Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Участие республики Таджикистан в Евразийской интеграции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН 10
1.1. Политико-правовые основы внешней политики Таджикистана 10
1.2. Принципы и приоритеты внешней политики Таджикистана 13
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ УЧАСТИЯ ТАДЖИКИСТАНА В ИНТЕГРАЦИИ НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗИИ 16
2.1. Участие Таджикистана в СНГ 16
2.2. Роль и место Таджикистана в ОДКБ 23
2.3. Деятельность Таджикистана в ЕврАзЭС 26
2.4. Интересы Таджикистана в ШОС 29
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВСТУПЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ЕАЭС 36
3.1. Факторы, детерминирующие стремление Таджикистана к интеграции в ЕАЭС 36
3.2. Причины, тормозящие вступление Таджикистана в ЕАЭС 46
3.3. Возможные форматы участия Таджикистана в ЕАЭС 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Введение:
Актуальность темы определяется тем, что уже не первый год идет дискуссия о перспективах вступления страны в Евразийский экономиче-ский союз (далее — ЕАЭС).
По данному вопросу много как сторонников, так и противников. Од-ни считают, что если говорить о ценностных ориентирах, то ЕАЭС не яв-ляется прогрессивным проектом.
В странах-участницах становление рыночных институтов происхо-дит сложно, права собственности не являются приоритетными, процветают бюрократия и коррупция, а технологическая модернизация заметно отста-ет от Запада.
Вступление в ЕАЭС может быть удобным для элит, в том числе и потому, что снимает с них часть ответственности за собственную экономи-ческую политику, но страну в целом, тем более в долгосрочной перспекти-ве, скорее, ведет к большей закрытости и консервации проблем.
Другие эксперты выделяют и очевидные преимущества. По мнению сторонников вступления в ЕАЭС, умеренный протекционизм при условии притока инвестиций из стран-членов объединения позволит Таджикистану возродить промышленность.
Помимо аграрного сектора среди перспективных отраслей они назы-вают энергетику. Низкие заработные платы — еще одно инвестиционное преимущество.
С другой стороны, по данным Евразийского банка развития, участие Таджикистана в Таможенном союзе и ЕАЭС приведет к увеличению как потока трудовых мигрантов, так и их доходов. Заработки мигрантов мо-гут вырасти примерно на 15-50 процентов.
Другие наблюдатели, например, эксперт Института экономики РАН Зарина Дадабаева, говорят, что у Таджикистана сейчас есть возможность вступить в ЕАЭС на льготных условиях. «Если таджикские власти в бли-жайшие три года не решатся на интеграцию, то дверь закроется. И тогда уже придется вступать на более суровых условиях, потому что ужесточат-ся требования в рамках экономического союза».
В целом большинство исследователей считает, что Таджикистан больше приобретет, нежели потеряет от вхождения в ЕАЭС. Душанбе вы-нужден будет отдать часть своего суверенитета, но так происходит во всех объединениях, взамен предлагаются условия для расширения взаимодей-ствия с партнерами, с которыми имеются наиболее тесные экономические и культурные связи.
Актуальность темы определяется тем, что Таджикистан является мо-лодым динамично развивающимся государством, на пути развития кото-рого при этом возникает немало проблем, связанных с низкими доходами, отсутствием рабочих мест, экологической ситуацией.
Многие проблемы данному государству самостоятельно решить не под силу, что порождает необходимость тесного взаимодействия с иными государствами. С момента образования Таджикистан активно вступал в многочисленные объединения, что, безусловно дало положительные ре-зультаты.
Сегодня Таджикистан стоит на пороге вступления в ЕАЭС, однако, анализируя возможные плюсы и минусы, длительное время не может сде-лать решительный шаг.
В ходе исследования планируется рассмотреть факторы, детермини-рующие вступление Таджикистана в ЕАЭС, а также причины, тормозящие данный процесс, возможные позитивные и негативные последствия.
Хронологические рамки исследования 1991-2019 гг. Республика Таджикистан была образована в 1991 году после распада Советского Со-юза и стала самостоятельно выступать на международной арене.
В 1991 году Таджикистан вступил в СНГ, в 1992 – в ОБСЕ, ООН, в 1993 – в Организацию Исламская Конференция.
В 2000 году Таджикистан присоединился к ЕврАзЭС, ШОС, ОДКБ.
В 2012 году Таджикистан вступил во Всемирную торговую органи-зацию (ВТО).
В настоящее время Таджикистан участвует в нескольких крупных инвестиционных проектах совместно с Россией, КНР и Ираном. И рас-сматривает перспективу вступления в ЕАЭС.
Указанный исторический период является достаточным для станов-ления и реализации как специфического исторического явления особенно-стей и практики внешнеполитической деятельности Таджикистана.
В отдельных случаях при решении исследовательских задач автор выходит за указанные хронологические рамки.
Степень научной разработанности темы.
Вопросы участия Таджикистана в Евразийской интеграции в доста-точной степени не достаточно изучены в литературе, особенно это касается зарубежных источников.
Среди зарубежных авторов, занимавшихся данной проблематикой можно выделить работы Yang Jin , Sun Zhuangzhi , Saidov, Z ., монографии европейских ученых, занимающихся данной проблемати-кой отстутсвуют.
Вопросы участия Таджикистана в Евразийской интеграции широко отражены в работах Алимова Р.,Лебедева М., Шарипова Дж. «Дипломатия Таджикистана», Саидова З. «Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации», Сатторзода А. «Республика Таджикистан и мировое со-общество», Сотиров, В. «ООН и Таджикистан: плодотворное взаимодей-ствие и сотрудничество».
Основополагающие принципы внешней политики Таджикистана от-ражены в работе Р.Р.Алиевой , автором рассматривается историческая ре-троспектива взаимодействия Таджикистана с различными странами, про-водится анализ международных документов, геополитического положения страны.
В работе Солиходжаева С. А. анализируются труды таджикских ученых, посвященные основным этапам формирования внешней политики. Отражена деятельность президента страны по формированию и становле-нию внешней политики страны. Освещается историография сотрудниче-ства РТ с ОБСЕ. Определены основные этапы историографии внешней по-литики Республики Таджикистан.
Источниковая база исследования. Для достижения поставленных задач в ходе написания диссертации автором был использован широкий круг источников, включающих в себя законодательные, публицистические документы.
К первой группе источников относятся законодательные документы Республики Таджикистан, такие как Указ Президента Республики Таджи-кистан от 27 января 2015 года № 332 «О Концепции внешней политики Республики Таджикистан» , Декларация «О государственной независимо-сти Республики Таджикистан .
Ко второй группе источников следует отнести документы публици-стического характера — официальные материалы правительств государств, заявления, выступления и интервью уполномоченных лиц по вопросам Евразийской интеграции Таджикистана, а также официальная информация, представленная в ресурсах сети Интернет.
Дополнительными источниками послужили материалы средств мас-совой информации Таджикистана, России, европейских государств, а так-же издания научно-периодического и информационного характера.
Данное исследование достаточно обеспечено источниками, что поз-воляет делать достоверные выводы по анализируемым процессам и явле-ниям.
Целью выпускной работы является изучение участия Республики Таджикистан в евразийской интеграции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть концептуальные основы внешней политики республики Таджикистан,
— исследовать исторический опыт участия Таджикистана в интеграции на пространстве Евразии,
— рассмотреть вопросы участия Таджикистана в СНГ,
— выявить роль и место Таджикистана в ОДКБ,
— изучить деятельность Таджикистана в ЕврАзЭС,
— выявить интересы Таджикистана в ШОС,
— изучить проблемы и перспективы вступления республики Таджики-стан в ЕАЭС.
Объектом исследования является внешняя политика Республики Таджикистан.
Предметом – участия Республики Таджикистан в евразийской инте-грации.
Методологическая база. В рамках системного анализа был исполь-зован структурно-функциональный метод для изучения феномена внешней политики изучаемой страны как целостного явления в современных меж-дународных отношениях.
Системный подход позволяет выявить матрицу внешней политики: внутреннюю логику соподчинения и взаимосвязи основных элементов си-стемы, ее структуры, направленности и формата проявления в меняющейся внешней среде, а также дать проблемно-хронологический анализ предмета исследования в конкретно-историческом контексте.
Метод сопоставительного анализа используется для выявления об-щего и особенного в концепциях внешней политики изучаемой страны.
В рамках проблемно-хронологического подхода метод конкретнои-сторического анализа сочетается с контент-анализом документов изучае-мой страны и ее внешней политики.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
— впервые проведено целостное, всестороннее, комплексное исследо-вание причин и условий, тормозящих процесс вступления Таджикистана в ЕАЭС,
— впервые проведен анализ факторов, детерминирующих вступление Таджикистана в ЕАЭС.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что анализ опыта участия Таджикистана в различных межгосударственных объедине-ниях, изучение существующих проблем и возможных путей их решения, позволят оценить перспективы вступления Таджикистана в ЕАЭС, выявить плюсы и минусы такого решения.
Полученные выводы на основе комплексного анализа могут быть ис-пользованы студентами, магистрантами и преподавателями факультета международных отношений высших учебных заведений с целью получе-ния системного представления о причинах, условиях необходимости вступления Таджикистана в ЕАЭС, детерминирующих факторах и обстоя-тельствах, тормозящих данный процесс в качестве базы для проведения дальнейших научных исследований.
Структура работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала. Работа включает введение, три главы, состоящие из девяти параграфов, заключение и спи-сок использованных источников и литературы. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 70 страниц.
Заключение:
Подводя итог, можно отметить, что в ходе исследования была до-стигнута указанная цель и решены поставленные задачи.
В своей внешней политике Таджикистан руководствуется междуна-родными нормами и принципами, Декларацией «О государственной неза-висимости Республики Таджикистан», Концепцией внешней политики Рес-публики Таджикистан. Внешнеполитические приоритеты страны построе-ны на основе дипломатических отношений с другими странами. Основные принципы — миролюбие, добрососедство, расширение связей между стра-нами, сохранение культурных традиций. Таджикистан является членом СНГ с 1991 года, весь этот период Таджикистан в рамках СНГ, как регио-нальной организации придает особое значение укреплению добрососед-ских отношений между государствами-участниками, основанных на прин-ципах уважения, реализации основных направлений экономического со-трудничества. Одной из приоритетных задач Таджикистана в ОДКБ явля-ется обеспечение укрепления государственной границы Таджикистана с Афганистаном, сохранение мира и устойчивого развития региона, борьбу с любыми проявлениями терроризма и экстремизма, с незаконным оборо-том наркотиков и незаконной торговлей оружием. Евразийское экономи-ческое сообщество – за истекшие годы не только продемонстрировала успешную реализацию стоящих перед ней задач, но и определила инте-грационный вектор многостороннего взаимодействия постсоветских госу-дарств на долгосрочную перспективу. Несмотря на то, что организация прекратила свое существование, ее главная для Таджикистана цель была достигнута – произошло повышение уровня жизни населения республики.
К основным интересам Таджикистана в ШОС можно отнести:
— достижение энергетической независимости,
— выход из коммуникационной изоляции,
— обеспечение продовольственной безопасности,
— инвестиции со стороны Китая, кредитование Республики Таджики-стан и реализация крупных проектов.
— обеспечение безопасности на южных рубежах, на таджикско-афганской границе,
— реализация инфраструктурных проектов, связывающих Таджики-стан с Ираном, Пакистаном и Индией через Афганистан.
Среди факторов, детерминирующих стремление Таджикистана к ин-теграции в ЕАЭС можно выделить следующие:
— в экономическом плане РТ тесно связана с российской и казахстан-ской экономиками;
— в институциональном плане РТ активный участник ряда евразий-ских структур, включая ОДКБ и Евразийский банк развития;
— для Таджикистана вступление в ЕАЭС – это возможность наравне с другими членами Союза оказывать влияние на экономическую и торговую политику большого региона, при этом не поступаясь суверенитетом.
К факторам, тормозящим вступление Таджикистана в ЕАЭС, отно-сятся:
— нежелание портить отношения с Китаем, инвестиции которого регу-лярно поступают в республику,
— необходимость привести свое внутреннее законодательство в соот-ветствие к критериями Евразийского экономического союза,
— национальное законодательство должно подчиняться директивам руководящих органов ЕАЭС, а это означает потерю самостоятельности правительства Таджикистана.
В настоящее время Таджикистану предложено занять позицию стра-ны-наблюдателя, чтобы оценив все плюсы и минусы стать полноценным участником объединения. При этом необходимо учитывать, что стране придется подчиняться общим установленным требованиям, внести измене-ния в национальное законодательство, а, следовательно, потерять некото-рую долю своей свободы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
1.1. Политико-правовые основы внешней политики Таджикистана
Внешняя политика Республики Таджикистан основана на положени-ях Конституции, Декларации о государственной независимости, нормах международного права, приверженности целям и принципам ООН и ОБ-СЕ.
Основы внешней политики суверенной республики Таджикистан бы-ли определены 9 сентября 1991г. в Декларации «О государственной неза-висимости Республики Таджикистан», определившей новый этап в истории международной деятельности Республики Таджикистан.
Этот документ исторической важности явился первым законодатель-ным документом в области внешней политики, в котором была провоз-глашена приверженность Таджикистана к общепризнанным принципам международного права.
Основные направления внешнеполитической деятельности независи-мого Таджикистана нашли также подробное отражение в решениях состо-явшейся в ноябре 1992 г. сессии Верховного Совета Республики Таджики-стан, ставшей переломным событием в истории Таджикистана.
За годы независимости создана солидная правовая база, регулиру-ющая вопросы внешней политики государства. Сотрудничество и двусто-ронние отношения Таджикистана с мировым сообществом в настоящее время определяются и регулируются более 780 соглашениями и другими правовыми документами.
Такие документы, как Конституция республики, законы о междуна-родных договорах, дипломатической службе, положение о Министерстве иностранных дел, а также ряд законодательных актов, определяющих условия внешнеполитической деятельности создали солидную правовую основу как двусторонних, так и многосторонних отношений, обеспечива-ющих широкую перспективу для укрепления равноправного и взаимовы-годного сотрудничества со всеми странами мира. Ежегодные Послания Президента Республики Таджикистан Парламенту страны также затраги-вают самые актуальные вопросы внешней политики государства и опреде-ляют её цели и задачи.