Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 8
1.1. Понятие «творческая деятельность» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Педагогические условия организации творческой деятельности младших школьников в системе литературного образования 23
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Исследование процесса организации творческой деятельности младших школьников 31
2.2. Методическая работа по организации творческой деятельности детей в системе литературного образования младших школьников 38
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы, анализ результатов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Введение:
Актуальность исследования. Современные стандарты в образовании, следуя за стремительно развивающимися производственными, научными и культурными процессами, породили новые тенденции в отечественной педагогике: поворот от традиционной модели обучения к личностно-ориентированной.
Необходимость реализации личностных образовательных моделей на практике коренится в соответствии с законодательством Российской Федерации и рядом законодательных актов Министерства образования Российской Федерации. Личностно-ориентированное обучение должно помочь детям в полной мере осознать свои личностные качества и раскрыть творческий потенциал.
Прежде всего, личность проявляется в творчестве, в создании новых духовных и материальных ценностей. А творчество является мощным источником личностного развития. Эта позиция обоснована и развита в работах отечественными психологами – Д.Б. Богоявленская [8], В.В. Давыдов [19], В.Н. Дружинин [23], В.П. Зинченко [25], Я.А. Пономарев [51], А.И Савенков [57] и др.
Проблема творческой активности в педагогике тесно связана с ответом на вопрос о том, возможно ли научить детей творчеству и, если возможно, то какими методами. Г.С. Альтшуллер считает, что творчеству можно научиться [2]. Для достижения этой цели необходимо понимать и контролировать механизмы, с помощью которых осуществляется эта деятельность. И.П. Волков считает, что все дети в целом обладают творческими способностями и взрослые должны поощрять их к творчеству в различных сферах [12]. Основной задачей педагога является создание условий для творческой деятельности, побуждение детей к их творческой активности.
Творческая деятельность обладает огромным педагогическим потенциалом, который до сих пор является недостаточно исследованным. В рамках организации творческой деятельности обеспечивается становление личности обучающегося.
Урок литературного чтения – это такая форма обучения, основной целью которой является введение обучающихся в мир художественной литературы и оказание педагогической помощи ему в осмыслении образности словесного искусства, используя опору на смежные виды – музыку, рисование, инсценирование (драматизацию), подключение элементов и подходов, характерных для киноискусства. Литературное развитие школьника связано, в первую очередь, с формированием способности к полноценному восприятию художественных произведений. Каждый отдельный урок литературного чтения представляет собой встречу обучающегося с новым литературным произведением, новым интересным миром, новыми способами познания окружающего мира, новыми авторами.
Организация творческой деятельности в системе литературного образования заслуживает самого пристального внимания, так как обладает огромным педагогическим потенциалом. Использование различных видов художественно-творческой деятельности на уроках литературного чтения обеспечивает воспитание обучающегося-гуманиста, ценителя прекрасного, готового жить в мире с собой и людьми, помогает формировать у обучающихся правильные ценности, культуру чувств, мыслей, поведения, сформировать читательский интерес, грамотность письменной и устной речи.
Независимо от направления исследований, ученые сходятся во мнении, что творческая активность детей возникает и развивается при определенных условиях. Однако эта проблема до сих пор не решена полностью. Д.Г. Левитес считает, что одна из причин этого явления кроется в недостаточном технологическом развитии образования, ориентированного на творческое развитие детей [39].
Возникает противоречие между необходимостью развития творческой деятельности школьников и недостаточной методической разработкой данного вопроса.
Данное исследование представляет собой попытку определить условия для организации творческой деятельности младших школьников на уроках «Литературного чтения».
Цель исследования: определить условия организации творческой деятельности младших школьников в системе литературного образования.
Объект исследования: процесс творческой деятельности младших школьников.
Предмет исследования: организация творческой деятельности младших школьников в системе литературного образования.
Гипотеза исследования: творческая деятельность младших школьников в системе литературного образования, будет эффективной если:
1) будет разработана система заданий, направленных на развитие творческой деятельности младших школьников;
2) педагог целенаправленно и систематически будет использовать задания по развитию творческого мышления в системе литературного образования.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие «творческая деятельность» в психолого-педагогической литературе.
2) Выявить педагогические условия организации творческой деятельности младших школьников в системе литературного образования.
3) Провести исследование организации творческой деятельности младших школьников.
4) Описать методическую работу по организации творческой деятельности детей в системе литературного образования младших школьников.
5) Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили:
— концепции личностно-ориентированного обучения (Ш.А. Амонашвили [3], И.С. Якиманская [75] и др.);
— психологические теории творчества как главного условия личностного развития (В.Н. Дружинин [23], Д.Б. Богоявленская [8], В.Т. Кудрявцев [35], З.Н. Новлянская и А.А. Мелик-Пашаев [46], А.И. Савенков [57], Я.А. Пономарев [51], Е.Л. Яковлева [76]);
— педагогические теории организации детской творческой деятельности (И.П. Иванов [26], И.П. Волков [13], В.А. Левин [38], А.И. Савенков [57]).
Методы исследования. В качестве теоретических методов использовались: анализ психологической и педагогической литературы. В качестве эмпирических методов использовались: опытно-экспериментальная работа; наблюдение за детьми в ходе экспериментальной работы; интервьюирование и тестирование детей и педагогов, анализ детских творческих работ, количественные методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная база: МБОУ СОШ № 3, городской округ Подольск, Микрорайон Климовск.
Теоретическая значимость исследования: разработаны и опробованы педагогические условия организации творческой деятельности младших школьников в системе литературного образования.
Практическая значимость исследования. Предложенная модель организации творческой деятельности младших школьников на уроках «Литературного чтения» может быть использована учителями начальных классов для активизации творческой деятельности школьников, а также в рамках учебного процесса по подготовке и будущих педагогов и курсов повышения квалификации.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Заключение:
В ходе данного исследования были решены следующие задачи:
— рассмотрено понятие «творческая деятельность» в психолого-педагогической литературе.
Теоретические исследования показали, что творческая деятельность младших школьников традиционно понимается как продуктивная форма деятельности по овладению творческим опытом познания, созданию и модификации объектов материальной и духовной культуры во взаимодействии с учителем на занятиях.
Одна из главных задач современной школы – создание условий для формирования личности, что подразумевает вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, создание атмосферы сотрудничества, постоянное совершенствование как интеллектуальных, так и творческих способностей. Это обеспечивает компетентностный подход, направленный на формирование целостной системы знаний и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности. Наибольшего эффекта в решении проблемы формирования и развития общекультурных компетенций можно достигнуть только при умелой организации творческой деятельности младших школьников.
— Выявлены педагогические условия организации творческой деятельности младших школьников в системе литературного образования.
Показано, что развитие творческих способностей младших школьников на курсах литературного чтения включает в себя следующие этапы:
1. Постановка конкретных целей по развитию творческих способностей.
2. Определения текстов и заданий, которые могут быть использованы на уроках для формирования творческой деятельности.
3. Введение в ход урока творческих заданий, которые стимулируют литературно-творческие способности учащихся.
Творческие задания должны включать поиск решений, переосмысление вариантов решения, выбор средств и приемов с использованием комбинированных методов, вовлекающих в творческий процесс.
Система творческих заданий должна отвечать следующим требованиям:
1. Творческие познавательные задания должны способствовать развитию воображения, памяти и внимания;
2. Задания должны быть в учетом возрастных особенностей учащихся;
3. Система работы должна способствовать развитию любознательности, формированию творческой активности, умению выдвигать и аргументировать творческие идеи.
Анализ научно-методической литературы и изучение передового педагогического опыта позволяют определить наиболее эффективные виды заданий творческого характера на урока литературы, это театрализация, составление кроссвордов, литературные диктанты, составление характеристик героев, творческие сочинения.
— Проведено исследование организации творческой деятельности младших школьников.
Исследование процесса организации творческой деятельности младших школьников показало, что на уроках литературного чтения учителя начальных классов редко включают в ход урока Творческие задания.
В большинстве случаев, это задания на чтение произведений с выражением по ролям и иллюстрирование прочитанных произведений. В 3-4 классах дети пишут небольшие творческие сочинения. Только в одном из четвертых классов преподаватель раз в четверть совместно с детьми организовывает театрализованные представления по литературным произведениям.
Творческие задания педагоги предлагают на уроках «Окружающего мира», ИЗО и, иногда, на уроках русского языка.
— Описана методическая работа по организации творческой деятельности детей в системе литературного образования младших школьников.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы стали включать в ход уроков следующие виды заданий творческого характера:
Театрализацию
Сочинение сказок с таким же началом и аналогичными персонажами.
Составление кроссвордов.
Работу с различными источниками информации (сообщение об авторе произведения, подготовка выставки книг и. т.п.)
Составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение и картину.
Литературный диктант.
Творческие сочинения.
Словотворчество (сочинение и инсценировка сценок).
«Общее стихотворение» (совместное сочинение стихотворений).
«Живые картинки» (пантомима).
— Проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы.
Анализируя полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные, мы можем отметить, что общий уровень развития творческих способностей в экспериментальном классе вырос. Низкий уровень снизился на 15%, в то время, как высокий вырос на 19%. Средний уровень снизился на 4% за счет увеличения числа учащихся, показавших высокий уровень.
Результаты диагностики в контрольном классе практически не изменились.
Результаты проведенного исследования говорят о достаточном уровне сформированности творческой деятельности школьников экспериментального класса. Данные положительные изменения свидетельствуют об эффективности разработанных заданий для стимулирования творческой активности детей.
Все предложенные задания могут с успехом использоваться в практике работы педагогов начальной школы.
Основные выводы исследования:
Творческая деятельность младших школьников в системе литературного образования младших школьников, будет эффективна если:
1) будет разработана система специальных заданий, направленных на развитие творческой деятельности младших школьников, описанная выше;
2) педагог целенаправленно и систематически будет использовать задания по развитию творческого мышления в системе литературного образования.
— Решающим условием организации творческой деятельности школьников в системе литературного образования является повседневная работа учителя с учетом интересов, способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление школьников, постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель учит «мыслить с пером в руках», формирует творческую личность.
Существенным условием организации творческой деятельности учащихся в литературном образовании является ежедневная работа преподавателя, учитывающая интересы, умения и возрастные особенности школьников. Развивая воображение и творческое мышления учащихся, постепенное формирование самостоятельности в ходе творческой деятельности над текстами художественных произведений, устных и письменных творческих заданий, педагог способствует формированию творческой личности детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие «творческая деятельность» в психолого-педагогической литературе
Из специализированной литературы известно, что деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов и удовлетворением требований к ним со стороны общества и государства. Без деятельности жизнь человека невозможна. В процессе деятельности человек познает окружающий его мир [34].
Для дальнейшего анализа проблемы исследования нам нужно дать определение понятию «творческая деятельность младших школьников». Традиционно оно трактуется как «продуктивная форма деятельности учащихся в начальной школе, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования предметов материальной и духовной культуры в процессе учебной деятельности, организованной в сотрудничестве с учителем» [59, с. 112]. Очевидно, что рассматриваемая концепция тесно связана с понятием «творчество», «творческая деятельность».
Мнения исследователей о том, что считается творчеством, противоречивые и неоднозначные. Так, в повседневной жизни творчеством называют, во-первых, деятельность в области искусства; во-вторых, строительство, создание, реализация новых проектов; в-третьих, научное познание, развитие ума; в-четвертых, мышления в высшей форме, выходящее за рамки того, что нужно для решения проблемы известными методами, проявляя свое воображение, что является условием мастерства и инициативы.
Общенаучные источники определяют творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда не бывшее ранее». Новизна, возникающая в результате творческой деятельности, может иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективный характер ценности признается для таких продуктов творчества, в которых раскрываются еще неизвестные законы окружающей действительности, устанавливаются и объясняются отношения между явлениями, которые считались связанными. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества сам по себе не является объективным, но выступает совершенно новым для человека, впервые создавшего этот продукт [49, с. 56-58]. Заметим, что к категории субъективных ценностей в основном попадают продукты детского творчества в сфере рисования, лепки, сочинения стихов и песен.
В исследованиях зарубежных ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов [16]. Следует также отметить, что способность творить – это одно из фундаментальных свойств человеческой деятельности; без творчества человека можно считать несостоявшимся. По мнению П. Торренса, в структуре творческой деятельности мы можем выделить восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку их модификации и анализ результатов [79, с. 664].