Воспитательная работа с осужденными Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Учет особенностей личности и характера несовершеннолетнего осужденного к лишению свободы при планировании и проведении воспитательной работы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЁННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 7
1.1. Исторические этапы развития воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными …………………………………………………………..7
1.2. Понятие воспитательной работы, проводимой, с несовершеннолетними осуждёнными к лишению свободы ……………………………………………………………..24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЁННЫМИ ………………………………………38
2.1. Субкультура в воспитательной колонии, её способы выражения и влияние на несовершеннолетних осуждённых ………………………………………………………….38
2.2. Проблемы и особенности планирования воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными и пути её реализации ………………………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………………..74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………………..77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………………………………………..82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………………………………………..83

 

  

Введение:

 

Актуальность данного исследования заключается в том, что воспитательная работа всегда занимала особое место в системе средств правовой защиты несовершеннолетних правонарушителей. Вопросы ее организации и поведения с подростками, лишенными свободы, решались на разных этапах развития нашего государства по-разному, с учетом социально-экономических и политических условий, направленности уголовно-исправительной политики и типов институты создаются. Необходимость рассмотрения отдельной проблемы воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными продиктована следующими соображениями:
— подростковый период имеет специфические психофизиологические особенности, которые необходимо учитывать при проведении социальной, воспитательной и психологической работы;
— правовые положения, регулирующие статус несовершеннолетнего осужденного, имеют существенные различия с правовыми нормами для взрослых преступников:
— гуманизация уголовного права с учетом международной практики в первую очередь адресована несовершеннолетним правонарушителям;
— формы и методы воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными имеют качественно новые цели и характер, чем формы и методы работы со взрослыми преступниками.
Однако в настоящее время воспитательная работа с несовершеннолетними сужденными проводится неэффективно по двум основным причинам: во-первых, образовательные службы колоний слишком малы, особенно в условиях переполненности исправительных учреждений, а во-вторых, работники учреждений, занимающихся воспитательной работой, как правило, не имеют педагогического образования в целом и специальных профессиональных знаний в области воспитательной работы. Это обусловливает необходимость создания эффективной системы воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями с учетом их личности и характера в соответствии с международно-правовыми стандартами в отношении этой категории лиц.
Степень научного развития.
Различные аспекты педагогических проблем деятельности исправительных учреждений освещались в работах ряда российских ученых: Ю.В. Баранов , А.А. Бахтин , В.Ф. Бондаренко , М.Г. Дебольский , В.А. Уткин и другие, посвященные исправлению и перевоспитанию осужденных. Однако эти исследования проводились в основном в советский период развития нашего государства. Они внесли большой вклад в развитие пенитенциарной педагогики, но современные подходы требуют переосмысления многих моментов, выдвинутых этими учеными.
Методы воспитательной работы в местах лишения свободы, особенности их применения в зависимости от условий и воспитательных задач нашли отражение в работах Г.П. Байдакова, М.П. Стурова и соавт. Авторы, такие как В.И. Алексеева , С.Л. Бабаян , Н.А, Бохан , Э.В. Зауторова , В.Я. Семке и других. Данная группа авторов в своих трудах рассматривала вопросы повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных посредством общего образования, организации многопланового педагогического процесса обучения, уточнения целей обучения и подготовки предметов образования для работы с осужденными.
Однако в этой области все еще очень мало конкретных научных разработок, и в научной литературе нет исследований по созданию педагогической системы для оптимизации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными.
Анализ научной литературы, показал, что чрезвычайно актуальной является проблема разработки научно обоснованных практических и методических рекомендаций по организации воспитательной работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы по воспитанию несовершеннолетних осужденных.
Объект исследования – воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными.
Предмет работы составляют практика деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в организации воспитательной работы с с несовершеннолетними осужденными.
Цель исследования: рассмотрение теоретических и прикладных аспектов процесса организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что систематическая и целенаправленная воспитательная работа в исправительном учреждении, сможет позитивно отразиться на личностных и характерологических особенностях несовершеннолетних осужденных.
Исходя из цели дипломной работы, поставлены следующие задачи:
1. изучить исторические этапы развития воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными,
2. определить понятие воспитательной работы, проводимой, с несовершеннолетними осуждёнными к лишению свободы,
3. выявить влияние субкультуры на несовершеннолетних осуждённых,
4. предложить планирование воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными и пути её реализации.
Теоретическую базу исследования образуют труды ведущих отечественных специалистов в области уголовного, уголовно-исполнительного права, а также психологии, социологии, педагогики, в которых в той или иной мере затрагиваются вопросы, составляющие объект дипломной работы.
Эмпирическую базу исследования составили материалы, полученные в результате обобщения статистических данных, практического опыта.
Экспериментальной базой исследования была выбрана ФКУ ИК-10 УФСИН России по Вологодской области.
Методы исследования: обобщение, анализ литературы, анализ нормативно-правовых актов и документов, анализ статистических данных, синтез, аналогия.
Теоретическая значимость заключается в том, что сформулировано понятие «воспитательная работа с осужденными к лишению свободы», уточнены ее задачи, систематизированы принципы, на основе которых она организуется и проводится. Проанализированы особенности организации и проведения воспитательной работы с лицами, лишенными свободы в различные исторические периоды.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что результаты могут быть использованы в учебной работе, а также в практической и научной деятельности в рамках воспитательной работы в пенитенциарной системе.
Структура работы обусловлена задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Воспитание осужденных несовершеннолетних предполагает включение следующих компонентов:
— целенаправленная работа по нравственному воспитанию (это уроки этики, моральные беседы, индивидуальные консультации и т. д.);
— актуализация всех источников нравственного опыта несовершеннолетних (образовательных, общественно полезных, отношений между несовершеннолетними, отношений между подростками и родителями);
— введение моральных критериев при оценке всех видов деятельности и проявлений личности студентов;
— оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного воспитания на разных этапах с учетом пола несовершеннолетних.
Итак, воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными проводится дифференцированно с учетом психофизических характеристик, присущих подросткам, и индивидуальных особенностей подростков с использованием современных форм и методов психологического и педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных.
Во второй главе представлены результаты исследования влияния коррекции на личностные особенности несовершеннолетних осужденных.
Исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Исследование проходило на базе В ИК-2 (д. Княгинино).
В исследовании приняло участие 25 несовершеннолетних осужденных.
Основанием для разработки программы выступил анализ ситуации по организации воспитательной работы с осужденными на территории России и Вологодской области и выявленное противоречие между возрастанием количественных показателей совершения преступлений несовершеннолетними и недостаточностью мер по профилактике социального неблагополучия среди данной категории граждан на территории области.
В рамках программы была разработана модель деятельности психолога по коррекции аддиктивного поведения у несовершеннолетних осужденных, которая включала в себя диагностическое направление, непосредственно психологическую коррекцию, а также е взаимодействие с родителями несовершеннолетних заключенных.
Ведущей практической целью этого этапа психокоррекционной программы является система защитных механизмов личности как фактор, обусловливающий адаптацию.
По результатам исследования по обозначенным методикам исследования было выявлено:
1. Методика оценки деструктивных установок в межличностных отношениях.
По данной методике получили оценки по всем шкалам, приближенных к высоким. осужденные, на контрольном этапе по данной методике, получили оценки по всем шкалам средние.
2. По методике Склонности к отклоняющемуся поведению.
Результаты констатирующем этапе свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения. Таким образом, у осужденных подростков на констатирующем этапе налицо выражена склонность к отклоняющемуся поведению.
Показатели на контрольном этапе говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.
3. По методике определения акцентуаций характера
На констатирующем этапе испытуемых большая часть лиц с ярко выраженной акцентуацией одной из черт характера. Причем, среди типов акцентуаций выделяются эмотивный, дистимический и циклотимный типы. С такими типами акцентуаций зафиксировано больше остальных. То есть мы можем констатировать, что у осужденных встречаются все акцентуированные черты.
По результатам контрольного этапа — акцентуации характера у заключенных не выявлены.
Действительно, систематическая и целенаправленная воспитательная работа в исправительном учреждении, сможет позитивно отразиться на личностных и характерологических особенностях несовершеннолетних осужденных. Тем самым гипотеза исследования была доказана полностью.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЁННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

1.1. Исторические этапы развития воспитательной работы с несовершеннолетними осуждёнными

Идеи и первые попытки организовать воспитание несовершеннолетних правонарушителей относятся к Западной Европе к 16 веку. В этот период предпринимаются шаги по организации специальных учреждений для таких детей .
Во-первых, такие учреждения были открыты в Голландии в 1547 году; в 1595 году в Германии. В некоторых странах были созданы заведения для мальчиков и девочек (в Нидерландах, Бельгии, Дании и Швеции). Однако их количество было очень маленьким. Как ни странно, в 19 веке не было подобных учреждений в Голландии и Германии, но они появились в Англии, Франции, Италии, Швейцарии, Испании, Португалии, Швеции, Норвегии, Дании, Америке, Новой Зеландии.
В середине 17 века во Франции был открыт дом для порочных и преступных мальчиков. В Генуе в 1656 году такое учреждение было открыто для 600 мальчиков и девочек. В 1704 году папа Климент XI создал аналогичное учреждение, предназначенное для несовершеннолетних правонарушителей с общим заключением. Позже был открыт отдел для девушек.
Первые шаги к организации воспитательных заведений для детей-правонарушителей были сделаны И. Песталоцци (1775г., Швейцария). Он положил начало своей работе по воспитанию несовершеннолетних преступников с любовью к ним, заботе об их интересах, а также труду (который до сих пор используется в пенитенциарной системе при работе со всеми категориями осужденных). В исправительном учреждении подростки осваивали ремесла, работали, учились читать и писать.
Таким образом, можно сказать, что именно И. Песталоцци сделал первую попытку создать те принципы воспитательной работы с заключенными, в частности с несовершеннолетними, которые используются и по сей день в пенитенциарной педагогике: сочетание воспитательной и профессиональной работы.
Идеи И. Песталоцци, несомненно, оказали важное влияние на деятельность подобных учреждений в других странах. Так, в 1824 году профессор Грикк основал приют для детей-преступников в Североамериканском союзе. А в 1826 году папа Лев XII в Риме основал исправительное учреждение для преступных и порочных детей. Со временем подобные учреждения были открыты во многих других европейских странах, и тот факт, что они открылись по частной инициативе, нельзя игнорировать. Далее государство и правительство стали принимать участие в работе исправительных учреждений. По сути, существующие институты получили законодательную консолидацию. Во Франции такой закон был принят в 1850 году, в Англии в 1854 году, в Германии в 1878 году .
Правовая поддержка государства способствовала увеличению числа исправительных учреждений: в 1832 году их было 282 в Англии и Шотландии, 60 в Швейцарии, 59 во Франции и 40 в Италии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы