Учитель технологии Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Творческий проект, как средство познавательной активности учащихся по предмету «Технология»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательной активности 6
1.1. Проблема формирования познавательной активности в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Понятие «творческий проект», «проектная деятельность» в психолого-педагогической литературе 17
1.3. Формирование познавательной активности учащихся в процессе проектной деятельности 24
Вывод по первой главе 30
Глава 2. Формирование познавательной активности учащихся МОУ СОШ № 1 г. Комсомольска-на-Амуре 32
2.1 Применение творческого проекта для формирования познавательной активности учащихся по предмету «Технология» 32
2.2 Формирование познавательной активности школьников средствами проектной деятельности на уроках технологии в 7 классе 37
2.3. Развитие познавательной деятельности через использование метода проектов при изучении темы «Конструирование ночной сорочки» в 7 классе 40
Вывод по второй главе 53
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения 60
Приложение 1 60

 

  

Введение:

 

Основной задачей в решении проблемы увеличения эффективности и качества образовательного процесса является активизация обучения обучающихся. Ее особенное значение заключается в том, что преподавание, являясь рефлексивно-преобразующей деятельностью, ориентировано не только к восприятию учебного материала, но и к формированию отношений обучающегося к самому познанию. Преобразующая природа деятельности всегда связана с деятельностью субъекта. Знания, приобретенные в уже готовом виде, чаще всего, влекут за собой затруднения у обучающихся в их использовании к объяснению наблюдаемых явлений и решению определенных задач. К числу одних из значимых недостатков знаний обучающихся можно отнести формализм, проявляющийся в отрыве усвоенных обучающимися теоретических основ от умений применять их в практической деятельности.
Такие ученые как Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И.Д. Чечель в своих работах раскрывают потенциал проектных работ для развития познавательной активности школьников. Пути активизации познавательного интереса на основании возрастных особенностей обучающихся и возможностей содержания учебного предмета изучали В.И. Агарков, М.В. Богданова, Г.И. Щукина.
Многие педагоги и психологи анализируют условия, необходимые для формирования и развития познавательных интересов, специальных способностей, в том числе творческой, творческой деятельности школьников (М. Воллах, Л.С. Выготский, Н. Коган, А.А. Нестеренко, Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина, А.Н. Фомин).
Познавательная активность человека – это очень трудный процесс взаимных действий внешнего и внутреннего условия. Внешние воздействия – это определяющие воздействия в становлении познавательной деятельности человека, однако с развитием сознательности человека, утверждением направленности его личности, большим значением в его деятельности обладают внутренние условия: опытные знания, мировоззрение, интерес и потребность. Данные факторы в своем противоречивом единстве и формируют направленность в деятельности индивида, которая оказывает воздействие на все становление психологических процессов человека.
Активная познавательная деятельность человека не может существовать без постоянного внимания с его стороны к совокупности законов и явлений окружающей среды. Познавательная активность человека всегда взаимосвязана с каким-то объектом, задачей, всегда обладает целью – прежде всего, на к тем предметам и явлениям, которые имеют жизненно важное значение и интересны человеку.
Существуют разные методы активизации познавательной деятельности учащихся, к числу одних из них относят метод проектов.
Объект исследования: технологическая подготовка учащихся.
Предмет исследования: процесс активизации познавательной деятельности учащихся посредством метода проектов на уроках технологии.
Цель исследования: определить и теоретически обосновать педагогические условия активизации познавательной деятельности школьников посредством метода проектов на уроках технологии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть проблему формирования познавательной активности в психолого-педагогической литературе;
 изучить понятие «творческий проект», «проектная деятельность» в психолого-педагогической литературе;
 проанализировать формирование познавательной активности учащихся в процессе проектной деятельности;
 исследовать применение творческого проекта для формирования познавательной активности учащихся по предмету «Технология»;
 исследовать формирование познавательной активности школьников средствами проектной деятельности на уроках технологии в 7 классе;
 проанализировать развитие познавательной деятельности через использование метода проектов при изучении темы «Конструирование ночной сорочки» в 7 классе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что исследован и систематизирован материал по проблеме формирования познавательной активности обучающихся, влияния творческих проектов на становление познавательной активности обучающихся по предмету «Технология».
Практическая значимость исследования состоит в разработке уроков с выполнением творческого проекта по технологии при изучении темы «Конструирование ночной сорочки» в 7 классе для активизации познавательной деятельности школьников. Представленный материал может использоваться учителями школ как обсуждение методических аспектов и организации деятельности учащихся на уроках и во внеклассных мероприятиях по технологии.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Большую роль в осознании, освоении и формировании познавательного интереса у обучающихся играют педагогические средства обучения и воспитания, в том числе детское проектирование. Оно позволяет максимально реализовать инициативность и самостоятельность детей, развивает любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения и в целом познавательный интерес.
Для обучающегося проект – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутые результаты. Это деятельность, направленная на формирование и развитие познавательного интереса. А для педагога образовательный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.
Метод проектов – это совокупность приёмов, действий в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения лично значимой проблемы и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Творческий проект – это учебно-трудовая задача, активизирующая деятельность учащихся, в результате которой они создают продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.
Экспериментальная работа по формированию познавательной активности учащихся в процессе проектной деятельности проводилась на базе МОУ СОШ № 1 г. Комсомольска-на-Амуре в 7 классе.
Констатирующий этап экспериментальной работы был проведен с целью определения исходного уровня познавательного интереса обучающихся. В исследовании приняли участие 18 учащихся 7 класса.
С целью последующей обработки полученных результатов, а также достижения количественного показателя определяем наличие 3 уровней познавательного интереса: низкого, высокого и среднего.
В связи с определением уровня развития познавательных интересов у школьников использовалась методика А.А. Горчинской. Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют о преобладании среднего уровня познавательной активности обучающихся. Эти результаты легли в основу разработки содержания формирующего этапа эксперимента. Формирующий эксперимент должен учитывать основы проектной деятельности, выделенные в теоретической части исследования.
На формирующем этапе экспериментальной работы нами была составлена разработка 2 уроков при изучении темы «Конструирование ночной сорочки» в 7 классе.
Применение метода проектов повышает вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной. Развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Таким образом, цель, поставленная в работе, была достигнута, а задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования познавательной активности

Развитию познавательной активности учащихся могут способствовать множество различных факторов. Современные школьники заинтересованы в получении практико-ориентированных знаний. Творческий проект – это один из способов решения этой задачи. Основная задача данной главы является изучение теоретических основ формирования познавательной активности школьников.

1.1. Проблема формирования познавательной активности в психолого-педагогической литературе

Деятельность учащихся была предметом исследования выдающихся психологов – А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, которые основали теорию деятельности или деятельностный подход. Эта школа советской психологии была основана на культурно-историческом подходе Л.С. Выготского [10]. По мнению А.Н. Леонтьева, деятельностью является действительная взаимосвязь субъектов с объектами, в которую необходимым образом подключена психика.[24]
Дифференциация деятельности в самом образовательном процессе привела В.И. Загвязинского к неизбежности разделить термины «учебной деятельности» и «познавательной деятельности», которые иначе выражены термином «учение» [17].
При этом «учение» можно понимать, в соответствии с Е.С. Полат, как более широкий процесс деятельности обучающихся по получению знаний, умений, навыков, преследующий обучение разным видам деятельности, не только познавательной. Между тем данную деятельность нельзя абсолютно отождествлять с познанием, которое в результате открывает новую истину. В учебном же познании реализуется только приобщение к истине, уже открытой человечеством.[31]
По мнению Г.И. Щукиной познавательная деятельность воспринимается следующим образом: «В образовательном процессе познавательная деятельность обучающихся – обучение – являет собой труднейший процесс перехода обучающихся от незнаний к знанию, от случайного наблюдения, почерпнутого в опыте жизни и из разрозненных сведений, полученных от взрослого или через средства массовых коммуникаций (радио, фильмы, телевидения), к системе познания».[42]
Р.С. Немов утверждал, что в процессе учебной деятельности обучающиеся проявляют определенную активность, ориентированную на приобретение знания, умения. В процессе реализации разных видов деятельности у обучающихся появляются новые качества психического развития – психическое новообразование. Это новообразование заключается в проявлении у обучающихся новых отношений, новых позиций к изучаемым объектам. Данные отношения и являются познавательной активностью обучающегося.[28]
В структуре познавательной деятельности учащихся, как утверждал в своих работах В.С. Юркевич, можно определить несколько составляющих: познавательный мотив и интерес, волевую саморегуляцию, а также знание, умение и навык [44].
В процессе обучения первостепенным значением обладает мотивация. на что указывается большинством авторов. К примеру, И.П. Подласый указывает, что мотивы обучения, вместе с осознанием целей и интересов к учению, создают максимальное воздействие на результаты обучения [30].
В работах Ю.Л. Коломинского приводится пример воздействия мотивации на взаимоотношения человека с поставленной задаче.[23]
Образовательная мотивация определяется Е. П. Ильиным как особый тип мотивации, включенный в образовательную деятельность. Воспитательным мотивом является ориентация обучающегося на некоторые стороны воспитательной работы, основанные на внутреннем отношении обчающегося к ней. [20]
Существует несколько подходов к классификации учебной мотивации. В зависимости от источников мотивации В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Л.М. Фридман подразделяют мотивацию на внешнюю и внутреннюю [3, 7, 38].
Внутренний, личностный тип мотивация, по мнению В.Г. Асеева, взаимосвязан с необходимостью в личном совершенствовании индивида, с осуществлением его духовных ценностей и идеалов, напрямую направлен на становление личности, способностей, нравственный и интеллектуальный рост. Внешний, ситуативный тип мотивации не касается глубинной основы личности человека, не предназначен для его личного совершенствования.[3]
К внутренним мотивам В. Г. Асеев относит: интересы к содержанию изучаемых материалов, стремления к более глубокому и широкому усвоению учебного материала, стремления преодолеть сложности в обучении и получению чувства удовлетворенности и радости от достигнутого. Внешними мотивами являются: желание достигнуть поощрения либо избежать неприятности, стремления завоевать авторитет среди ровесников, понимание потребности выполнять свой долг как ученика и др. [3]
Существует также классификация по широте содержания мотивов, другими словами по отношению к цели и источнику появления. К примеру, А.К. Маркова определяет такие категории мотивов: понимание обучения как необходимой подготовки к работе, от желания быть полезным в коллективе; познавательная потребность, желание узнать что-то новое, неизвестное; привычка к систематическому знанию, стремление к самообразованию; мотивы личного успеха.[26]
Р.С. Немов определяет несколько типов учебной мотивации, основанной на отношении к приобретенным знаниям, умениям и навыкам: релевантную (связанную с наличием у обучающегося непосредственного интереса к приобретенным знаниям, навыкам и навыкам) и нерелевантную (основанную на других мотивах, побуждающих человека приобретать соответствующие знания, умения и навыки).[28]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы