Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Уголовная ответственность за преступления против внешней безопасности РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Преступления против внешней безопасности государства: ретроспективный анализ становления уголовной ответственности и международный опыт 9
1.1 Развитие отечественного законодательства об ответственности за преступления против внешней безопасности государства в досоветский период 9
1.2 Развитие отечественного законодательства об ответственности за преступления против внешней безопасности государства в советский период и на современном этапе 17
1.3 Уголовная ответственность за преступления против внешней безопасности государства по зарубежному законодательству 24
Глава 2. Понятие и уголовно-правовая характеристика преступлений против внешней безопасности Российской Федерации 33
2.1 Понятие и виды преступлений против внешней безопасности России 33
2.2 Объект преступлений против внешней безопасности Российской Федерации 39
2.3 Характеристика объективной стороны преступлений против внешней безопасности Российской Федерации 46
2.4 Анализ субъективных признаков преступлений против внешней безопасности российской Федерации 54
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Введение:
Актуальность темы исследования состоит в том, что преступления против внешней безопасности на протяжении всей истории представляли довольно серьезную угрозу суверенитету, обороноспособности и территориальной целостности государства.
В условиях, когда после распада СССР в начале 90-х годов, информатизация общества, развитие науки и техники привели к тому, что стали появляться новые, ранее не известные угрозы и формы деятельности иностранных разведок против России, встала острая необходимость в поиске новых путей борьбы с внешними угрозами нашему государству. Не прекращается поиск таких путей и сегодня.
После принятие в 1993 г. Конституции РФ посягательства против государственной власти по сравнению с преступлениями против личности ушли на второй план, что, тем не менее, не умаляет значимости борьбы с данным негативным явлением.
За последнее время совершается немало преступлений, которые посягают на основы конституционного строя и безопасность государства. Так, в 2017 году по статьям 275-284.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) было осуждено 645 человек, в 2018 году данный показатель составил цифру 607 человек, а за первое полугодие 2019 года данный показатель составил 126 осужденных лиц .
Несмотря на то, что по сравнению с иными видами преступлений, показатели кажутся не такими значительными, однако преступления против внешней безопасности могут приводить к значительному урону и в целом поставить государство под угрозу его существования.
Ситуация, которая складывается сегодня, когда против России направлены действия большей части развитых стран Европы и США, ситуация требует необходимости немедленного реагирования на любые угрозы безопасности нашему государству. Основу противодействия преступлениям против внешней безопасности составляет УК РФ, в котором закреплены основные составы преступлений против внешней безопасности.
С момента принятия УК РФ существенных изменений преступления против внешней безопасности не претерпевали и только в последнее время главу 29 УК РФ дополнили новыми, ранее не известными составами преступлений. Такое положение указывает на недостаточность внимания законодателя к проблемам внешней безопасности нашего государства.
Кроме того, с точки зрения дифференциации ответственности и законодательной техники, например, такие основные составы преступлений против внешней безопасности, как шпионаж и измена требуют своего совершенствования, принимая во внимание и зарубежный опыт борьбы с подобными негативными явлениями.
Все изложенное указывает на то, что выбранная нами тема является актуальной, а ее рассмотрение своевременным.
Степень разработанности темы исследования. В разный период времени вопросы внешней безопасности нашего государства становились предметом исследований таких ученых как: Г.З. Анашкина, Б.А. Куринова, А.А. Пиантковского, Ю.Е. Пудовочкина, В.Н. Рябчука, Д.В. Царева, М.И. Якубовича и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при установлении уголовной ответственности за совершение преступлений против внешней безопасности.
Предметом исследования являются нормы действующего уголовного законодательства, предусматривающие ответственность за преступления против внешней безопасности.
Целью исследования является оценка норм о преступлениях против общественной безопасности с позиции их достаточности и полноты, выявление проблемы в этой области и поиск путей совершенствования действующего уголовного законодательства в части установления ответственности за преступления против внешней безопасности.
В связи с поставленной целью решению подлежат следующие задачи:
— рассмотреть развитие отечественного законодательства об ответственности за преступления против внешней безопасности государства в досоветский период;
— рассмотреть развитие отечественного законодательства об ответственности за преступления против внешней безопасности государства в советский период и на современном этапе;
— проанализировать уголовную ответственность за преступления против внешней безопасности государства по зарубежному законодательству;
— исследовать понятие и виды преступлений против внешней безопасности России;
— выявить объект преступлений против внешней безопасности Российской Федерации;
— провести характеристику объективной стороны преступлений против внешней безопасности Российской Федерации;
— провести анализ субъективных признаков преступлений против внешней безопасности Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза, формально-логический и логико-юридический методы исследования, исторический метод и метод сравнительного правоведения.
Научная новизна представленной работы выражается в том, что автор проводит исследование, опираясь на действующее сегодня уголовное законодательство Российской Федерации, учитывая все последние изменения, внесенные в него. Автор проводит исследование с позиции оценки оптимальности уголовной ответственности за преступления против внешней безопасности, что позволяет внести предложения по дальнейшему совершенствованию уголовного закона.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоят в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке теоретических проблем уголовного права в части установления ответственности за преступления против внешней безопасности, а выводы, сделанные по результатам исследования, могут стать основой при совершенствовании действующего законодательства в данной сфере.
Научная новизна исследования находит свое выражение в положениях, выносимых на защиту:
1. Видовым объектом преступлений против внешней безопасности государства следует признать безопасность государства и основы конституционного строя.
Родовым объектом преступлений против внешней безопасности государства следует признать государственную власть.
Непосредственным объектом преступлений против общественной безопасности предлагается считать внешнюю безопасность Российской Федерации, то есть состояние защищенности жизненно важных интересов государства в целом, то есть безопасность суверенитета России, ее территориальной неприкосновенности и обороноспособности от проявлений внешних угроз.
Предметом преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 УК РФ, следует признать сведения, которые составляют государственную тайну или иные сведения, которые могут быть использованы против безопасности России.
2. К основным признакам объективной стороны преступлений, предусмотренных статями 275 и 276 УК РФ, следует отнести:
Объективная сторона ст. 275 УК РФ:
— совершение шпионажа;
— выдача иностранному государству, организации или их представителям сведений, которые были отнесены к государственной тайне;
— оказание любой иной помощи иностранному государству, организации или их представителям в части совершения действий, направленных против внешней безопасности России.
Объективная сторона ст. 276 УК РФ:
— передача, собирание, похищение, хранение сведений, отнесенных к государственной тайне, для передачи иностранному государству, организации или их представителям, если такие деяния совершает иностранный гражданин или лицо без гражданства;
— передача либо собирание по заданию иностранной разведки или лица, которое в ее интересах действует иных сведений для их использования против России, если такие деяния совершаете иностранный гражданин либо лицо без гражданства.
Представляется целесообразным дополнить ст. 276 УК РФ примечанием, в котором раскрыть пусть не исчерпывающий, но примерный перечень сведений, которые следует относить к иным сведениям, что, по нашему мнению, будет способствовать единству правоприменения.
3. Было определено, что субъект преступлений предусмотренных в статьях 275 и 276 УК РФ является общим, то есть вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
В то же время было определено, что субъект данных преступлений может являться специальным. К признакам специального субъекта следует отнести его гражданство, поскольку гражданин РФ не может нести ответственности по ст. 276 УК РФ, а несет ответственность по ст. 275 УК РФ за государственную измену. В статье 276 УК РФ такими специальными субъектами будут иностранные граждане и лица без гражданства.
Установлено, что в рассматриваемых преступлениях может иметь место соучастие в качестве организаторов, пособников и подстрекателей. Такой вывод сделан из анализа положений ст. 34 УК РФ, где установлено, что к лицу, которое не обладает признаками субъекта преступления, но принимающего участие в его совершении, должна применяться ответственность за данное преступление как пособника, организатора или подстрекателя.
Было обращено внимание, что преступления против внешней безопасности совершаются исключительно с прямым умыслом. Мы не поддерживаем точку зрения, что данные преступления могут быть совершены с косвенным умыслом.
Структура работы состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Рассмотрев в работе уголовную ответственность за преступления против внешней безопасности РФ, достигнув цели и решив поставленные задачи, были сделаны следующие выводы:
Впервые формально преступления против внешней безопасности свое закрепление получили в XV-XVI вв. В разном виде, иногда не прямо, но ответственность за преступления против внешней безопасности может быть прослежена еще со времен принятия Псковской Судной грамоты, впоследствии данная ответственность появляется в рамках Судебников 1497 и 1550 годов. В данный период времени нормы об ответственности за преступления против государства размещались в одной статье, в которой содержались и общеуголовные преступления. В то же время именно в этот период начинает свое развитие ответственность за преступления против внешней безопасности.
В последующем законодательство развивается в период XVIII-XIX веков, когда начинает прослеживаться градация ответственности за преступления против внешней безопасности.
Советское законодательство предусматривающее ответственность за преступления против внешней безопасности России, носили в большей части идеологический характер, поскольку, например, ответственность для граждан СССР устанавливалась гораздо выше, нежели для иностранных граждан и лиц без гражданства, так как граждане СССР несли патриотическую обязанность быть верными своей родине. Законодатель отходил от дифференциации ответственности за посягательства на внешнюю безопасность государства. Патриотические нормы во многом были убраны из УК РСФСР 1960 г., однако не наблюдалось деления ответственности при помощи квалифицирующих признаков. Не получили рассматриваемые преступления такого деления и на современном этапе в рамках статей 275 и 276 УК РФ, что можно отнести к недостатку.
Несмотря на то, что в зарубежном законодательстве по сравнению с законодательством России есть определенные различия в формах проявления преступлений против внешней безопасности, тем не менее, большая часть стран, как и России, относят к данным преступлениям государственную измену и шпионаж.
В ряде стран законодатель по сравнению с Россией предусматривает более мягкое наказание, к примеру, Эстония устанавливает незначительные сроки лишения свободы за данные преступления. Однако есть случаи установления наказания вплоть до смертной казни, как это имеет место в Казахстане, где за государственную измену самым строгим наказанием является смертная казнь.
Что же касается возможности заимствовать зарубежный опыт установления ответственности за преступления против внешней безопасности, то по нашему мнению, следует в УК РФ в статьях 275 и 276 установить дополнительную ответственность в виде конфискации всего имущества, что, по нашему мнению, будет более полно способствовать достижению целей уголовного наказания.
Под преступлениями против внешней безопасности России следует понимать такие преступления, которые выражены в шпионаже против российской Федерации, а именно в предоставлении сведений иностранным государствам, организациям и их представителям, составляющих государственную тайну равно как предоставление иных сведений, которые могут быть использованы данными субъектами против безопасности Российской Федерации.
Было обращено внимание что в юридической литературе существуют различные точки зрения относительно отнесения того или иного состава преступления к преступлениям против внешней безопасности. Рассмотрев подробнее одну из точек зрения, мы пришли к однозначному выводы, что на современном этапе преступлениям против внешней безопасности следует отнести государственную измену, ответственность за которую предусмотрена в ст. 275 УК РФ и шпионаж, ответственность за который предусмотрена в рамках ст. 276 УК РФ.
Рассмотрение объекта, объективной стороны и субъективных признаков преступлений против внешней безопасности Российской Федерации были сформулированы выводы, которые свое отражение нашли в положениях, выносимых на защиту.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Преступления против внешней безопасности государства: ретроспективный анализ становления уголовной ответственности и международный опыт
1.1 Развитие отечественного законодательства об ответственности за преступления против внешней безопасности государства в досоветский период
Одним из первых и важных законодательных актов дореволюционного периода являлась Русская Правда , именно этот документ впоследствии сыграл значительную роль в развитии правовой системы всей Киевской Руси и оказал непосредственное влияние на принимаемые впоследствии законодательные акты.
Особе место среди всех норм Русской правды занимали нормы уголовного права, посредством которых регулировались вопросы ответственности за преступления против личности феодала и его имущества.
В то же время Русская правда не содержала в себе положений относительно внешней безопасности государства. Как отмечается в юридической литературе в тот период времени безопасность государства в целом, как и посягательство на такую безопасность еще не осознавали в полной мере, ввиду этого своего формального закрепления преступления против внешней безопасности не получали .
Следующим немаловажным документом стала Псковская Судная грамота 1467 г. , в сравнении с Русской правдой данный документ уже содержал одну норму об ответственности за государственное преступление, а именно за перевет. В частности, норма закона гласила, что конокрадов, поджигателей и изменников в живых не оставлять.
Тем самым в рамках одной нормы было предусмотрено и государственное преступление и имущественное, что можно объяснить невысоким уровнем развития уголовного права в те времена.
Появление ответственности за государственное преступление в большей степени было связано с географическим положением государства. Псковской княжество довольно тесно граничило с Литвой и Тевтонским орденом, ввиду этого вопросы внешней безопасности в то время имели важное значение.
Под изменой в то время законодатель понимал не только какое-либо действие по измене внутри страны, но и бегство в иное государство с намерением предать свою страну. Наказание за данное преступление было предусмотрено в виде смертной казни.
Ответственность тем самым была дифференцирована в зависимости от того имело или нет лицо цель предательства. В одном случае изменника наказывали смертной казнью, а при другой ситуации он мог нести ответственность имущественного характера.
Еще одним важным документом того времени была Новгородская судная грамота , в то же время содержание данного документа, которое дошло до нашего времени содержит нормы исключительно касающиеся судопроизводства, ввиду чего можно только догадываться содержал данный документ нормы о государственных преступлениях или нет.
С принятием в 1497 г. Судебника в его девятой статей установили, что государственный убийца, святотатели или совершившие кражу в церкви или лица совершившие убийство во время кражи или изменники и иные предатели подлежат казни.
В 1550 годку издается новый Судебник , в котором в отдельной статье предусмотрели преступления против внешней безопасности, в частности, статья гласила, что государственный убойца, градской здавец, кромольник, церковный тать и головной тать, а также подметчик, зажигальник, ведомый лихой подлежат смертной казни.
В то же время совершенно новых положений данный документ не содержало, помимо преступлений против внешней безопасности в одной статье по-прежнему предусматривались и иные составы преступлений, а само положение о преступлении против внешней безопасности копировало положение прежнего судебника.
Качественно новым документом в этом отношении стало Соборное уложение 1649 г. Данным документом был урегулирован довольно широкий круг вопросов. Кроме того в Уложении все нормы были разделены по главам, была проведена классификация всех преступлений. На первое место были поставлены преступления, которые посягают на церковь, что указывает на то, что в тот период времени церковная власть была довольно сильной.
Во вторую главу рассматриваемого документа включили преступления против внешней безопасности. Глава носила название «О государственной чести и как его государьское здоровье оберегать». Содержала данная глава 22 статьи. Ответственность за измену родины поместили в статьи 2-4 и в некоторые другие статьи.
Во второй статье указали, что если кто для того чтобы свергнуть царя и стать государем будет собирать рать или кто с недругом будет дружить и вести переписку с иностранными государствами помогая им завладеть государством или будет чинить другие деяния то такой изменник подлежит смертной казни.