Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Уголовная ответственность за терроризм по законодательству Республики Таджикистан
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН 7
§1. Развитие законодательства Республики Таджикистан об уголовной ответственности за терроризм 7
§2. Понятие, формы и виды терроризма 12
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОСТАВА ТЕРРОРИЗМА 26
§1 . Объективные признаки терроризма 26
§ 2. Субъективные признаки терроризма 31
§ 3. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки терроризма 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список использованных источников 49
Введение:
Оценка современного состояния рассматриваемой проблемы. Необходимо отметить, что для Таджикистана терроризм является реальной проблемой.
В 2018 году в Таджикистане было зарегистрировано 11 террористических актов, в том числе четыре покушения на совершение теракта. В 2019 году совершено два теракта, а еще два теракта удалось предотвратить благодаря работе спецслужб республики .
Уголовная ответственность за терроризм установлена статьей 179 УК РТ, причем необходимо отметить, что в отличие от законодательства России и иных стран СНГ, в которых ответственность наступает за совершение террористического акта, в Таджикистане криминализирован именно терроризм.
При этом уже давно в научных кругах Таджикистана обсуждается вопрос о необходимости изменения наименования статьи на «Террористический акт» с целью сближения с законодательством стран СНГ и его унификацией.
Актуальность избранной темы состоит в том, что в Республике Таджикистан продолжается процесс совершенствования государственной политики в сфере противодействия терроризму с учетом ратифицированных документов международных организаций и иных правовых актов, направленных на обеспечение защиты суверенитета и территориальной целостности республики.
Совершенствование правового регулирования противодействия террористической деятельности должно носить системный характер.
Развитие правового регулирование требует учета актуальных вызовов и угроз национальной безопасности Республики Таджикистан, состояния нормативно-правового обеспечения противодействия терроризму, а также современных проблем правоприменительной практики.
В ответ на вызовы и угрозы, определенные террористической деятельностью, продолжается процесс совершенствования правового регулирования противодействия терроризму.
Несмотря на постоянный процесс совершенствования правового регулирования противодействия терроризму, в законодательстве имеются правовые пробелы и противоречия, устранить которые необходимо в кратчайшие сроки.
Целью работы является комплексный анализ уголовной ответственности за терроризм по законодательству Республики Таджикистан.
Для качественного достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи исследования:
— изучить развитие законодательства Республики Таджикистан об уголовной ответственности за терроризм,
— рассмотреть понятие, формы и виды терроризма,
— рассмотреть объективные признаки терроризма,
— рассмотреть субъективные признаки терроризма,
— проанализировать квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки терроризма.
Объектом исследования в настоящей работе выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу установления и реализации уголовной ответственности за терроризм по законодательству Республики Таджикистан.
Предметом исследования являются нормы, регламентирующие уголовную ответственность за терроризм в Республике Таджикистан, международные договоры, участницей которых является РТ.
Теоретико-методологические основы. Теоретической основой исследования послужили работы таджикских и российских исследователей, в числе которых Аббасова Ф.Р., Асильдарова А. Ч., Балакирева Л.М., Горбунова Ю. С., Дуканова О. М., Ивкова А. В., Назарова А. Ю., Нардина О. В., Петрищева В. Е., Поляничко Е. Г., Руденок К. В., Сайфиева М. Д., Сильникова А. М., Тамаева Р. С., Якоби И. В., Янгол В. Н., и др.
Методологическую основу исследования составляет общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как конкретно-социологический, статистический, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Заключение:
Подводя итог, можно сделать следующие выводы и предложения в соответствии с поставленными задачами.
Терроризм (от латинского terror — страх, запугивание) — это форма политического экстремизма, применение жестких методов насилия, включая физическое уничтожение людей для достижения определенных целей.
Терроризм может осуществляться отдельными лицами, группами, выражающими интересы определенных движений.
Терроризм — это антигуманный способ решения политических проблем в условиях столкновения интересов различных сил, проявлений неравноправия в межгосударственных, межрелигиозных отношениях. Он может применяться и как средство удовлетворения амбиций отдельными политическими деятелями, а также как орудие своих целей преступными структурами, криминальным миром.
Объективная сторона терроризма может выражаться как в активных действиях – поджогах, взрывах, так и в угрозе их совершить.
В первом случае состав будет являться материальным, во втором – формальным.
Субъект – физическое вменяемое лицо с 14 лет, которое действует с прямым умыслом и желает наступления определенных негативных последствий.
При квалификации преступлений важное значение имеют цели террористов, как правило, они направлены на дестабилизацию обстановки, подрыв доверия к действующей власти, порождение хаоса и ужаса.
В некоторых случая террористы могут выдвигать вполне конкретные требования, угрожая при их неисполнении продолжить теракты.
В целях совершенствования правового регулирования в сфере противодействия терроризму, а также решения некоторых проблем, представляется целесообразным внести следующие изменения и дополнения в действующее законодательство:
1. Исходя из анализа социальной и уголовно-правовой природы терроризма, предлагается уточнить название ст. 179 УК РТ, заменив слово «Терроризм» словосочетанием «Террористический акт». Во избежание путаницы необходимо исключить из диспозиции ст. 310 УК РТ слова «террористический акт».
2. Предлагается изложить примечание к ст. 179 УК РТ в следующем виде: «Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом предотвратило осуществление террористического акта и если в его действиях не содержится иного состава преступления».
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРОРИЗМА ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
§1. Развитие законодательства Республики Таджикистан об уголовной ответственности за терроризм
Терроризм в любых своих формах проявления, превратился в одну из самых опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие.
Республика Таджикистан рассматривает борьбу с терроризмом как важнейшую задачу обеспечения своей национальной безопасности и всего мира, и выступает за дальнейшее усиление взаимодействия на данном направлении.
Борьба с терроризмом должна быть ориентирована на выявление, предупреждение и пресечение противоправных действий, неотвратимость наказания за любое преступление и на защиту права каждого человека на личную безопасность, независимо от национальности, гражданства, вероисповедания, взглядов и убеждений .
Терроризм строго осуждается не только в морально-нравственном, идеологическом отношении. Преступления, связанные с террористической деятельностью приравнены к преступлениям против человечества и строго преследуются по закону.
Как отметил Основатель мира и национального единства — Лидер Нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон: «В целом, сегодня терроризм и экстремизм, угрожая безопасности мира и каждого жителя планеты, как чума века, представляют для человечества опасность не менее чем ядерное оружие».
Современное общество столкнулось со многими видами терроризма, и этот термин лишился четкой смысловой нагрузки. Существует более ста определений террора и терроризма, но ни одно из них не является достаточно определенным.
Такое положение обусловлено как сложностью самого явления, которым является терроризм, так и факторами субъективного характера, существующими на внутригосударственном и международном уровнях.
Слово террор произошло от латинского языка: terror – страх, ужас. Действительно, любые действия террориста (даже не связанные с убийством) всегда предполагают насилие, принуждение, угрозу.
Главное средство достижения цели для любого террориста – это запугивание, создание атмосферы страха и неуверенности, наведение ужаса.
При этом среди ученых Таджикистана нет единого мнения по вопросу уголовно-правового определения понятия терроризма.
Одни авторы полагают, что не следует искать универсальное определение терроризма, а следует ограничиться лишь некоторыми его признаками. По мнению других, полезно было бы попытаться дать рабочее определение терроризма на правовом уровне.
Первый важный Закон Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом» был утвержден Президентом Республики Таджикистан 16 ноября 1999 г.
Закон Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом», дает громоздкое определение, что: «терроризм — преступное деяние, состоящее в применении насилия или в угрозе насилием в отношении отдельных лиц либо группы лиц, сопровождающееся устрашением населения и преднамеренным создании обстановки страха, подавленности, напряженности с целью оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов и отличающееся повышенной общественной опасностью и публичным характером его совершения».
Целью Закона Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом» является:
-реализация государственной политики в области борьбы с терроризмом;
-реализация международных обязательств Республики Таджикистан в области борьбы с терроризмом;
-правовое регулирование отношений, связанных с борьбой против терроризма;
-формирование у населения республики отношения нетерпимости к терроризму;
-выявление, предупреждение и пересечение террористической деятельности,
-установление причин и условий, порождающих терроризм».
За историю существования Закона Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом», вносились несколько раз по велению времени, в соответствии с меняющейся внутренней и международной ситуацией, изменения и дополнения, а именно в 2005 г., 2007 г., 2008 г., 2012 г., 2013 г., 2014 г., и последний раз в 2015 г.
Следовательно, необходимость периодически редактировать закон, направленный на борьбу с экстремистскими и террористическими проявлениями весьма актуальна.
Необходимо отметить, что Уголовный кодекс Республики Таджикистан устанавливает уголовную ответственность именно за терроризм, а не террористический акт, как в большинстве стран СНГ, исследователи рассматриваемой проблематики неоднократно обращали внимание, что в целях лучшего международного сотрудничества, понятийный аппарат этой нормы необходимо унифицировать.
В этой связи предлагается уточнить название ст. 179 УК РТ, заменив слово «Терроризм» словосочетанием «Террористический акт». Во избежание путаницы необходимо исключить из диспозиции ст. 310 УК РТ слова «террористический акт».
Таджикистан осуществляет борьбу с терроризмом не только на уровне национального законодательства, но и путем сотрудничества с международными организациями на основе международных документов и договоров
В этом отношении важное практическое значение имеет Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма.
Так, в статье 1 дается подробное толкование термину «терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями путем совершения насильственных или иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству».