Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Уголовная ответственность за наемничество
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие наемничества, его социальная обусловленность и уголовно-правовая ответственность 7
1.1 Понятие наемничества и его место в системе преступлений против мира и безопасности человечества 7
1.2 История становления и развития ответственности за наемничество 14
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика наемничества 23
2.1 Объективные и субъективные признаки наемничества 23
2.2 Квалифицирующие признаки состава наемничества 35
Глава 3. Проблемы совершенствования уголовного законодательства об ответственности за наемничество 42
3.1 Разграничение наемничества с организацией незаконного вооруженного формирования в УК РФ и международном праве 42
3.2 Сравнительно-правовая характеристика уголовного законодательства зарубежных стран об ответственности за наемничество 49
3.3 Проблемы совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации об ответственности за наемничество с учетом международного опыта 57
Заключение 63
Список использованной литературы 69
Введение:
Актуальность темы исследования заключается в том, что на протяжении всей истории ведения войн, они отличались безнравственностью и жестокостью. Не является исключением в этом и институт наемничества, поскольку он тесно связан с терроризмом, экстремизмом и незаконным оборотом оружия.
Общественная опасность наемничества сегодня не вызывает каких-либо сомнений. Состоит наемничество в том, что в обществе формируется незначительная группа людей, профессией которых становится убийство и причинение вреда жизни и здоровью лиц, принимающих участие в вооруженных конфликтах. Кроме того целью наемничества является установление контроля за социальной, политической и экономической сферой жизнедеятельности общества, посягает наемничество и на распределение природных богатств того или иного региона. Подтверждается это участием наемников в вооруженных конфликтах в Афганистане, Алжире, Бангладеш и пр.
Сегодня существует множество международных документов, которые призваны бороться с данным негативным явлением, в частности, можно выделить:
— Гаагская конвенция 1907 г. «О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в сухопутной войне» ;
— Дополнительные протоколы I и II 1977г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г. ;
— Конвенция ООН «О борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г.» ;
— Декларация «О Принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами» и пр.
Современные проблемы, которые связаны с наемничество, характеризуются несколькими причинами, в частности, проблемами в социально-политической жизни, с отсутствием солидарности между государствами. В России проблемой является и то, что мы до сих пор не подписали Конвенцию о борьбе с вербовкой 1989 г., кроме того в международном праве не сложено единого определения наемничества, что также следует отнести к недостатку. В России хотя и была введена ст. 359 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), однако законодатель также не посчитал нужным в этой статьи привести легальное определение наемничества, что в целом не способствует единству правоприменения. Хотя в примечании к данной статье законодатель дает расширенное понятие наемника.
Все эти проблемы в целом указывают на необходимость формирования четких и понятных теоретических представлений о наемничестве, что может стать основой дальнейшей разработки теоретических рекомендации по совершенствованию регламентации уголовной ответственности за наемничество, поскольку сегодня вызывает определенные сложности применение ст. 359 УК РФ и в целом имеются сложности в отграничении наемничества от схожих составов преступления.
Все изложенное и стало основой для выбора темы исследования, указывает на его актуальность и своевременность.
Степень разработанности темы исследования. В разный период времени вопросы наемничества становились предметом исследований таких ученых, как: И.П. Блищенко, А.Я. Вышинского, А.И. Рарога, Г.П. Новоселова, А.А. Пионтковского, И.Г. Соломоненко, Н.С. Таганцева, В.А. Якушина и др.
Теоретическая база настоящей работы основана на трудах таких авторов, как: Ю.О. Гончарова, Б.В. Сидоров, А.В. Овчаров, К.А. Жабелов, В.М. Корякин и др.
Объектом исследование выступают общественные отношения, складывающиеся при привлечении к ответственности за наемничество.
Предметом исследования выступают исторические, нормативно-правовые и международные акты, которыми предусмотрена ответственность за наемничество и практика их применения.
Целью исследования является анализ положений действующего законодательства об ответственности за наемничество, выявление имеющихся проблем и внесение предложений по его совершенствованию.
Поставленная цель, предполагает необходимость решения таких задач:
— определить понятие наемничества и его место в системе преступлений против мира и безопасности человечества;
— рассмотреть историю развития и становления ответственности за наемничество;
— исследовать объективные и субъективные признаки наемничества;
— проанализировать квалифицирующие признаки состава наемничества;
— провести разграничение наемничества с организацией незаконного вооруженного формирования в УК РФ и международном праве;
— дать сравнительно-правовую характеристику уголовного законодательства зарубежных стран об ответственности за наемничество;
— выявить проблемы совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации об ответственности за наемничество с учетом международного опыта.
Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза, формально-логический и логико-юридический методы, исторический и сравнительно-правовой методы исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на его протяжении автор выявляет имеющиеся проблемы правового регулирования ответственности за наемничество в России и зарубежных странах и вносит предложения, которые могут стать основной для законодателя при внесении необходимых изменений в действующее уголовного законодательство России.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Рассмотрев в работе уголовную ответственность за наемничество, достигнув цели и решив поставленные задачи, были сделаны следующие выводы:
Анализ российского и международного законодательства позволяет сформулировать такое понятие наемничества — это преступление, направленное против мира и в целом против безопасности всего человечества, которое состоит в вербовании, в финансировании и в применении иных средств материального обеспечения нанимаемых лиц, равно как и использование данных лиц в различных конфликтах военного характера и непосредственно в войнах. При этом такие действия – это не только действия непосредственно самого наемника, но и действия лиц, которые непосредственно проводят вербовку, обеспечивают финансирование и обучение наемников.
Что касается места данного преступления в системе преступлений против мира и безопасности человечества, то само это преступления, по нашему мнению, необходимо отнести не к международному преступление, а к преступлению, которое носит международный характер, что в целом со стороны наемников и нанимателей направлено на уничтожение имеющейся стабильности между странами в их международных отношениях.
В целом же следует отметить, что на современном этапе понятие наемничества разработано слабо и в основном в рамках международно-правовых актов. Тем самым вопрос закрепления понятия наемничества на внутринациональном уровне остается вопросом актуальным, что требует проведения комплексных исследований в этой сфере.Наемничество, а точнее его появление и функционирование можно проследить еще со средневековых времен, когда оно было нормальным явлением, по крайней мере, не запрещалось законом. В то же время в те времена наемничество в большей части было связано с тем, что людям необходимо было, как то выживать, и они вынуждены были наниматься в иностранные вооруженные силы. Тем самым в классическом современном понимании, такие действия к наемничеству относить нельзя. Позднее наемничество становится довольно распространенным, и приобретает широкое распространение. И только во времена новой и новейшей истории наемничество начинает становиться за рамками закона, его запрещают и признают преступлением. В то же время запрет наемничества и его постановка за рамки закона не исключили полностью данного негативного явления. Оно и дальше процветает в отдельных уголках нашей планеты, что предполагает необходимость поиска новых способов борьбы с этим негативным явлением.
Было определено, что к общему объекту наемничества необходимо относить безопасность человечества в целом и мир.
К основному непосредственному объекту предлагается отнести стабильность в международных отношениях и мирное сосуществование между собой государств.
Однако мы отметили, что рассматриваемое нами преступление не обязательно совершается во время войны, оно может быть совершено и в мирное время. Если мы говорим о том, что наемник совершает противоправное деяние во время военных действий то в этом случае непосредственным объектом надо признать регламентированные посредством правовых норм средства и методы ведения военных действий.
Что касается вербовки, и обучения то они могут носить и законный характер, когда осуществляется формирование вооруженных сил внутри страны. Что касается финансирования, то к непосредственному объекту можно отнести правоотношения в рамках экономической деятельности.
К дополнительному объекту рассмотренного преступления, если таковое совершается должностными лицами при использовании положения по службе или в отношении несовершеннолетних лиц, следует отнести интересы той организации, в которой осуществляет деятельность лицо и права и интересы несовершеннолетних.
Что касается объективной стороны рассмотренного состава. то она выражается в следующих действиях:
— вербовка;
— обучение;
— финансирование;
— материальное обеспечение;
— использование наемников в вооруженных конфликтах и военных действиях.
Субъект наемничества — это лицо, которое в момент совершения преступления является вполне вменяемым и которое достигло возраста шестнадцати лет. Мы предложили сократить данный возраст до 14 лет, посредством внесения в ст. 20 УК РФ соответствующих изменений.
При этом следует обращать внимание, что субъектом участия в вооруженном конфликте или в военных действиях может выступать субъект, обладающий такими обязательными признаками:
— субъект, действующий с корыстной целью получения обещанного вознаграждения;
— субъект, не являющийся гражданином государства принимающего участие в конфликте;
— субъект, на постоянной основе не проживающий в государстве, принимающим участие в конфликте военного характера;
— субъект, на которого не возложено каких-либо обязанностей официального характера
Субъективная же сторона состава наемничества всегда будет выражена в вине с прямым умыслом.
Анализ квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 2 ст. 359 УК РФ показывает, что сегодня есть ряд проблем, которые следует решить на законодательном уровне. В частности, есть необходимость в разъяснении Верховного Суда РФ в целом порядка квалификации деяний по ст. 359 УК РФ. Есть необходимость четко определить, кто именно является должностным лицом для целей статьи 359 УК РФ и четко установить возраст несовершеннолетние для целей применения ч. 2 ст. 359 УК РФ.
На данном этапе пользуясь разъяснениями Пленума ВС РФ в отношении иных преступлений, мы делаем вывод, что субъектом преступления предусмотренного ч. 2 ст. 359 УК РФ, в части его совершения должностным лицом, следует признавать не только должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления, но и должностных лиц коммерческих организаций.
Что же касается совершения данного преступления в отношении несовершеннолетнего, то мы определили, что в том случае, когда преступление совершается лицом в возрасте от 16 до 18 лет, его следует квалифицировать по ч. 2 ст. 359 УК РФ, если же данное деяние совершает лицо, достигшее 18 лет, его деяния необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 359 УК РФ и дополнительно по ч. 4 ст. 150 УК РФ.
Кроме того мы внесли предложение выделить в рамках ст. 359 УК РФ дополнительный квалифицирующий признак как совершение данного деяния в отношении малолетнего, что, по нашему мнению, должно нести повышенную ответственность.
Наемничество от организации незаконного вооруженного формирования довольно четко различается как по объективной, так и по субъективной стороне преступления. При этом между данными преступлениями имеется очень тонкая линия разграничения, когда на практике не всегда удается правильно квалифицировать деяние. Например, мы определили, что если лицо нанимается в незаконное вооруженное формирование, но при этом, если данные лица на территории РФ постоянно не живут и принимают участие в вооруженном формировании исключительно для получения материальной выгоды, то они признаются наемниками, следовательно, лица, которые их привлекают в такое вооруженное формирование ответственность должны нести соответственно либо по ч. 1 либо по ч. 2 ст. 359 УК РФ.
Также мы обратили внимание на значительные недостатки ст. 359 УК РФ и пришли к выводу о необходимости дополнить данную статью такими квалифицирующими признаками, как:
— совершение деяния предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК РФ направленного против малолетнего;
— совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК РФ, если оно ведет к посягательству на конституционный строй РФ и на территориальную целостность.
В ст. 208 УК РФ следует ввести такие квалифицирующие признаки:
— совершение преступления в отношении несовершеннолетнего;
— совершение преступления с использование служебного положения.
Анализ зарубежного опыта установления уголовной ответственности за наемничество показывает, что кроме того, что не все страны установили в своем уголовно законодательстве ответственность за наемничество, те страны, которые все же пошли по этому пути регламентировали норму об ответственности неудовлетворительно. В частности, отмечается множество пробелов. Есть страны, где законодатель ведет речь исключительно о вербовке. При этом ничего не говорится об обучении или финансировании. В некоторых УК ответственность прописана не четко, то есть явно из норм законодательства не следует, что норма относится к наемничеству. В некоторых странах законодатель и вовсе практически не описывает состава рассматриваемого преступления, отсылая к нормам международного права. А отдельные страны, например, Нидерланды и вовсе не посчитали необходимым вводить ответственность за наемничество, поскольку такая ответственность предусмотрена международными нормами.
Тем самым можно сделать выводы, что уголовное законодательство Росси в части регламентации ответственности за наемничество хотя и имеет отдельные недостатки, однако более эффективно регулирует данный вопрос. Тем самым не приходится говорить о возможности имплементации норм иностранного законодательство в УК РФ, хотя отдельные положения могли бы быть восприняты нашим законодателем и применены, в большей части это относится к международным нормам о наемничестве, которые не в полной мереи нашли сове отражение в нашей правовой системе.
Рассмотрев возможность имплементации норм международного права в наше законодательство и норм уголовного законодательства отдельных государств был сделан вывод, что в нашу правовую систему можно позаимствовать следующие положения:
— в качестве обстановки при которой совершается рассмотренное нами преступление необходимо дополнительно предусмотреть проведение совместных действий насильственного характера, которые своей целью имеют свержение действующей власти, подрыв конституционного строя и безопасности страны;
— что касается военных действий, то к таковым также необходимо относить и нападение отдельно взятой вооруженной группы, включая и наемников, когда такое нападение совершается с территории одного государства, на территорию второго государства;
— установить ответственность за подстрекательство к вооружению, что направлено против власти для нанесения ущерба безопасности страны;
— установить в качестве криминообразующего признака принятие лицом военной обязанности без соответствующего приказа государства в иностранных армиях либо военных организациях иностранного государства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие наемничества, его социальная обусловленность и уголовно-правовая ответственность
1.1 Понятие наемничества и его место в системе преступлений против мира и безопасности человечества
Необходимо, прежде всего, обратить внимание на то, что термин наемничество в целом в литературе и не только в литературе по юриспруденции встречается довольно редко. Гораздо чаще как в литературе, так и в рамках законодательства мы можем встретить понятие наемника.
На протяжении всей истории понятие наемник меняло свою окраску. Как отмечал В.И. Даль, нанимать кого-либо означает взять во временное услужение лицо за определенное вознаграждение. При этом к наемникам автор относил людей, которые поступают в найм к другим людям в том числе и в найм на военную службу .
В свою очередь С.И. Ожегов определял наемника как:
— военнослужащий в наемном войске;
— наемный работник;
— продавшийся кому-то из корыстных интересов .
Таким образом, анализ данных понятий дает основание выделить понятие наемник с трех различных точек зрения, а именно:
— в широком понимании, когда под наемником понимают любого человека, поступающего будь то на службу или на какую-либо работу, при этом за это предполагается получение определенного вознаграждения и действия непосредственно нанимателя;
— в узком понимании наемник – это лицо, которое руководствуясь своими низменными, корыстными и иными побуждениями продается за плату иному лицу для совершения, зачастую незаконных и опасных для общества действий;
— если рассматривать понятие наемника в его специальном смысле, то под ним необходимо понимать военнослужащего, который осуществляет свою деятельность в рамках наемного войска, а также действия самого нанимателя на такую службу.
Современное законодательство содержит нормы за целый ряд деяний, за которые законодатель предусмотрел уголовную ответственность, если такие деяния являются действиями нанимателей и наемников. Например, если следовать положениям п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ, то мы заметим, что данная статья предусматривает ответственность за совершение убийства по найму, в соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 111 УК РФ уголовная ответственность наступает за причинение тяжкого вреда здоровью человека, если такое деяние также совершается по найму. Подобные положения содержит и ст. 204 УК РФ предусматривающая ответственность за совершение коммерческого подкупа или ст. ст. 359 УК РФ, где непосредственно содержатся нормы об уголовной ответственности за совершение наемничества. Что касается дачи взятки и коммерческого подкупа, то следует отметить, что данные составы, безусловно, можно отнести к составу наемничества. Если лицо, получая подобного рода представления, совершает определенные действия или бездействует, позволяя совершить преступление, предусмотренное ст. 359 УК РФ. То есть в этом случае, фактически, лицо хоть и опосредованно, но может становиться наемником.
Кроме того, представляется, что наемничеством следует считать и действия подстрекателей, которые склоняют иных лиц к совершению преступления. Подстрекатель в этом случае будет нанимателем, а вторая сторона, согласившись на уговоры, автоматически становится наемником.
Следует также отметить, что не только российский законодатель признал в законодательных актах наемничество преступлением, таковым оно признается и в ряде международных документов. Так, в Резолюции Совета безопасности № 405 от 1977 г. содержится положение, в соответствии с которым территория государства не может предоставляться с целью вербовки на ней наемнических войск, кроме того запрещено и гражданам вовлекать себя в подобные структуры .
В Резолюции Генеральной ассамблеи ООН № 2465 (XXIII) от 1968 г., определено, что рассматриваемый нами состав преступления является наказуемым с точки зрения уголовного закона, вследствие чего наемники подлежат объявлению преступниками .
При этом изначально подобного рода требования были изложены в рамках Резолюции генеральной Ассамблеи ООН № 31/34 от 30.11.1976 г. В этом документе, что сама по себе практика совершения наемничества – это уже преступление, кроме нанимателей и сами наемники должны быть признаны преступниками .
Непосредственно содержание рассматриваемого нами термина раскрыли о в Дополнительном протоколе I от 08.06.1977 г., к Женевским конвенциям о защите жертв войны от 12.08.1949 г. В соответствии с приведенным документом, наемник это:
— лицо, вербуемое на протяжении проведения тех или иных военных действий на месте их проведения или в зарубежных государствах;
— лицо, которое фактически принимает участие в военных действиях с корыстной целью получить определенное вознаграждение;
— лицо, которое не является гражданином воюющего государства и не проживает на постоянной основе на его территории;
— лицо, которое не входит состав вооруженных сил одной из сторон, которые пребывают в рамках определенного конфликта;