Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Творческие работы на уроке русского языка в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Творческие основы исследования 6
1.1 Творческие работы по русскому языку: виды и характеристики 6
1.2. Основы творческой деятельности младшего школьника 15
1.3. Анализ комплектов для начальной школы по русскому языку с целью выявления творческих работ 21
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Содержание работы по развитию интереса к русскому языку 31
2.1. Определение развития интереса к уроку русскому в начальной школе 31
2.2. Организация творческих работ с целью повышения интереса в учащихся………………………………………………………………………….36
2.3. Результативность опытно-педагогической работы 46
Выводы по Главе 2 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 57
Введение:
Актуальность исследования. Одной из основных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию ребенка в общество, является формирование ориентации на творческую деятельность. Человек может успешно жить и полноценно действовать в обществе, если он способен самостоятельно выйти за рамки «стандартного набора» знаний, навыков и научиться принимать самостоятельные решения. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания.
В школе необходимо учить творчеству, то есть развивать способности учащихся и стремиться находить решения возникающих образовательных и внешкольных проблем, фокусироваться на самоопределении и самореализации. А поскольку творчество — это создание объективно или субъективно нового, для детей личная новизна их творческой активности важна на каждом уроке образовательного процесса, включая урок русского языка. Человеку с творческим мышлением легче не только сменить профессию, но и найти творческий «изюминку» в любом бизнесе, что всегда приводит к высоким результатам в любой деятельности. Одним из шагов к этому является реализация творческой работы на уроках русского языка в начальной школе.
Но, несмотря на то, что существует материалы исследований, которые раскрывают лингвистические, методологические и психологические основы развития речи ученика, большинство учителей испытывают трудности с организацией этого процесса, поскольку современные ученики невыразительны, однообразны или завалены нелитературными словами. Ответы детей на уроках, письменные творческие работы указывают на скудость словарного запаса, ограничение способности усваивать слова, близкие и противоположные по значению, чувствовать и понимать образные значения слов. В таких условиях использование учебно-методических комплексов, направленных на развитие познавательных и творческих способностей, жизненно важно в современной школе.
Хорошую возможность для применения творческих заданий дают уроки русского языка. Язык — это богатый материал для выражения своих мыслей, он характеризуется не только разнообразием средств, но и высокой степенью образов. Знакомясь с произведениями классиков и даже используя язык в повседневном общении, ребенок усваивает многогранность и красоту родного языка.
В научной литературе много работ, отражающих лингвистические, методологические и психологические аспекты работы над творческими заданиями (работы Т. Г. Рамзаева, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львовой, С. М. Коломиеца, Г. И. Щукина и др.). Актуальность работы заключается в повышенном внимании к творческим работам, которые развивают мышление и повышают грамотность учащихся.
Объект исследования: учебная деятельность учащихся при выполнении творческих работ на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: творческие работы на уроке русского языка в начальной школе
Цель исследования: выявить эффективную систему творческих работ для уроков русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать учебники русского языка с точки зрения содержания в них творческих заданий.
3. Апробировать систему творческих заданий и проверить её эффективность, сделать выводы.
Гипотеза: выполнение творческих работ способствует повышению языковой и речевой грамотности детей и развитию интереса к изучению русского языка.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; организация целенаправленной экспериментальной работы, включающей в себя наблюдение, изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
Мы пришли к выводу, что особая роль в организации творческой деятельности ребенка принадлежит начальной школе. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения.
Начальная школа является неотъемлемой частью всей системы непрерывного образования. Учителя начальных классов призваны обучать детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке независимого человека, владеющего инструментами саморазвития и самосовершенствования, способного находить эффективные способы решения проблем, искать нужную информацию, мыслить критически , вступайте в обсуждение, общение.
Анализ психолого-педагогической литературы (П.П. Блонский, Д.Б. Богоявление, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) позволяет определить творчество как процесс улучшения личности, мышления, сознания, интеллекта; постоянное желание создать что-то новое. Тяга к творчеству — не врожденное качество, а результат воспитания, его можно превратить в средство формирования творческой активности младших школьников, средство формирования потребности в обучении, в приобретении знаний.
Творческая деятельность — это развитие и формирование у детей таких качеств, как наблюдательность, коммуникабельность, речевая активность, память, изобретательность, привычка анализировать и понимать факты. Предпосылками для творчества являются: мир эмоций, умение вовлекаться, развитие познавательных интересов и воображения.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческого потенциала человека. Именно в этом возрасте закладываются духовные и нравственные основы человека, знания и умения, усваиваются нормы поведения, ценности, реализуются отношения между ребенком и миром. В этот период формируются такие психологические новообразования, как произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, т. е. способность ребенка мыслить и осознавать свое «я».
В практике преподавания русского языка сложились довольно специфические виды творческих работ. К творческим работам относится творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант творческое изложение, творческое сочинение, синквейн. Все эти виды работ должны выполняться в определенной системе, начиная с тех, которые требуют меньше независимости от учащихся.
Творческие работы способствуют росту мотивации к обучению, выступают средством повышения интереса и активности младших школьников, развивают творческий потенциал учащихся. Поэтому творческая работа должна прочно войти в структуру урока русского языка в начальной школе. Они помогают создать атмосферу интереса на уроке, ситуацию успеха, которая способствует общему развитию детей.
В программах русского языка для начальной школы большое внимание уделяется видам творческих работ. Эти программы предусматривают систематическую воспитательную работу по обучению созданию текстов, относящихся к разным типам речи.
В ходе практической работы проводились диагностические методики с учащимися 2 класса. Результаты наблюдения учебной деятельности и анкетирования показывают низкий уровень формирования познавательного интереса к урокам русского языка. На констатирующем этапе они пришли к выводу, что проблема повышения интереса к русскому языку в школе актуальна, необходимо использовать средства стимулирования активности учащихся на уроках, в которые также входит дидактическая игра.
Для определения уровня формирования знаний, умений и навыков в грамматике и правописании была предложен диктант с грамматическим заданием. Результаты диктанта свидетельствуют о том, что уровень формирования знаний, навыков по русскому языку в контрольных и экспериментальных классах невысок.
На основании полученных результатов мы пришли к выводу, что для повышения интереса младших школьников к занятиям русским языком знаний, умений и навыков необходимо использовать творческую работу. На контрольной стадии выявлены изменения в уровнях формирования познавательного интереса младших школьников к занятиям по русскому языку.
Таким образом, мы пришли к выводу, что использование творческих работ на уроках русского языка развивает и формирует интеллектуальные и творческие способности учащихся, повышает интерес к урокам русского языка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Творческие основы исследования
1.1 Творческие работы по русскому языку: виды и характеристики
Для нового этапа развития современного российского образования характерны серьезные качественные изменения, затрагивающие структуру и содержание обучения, что обусловливает совершенствование системы методов и средств, кардинально меняет ориентиры всего образовательного пространства. На первый план выдвигается необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, формирующей базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, развивающей индивидуальные способности обучающихся, их познавательный интерес и способность самостоятельно выполнять исследовательские задания. В учителей появилась возможность выбрать наиболее оптимальные и эффективные методы и технологии обучения. В условиях внедрения новых образовательных стандартов учителя начальных классов наряду с традиционными методами и приемами применяют и творческие виды заданий для осознанного, самостоятельного изучения языковых единиц [10].
Современное обучение русскому языку ребенка младшего школьного возраста не мыслится без целенаправленной работы по развитию его творческих способностей, активизации мыслительной деятельности посредством выполнения заданий творческого характера.
В практике преподавания русского языка сложились вполне определенные виды творческих работ. В то же время следует отметить, что отдельные преподаватели, методисты и психологи по-разному определяют понятие «творческая работа».
Итак, Т.С. Панфилова рассматривает письменную работу по тексту с пропущенными буквами, слогами, работу с искаженным текстом, придумывая предложения, используя ту или иную грамматическую форму, как творческую работу. Некоторые авторы считают даже подчеркивание суффиксов творческой работой.
Другие, в частности Н. Д. Левитов, сужают эту концепцию. Творчески он предлагает понять такую деятельность, в результате которой приобретается что-то новое, оригинальное, выражающее индивидуальные наклонности, способности и индивидуальный опыт ученика.
Полнее понимают творческие работы Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, И.Я. Лернер, В.Г. Разумовский, В.Е. Мамушин, И.Г. Овчинникова и другие. И.Т. Огородников видит элементы творчества школьников, прежде всего, в раскрытии новых аспектов изучаемых ими явлений, в выражении своего мнения, в использовании более совершенных методов решения поставленных вопросов. Творческая деятельность учащихся, пишет Б.П. Есипов, не ограничивается только приобретением нового, она включает в себя создание нового [17].
Нет единого мнения в определении сущности такого вида творческой работы, как творческий диктант, который подчеркивает принадлежность к работам творческого характера. Итак, Н.С. Поздняков классифицирует два вида упражнений, связанных с творческим диктантом: составление отдельных предложений с использованием заранее заданных орфограмм (одного и того же типа или разных типов), лучшие из которых продиктованы и записаны; составление связанных текстов с использованием заранее заданных орфограмм [11].
M.Ф. Ушаков, Т.А. Ладыженская и некоторые другие авторы выделяют два вида упражнений, связанных с творческим диктантом: вставлять слова и фразы; творческий диктант с заменами.