля. Российское законодательство в данном смысле преимущественно регулирует деятельность религиозных объединений.
Цель исследования заключается в необходимости проведения анализа уголовно-правовой характеристики нарушения права на свободу совести и вероисповедания.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи: проанализировать историческое развитие российского законодательства о нарушении права на свободу совести и вероисповеданий; рассмотреть уголовную ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий в законодательстве зарубежных стран; изучить особенности правового регулирования уголовной ответственности за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий в действующем российском законодательстве; рассмотреть объективные признаки нарушения права на свободу совести и вероисповеданий; изучить субъективные признаки нарушения права на свободу совести и вероисповеданий; проанализировать коллизионных вопросов разграничения административной и уголовной ответственности за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий; рассмотреть вопросы отграничения хулиганства от нарушения права на свободу совести и вероисповеданий.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе привлечения к уголовной ответственности за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих вопросы привлечения к уголовной ответственности за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий.
Степень научной разработанности следует охарактеризовать как недостаточную. Несмотря на существование достаточного количества в данной сфере, существуют вопросы, требующие научного обоснования и осмысления. Существенный вклад в разработку темы исследования внесли В.Е. Бондаренко, А.И. Жамузов, В.Г. Кокорев, А.С. Мясников.
Теоретической основой работы послужили научные труды и статьи в периодических изданиях таких авторов, как М.А. Исаева, Ю.Ю. Ищенко, В.Г. Кокорева, А.С. Мясникова.
Нормативную базу работу составляют правовые акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс от 13.06.1996 № 63-ФЗ; 3. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Эмпирическую базу исследования составляет правоприменительная практика судебных органов и органов исполнительной власти.
Методы исследования темы настоящей работы: сущностной, структурно-содержательный, функциональный, историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, а также группа логических методов: анализ, синтез, обобщение, дедукция и индукция.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе содержатся положения, которые развивают и дополняют ряд разделов уголовного права. Практическая значимость исследования заключается в том, что имеющиеся в нем предположения могут найти применение в законодательной деятельности, а также в деятельности судебных органов.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Особое внимание к вопросам правового регулирования нарушения права на свободу совести и вероисповеданий уделялось практически на всех этапах развития российского уголовного законодательства.
Уголовное Уложение 1903 года направлено на охрану не только чувств верующих, относящихся к христианской вере, но и чувства представителей иных конфессий, официально признанных в России, что в значительной степени отличает Уголовное Уложение 1903 года от Соборного Уложения 1649 года, Артикула воинского 1715 года, Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. С момента принятия Соборного Уложения 1649 года вплоть до Октябрьской революции 1917 года источники уголовного права в той или иной степени предусматривали уголовную ответственность за воспрепятствование деятельности в проведении богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний, а также за совершение кражи или учинения разбоя в церкви, то есть святотатство.
Февральская и Октябрьская революция 1917 года послужили началом для кардинальных перемен и совершенно иного подхода при разрешении вопросов относительно свободы совести и вероисповедания. Стоит отметить, что Конституция РСФСР 1918 года, Конституция РСФСР 1925 года, Конституция СССР 1936 года устанавливали свободу совести, запрет религиозной и антирелигиозной пропаганды.
Новый этап в становлении свободы совести в России отождествляется с внесением в Конституции положении о предоставлении гражданам РСФСР права на свободу совести и вероисповеданий, которое предполагало возможность свободного выбора и распространения религиозных и иных убеждений, исповедания любой религии или не исповедания никакой религии, возможность действовать согласно своим убеждениям в соответствии с законодательством.
Законодательство множества зарубежных стран предусматривает наступление уголовной ответственности в случае оскорбления религиозных чувств верующих. Не являются исключением в этом смысле Алжир, Австрия, Бразилия, Бельгия, Германия, Дания, Испания, Польша, Турция, Финляндия, Швейцария и многие другие страны. Уголовная ответственность за совершение подобного преступления предусматривается как в мусульманских, так и в европейских странах.
Множество международных и региональных нормативно-правовых актов в сфере защиты прав человека регламентируют право каждого человека на свободу совести и религии, которое в общем виде воспринимается как свобода изменения своей религии, убеждений, свобода исповедания своей религии индивидуально или совместно с иными лицами в публичном или частном порядке, свободное участие в богослужениях, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Ограничение свободы исповедания своей религии и убеждений возможно лишь в установленных законодательством случаях, для обеспечения общественной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья граждан, нравственности, недопущения нарушения прав и свобод иных лиц.
Действующее российское уголовное законодательство России отводит достаточно высокую роль защите конституционно закрепленных прав на свободу совести и вероисповедания. Наряду с этим, существуют проблемы и сложности, связанные с произвольным толкованием и применением соответствующих норм на практике, что обусловлено наличием широких формулировок в законодательстве и дублированием норм в части описания составов административных преступлений и правонарушений в рассматриваемой сфере.
Целесообразным представляется более точное описание составов правонарушений и преступлений. Кроме того, необходимо отдельное закрепление в статье 148 Уголовного кодекса Российской Федерации за нарушение свободы совести и вероисповедания – принуждение к определению отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, принятию участия в богослужениях, религиозных обрядах, участию в деятельности тех или иных религиозных объединений, к участию в обучении религии.
Кроме того, представляется целесообразным обозначение четкой грани между составами административных преступлений и правонарушений, предусматриваемых Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.
Необходимо уточнение и дополнение статьи 148 Уголовного кодекса Российской Федерации в части обеспечения защиты от нарушений права как свободы вероисповедания, религиозный убеждений, так и совести.
В качестве объекта преступления в виде нарушения права на свободу совести и вероисповеданий выступают общественные отношения, формирующиеся в связи с осуществлением законной деятельности религиозных организаций, совершением обрядов, свободы совести и свободы вероисповедания. Объективная сторона рассматриваемого состава преступления, предусмотренного статьей 148 Уголовного кодекса Российской Федерации, заключается: в совершении публичных действий, которые выражают явное неуважение к обществу, совершенных с целью оскорбления религиозных чувств верующих; в осуществление воспрепятствования деятельности религиозной организации или выполнении религиозных обрядов, церемоний или обычаев.
Субъективная сторона нарушения права на свободу совести и вероисповеданий проявляется как прямой умысел. Кроме того, в качестве обязательного признака субъективной стороны рассматриваемого состава преступления выступает наличие специальной цели, то есть оскорбление религиозных чувств верующих. В качестве субъекта преступления в виде нарушения права на свободу совести и вероисповеданий выступает физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, являющееся вменяемым.
Представляется, что установление посредством диспозиции статьи 148 Уголовного кодекса России цели совершения преступления является избыточным, ввиду того, что совершение подобных действий изначально направлено на оскорбление чувств верующих, что не может не осознаваться преступником. Необходимо исключить из рассматриваемой уголовно-правовой нормы цель совершения преступления для повышения эффективности в части противодействия различным акциям, в том числе политических, организаторы и участники которых могут утверждать о преследовании ими иных целей, нежели оскорбление чувств верующих, при организации подобных мероприятий в религиозных местах, что вызывает значительные затруднения при привлечении данных лиц к уголовной ответственности.
Криминализация права на свободу совести и оскорбления чувств верующих, обусловила существование вопроса соотношения уголовной ответственности, предусмотренной статьей 148 Уголовного кодекса РФ, и ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ НАРУШЕНИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ
1.1 Анализ исторического развития российского законодательства о нарушении права на свободу совести и вероисповеданий
Стоит отметить особое внимание к вопросам правового регулирования нарушения права на свободу совести и вероисповеданий уделялось практически на всех этапах развития российского уголовного законодательства.
Особого внимания заслуживает Соборное Уложение 1649 года, так как в нем впервые в истории выделена целая глава, регулирующая уголовную ответственность за совершение преступлений против религии.
Так, согласно Соборному Уложению 1649 года богохульство воспринималось как оскорбление своими словесными выражениями или какими-либо действиями, а также отрицание Иисуса Христа и святых. Соборное Уложение также предусматривало ответственность за совершение деяний, сопряженных с «церковным мятежом», то есть таких деяний, которые нарушают порядок церковного благочиния, выраженного посредством нарушения тем или иным лицом церковной службы и прерывание литургии .
Помимо прочего, Соборное Уложение продолжило принцип преемственности сформированного в более ранних памятниках древнерусского уголовного права подхода к ответственности за совершение кражи из церкви (святотатство) .
Иными словами, Соборное Уложение является одним из первых памятников древнерусского уголовного права, предусматривающего ответственность за совершение преступлений против религии. Достоинством Соборного Уложения, безусловно, является введение понятия богохульства как оскорбления своими словесными выражениями или какими-либо действиями.
Следующим сводом законов является Артикул воинский, принятый Петром I в 1715 году, действующий в течение некоторого периода времени одновременно с Соборным Уложением 1649 года, а именно, до момента принятия Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в 1845 году. Артикул воинский предусматривал наступление ответственности за совершение различных преступлений как военнослужащими, так и гражданским населением. Артикул воинский в некоторой степени продолжил тенденцию по развитию законодательства в части установления ответственности за нарушения права на свободу совести и вероисповеданий, которая была начата в Соборном Уложении 1649 года.
Так, в артикулах 3-6 устанавливалась ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих (православных). То есть Артикул воинский был направлен на защиту чувств верующих исключительно православного населения, представители иных конфессий, проживавшие на территории России не имели защиты их прав на свободу совести и вероисповеданий .
Помимо прочего, Артикул предусматривал наступление ответственности за совершение церковного мятежа, под которым понималось бесчиние в храме, бесчиние в храме во время проведения церковных служб. Кроме того, Артикул воинский предусматривал определенный перечень святых мест, совершение кражи в которых оскорбляло чувства христианских (православных верующих) .
В период с 1808 года принадлежащие церкви и находящиеся в ней вещи считались освященными, соответственно, совершение их кражи воспринималось как святотатство. Соответственно, законодательство было направлено на охрану и защиту религиозных предметов и иных вероисповеданий, о чем существуют различные свидетельства. Небезынтересным представляется отнесение к святотатству также кражи воздуха .
Дальнейший этап развития уголовного законодательства можно охарактеризовать как кодифицированный, так как ранее уголовная ответственность за совершение преступлений регламентировалась различными указами, воинскими уставами и иными нормативными актами, регламентировавшими сразу несколько отраслей права. Соответственно, существовала необходимость принятия единого нормативно-правового акта в сфере уголовного права. Так, в 1845 году принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, которое по аналогии с действующим Уголовным кодексом России подразделялось на Общую и Особенную часть.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года включало в себя такие главы как «О богохулении и порицании веры», «Об оскорблении святыни и нарушении церковного благочиния», предусматривающие ответственность за оскорбление чувств православных верующих .
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года предусматривало ответственность за воспрепятствование в проведении религиозных обрядов и иных подобных действий, а также за отступление от веры и постановлений церкви, отвлечение и отступление от веры.
Стоит отметить, что впервые уголовно-правовая норма, устанавливающая ответственность за переход лица православного вероисповедания в иное вероисповедание, была введена еще в Соборном Уложении 1649 года. За переход лица из одного вероисповедания в другое могли нести ответственность также родители, принудившие своих детей к переходу к другому вероисповеданию .
Кроме того, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года в первоначальной редакции содержало главу «О святотатстве, разрытии могил и ограблении мертвых тел».
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года предусматривало ответственность за совершение большего числа составов преступлений против религии и вероисповедания. Ответственности за нарушение права на свободу совести законодательство рассматриваемого периода практически не устанавливало.
Ввиду дальнейшего принятия и одновременного применения противоречащих друг другу сводов законов – Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года и Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, возникла объективная необходимость принятия нового нормативно-правового акта в сфере уголовного права. Таким актом стало Уголовное уложение 1903 года, предусматривающее уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих, принадлежащих к христианскому вероисповеданию .
Учитывая политические и иные процессы, имевшие место в России в начале 20 века, Уголовное Уложение 1903 года также включало в себя правовые нормы, направленные на уголовно-правовую охрану чувств верующих, не относящихся к христианским вероисповеданиям, официально признанным в Российской империи. Кроме того, первоначальная редакция Уголовного Уложения 1903 года предусматривала ответственность за воспрепятствование в проведении богослужений и иных религиозных обрядов, действий как для христианских верующих, так и для нехристианских вероисповеданий, которые были официально признаны в Российской империи .
Уголовное Уложение 1903 года, как и предшествующие источники уголовного права, предусматривало ответственность за переход из православия в иную веру. Также предусматривалась ответственность за святотатство, то есть за воровство или учинение разбоя в церкви.
Спустя некоторое время в России начались процессы преобразования, в том числе в сфере политики в отношении религии. Так, в 1905 году издан Указ «Об укреплении начал веротерпимости», который отменял преследование за переход из православной веры лиц в иное вероисповедание или вероучение. Кроме того, принят Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в соответствии с которым, помимо прочего, закреплена свобода совести .
Некоторые ученые полагают, что после принятия Указа «Об укреплении начал веротерпимости» и Высочайшего Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» стал возможным свободный переход лиц, исповедующих разные христианские вероисповедания, от одного вероисповедания к другому .
В 1906 году были приняты Основные законы Российской империи, в соответствии с которыми провозглашалась свобода вероисповедания граждан Российской империи.
Таким образом, Уголовное Уложение 1903 года направлено на охрану не только чувств верующих, относящихся к христианской вере, но и чувства представителей иных конфессий, официально признанных в России, что в значительной степени отличает Уголовное Уложение 1903 года от Соборного Уложения 1649 года, Артикула воинского 1715 года, Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. С момента принятия Соборного Уложения 1649 года вплоть до Октябрьской революции 1917 года источники уголовного права в той или иной степени предусматривали уголовную ответственность за воспрепятствование деятельности в проведении богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний, а также за совершение кражи или учинения разбоя в церкви, то есть святотатство. Кроме того, охране подлежали церковные вещи всех конфессий.
После Октябрьской революции в 1917 году Временным правительством принят ряд постановлений, которые отменили сословные, конфессиональные и национальные ограничения: «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», «О свободе совести», направленные на реализацию права на свободу совести и вероисповеданий. Стоит отметить, что до Октябрьской революции 1917 года православие занимало доминирующее положение относительно иных вероисповеданий .
Февральская и Октябрьская революция 1917 года послужили началом для кардинальных перемен и совершенно иного подхода при разрешении вопросов относительно свободы совести и вероисповедания. Стоит отметить, что Конституция РСФСР 1918 года, Конституция РСФСР 1925 года, Конституция СССР 1936 года устанавливали свободу совести, запрет религиозной и антирелигиозной пропаганды. Тем не менее, реально были начаты гонения верующих с первого дня установления советской власти, которые продолжились вплоть до середины 20 века. Некоторые ученые указывают, что в результате гонения верующих пострадало более 560 тысяч человек .
Принятая в 1936 году Конституция СССР утвердила запрет религиозной пропаганды, верующие имели право лишь на свободное отправление религиозных культов.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 года руководство страны отказалось от жестких репрессий в религиозной сфере, была установлена политика частичного восстановления религии под жестким контролем государства. В 1943 году восстановлено патриаршество, затем Церковь получила статут юридического лица, соответственно, стало возможным строительство и приобретение собственности для церковных нужд. Так к 1946 году на территории СССР функционировали более 10 тысяч соборов, церквей и молельных домов .
В послевоенный период вновь государство стало ограничивать религиозную деятельность. Иными словами, государство использовало свои рычаги и механизмы для принудительного обеспечения светского характера жизни людей, осуществления ими своих прав и исполнения обязанностей. То есть для рассматриваемого периода времени характерно отождествление свободы совести и свободы вероисповедания, которое позволяло возможность иметь атеистические убеждения.
Принятая в 1977 году Конституция СССР провозглашала свободу совести граждан СССР. Однако, представляется, что провозглашение данного права было формальным, так как не принимались во внимание международные стандарты в данной сфере, понятие светского государства фактически означала атеистическое восприятие любых организационных форм.
Новый этап в становлении свободы совести в России отождествляется с внесением в Конституции положении о предоставлении гражданам РСФСР права на свободу совести и вероисповеданий, которое предполагало возможность свободного выбора и распространения религиозных и иных убеждений, исповедания любой религии или не исповедания никакой религии, возможность действовать согласно своим убеждениям в соответствии с законодательством.
В 1990 году принят Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», оказавший положительное влияние на духовную жизнь общества, так как в значительной сфере расширил права и свободы религиозных конфессий.
Таким образом, особое внимание к вопросам правового регулирования нарушения права на свободу совести и вероисповеданий уделялось практически на всех этапах развития российского уголовного законодательства.
Уголовное Уложение 1903 года было направлено на охрану не только чувств верующих, относящихся к христианской вере, но и чувств представителей иных конфессий, официально признанных в России, что в значительной степени отличает Уголовное Уложение 1903 года от Соборного Уложения 1649 года, Артикула воинского 1715 года, Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. С момента принятия Соборного Уложения 1649 года вплоть до Октябрьской революции 1917 года источники уголовного права в той или иной степени предусматривали уголовную ответственность за воспрепятствование деятельности в проведении богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний, а также за совершение кражи или учинения разбоя в церкви, то есть святотатство.
Февральская и Октябрьская революция 1917 года послужили началом для кардинальных перемен и совершенно иного подхода при разрешении вопросов относительно свободы совести и вероисповедания. Стоит отметить, что Конституция РСФСР 1918 года, Конституция РСФСР 1925 года, Конституция СССР 1936 года устанавливали свободу совести, запрет религиозной и антирелигиозной пропаганды.
Новый этап в становлении свободы совести в России отождествляется с внесением в Конституции положении о предоставлении гражданам РСФСР права на свободу совести и вероисповеданий, которое предполагало возможность свободного выбора и распространения религиозных и иных убеждений, исповедания любой религии или не исповедания никакой религии, возможность действовать согласно своим убеждениям в соответствии с законодательством.