Юриспруденция, государственная кафедра Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Участие президента в законодательном процессе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание:

Введение 3
Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации 6
1.1. Понятие и принципы законодательного процесса 6
1.2. Характеристика стадий законодательного процесса в Российской Федерации 14
1.3. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти 25
Глава 2. Характеристика отдельных полномочий Президента в законодательном процессе 34
2.1. Законодательная инициатива и послания Президента 34
2.2. Характеристика специальных полномочий Президента: президентское вето, подписание и обнародование федеральных законов 43
2.3. Проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной власти в России 53
Заключение 62
Библиографический список 66

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Закрепление и реализация принципа разделения власти легли в основу конституционного развития многих государств мира, провозгласивших демократические ценности и взявших путь на управление страной на основе законности во благо страны и своего народа. Ставка на данный основополагающий принцип построения правового государства дала положительный результат при формировании и развитии систем и структур власти за рубежом.
Что касается отечественного опыта, то после распада СССР и с самого начала становления Российской Федерации как суверенного государства было задано направление на создание демократического правового государства с развитым гражданским обществом и другими демократическими институтами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года . В ее ст. 10 закреплен и принцип разделения власти (с соответствующим механизмом «сдержек и противовесов») – одна из важнейших основ российской демократии.
Однако, как показывает российская практика, с каждым годом этот механизм, итак не особенно совершенный изначально в контексте принципа разделения власти согласно его классической трактовке, последовательно претерпевал и претерпевает сейчас немало изменений, в том числе в сторону усиления президентской вертикали власти и расширения полномочий главы государства. Особенно явно такая тенденция усилилась в последнее десятилетие, что породило даже принципиально новый для нашей страны и мировой практики государственного управления – политический институт в форме тандема «глава государства – председатель правительства».
Можно, как нам представляется, констатировать, что специфика действия конституционного принципа разделения власти в Российской Федерации заключается в фактическом становлении самостоятельной президентской власти. Реалии современной России таковы, что от эффективного использования полномочий Президента РФ зависит устойчивая работа всего государственного механизма и реализация принципа разделения власти.
В настоящее время очевидным является и то, что рассмотрение вопроса о действенности конституционного принципа разделения власти в нашей стране невозможно без обращения к анализу полномочий Президента Российской Федерации как главы государства, исследования его места и роли в системе органов государственной власти, в частности его роли в деятельности органов законодательной власти, его полномочиях в сфере законодательного процесса, возможностях и степени влияния на нормотворчества в России в целом.
Объект исследования — общественные отношения, складывающиеся в связи реализацией полномочий Президента РФ в законодательном процессе.
Предмет исследования является конституционное законодательство Российской Федерации, определяющее правовые основы законодательного процесса и полномочия Президента РФ в данной сфере, учебная и научная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, правовые позиции Конституционного Суда РФ.
Цель работы – исследовать особенности и отдельные проблемы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе.
Для достижения указанной цели нами были поставлены и решались следующие задачи:
1. Определить понятие и принципы законодательного процесса.
2. Охарактеризовать стадии законодательного процесса.
3. Рассмотреть особенности законодательного процесса как сферы взаимодействия различных ветвей власти.
4. Изучить формы законодательной инициативы Президента РФ.
5. Исследовать особенности специальных полномочий Президента РФ.
6. Проанализировать проблемы взаимодействия и совершенствования президентской и законодательной власти в России.
Теоретическую основу исследования составили труды и научные публикации таких авторов, как: Баглай М.В., Бондарец Е.Б., Булаков О.Н., Виноградов Т.П., Зенкин С.А., Карулин И.А., Кокотов А.Н., Лучин В.О., Нарутто С.В., Окулич П.И., Поветкина Н.А., Прокофьев В.Н., Станкин А.Н., Хабриева Т.А., Чернышова Е.А., Шершеневич Г.Ф., Яценко О.В. и др.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Законодательный процесс (законодательная процедура) – это установленный в государстве порядок инициирования, разработки, обсуждения и принятия законопроектов, вплоть до вступления в силу этих нормативно-правовых актов.
По своей сути, законодательный процесс представляет собой серию юридически закрепленных правил, регламентирующих процесс издания законов. Она является основной частью правотворческой деятельности, в связи с чем в теории обсуждаются вопросы о соотношении законодательного процесса с такими категориями, как «правотворчество» и «правообразование».
Правотворчество и правообразование соотносятся в виде части и целого. Правотворчество характеризуется в качестве основного средства управления общества, т.к. с помощью установленных и санкционированных на уровне государства нормативных правовых актов происходит закрепление общеобязательных правил поведения в обществе. Непосредственно при использовании права происходит создание благоприятных условий для стабильного развития и функционирования общества, происходит устранение социально вредных факторов.
В каждой стране законодательный процесс имеет свои особенности. В современной России выделяют пять основных стадий этого процесса:
— подготовка проекта закона и внесение его в Государственную Думу;
— обсуждение законопроекта в Государственной Думе с последующим принятием или отклонением;
— одобрение или отклонение Советом Федерации проекта закона, принятого Государственной Думой;
— подписание или отклонение (применение права вето) документа Президентом РФ;
— публикация закона.
Полномочия в сфере законодательной власти объединяют конституционные возможности Президента Российской Федерации по воздействию на законодательную власть как гаранта, органа, обеспечивающего согласованное функционирование различных ветвей власти, и в то же время как активного участника законодательного процесса. В конечном счете реализация законодательной инициативы, как и иных конституционных полномочий Президента Российской Федерации, зависит от степени его взаимодействия с парламентом, иными органами государственной власти, прежде всего исполнительной.
Право законодательной инициативы Президента Российской Федерации является наиболее эффективным инструментом непосредственного участия Президента в законодательном процессе. Участие в законодательном процессе с мандатом субъекта законодательной инициативы характеризует Президента Российской Федерации как активного действующего «игрока». Конечно, и использование права отклонения федерального закона может быть действенным и эффективным для решения задач президентской власти, но этот институт объективно отделен от непосредственного парламентского законодательного процесса
В последние годы конституционно-правовая практика осуществления права законодательной инициативы Президентом Российской Федерации показывает активизацию института законодательной инициативы главы государства по реализации его важнейших конституционных полномочий с учетом, например, разграничения роли, задач и компетенции между такими субъектами законодательной инициативы, как Президент и Правительство Российской Федерации.
Система правотворчества в современной России находится еще в начале своего становления. Есть основания полагать, что со временем она станет по-настоящему единой, а разрозненные нормативно-правовые акты будут объединены в согласованные своды законов.
Участие главы государства в законодательном процессе заключается в следующих действиях:
– Президенту РФ принадлежит право законодательной инициативы, которая подлежит рассмотрению вне очереди;
– глава государства имеет возможность участвовать в процедурах рассмотрения и принятия закона, а также принимать участие в работе согласительных комиссий;
– Президент РФ завершает законодательный процесс путем подписания и обнародования закона, тем самым придавая ему юридическую силу;
– на указанном заключительном этапе Президент РФ может воспрепятствовать приданию юридической силы закону путем наложения на него вето, которое может быть преодолено парламентом при помощи специальной процедуры.
В целях совершенствования взаимодействия Президента с Федеральным Собранием РФ представляется необходимым реализовать следующие основные меры:
Во-первых, в целях восстановления баланса сдержек и противовесов законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне следует разработать и закрепить в Конституции РФ и в действующем законодательстве различные формы контроля Федерального Собрания РФ над деятельностью главы государства, Правительства страны и региональных органов исполнительной власти: возможность осуществления парламентского расследования в отношении деятельности главы государства, в связи с чем необходимо внести соответствующие изменения в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.12.2005 № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации».
Во-вторых, следует обеспечить большую самостоятельность и независимость Федерального Собрания от главы государства в части выполнения им своих полномочий.
В-третьих, следует наделить реальными полномочиями органы парламентского контроля на федеральном и региональном уровне: необходимо детализировать и конституционно определить правовой статус органов парламентского контроля.
В-четвертых, необходимо устранить имеющиеся конкурирующие полномочия Федерального Собрания России и Президента РФ. Для исключения возможности принятия главой государства указов для регулирования общественных отношений, которые могут быть урегулированы только на уровне законов, следует в Конституции РФ закрепить те предметы ведения и сферы общественных отношений, которые подлежат регламентации законодательным путем.
Представляется, что в настоящее время следует продолжить конституционные реформы в России, однако не только в сфере дальнейшего укрепления Президентской власти, но также в сфере совершенствования взаимодействия Президента РФ (и всей системы исполнительной власти) и Федерального Собрания Российской Федерации.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Законодательный процесс в Российской Федерации

1.1. Понятие и принципы законодательного процесса

Законодательный процесс (законодательная процедура) – это установленный в государстве порядок инициирования, разработки, обсуждения и принятия законопроектов, вплоть до вступления в силу этих нормативно-правовых актов.
По своей сути, законодательный процесс представляет собой серию юридически закрепленных правил, регламентирующих процесс издания законов. Она является основной частью правотворческой деятельности, в связи с чем в теории обсуждаются вопросы о соотношении законодательного процесса с такими категориями, как «правотворчество» и «правообразование».
Правотворчество – это вид деятельность уполномоченных органов (государственные, муниципальные и пр.), связанный с разработкой и принятием нормативных правовых актов.
Правообразование – естественный исторический процесс формирования права, который происходит на основе:
— анализа и оценки сформировавшейся правовой действительности,
— выработке подходов и концепций по вопросам правового регулирования,
— разработка и принятие нормативных актов .
Очевидно, что правотворчество и правообразование соотносятся в виде части и целого. Правотворчество характеризуется в качестве основного средства управления общества, т.к. с помощью установленных и санкционированных на уровне государства нормативных правовых актов происходит закрепление общеобязательных правил поведения в обществе. Непосредственно при использовании права происходит создание благоприятных условий для стабильного развития и функционирования общества, происходит устранение социально вредных факторов .
Правотворчество тем самым является завершающим этапом правообразования.
Формирование права – это выявление различными субъектами (граждане, учреждения, организации и иные члены гражданского общества) проблем в следующем виде – несовершенные, малоэффективные юридические нормы, ведущие к правовым конфликтам, сюда же относится отсутствие юридических норм, необходимых для регулирования определенных отношений в силу сложившихся юридических особенностей. Данный процесс непосредственно связан с осознанием определенной частью общества необходимости правового регулирования определенных отношений, или внесения корректив в них .
Внесение в компетентный правотворческий орган предложений, связанных с совершенствованием его правовых актов является завершающим этапом в формировании права.
В каждой стране законодательный процесс имеет свои особенности. В современной России выделяют пять основных стадий этого процесса:
— подготовка проекта закона и внесение его в Государственную Думу;
— обсуждение законопроекта в Государственной Думе с последующим принятием или отклонением;
— одобрение или отклонение Советом Федерации проекта закона, принятого Государственной Думой;
— подписание или отклонение (применение права вето) документа Президентом РФ;
— публикация закона.
Помимо основных стадий законодательной процедуры существуют и дополнительные. К ним относятся: повторное рассмотрение Государственной Думой законопроекта, отклоненного Советом Федерации, и повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой законопроекта, отклоненного Президентом России.
Правом законодательной инициативы обладают Президент и Правительство РФ, депутаты, сенаторы, региональные парламенты, высшие органы судебной власти. Все проекты федеральных нормативно-правовых актов рассматривает Государственная Дума.
Каждый законопроект обязательно обсуждается на заседании профильного комитета российского парламента. Кроме того, документ проходит юридическую и лингвистическую экспертизу в Правовом управлении Государственной Думы на соответствие Конституции РФ и действующему законодательству.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы