Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и профилактика неблагополучия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. 7
1.1.Психолого — педагогическая сущность понятий «неуспеваемость» и «неуспешность» 7
1.2.Причины неуспешности младших школьников…………………………………15
1.3.Коррекционно — профилактическая работа по преодолению причин неуспешности у младших школьников (теория) 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НЕУСПЕШНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 25
2.1.Исследование причин неуспешности в учебной деятельности младших школьников 25
2.2.Коррекционно — профилактическая работа как система занятий 35
2.3.Анализ опытно — экспериментальной работы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6
Введение:
Актуальность исследования. Следует отметить, что обобщённые данные последних лет устанавливают факт роста среди учащихся школ детей, которые испытывают затруднения в освоении общеобразовательных учебных программ. Так, по данным различных исследований, затруднения в обучении по тем пли иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов. В этой связи, предметом особого внимания педагогов выступает педагогическая помощь детям в овладении учебной деятельностью и коррекция неблагополучия в учении.
Стоит подчеркнуть, что разработка теории учебной деятельности активно ведётся в современной психологической науке. В научных публикациях, которые отражают результаты исследовательского поиска по обозначенной проблематике, содержится осмысление феномена учебной деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин), обосновываются представления о её типах и структуре (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, А.К. Маркова, Е.И. Машбиц, Д.Б. Эльконин).
Необходимо выделить, что к числу ведущих направлений, в рамках которых осуществляется поиск путей формирования полноценной учебной деятельности относится:
Во-первых, концепция формирования приёмов умственных действий, интеллектуальных умений(З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, Н.И. Шевченко);
Во-вторых, концепция формирования учебной деятельности с использованием потенциала парных и групповых форм учебной работы (И.М. Витковская, А.К. Маркова);
В-третьих, концепция содержательного обобщения (В.В. Давыдов, Л.К. Максимов, Н.В. Репкина).
Вместе с тем, несмотря на достаточно активную теоретическую разработку проблемы, её практическое решение не представляется возможным считать удовлетворительным в современной школе. Чрезмерное увлечение педагогов-практиков отработкой конкретных предметно-учебных умений оставляет несформированной целостную систему учебной деятельности у значительного числа учащихся вплоть до окончания ими школы (Л.К. Максимов, Н.В. Репкина).
Кроме того, проблема помощи учащимся с трудностями в обучении остаётся актуальной для современной школы в целом, поскольку неуспевающие школьники, в силу характеризующих их особенностей (высокой утомляемости, пониженной обучаемости и работоспособности) особенно зависимы и уязвимы в ситуации учебной деятельности в большей степени, чем другие дети. Они, прежде всего, нуждаются в педагогическом руководстве, в формировании помощи, в своевременном устранении тех недостатков развития, возникающих на этом пути. Последним будет определяться не только их академическая успеваемость, овладение учебным материалом, который предусмотрен образовательными стандартами, но и тенденции, динамика развития в целом.
В ходе проведённых по проблематике учебной деятельности исследований установлено, что осознанное включение в неё ведёт:
1. к позитивным изменениям в личности ребёнка (К.С. Абульханова-Славская, А.К. Дусавицкий, А.В. Петровский);
2. к раскрытию интеллектуального (В.В. Давыдов, А.3. 3ак, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин);
3. к развитию познавательных интересов (А.К. Дусавицкий, А.К. Маркова, В.В. Репкин).
Вместе с тем, неуспехи ребёнка в овладении учебной деятельностью, трудности в её реализации ставят детский организм в состояние нервно-психического напряжения, ведут к появлению школьных неврозов, способствуют развитию и возникновению психосоматических заболеваний, различного рода личностных деформаций.
На сегодняшний день в качестве относительно самостоятельного вектора в проблематике учебной деятельности вычленяется направление диагностики и коррекции её неблагополучий. В работах, которые были выполнены в рамках этого направления особое внимание сосредоточено на обосновании методов диагностики и коррекции недостатков развития исполнительского звена учебной деятельности.
Также, разработка педагогических условий профилактики недостатков учебной деятельности детей является важной задачей педагогической науки.
Противоречие между потребностью коррекционно-развивающей образовательной практики в научно-обоснованных технологиях формирования учебной деятельности детей и недостаточной разработанностью вопроса в теории педагогики, отсутствие адекватного этой потребности научно-методического оснащения учебного процесса обусловило актуальность проблемы, которая представлена в настоящем исследовании.
Объектом исследования выступает учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования — причины неблагополучия в учебной деятельности младших школьников.
Целью исследования является осуществление комплексного и всестороннего анализа причин неблагополучия в учебной деятельности детей младшего школьного возраста, составление и использование программы коррекции.
В настоящем исследовании выдвигается гипотеза о том, что проблема неуспеваемости младших школьников, которые возникли по разным причинам социального, педагогического, психологического характера, может быть преодолена при условии, что будут правильно выявлены причины неуспеваемости и определены возможности их профилактики в будущем.
Реализация поставленной цели работы обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Определить психолого-педагогическую сущность понятий «неуспеваемость» и «неуспешность»;
2. Установить причины неуспешности младших школьников;
3. Проанализировать коррекционно-профилактическую работу по преодолению причин неуспешности младших школьников;
4. Исследовать причины неуспешности в учебной деятельности учащихся 4 класса автономной некоммерческой организации «Православная классическая гимназия» г. Тольятти;
5. Разработать план коррекционно — профилактической работы для учащихся 4 класса автономной некоммерческой организации «Православная классическая гимназия» г. Тольятти на учебный год;
6. Обработать результаты исследования, сформулировать выводы.
Методологической базой исследования являются работы таких учёных, как Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина,Н.Л. Локалова,Н.Г. Лусканова, А.Р. Лурия,Т.В. Розанова,У.В. Ульенкова.
Методами данного исследования являются:
1. Теоретические методы:
1.1. Анализ психолого – педагогической литературы.
2. Эмпирические методы:
2.1. Наблюдение;
2.2. Беседа;
2.3. Тест;
2.4. Анкетирование;
2.5. Анализ документации;
2.6. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
3. Методы математической обработки экспериментально полученных данных.
Теоретическую основу исследования составили работы таких учёных как: К.С. Абульханова-Славская,Ю.К. Бабанский,И.М. Витковская,Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,А.К. Дусавицкий,С. Забрамнова,А.3. 3ак,В.Ф. Калошина,З.И. Калмыкова,Ю. Костенкова,А.Н. Леонтьев,А.К. Марков,Л.К. Максимов,Е.И. Машбиц, Н.А. Менчинская,И.Ф. Муханова,А.В. Петровский,С.Ю. Подгорнова,В.В. Репкин,Л. А.Регуш,В.И. Слободчиков,
В.С. Цетлина,Н.И. Шевченко, Д.Б. Эльконин и другие.
Этапы исследования.
1 этап – поисково-теоретический – связан с анализом и изучением научной литературы по проблеме исследования. В результате определилось проблемное поле исследования, а также вырабатывались основные понятия.
2 этап – опытно – экспериментальный — осуществлялся количественный и качественный анализ данных, обобщался опыт работы образовательных учреждений в контексте проблемы исследования.
3 этап – заключительно – обобщающий– был посвящён коррекции выводов исследования, а также литературному оформлению текста дипломной работы.
База исследования: автономная некоммерческая организация «Православная классическая гимназия» г. Тольятти. В исследовании приняли участие учащиеся 4 класса автономной некоммерческой организации «Православная классическая гимназия» г. Тольятти в количестве 40 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключение, списка литературы, в количестве 18 источников и приложений.
Заключение:
Проведённый в исследовании комплексный анализ причин неуспешности в учебной деятельности младшего школьника, позволяет в настоящее время сформулировать следующие выводы:
Во-первых, М.М.Безруких, под школьными трудностями (школьной неуспешностью) называет весь комплекс проблем, которые возникают у ребенка в процессе систематического обучения и постепенно приводят к нарушению социально-психологической адаптации, к ухудшению здоровья, а также к снижению успешности обучения.
Так, именно её интерпретация исследуемого понятия выступает наиболее структурированной и обоснованной, в котором, прослеживается причинно-следственная связь между проблемами, которые возникли в процессе обучения и последствиями, наступившими в результате допущения со стороны родителей и педагогов развития, указанных выше проблем.
Во-вторых, помимо неуспеваемости на проявление у младшего школьника синдрома неуспешности влияют следующие факторы: нарушения памяти, внимания; низкая мотивация осваивать учебную программу и получать знания; неадекватная либо заниженная самооценка, представление о себе как о «безнадёжном», «плохом ученике»;неверие в возможность удачи в начинаниях; постоянно высокий уровень тревоги; уход в себя либо неусидчивость; ожидание помощи от других (родителей, одноклассников учителей); постоянно высокий уровень тревоги; неуверенность в себе.
В-третьих, к наиболее распространенным причинам, приводящим учащегося к школьной неуспешности, прежде всего, относят следующие факторы: Нарушения социально-психологической адаптации у младшего школьника; Завышенные ожидания родителей по поводу школьной успеваемости их ребенка; Отношения, складывающиеся в школе между ребенком и его одноклассниками, педагогом; Личностные качества младшего школьника; Эмоциональные особенности ребенка; Особенности познавательных процессов и уровень интеллекта младшего школьника; Нарушения функционирования нервной системы ребенка.
В-четвертых, школьная неуспешность многофакторное явление, которое является синдром и касается оно не только результативности ученика, но и затрагивает непосредственно его личность. Именно она может выступать как следствием, так и причиной нарушения психофизиологического развития, социальной адаптации учащегося младшей школы, и фундамент «школьного благополучия» должен, прежде всего, закладываться ещё в дошкольном возрасте, а в период начального обучения нуждается в целенаправленной квалифицированной работе учителя, психологов и родителей по профилактике и коррекции школьной неуспешности.
В-пятых, коррекционно — профилактическими мерами со стороны педагога (учителя) применяемыми в целях преодоления причин неуспешности младших школьников выступают: педагогическая профилактика, педагогическая, педагогическая терапия, воспитательное воздействие.
Кроме того, со стороны педагога (учителя) необходимо также осуществлять следующие действия: помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности, по анализу и устранению типичных ошибок);дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности; стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и т. д.);контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности); реализация различных форм взаимопомощи; проведение дополнительных занятий с младшим школьником.
В-шестых, диагностика учебной успешности младших школьников показала, что из сорока учащихся 25% имеют высокий уровень учебной успешности, 40% — средний, 20% — низкий и 15% — очень низкий, что укладывается в кривую нормального распределения.
Диагностика развития психических познавательных процессов выявила, что большинство учащихся четвертых классов имеют интеллектуальное развитие ниже возрастной нормы (35%). Возрастная норма развития психических познавательных процессов характерна для 20% испытуемых.
Результаты диагностики учебной мотивации до экспериментального воздействия позволили сделать заключение о том, что большая часть школьников имеет сниженный уровень мотивации, отрицательное эмоциональное отношение к учению. Четвертая часть испытуемых показали несколько сниженную познавательную мотивацию. И только 42% имеют мотивацию соответствующую социальному нормативу.
В-седьмых, второй этап опытно – экспериментального исследования неуспешности в учебной деятельности младших школьников заключался том, чтобы разработать план коррекционно-профилактической работы с учащимися 4 класса автономной некоммерческой организации «Православная классическая гимназия» г. Тольятти, который включает в себя четыре этапа: 1. Изучение семей учащихся 4 класса автономной некоммерческой организации «Православная классическая гимназия» г. Тольятти; 2. Педагогическое просвещение родителей учащихся 4 класса автономной некоммерческой организации «Православная классическая гимназия» г. Тольятти, выраженное; 3. Участие родителей учащихся 4 класса автономной некоммерческой организации «Православная классическая гимназия» г. Тольятти в подготовке и проведении классных и школьных мероприятий; 4. Информирование родителей учащихся 4 класса автономной некоммерческой организации «Православная классическая гимназия» г. Тольятти о ходе и результатах обучения и воспитания их детей.
В-восьмых, к мерам предупреждения неуспеваемости ученика, следует отнести: индивидуальный подход к учащимся; усиление работы с родителями учащихся, посредством проведения различных тренингов, бесед, классных часов и собраний; разработка специальных систем домашних заданий; положительных мотивов; всестороннее повышение эффективности каждого урока; привлечение сил родительского комитета к борьбе по повышению ответственности ученика за обучение.
В-девятых, анализ проведенного исследования показывает, что хороший и грамотный учитель, который реализует указанные выше звенья, направленные на преодоление школьной неуспешности, опирается на: знание признаков возникающей неуспеваемости и умение их обнаруживать; знание того, какую помощь оказать школьнику в зависимости от обнаруженных признаков неуспеваемости, и умение организовать нужную помощь; знание типичных для современной школы причин, которые вызывают неуспеваемость, и умение применять это знание в конкретных условиях; знание путей устранения причин, которые порождают неуспеваемость; знание способов проверки эффективности своей деятельности и умение ими пользоваться.
Таким образом, в ходе исследования было доказано, что уровень развития психических познавательных процессов непосредственно связан с учебной успешностью и познавательной мотивацией. Учащиеся с трудностями в обучении отличаются недостаточным уровнем развития учебной мотивации и познавательных психических процессов. Внедрение коррекционной программы по развитию психических познавательных процессов и учебной мотивации обеспечило положительную динамику показателей развития всех познавательных процессов и продуктивности учебной мотивации.
Следовательно, преодоление причин неуспешности в процессе усвоения материалов учебной программы младшего школьника связано с постоянной заботой о полноценной учебной деятельности каждого учащегося.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.
1.1 . Психолого-педагогическая сущность понятий «неуспеваемость» и «неуспешность»
В настоящее время проблема школьной неуспешности стоит гораздо шире, чем проблемы школьной неуспеваемости младшего школьника.
Стоит отметить, что школьная неуспеваемость выступает, как правило, «браком» в работе учителя, а, школьная неуспешность является проблемой семьи, общества и всего образовательного учреждения в целом.
Следовательно, для того, чтобы получить подтверждение указанным выше обстоятельствам необходимо изучить психолого-педагогическую сущность понятий «неуспеваемость» и «неуспешность» по отношению к младшим школьникам.
На сегодняшний день в теории отсутствует единое понимание того, кто такой неуспевающий ученик и, в частности неуспешный.
Так, В.С Цетлин под определением понятия неуспеваемость в учёбе понимает несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксирующаяся после завершения определённого отрезка процесса обучения, например, серии уроков, которые были направлены на изучение темы, раздела конкретного курса, учебного года [14].
Также, независимо от того, какими были пределы отрезков времени, в настоящее время остаётся в силе утверждение о том, что неуспеваемостью принято называть невыполнение требований по завершении конкретного отрезка времени.
Кроме того, необходимо подчеркнуть, что неуспеваемость выступает многогранным и сложным явлением школьной действительности, которое, в свою очередь, требует различных подходов при ее исследовании и, соответственно, анализе.
Если говорить об определении понятия неуспеваемость, то следует для начала определить объективные и субъективные причины её возникновения.
Необходимо уделить особое внимание на то, что, как уже было отмечено ранее, понятие неуспеваемость отражает неэффективность учебной деятельности, которая выступает важной, однако не единственной составляющей того, что, безусловно, должна давать школа.
Следовательно, под определением понятия неуспеваемость в учебной деятельности понимается несоответствие подготовки младших школьников требованиям содержания образования, которое сконцентрировано, как было отмечено выше, после завершения какого-либо значительного отрезка процесса обучения, например, серии уроков, направленные на изучение темы, раздела конкретного курса, учебного года либо семестра[1].
Стоит обратить внимание на то, что многие исследователи на современном этапе становления общества отмечали относительность, условность понятия «неуспеваемость».
В данном случае, стоит согласиться с утверждением учёных У.Д. Розенталем и А.А. Бударным, полагающие, что содержание понятия «неуспеваемость» во многом зависит от регламентированных правил перевода младших школьников в следующий класс[2].
Следует подчеркнуть, что в педагогической и психологической литературе исследуемое понятие трактуется совершенно по-разному.
Так, согласно изречению Л.А. Регуша, в психологии, когда говорят о неуспеваемости, имеют в виду ее психологические причины, которыми выступают, безусловно, свойства самого ученика, его способности, интересы, мотивы. Педагогика в данном случае рассматривает как источник неуспеваемости методы, формы организации обучения и даже систему образования в целом»[3].
Таким образом, педагогический аспект изучения неуспеваемости несколько шире.
Необходимо выделить, что в педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бад под неуспеваемостью понимается более низкий по сравнению с предусмотренным образовательным учреждением учебной программой уровень усвоения младшими школьниками содержания образования [15]. В психолого-педагогическом словаре В.А. Мижериков регламентировал следующее определение неуспеваемости обучающихся, которое представляет собой негативное явление действительности педагога, проявляющееся в наличии школьников в общеобразовательном учреждении, которые не смогли освоить школьную программу и имеют задолженность по двум и более предметам.
Стоит отметить, что в процессе изучения и анализа неуспеваемости, учёный – исследователь В.С. Цетлин полагает, что комплексная, итоговая, суммарная неподготовленность младшего школьника, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения, и есть неуспеваемость. Она, в свою очередь, затрагивает многие элементы развитости, образованности и воспитанности, образуя сложное единое целое.
Однако необходимо учитывать, что отдельный элемент неподготовленности, возникающий по ходу обучения, называется«отставанием». Именно отставание связано с неуспеваемостью и как часть с целым, и в момент процесса с результатом процесса.
Так, отставание, как момент, при условии, чтоего вовремя не устранили, может перейти в процесс отставания и, соответственно, привести к неуспеваемости в конечном итоге[2].
Таким образом, проблема школьной неуспеваемости выступает как проблема выявления факторов, которые вызывают значительные затруднения в продвижении младшего школьника в процессе социально — психологической адаптации по условиям школьной жизни, усвоения учебного материала и взаимодействии с ближайшим его окружением.
М.М.Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, школьными трудностями (школьной неуспешностью) называет весь комплекс проблем, которые возникают у ребенка в процессе систематического обучения и постепенно приводят к нарушению социально-психологической адаптации, к ухудшению здоровья, а также к снижению успешности обучения [16]. Доктор психологических наук С.Н. Костромина под школьной неуспешностью понимает различные отклонения в учебной деятельности младшего школьника, напрямую либо опосредованно связанные с успеваемостью ребенка [17].
Электронный энциклопедический словарь по психологии и педагогике 2013 года предлагает следующее определение понятия «школьная неуспешность», под которым следует понимать психологический синдром, сложившийся в конце дошкольного либо в младшего школьного возраста и проявляющегося непосредственно в стойком снижении результатов, которые были достигнуты учащимся [18].
Впрочем, предпочтение следует отдать определению понятия «школьная неуспешность» М.М.Безруких, поскольку именно её интерпретация исследуемого явления выступает наиболее структурированной и обоснованной, в котором, на мой взгляд, прослеживается причинно-следственная связь между проблемами, которые возникли в процессе обучения и последствиями, наступившими в результате допущения со стороны родителей и педагогов развития, указанных выше проблем.
Следовательно, понятие «школьная неуспеваемость» намного уже, чем школьная неуспешность, поскольку касается, прежде всего, эффективности усвоения учебной программы учащимся младшей школы и не включает в себя многие факторы, которые приводят к формированию состояния «неуспешности» у младшего школьника.
Так, необходимо отметить, что наиболее уязвимыми для формирования синдрома школьной неуспешности выступают:
1. первый класс в общеобразовательном учреждении;
2. переход в среднюю школу;
3. подростковый возраст.
Следует учитывать, что помимо неуспеваемости на проявление у младшего школьника синдрома неуспешности влияют следующие факторы:
Во-первых, нарушения памяти, внимания;
Во-вторых, низкая мотивация осваивать учебную программу и получать знания;
В-третьих, неадекватная либо заниженная самооценка, представление о себе как о «безнадёжном», «плохом ученике»;
В-четвертых, неверие в возможность удачи в начинаниях;
В-пятых, постоянно высокий уровень тревоги;
В-шестых, уход в себя либо неусидчивость;
В-седьмых, ожидание помощи от других (родителей, одноклассников учителей);
В-восьмых, постоянно высокий уровень тревоги;
В-девятых, неуверенность в себе.
Кроме того, к наиболее распространенным причинам, которые приводят учащегося к школьной неуспешности, прежде всего, относят следующие факторы:
1. Нарушения социально-психологической адаптации у младшего школьника;
2. Завышенные ожидания родителей по поводу школьной успеваемости их ребенка;
3. Отношения, складывающиеся в школе между ребенком и его одноклассниками, педагогом;
4. Личностные качества младшего школьника;
5. Эмоциональные особенности ребенка;
6. Особенности познавательных процессов и уровень интеллекта младшего школьника;
7. Нарушения функционирования нервной системы ребенка.
Следовательно, необходимо по отдельности рассмотреть вышеперечисленные факторы, которые приводят учащегося к школьной неуспешности.
Итак, рассмотрим нарушения социально-психологической адаптации у младшего школьника.
Возможными причинами школьной неуспешности при нарушениях социально – психологической адаптации у младшего школьника могут быть:
1. Низкий уровень развития интеллекта и познавательных процессов младшего школьника;
2. Слабая концентрация внимания у учащегося;
3. Несформированность рефлексивных способностей ребёнка;
4. Отсутствие мотивации к получению знаний у учащегося;
5. Определенные черты характера ребенка;
6. Низкая либо неадекватная самооценка у учащегося;
7. Негативные факторы окружающей среды, влияющие на состояние ребенка;
8. Негативные психические состояния у ребенка и другие.
Если говорить о завышенных ожиданиях родителей по поводу школьной успеваемости их ребенка, то необходимо сказать, что эмоциональная обстановка в семье играет огромную роль в жизни ребенка, который опирается, прежде всего, на реакцию своих родителей на то или иное действие, совершенное им[4].
Понимая, чторебенок не в состоянии оправдать надежд, возложенных на него папой и мамой, он чувствует вину, более того, ему кажется, что он не достоин их любви.
Стоит отметить, что очень важно для формирования представлений ребенка о себе как ученике и то, каким образом родители реагируют на успехи и неудачи ребенка. Поэтому перенос оценок с учебного результата родителями на личность их ребенка чреват серьезными негативными последствиями.
Кроме того, перекос в оценивании деятельности, преобладание отрицательных оценок демотивирует, гасит стремление ребенка сделать лучше то или иное задание. К сожалению, родители лучше умеют подмечать недостатки в поведении своих детей, и в большинстве своём порицание преобладает над похвалой. Однако, необходимо учитывать, что мотивирует, прежде всего, именно положительная оценка деятельности ребенка.
Но и чрезмерно захваливать ребенка не стоит, как и пренебрегать разумной требовательностью и последовательностью, поскольку это бывает столь же вредно, как и отсутствие либо нехватка тепла в отношениях между родителями и их чадом.
Таким образом, взаимопонимание и уважение в семье серьезный ресурс поддержки ребенка и его стремления к успеху.
Другой самой распространенной причиной развития синдрома школьной неуспешности у ребенка выступают отношения, которые складываются непосредственно в процессе учебной деятельности: с педагогом, классом и атмосфера в школе.
Следует выделить, что отношения с педагогом крайне важны, во многом они определят в дальнейшем отношение ребенка как к предмету, так и к учебе в целом.
Особенно важно, как сложатся отношения между ребенком и педагогом в первом классе, в самом начале его пути во взрослую жизнь. Именно тогда у учащегося складываются представления о том, что такое школа, и какой он ученик[5].
Необходимо уделить особое внимание тому факту, что способности у ребенка могут развиваться исключительно в эмоционально благоприятной атмосфере. Если ребенок боится либо не принимает педагога, то это непременно скажется на первом опыте его учебы.
Стоит выделить и личностные качества ребенка.
Так, неуверенность и низкая самооценка учащегося младшей школы приводят к боязни проявлению себя, нового, блокируют активность и снижают желание осваивать учебную программу и получать знания.
Боязнь неудачи, снижение мотивации учения, а также стремление избежать сложностей, которые связаны с овладением новым – одновременно и проявление, и причина, и следствие школьной неуспешности у ребёнка. В данном случае, немотивированность связана с волевыми качествами человека, а воля, в свою очередь, как механизм преодоления сложностей, безусловно, помогает преодолеть неудачи.
При этом возникает ещё один крайне важный момент, а готов ли учащийся младшей школы отвечать за свои совершенные действия и, соответственно, их последствия?
В теории по психологии указанное выше обстоятельство называется «локус контроля», который может быть внешним («в том, что со мной происходит, виноваты непосредственно окружающие») и внутренним («я готов нести ответственность за свои действия»).
Эмоциональные особенности ребенка. К сожалению, если младший школьник не умеет регулировать свое эмоциональное состояние, плохо справляется с обидой, раздражением, волнением это служит один из серьезных препятствий на пути к успеху ребенка[6].
Интеллект и особенности познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что к возможным причинам развития синдрома школьной неуспешности у младшего школьника также относят плохую память, слабую концентрация внимания либо её отсутствие, не достаточное развитие речи и мышления, а также неумение понимать и анализировать причины своих неудач и успехов.
К сожалению, указанная группа требует консультации у невропатолога, поскольку в большинстве случаев обозначенные нарушения либо вообще не были обнаружены родителями, либо ими относятся к особенностям характера учащегося младшей школы.
Стоит уделить особое внимание тому факту, что, если ребёнок не может долго сидеть на одном месте, постоянно отвлекается, или, наоборот, слишком подвижен либо малоактивен, а также вял, то указанные нарушения зачастую не носят тяжёлого характера, но, могут с лёгкостью помешать ему успешно осваивать учебную программу и получать знания в школе.
Таким образом, на основании выше изложенного, следует подвести итог: школьная неуспешность многофакторное явление, которое является синдром и касается оно не только результативности ученика, но и затрагивает непосредственно его личность[2].
Однако указанные обстоятельства крайне опасны, поскольку если представление о собственной неуспешности «встроится» в личность младшего школьника, то оно будет преследовать его долгие годы, возможно, на протяжении всей его жизни.