Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Учитель права в современной школе. Подготовка учителя к уроку и научная организация его труда.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты подготовки учителя права к уроку и научной организации его труда 7
1.1. Учитель права современной школы 7
1.2. Особенности подготовки учителя права к уроку 20
1.3. Научная организация труда учителя права 30
Глава 2. Практические аспекты подготовки учителя права к уроку и научной организации его труда 38
2.1. Специфика подготовки и проведения урока права 38
2.2. Анализ и пути совершенствования урока права 51
Заключение 60
Список использованных источников 63
Введение:
«Право — это искусство добра и справедливости, оно было создано на благо человечества», — говорили наши предки, подчеркивая тем самым функциональную важность глубокого изучения правовых норм поведения, призванных обеспечить стабильное и счастливое общество.
Не случайно необходимость более глубокого изучения его таинств не ослабевала в разное время, приобретая одну, а затем и другие особенно-сти.
Общеизвестно, что закон отражает многие достижения человеческой культуры, которые каждое поколение людей через функцию вещания пе-редает своим потомкам, пытаясь защитить их, предотвратить катастрофу.
Социологические прогнозы о лидерстве правовых знаний и юриди-ческой науки на рубеже веков оказались пророческими.
Их восхождение на Олимп началось в нашей стране в 90-е годы XX века, и сейчас формирование конкурентоспособного человека, адекватно ориентированного в современном мире, невозможно без изучения слож-ных правовых знаний.
Рейтинговые исследования последних лет показывают популярность профессии юриста, которая, однако, не всегда соответствует прямым инте-ресам и желаниям человека, стремящегося проверить свои навыки в раз-личных сферах деятельности, что, безусловно, будет полезно для юриди-ческих знаний.
Обучение и воспитание принадлежат древнему уму культурной дея-тельности людей.
Приобретая определенный набор знаний и навыков, человек всегда стремился передать их.
И вот как это было сделано и как сделать это лучше в современном мире, всегда вызывало внимание ученых, пытающихся понять существу-ющие методы и подходы в области юридического образования.
У наших предков был замечательный афоризм: «Учением мы учим-ся». Действительно, сколько рекомендаций не было дано профессионалам-ученым, практика создает бесчисленные новые и захватывающие варианты для обучения, изучения или другого материала. Мы многому учимся у наших детей творчески и наивно воспринимать сложные и, казалось бы, неразрешимые проблемы для взрослых.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дальнейшая демократизация российского общества, формирование судебного государ-ства, закрепленное в Конституции Российской Федерации, требуют неот-ложных и эффективных мер по совершенствованию юридической подго-товки и воспитания, организации юридического образования, охватываю-щего все слои населения, для ее непрерывного юридического обучения в течение всего периода обучения.
Основной задачей юридической подготовки учеников является моби-лизация всего комплекса юридического образования на формирование вы-сокого чувства справедливости и традиции уважения к законам.
В течение длительного периода правового воспитания и обучения в стране рассматривалось в сочетании с гражданским образованием, что по-рождает иногда синонимы понятий.
Основной целью гражданского образования было изучение основ конституционного строя государства. Юридическое образование, следова-тельно, не рассматривалось как отдельный уровень общего образования образовательного процесса.
В 1970-1980-е годы усилилось внимание к юридическому образова-нию и обучению. Интерес ученых и практиков был вызван принятием Ге-неральной Ассамблеей ООН Конвенции 1989 года о правах ребенка и ее ратификацией Россией в 1990 году.
Тенденция повышенного внимания к юридическому образованию и воспитанию молодежи характерна для всех развитых стран.
В Конвенции о правах ребенка изложены следующие цели образова-ния:
развитие уважения прав человека и основных свобод и принципов, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций;
привитие ребенку уважения к родителям, культурной самобытности, языку и ценностям, национальным ценностям страны, в которой прожива-ет ребенок, страны происхождения и цивилизаций, отличных от его соб-ственных;
подготовка ребенка к ответственной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равенства полов и дружбы между все-ми народами, этническими, национальными и религиозными группами и лицами коренного населения.
Исходя из этих образовательных целей, можно отметить значитель-ную роль учителя права в их достижении.
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обнов-ления содержания образования в российских школах является модерниза-ция и развитие юридического образования.
Степень разработанности. В середине 1990-х годов в современной науке проводились исследования, направленные на повышение правовой подготовленности учеников, защиту их прав в соответствии со статьями Конвенции о правах ребенка.
Так, особенности методики преподавания права в общеобразова-тельной школе и формирования правовой направленности современных учащихся в процессе обучения обсуждаются в работах таких исследовате-лей, как Н.Г. Суворов, С. А., Морозов, Н. А. Элиасберг; концептуальные основы учебного процесса в юридической школе, описанные в статье К. Н. Поливанова, Б. И. Хасана, В. В. Спасского; проблемы преемственности в изучении права в школе, колледже и университете посвящены изучению Н.В. Зуденкова.
Во всех этих работах рассматриваются проблемы, связанные с целя-ми, задачами, структурой и содержанием юридического образования в школе.
Вопросы, касающиеся компетенции и личностных качеств препода-вателя права в современной школе, в научной литературе не рассматри-ваются или рассматриваются фрагментарно.
Объектом нашего исследования учитель права в современной школе.
Предмет исследования — профессиональная деятельность преподава-теля права в современной школе.
Целью исследования является изучение проблем правового образо-вания в современной школе и пути его совершенствования
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать учителя права современной школы
2. Изучить особенности подготовки учителя права к уроку
3. Рассмотреть научную организацию труда учителя права
4. Проанализировать специфику подготовки и проведения урока права
5. Провести диагностику путей совершенствования урока права
Для решения поставленных целей и задач использовались следую-щие методы исследования: анализ отечественной и зарубежной психологи-ческой, педагогической, научной, методической и учебной литературы с целью изучения состояния исследуемой проблемы; изучение нормативных документов; мониторинг деятельности учителей.
База исследования: общеобразовательное учреждение.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка использованных источников.
Заключение:
Сегодня в российской системе образования происходят значительные изменения, меняются государственные образовательные стандарты.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, разрабо-танные на основе компетентностного подхода.
Также утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования и подготовка к утверждению Федераль-ного образовательного стандарта общего среднего (полного) образования второго поколения.
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обнов-ления содержания образования является модернизация и развитие юриди-ческого образования.
На основе федерального государственного образовательного стан-дарта высшего профессионального образования третьего поколения, бу-дут готовить учителей права, которым придется обеспечивать соблюдение стандарта общего образования второго поколения.
Эти стандарты должны действовать как одна взаимосвязанная систе-ма, но федеральный государственный образовательный стандарт началь-ного общего образования не разработан на основе компетентностного подхода.
Возникает вопрос: сможет ли учитель социально-экономических тен-денций по профилю закона внедрить стандарт общего образования второ-го поколения?
Конечно, эти два стандарта имеют много схожих элементов, они адаптированы к региональным, национальным и этнокультурным потреб-ностям народов Российской Федерации.
Оба направлены на повышение качества образования, ориентиро-ванного на результаты образования в качестве основного компонента.
Мы определили процесс личностного развития как цель и значение образования. Стандарты обозначают новые подходы к разработке и оцен-ке образовательных результатов.
Оценка результатов на основе Федерального государственного об-разовательного стандарта образования отражается в компетентностной модели выпускника, в Федеральном государственном стандарте среднего общего образования второго поколения.
Современное правовое образование не должно основываться на ме-ханическом запоминании правовых норм и статей законов, а также на глу-боком проникновении в природу самого закона.
Согласно логике компетентностного подхода к построению системы образования в школе особое внимание следует уделить ключевым компе-тенциям, которые должны сформировать общеобразовательные школы.
Стандарт общего образования не включает основные компетенции, однако предусматривает определенные требования к результатам разра-ботки образовательных программ.
Чтобы учитель социально-экономических тенденций по профилю права смог успешно реализовать эти требования, следует:
1) Увеличить количество и качество опытно-конструкторских работ на уроках права;
2) Правильно сместить акцент в технике и технологиях учебной дея-тельности на выявление оптимальных способов самостоятельной деятель-ности учеников;
3) Предоставить школе возможность выбора образовательных про-грамм;
4) Увеличить время для самостоятельной работы по праву: авторе-ферат, проектирование, экспериментальная работа;
5) Обеспечить применение информационно-коммуникационных тех-нологий на уроках права;
6) Дифференцировать процесс изучения права путем создания вари-ативных образовательных программ для различных контингентов уча-щихся — от одаренных учащихся до учащихся с ограниченными возможно-стями;
Укрепление ценностно-ориентированного содержания юридических классов, формирующих гражданское сознание и правовую культуру;
7) Увеличить количество семинаров, в том числе решение правовых проблем;
8) Введение дополнительных мероприятий для углубленного изуче-ния конкретных правовых курсов;
9) Создавать уроки на основе частных ситуаций, в которых модели-руются наиболее типичные правовые ситуации;
10) Использование различных внеклассных форм работы по закону, в том числе тематических туров;
11) Создание в школе правовой образовательной среды, обеспечи-вающей участие в разработке правил и норм, регулирующих отношения в школе, создание и деятельность общественных организаций.
В работе достигнута цель исследования, проанализированы система правового воспитания, особенности современного учителя права, характе-ристику подготовки учителя права к уроку и его научную организацию труда.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты подготовки учителя права к уроку и научной организации его труда
1.1. Учитель права современной школы
Учитель права — один из важнейших субъектов образовательного процесса, который зависит от того, насколько грамотно и правильно будет организовано юридическое обучение и воспитание. Итак, желание каждого родителя найти своему ребенку хорошего учителя неслучайно, поскольку он порой оказывает существенное влияние на судьбу человека, хотя плоды его усилий не сразу замечаются. [16]
Среди ученых много спорят о том, каким должен быть современный учитель права и как реализовать процесс формирования его профессио-нально значимых качеств. Деполяризация всех суждений может быть представлена позициями В. А. Сухомлинского и Макаренко, первый из ко-торых отметил, что «учителем нужно родиться», а второй ответил: «им может быть любой, кто имеет опыт и не ленится».
Анализ экспериментальной работы школы позволил доказать влия-ние четырех факторов на формирование идентичности учителя. Они вклю-чают в себя наследственность, воспитание, социальную среду и личную приверженность учителей к самосовершенствованию.
Ретроспективное рассмотрение этой проблемы выявляет фундамен-тальные изменения личностных и профессиональных характеристик учи-теля к концу XX в.
В этой важной роли играет государственная правовая политика Рос-сии в сфере образования, определяющая правовой статус учителей. Так, в XIX веке учителя считались государственными служащими и должны бы-ли иметь университетское образование. [17]
Были строгие требования к профессиональной внешности учителя. При поступлении на службу он произнес клятву и подписал лист присяж-ных. Большое влияние на личность учителя усилили контроль директоров и инспекторов средних школ (согласно списку сотрудников, приложенно-му к Уставу 1871 года, в школе было 12 учителей).
Прошли десятилетия, а развитие педагогического менеджмента поз-воляет утверждать, что инновационные процессы, связанные с модерниза-цией всей системы образования, предъявляют дополнительные требования к деятельности учителей.
Было обращено внимание на индивидуальные различия и начальные неравные стартовые возможности для учителей, которые определяют его готовность участвовать в преобразовании школы. В современной России существует пять категорий учителей права:
Учителя-новаторы. Таким образом, исследователи определили учи-телей и добавили новизну ко всем элементам педагогической системы (0,8% по отношению к общему числу школьных учителей). Их деятель-ность была связана с внедрением местных инноваций, выражающихся в изменении содержания курса по праву. [10]
Творческие учителя (20%). Итак, исследователи выявили учителей, которые внедряют новизну в методы профессиональной деятельности. Из-менения в методике преподавания, способах обучения детей в профессио-нальном качестве доминирует эта категория учителей.
Большинство учителей (62%) были отнесены к категории работаю-щих добросовестно. Их роль не менее значима при переходе от традици-онной модели функционирования школы к инновациям.
«Формальные» преподаватели, составляющие 15% учителей, как правило, отвергаются новой системой образования и не могут работать в инновационном режиме.[7]
Случайные люди — 2,2 %.
Годы эксперимента подтвердили, что школа нового типа может су-ществовать учитель, который ставит на первый план собственное профес-сиональное саморазвитие. Такие учителя имеют свою педагогическую по-зицию, позволяющую определить учебную цель. В связи с этим особую актуальность приобретает значение воспитательного самоопределения. Под этим термином мы понимаем процесс постоянного совершенствования педагогических методов решения образовательных задач, ведущих к фор-мированию педагогического мастерства.
Это определяется многогранной деятельностью преподавателя в об-ласти научных, профессиональных, нравственных, образовательных и ди-агностических культур. [24]
Таким образом, деятельность современных образовательных учре-ждений, с особым акцентом на социологическую подготовку детей, позво-лила выявить личностные и профессионально важные качества учителя-мастера, способного работать в русских школах нового типа. Рассмотрим эти качества. Учитывая, что доминирующей формой деятельности учите-лей в школе является организация учебных занятий, мы решили рассмот-реть некоторые характеристики модели учителя, мастера через призму си-стемы организации учебной деятельности учителя в единстве с образова-тельной и познавательной деятельностью учеников.
Важной особенностью профессионализма учителя-мастера является знание предмета и эрудиция. В связи с этим особую актуальность приоб-ретает способность не только воспроизводить заранее определенную ин-формацию о программе, но и способность передавать информацию в не-стабильной ситуации. [43]
Авторитарная педагогика ориентировала всю дидактическую под-держку учебного процесса на модель образования с учетом целей, содер-жания и методического построения учебного процесса.
В инновационной школе невозможно не учитывать, что потребности и установки определяют избирательность восприятия и мышления. Лич-ностно-ориентированная образовательная концепция, о которой говорят современные ученые, требует от учителя высокого уровня знаний, в том числе по различным аспектам психологии личности.
Особенностью новых школ является наличие исследовательской со-ставляющей в системе образования и научно-методической деятельности преподавателя.
Большинство ученых (И. Д. Чечель и др.) считают, что исследовате-ли-преподаватели создают свою команду. Способствуют этому методиче-ские объединения, предметные объединения (межшкольные, городские), вовлечение учителей в рабочие группы для разработки жизненно важных школьных задач и т.д. [45]
Правильный учитель должен иметь высокий уровень методических и педагогических навыков. Под этой концепцией мы понимаем следующие характеристики учителя: умение донести учебный материал до уровня по-нимания каждого учащегося (умение работать в индивидуальном и диф-ференцированном отношении к обучению детей); умение создавать в клас-се благоприятный психологический климат, способствующий развитию у учащихся позитивного отношения к учебе; обладать чувством юмора, умением контролировать настроение аудитории.
Исследуя роль личностных качеств педагогов, как юмора и опти-мизма, исследователи пришли к выводу, что шутки, которые положитель-но влияют на один класс против другого или в некоторых ситуациях, мо-гут не дать ожидаемого результата.
В любом случае вы должны соблюдать следующие правила: не под-вергать насмешкам личность человека, не смеяться над тем, что люди не могут исправить (относительно имен, физической слабости), не избегать вульгарных и грубых шуток. [26]