Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Творчество Леонида Андреева и методические аспекты экзистенциальной проблематики в современной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА 7
1.1.Происхождение экзистенциализма и его основные представители 7
1.2. Экзистенциализм как особое направление в философии ХХ века 12
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА И ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА 17
2.1. Художественное своеобразие творчества Леонида Андреева в контексте экзистенциальной философии 17
2.2.Мотив жизни и смерти в прозе писателя. Сравнительный анализ произведений «Красный смех» Леонида Андреева и «Чума» Альбера Камю 27
2.3. Тема одиночества в рассказах Леонида Андреева (по произведениям «Петька на даче», «Ангелочек», «Город») 41
2.4. Мотив свободы и смерти в рассказе «Иуда Искариот» 45
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗОВ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА В 5-11 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 52
3.1. Продолжение традиций русской литературы XIX века в творчестве Леонида Андреева 52
3.2. Особенности преподавания творчества писателя в школе. Проблемы понимания. Актуальность звучания 55
3.3. Проведение уроков по изучению творчества Леонида Андреева 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
Введение:
Актуальность исследования. Современная школа находится в поиске новых решений совершенствования учебного процесса и обновления содержания литературного образования. Перед учителями-словесниками и методистами стоят сложные задачи повышения эффективности преподавания литературы, активизации творческих, интеллектуальных способностей учащихся, расширения и обогащения знаний, формирования эстетических чувств, нравственных ориентиров, развития у них умений и навыков, необходимых для жизни в информационном обществе.
Обновление содержания литературного образования требует включения в учебные программы произведений писателей, ставших достоянием отечественной и мировой культуры XX века. Обращение к жизни и творческой деятельности этих художников слова способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Одним из таких имен, несомненно, является имя русского писателя Леонида Андреева. Его творчество – необычный мир, связанный с философией экзистенциализма, религиозными проблемами, наполненный тоской и одиночеством угнетенных детей, у которых украдено детство.
Творчество Андреева пришлось на сложную, переломную эпоху назревавших революций, что, несомненно, оставило след в мировоззрении писателя и в его произведениях. В этой связи очень важно, что философские проблемы, которые поднимал Леонид Андреев в своих произведениях, явились предвосхищением целого направления философии экзистенциализма.
Л. Андреев выступил как художник-экспериментатор, искавший новые формы и средства изображения современной ему действительности. Это был период переоценки ценностей, рождения новых идеалов. Литература и искусство развивались под воздействием изменений в общественно-политической жизни конца XIX — начала XX вв.: усилилась философская направленность литературы, предметом ее внимания все более становятся такие проблемы, как человек и законы развития общества, человек и природа, человек и тайны бытия. В условиях острой полемики возникают и утверждаются новые литературные направления (символизм, акмеизм, экспрессионизм и др.).
С самого начала литературной деятельности Андреева особые споры среди исследователей вызывал вопрос о творческом методе писателя. С каких бы позиций ни рассматривалось произведение: с позиций проблематики, стиля, жанра, типа героя, — так или иначе затрагивался вопрос о художественном методе.
В монографиях и публикациях современников писателя рассматриваются разные аспекты личности и творчества Л.Н. Андреева: мировосприятие (А. Белый, В.Я. Брюсов, В.В. Воровский, M. Горький, К.И. Чуковский, Г.И. Чулков и др.); художественные особенности (Н.Я. Абрамович, Ю.И. Айхенвальд, А.А. Блок, В.В. Брусянин, М.А. Волошин, Д.С. Мережковский и др.); роль и значение Л. Андреева в истории развития русской литературы эпохи конца XIX — начала XX вв. (К. Арабажин, И. П. Баранов, А.И. Богданович, Р. Иванов-Разумник, В.Г. Тан-Богораз и др.).
В 30-е и 40-е гг. XX в. Л. Андреев, как и многие русские писатели: И.А. Бунин, С.А. Есенин, Б.К. Зайцев, Е.И. Замятин — из-за политических взглядов был отлучен от русского читателя, и редкие высказывания о нем в критике носили негативный характер. Перед современными исследователями наследия Л. Андреева во второй половине XX в. стояла задача реабилитировать писателя. Благодаря исследованиям ученых, среди которых Л.H. Афонин, В.И. Беззубов, JI.A. Иезуитова, В.А. Келдыш, В.Н. Чуваков и другие, андрееведение состоялось и стало значительной и перспективной областью филологической науки.
Леонид Андреев отставил очень богатое литературное наследие. В его писательском багаже и рассказы, и повести, и драмы, и публицистика и мн. др. Мировую славу Л. Андрееву принесли его рассказы. Читателей привлекала новизна тематики произведений Л. Андреева, своеобразие философских обобщений, глубина психологизма, необычные художественные средства изображения.
Большое значение для писателя Леонида Андреева имеют литературные традиции XIX века. Исследователи сравнивают его творчество с произведениями Л. Толстого, А. Чехова, но ближе всего он оказался к Ф. Достоевскому. Сам Андреев называл себя его последователем и преемником.
В связи с этим творчество такого многостороннего и глубокого писателя необходимо изучать в школе. Мир его героев является примером борьбы, стремления к светлой мечте, воспитывает милосердие и сострадание к бедным и униженным.
Новизна исследования заключается в стремлении рассмотреть творчество Л. Андреева в контексте философии экзистенциализма применительно к школьному изучению.
Цель нашей работы – раскрытие проблемы изучения творчества Леонида Андреева в современной школе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Проследить происхождение философии экзистенциализма, ее сущности как мировоззрения ХХ века.
2.Исследовать связь философии экзистенциализма и проблематики творчества Л. Андреева.
3.Определить основные художественные особенности творчества Леонида Андреева.
4. Раскрыть проблемы преподавания творчества Леонида Андреева в школе.
Объект исследования – творчество Леонида Андреева в свете экзистенциальной проблематики.
Предмет исследования – преподавание творчества Леонида Андреева в школе с учетом современных литературоведческих исследований.
Методы исследования: В работе используются историко-литературный, сравнительно-типологический методы исследования. Целостный и фрагментарный анализ привлекаются автором в зависимости от целей и задач исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Задачи, сформулированные перед учителями современной школы, дают право утверждать, что главная роль в воспитании гармонично развитой личности принадлежит именно литературе. Сегодня общеобразовательная школа стоит на пути пересмотра устаревших форм и методов обучения и воспитания, а также возвращения старых и незаслуженно забытых имен русской литературы, среди которых отдельное место занимает имя Леонида Андреева.
Леонид Николаевич Андреев – своеобразный писатель, который обладал необычным и очень интересным взглядом на мир, уникальным стилем. В его прозе ставились сложные и вечные вопросы бытия — добро и зло, предназначение человека, жизнь и смерть.
Уникальность Андреева как художника в том, что он на протяжении всего своего творческого пути экспериментировал в поисках формы, чтобы наиболее точно передать свое трагическое мироощущение, свою боль и страхи.
Безоружность человека перед хаосом бытия очень волновала писателя, он до последнего дня искал возможность упорядочить этот хаоса. Он синтезировал реализм, экспрессионизм, модернизм, отожествляя себя со своими персонажами в поисках ответов.
Психологическое мастерство Андреева выявляется в сопоставлении с психологическим мастерством других писателей, как предшественников, так и современников. Обращение писателей начала века к глубокому исследованию духовного мира личности предваряется развитием философской мысли, исследующей не только «связную организацию душевных процессов», но и проявление существующих вне разума человека «древних инстинктов», и на базе сосуществования в человеке сознательного Я личности и бессознательного ОНО, строящих концепцию человека.
Сам писатель говорил и о свободе и о социальной справедливости и о вере в светлое будущее, но многие современники утверждали, что основной его мыслью всегда было ощущение потерянности, бесприютности, безысходности, которое он транслировал при помощи своих персонажей. Его герои часто попадали в кризисные безвыходные ситуации, единственным выходом из которых являлась смерть.
Андреев воспринимал происходящую с ним и с героями рассказов действительность, как ужас, бессмыслицу, не мог отыскать ответы на многие вечные философские вопросы.
Несмотря на сложность и неоднозначность проблем, которые писатель ставил в своих произведениях, он, прежде всего, провозглашал ценность жизнь, призывал читателя к размышлениям о том прекрасном, что есть в мире.
Изучение теоретико-методической литературы по проблеме исследования, работы методистов и опыт учителей-практиков подсказали нам один из путей эффективного изучения творчества Л.Н. Андреева — целостное, системное изучение рассказов писателя с учетом их художественной ценности и жанровых особенностей, с использованием материалов родной литературы и культуры, способствующее развитию творческих и интеллектуальных возможностей школьников. Различные аспекты данной проблемы исследуются передовыми учителями школы, опыт которых подтверждает правильность выбранного нами пути.
В процессе изучения творчества JI. H. Андреева — мы обращались к материалам родной литературы, идейно-тематическая общность которых с произведениями обусловлена сходством позиций по отношению к решающим проблемам жизни (тема детства, стремление детской души ко всему светлому, прекрасному, изображение контрастного мира богатых и бедных) в рассказах Л.Н. Андреева «Петька на даче», «Гостинец», «Ангелочек».
Исследование подтвердило целесообразность системного изучения рассказов Л.Н. Андреева 5-11 классах школы, так как отобранные нами для уроков внеклассного чтения произведения относятся к периоду раннего творчества Андреева (1898-1901г.) и получили высокую оценку критиков и многих известных русских писателей. Поздние философские искания в художественном творчестве Л.Н. Андреева под силу не всякому школьнику, поэтому знакомство с небольшими по объему эпическими произведениями в 6-10 классах позволило закрепить в учащихся навыки анализа художественного текста, восполнило имеющийся «пробел» в программе между 5 и 11 классами.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
1.1.Происхождение экзистенциализма и его основные представители
Говоря о каком-либо философском учении, очень важно знать историю его зарождения и развития. Экзистенциализм как философское направление возник после первой мировой войны. Пережив сильнейшие потрясения, люди задались вопросом, в чем смысл жизни человека, многие жили в постоянном страхе, не были уверены в завтрашнем дне. Философия экзистенциализма сосредоточивала свое внимание именно на этих моментах: существовании человека, его судьбе, при этом, экзистенциалисты не призывали бороться с волнениями и страхом, а наоборот, превозносили их.
Первенство разработки антропоморфной модели общества принадлежит Томасу Гоббсу. Рассматривая человека в «естественном состоянии», философ Томас Гоббс утверждал, что жизнь такого человека была бы «одинокой, бедной, неприятной и жестокой» [12, c. 73]. «Естественное состояние» по Гоббсу – это такое состояние, в котором отсутствует личный интерес, права и соглашения – все это мешало обществу развиваться. Жизнь строилась по принципам анархии, люди в «естественном состоянии» были аполитичны и асоциальны.
Если бы человек жил в естественном состоянии, где у каждого есть «право на все», как утверждает Гоббс, его жизнь была бы «опасной, жестокой и короткой», если бы над человеком не стояла политическая власть.
Сравнив общество с человеком, в своем «Левиафане» Гоббс пишет: «Что такое сердце, как не пружина? Что такое нервы, как не те же нити, а суставы – как не такие же колеса, сообщающие движение всему телу так, как этого хотел мастер?… Великий Левиафан, который называется Республикой или Государством и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан» [12, c. 127].
Считается, что родоначальником философии экзистенциализма был С. Кьеркегор. Именно он выдвинул тезис о невозможности постижения бытия путем рационального познания. Изначально Кьеркегор выступил против системы Гегеля, отвергая ее законченную, замкнутую конструкцию. Он писал: «Система бытия невозможна, … система и завершенность соответствуют друг другу; бытие же как раз противоположно этому» [22, c. 12].
В отличие от всей немецкой классической философии, проповедовавшей объективность и отвергавшей личностное как неистинное, Кьеркегор ставит в центр интересов своей философии субъективное, личность. Именно личность, по Кьеркегору, обладает подлинным существованием. Отсюда и произошло слово экзистенциализм – экзистенция — значит существование. Экзистенциализм, или философия существования, — крупнейшее направление философии XX в., формировавшееся как реакция на рационализм предшествующей философии, усилие преодолеть ее гносеологизм.
Его основная цель — разработать нередукционистскую философию человека, которая учитывала бы фундаментальную специфичность человеческого бытия в мире и рассматривала бы человека — единичного, конкретного существующего в его реальной ситуации в мире, «среди вещей и Других» — под знаком его онтологической самосущественности, незаместимости и конститутивности. Поэтому нередко экзистенциализм называют «философией человека», направленной против «философий разума и идей».
Человеческое существование на Земле становится центральной категорией пропагандированного датским мыслителем учения. Личность человека утверждает себя в своей неповторимости и индивидуальности через внутренний выбор конкретным человеком какого-либо из путей, возможных в конкретной жизненной ситуации.
Идеи Кьеркегора легли в основу экзистенциализма и в новой философии приобрели обновленную форму. Например, выдвинутая Кьеркегором идея отчаяния, которое приближает человека к Богу, продолжилась в идее несвободы от собственного несовершенства, выдвинутой экзистенциалистами.
Была близка последователям Кьеркегора и категория страха человека. Датский мыслитель рассматривал страх как последствие осознания человеком неотвратимости смерти, а экзистенциалисты, как уже отмечалось, исходили из реальных трагических событий первой мировой войны.